На земле Кузнецкой строился Запсиб
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Урок развития речи по русскому языку в 9 классе. Содержание урока направлено на подговку обучающихся к ГИА. Предлагаемый сценарий урока направлен на овладение девятиклассниками приемами сжатия текста. Прилагается презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon evraz-03.doc100 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №102»

ГРАНТОВЫЙ КОНКУРС  ЕВРАЗа

«Современные инструменты профориентации»

Номинация: «Урок по русскому языку для обучающихся 9 класса»

Разработка урока «На Земле Кузнецкой строился Запсиб»

                                                                                                                          

                                                                       Автор:

                                                                      Ковавлева Ольга  Ефимовна,                                                                                              учитель   начальных классов.

С положением о грантовом конкурсе ЕВРАЗа  «Современные инструменты

профориентации» ознакомлена  и согласна

г. Новокузнецк - 2012

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Аннотация                                                                                                  с. 3
  2. Разработка урока  «На Земле Кузнецкой строился Запсиб»                с. 4-6
  3. Методические рекомендации                                                                   с. 7
  4. Приложения                                                                                               с. 8-9
  5. Список использованных источников                                                        с. 10

 АННОТАЦИЯ.

        Новая форма итоговой аттестации в 9 классе включает задания, призванные проверить, умеют ли учащиеся понимать прочитанный текст и использовать информацию, содержащуюся в нем в качестве аргумента.

        Сжатое изложение «требует не просто мобилизации памяти школьника и сосредоточенности его на правописных нормах, но прежде всего структруированного восприятия содержания текста, умения выделить в нем микротемы, определять в них главное, существенное, отсекать второстепенное. Иными словами, сжатое изложение побуждает выполнить информационную обработку текста. При этом Востребованными являются не репродуктивные, а продуктивные коммуникативные умения, и прежде всего умение отбирать лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию» [1, с.5].

        Предполагается, что обучающийся может использовать различные приемы компрессии исходного текста – содержательные и языковые.

        Чтение текста – это задача, которую можно решить, если уметь правильно читать. Стремясь понять содержащуюся в тексте проблему, необходимо учитывать то, как текст организован: его стиль и жанр, тип речи и строение абзацев, структуру предложений. Важно научиться различать информацию главную и второстепенную, чтобы при сжатии исключить несущественное и второстепенное.

Предлагаемый сценарий урока направлен на овладение девятиклассниками приемами сжатия текста.

Для выпускников девятых классов важны не только успешная сдача экзамена, но и выбор дальнейшего жизненного пути. В выборе этого пути важную роль играет профориентационная работа в школе. Решение задач профориентации может осуществляться в различных видах деятельности обучающихся, в том числе и познавательной.

В целях оказания профориентационной поддержки в процессе подготовки девятиклассников к ГИА возможно использовать на уроках тексты, основанные на краеведческом материале, обеспечивающие профориентационную направленность.

Представляем Вашему вниманию урок развития речи по формированию навыков написания сжатого изложения на основе текста-воспоминания первых строителей Западно-Сибирского металлургического комбината «На Земле Кузнецкой строился Запсиб».  

        

ТЕМА: На Земле Кузнецкой строился Запсиб. Урок развития речи.

Цель: подготовка К ГИА: обучение видам сжатия текста.

Задачи:

  • создание оптимальных условий для овладения навыками написания сжатого изложения; для формирования навыков определения основной мысли, выделения микротем; для овладения орфографическими, пунктуационными, грамматическими нормами языка;
  • развитие образного мышления и речи, чувства языка, языковой памяти;
  • через краеведческий материал (воспоминания первых строителей Западно-Сибирского металлургического комбината) прививать обучающимся любовь и уважение к людям рабочих профессий, чувство гордости за малую родину.

Ход урока.

  1. Целеполагание.

Каждый урок – это не только подготовка к сдаче экзамена, но и подготовка к будущей жизни, к выбору своего жизненного пути. Вот и сегодня мы с вами задумаемся о нашем ближайшем и далеком будущем. Это, во-первых, успешная сдача экзамена, а, во-вторых, не нужно забывать, что наши жизненные успехи во многом  зависят от той сферы деятельности, которую мы выберем.

  1. Проверка домашнего задания. Подготовительная работа к восприятию текста.

Сообщение обучающегося об истории строительства завода. Рассказы детей о своих близких, работающих на заводе и об их профессиях.

  1. Работа с текстом.

- Итак, чтобы успешно справиться с написанием сжатого изложения Вам необходимо… (внимательно прослушать текст).

Выразительное чтение текста подготовленным учеником.

-  Что вы можете сказать об авторе текста? Каким вы его себе представляете?

- О чем вспоминает автор? (тема текста)

- Определите основную мысль прослушанного текста.

- Сколько в тексте микротем. Как вы их выделили?                

Обозначьте их на черновике в виде плана. В определении микротем употребите  профессиональную лексику.

-  Обсуждение планов.

1) Мотористка дробильного агрегата.

2) Яркие огни электросварки.

3) Самосвалы на дороге.

4) Приемщица гравия.

5) Работа бульдозера.

6) Зимние смены.

Часто вспоминаю о том, как я работала мотористкой дробильного агрегата. Три бригады работали на дробильном агрегате в три смены. Каждая бригада состояла из четырёх человек: машинист, дизелист, бульдозерист, мотористка. Все механизмы работали исправно, без поломок. Машинист и дизелист заведут свои машины и всю смену сидят в бытовке, греются около железной печки. А в конце работы выключают их. А у меня был свой «кабинет». Лебёдка, которая всю смену таскала ковш, наполненный гравием к бункеру дробильного агрегата, была обнесена только с трёх сторон досками. Они спасали меня от ветра. Крыша над головой спасала от дождя и снега. Четвёртая сторона, которая находилась впереди лебёдки, была открыта всем ветрам и вьюгам и давала прекрасный обзор.
           Вдали, в ночной темноте, сверкали яркие огни электросварки. Это монтажники выполняли и в третью смену взятые бригадой обязательства. Голубые огни электросварки – очень зрелищное явление.
           С левой стороны агрегата проходила дорога, по которой одни шофера возили на самосвалах бетон на строительные объекты. Другие шофера и в ночную смену привозили гравий из карьера и высыпали его из кузова самосвала на землю перед дробильным агрегатом, на котором я работала.
           Приёмщица гравия, стоявшая на огромной куче, отмечала у себя в тетрадке, сколько ходок сделали шофера. Одинокая фигура приёмщицы высвечивалась по ночам в свете фар автомобилей. Приёмщицы работали тоже в три смены, но ни с одной из них я не была знакома. Хотя и находились мы друг от друга на расстоянии 200 метров, но не было мысли познакомиться. Каждая из нас занималась своим делом. А в конце смены приёмщицу увозил домой кто-нибудь из шоферов. Мы же ездили в кузове брезентовой «будки».
           Мне было видно, как бульдозерист управлял бульдозером, рычание которого было слышно всю смену. Бульдозер подталкивал скатившийся булыжник в общую кучу, направляя гравий ближе к ковшу, который тянула моя лебёдка, или отодвигал надробленный щебень в сторону, освобождая место для работы другой смены.
            Но зимой, когда ночью мороз крепчал, да если ещё и с ветерком, то не спасали меня от лютого холода стёганые ватные штаны со всеми поддёвками, ни тёплая телогрейка, ни валенки большого размера, ни зимняя шапка. Посинев от холода, я работала всю смену. Показателем работы за смену была куча щебня.

(Из воспоминаний первостроителей)        

  1. Словарная работа.

Подготовленные обучающиеся знакомят со значением записанных слов.

Мотористка

Дробильный агрегат

Дизелист

Бульдозерист

Лебедка

Электросварка

Самосвал

Стеганые ватные штаны

Телогрейка

Объясните орфограммы.

  1. Работа над сжатием текста (компрессия).

  1. Вспомните три вида сжатия текста (объединение, исключение, замена). Напомните их особенности. При этом используйте памятку.
  2. Перечитайте первый абзац. Определите вид сжатия.

Объединение и исключение. Проверка на экране.

Часто вспоминаю о том, как я работала мотористкой дробильного агрегата. Рабочие трёх  бригад всю смену грелись в бытовке около железной печки. Мой «кабинет» - это лебедка, обнесенная с трех сторон досками. Четвертая, открытая сторона, давала прекрасный обзор. (36)

  1. Перечитайте второй абзац. Определите вид сжатия.

Исключение. Проверка на экране.

Вдали сверкали яркие огни электросварки. (5)

  1. Перечитайте третий абзац. Определите вид сжатия.

Объединение.

 Слева по дороге на самосвалах подвозили гравий. (7)

  1. Перечитайте четвертый абзац. Определите вид сжатия.

Исключение и замена. Проверка на экране.

Недалеко работала приемщица. Каждая из нас занималась своим делом. Не было  мысли познакомиться. (13)

  1. Над последними  абзацами поработайте самостоятельно.

Исключение.

Мне было видно, как бульдозер освобождал место для другой смены. (10)

Объединение и исключение.

Морозными зимними ночами никакая одежда не спасала от холода. (9)

Проверка.

Над последним  абзацем поработайте самостоятельно. Перечитайте шестой абзац.

 Составление памятки «Как писать сжатое изложение». (Приложение 2).

6. Послетекстовая работа.

Ещё раз прочитаем текст в авторской редакции.

А теперь  свои тексты.

В чем вы видите разницу? (При сжатии текста потерялась эмоциональность, авторская индивидуальность, выразительность).

Тогда нужно ли нам это умение – сжимать текст?

(Да, это нужно для успешной сдачи экзамена. А в жизни нужно уметь кратко, четко и лаконично передавать свои мысли)

VI. Подведение итогов.

Что нового дал Вам урок?

 VII. Домашняя работа.

Написать сочинение-миниатюру «Профессия, которая мне интересна». Объем Вашего сочинения должен быть не менее 70 слов.

Методические рекомендации.

        Предлагаемую разработку  можно использовать в качестве подготовки девятиклассников к государственной итоговой аттестации на уроках русского языка. До проведения данного урока необходимо провести занятия по овладению обучающимися способами сжатия текста. На этих  занятиях составляются памятки, которые станут «помощниками» при написании сжатого изложения.(Приложение 1)

        Предполагаемые результаты:

  • овладения практическими навыками информационной переработки  текста (компрессия исходного текста;
  • умение выразить информацию в краткой, логически стройной форме;
  • создание собственного продукта речевой деятельности (сочинение);
  • использование полученных навыков при подготовке сообщений, аннотаций, составления тезисов, конспектирования.

        Важное место занимает подготовительная работа. В подготовке и проведении урока активное участие принимают обучающиеся. По желанию ученики получают задания различной сложности и направленности. Это подготовка мультимедийной презентации об истории строительства Запсиба. Это словарная работа, направленная на расширение представлений о рабочих профессиях. Это интервью, взятые у родственников и знакомых. Выполнение индивидуальных заданий не только расширяет кругозор обучающихся, но и способствует развитию личностных, коммуникативных, регулятивных  и предметных способностей.

        Цель и конечный результат деятельности школы видится сегодня не только в «знаниях по предмету», умениях и навыках, компетенциях, но прежде всего в обретении подрастающим поколением нравственного фундамента, общечеловеческих ценностей и в дальнейшем успешной социализации в обществе. Сегодня особенно важно акцентировать профориентационную составляющую во всех предметах школьного курса, поднять на новый уровень воспитательную работу в школе и социальном окружении ребенка.

        Предлагаемую работу можно считать связующим звеном с внеклассной воспитательной  работой. Поэтому логическим  продолжением профориентационной направленности могут стать внеклассные мероприятия различного характера: классные часы, родительские собрания, встречи с ветеранами труда, экскурсии и др. Краеведческий материал, использованный на уроке, направлен на то, чтобы вызвать интерес к знакомству с родным городом,  историей завода и рабочими профессиями.

 

Приложение 1

Памятка

«Приемы компрессии текста»

Содержательные приемы компрессии:

  1. разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;
  2. свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Языковые приемы компрессии:

  1. Замены:

  • замена однородных членов обобщающим наименованием;
  • замена фрагмента предложения синонимичным выражением;
  • замена предложения или его части указательным местоимением;
  • замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;
  • замена сложноподчиненного предложения простым;
  • разбить сложное предложение на сокращенные простые;
  • перевести прямую речь в косвенную

  1. Исключения:

  • исключение повторов;
  • исключение фрагмента предложения;
  • исключение одного или нескольких синонимов.

  1. Слияния:

  • слияние нескольких предложений в одно.

                             

П

Приложение 2

Памятка

«Как писать сжатое изложение»

1. Внимательно прочитайте или прослушайте текст.

2. Определите его тему. Выделите в тексте существенные (т.е. важные, необходимые) мысли.

3. Найдите среди них главную мысль.

4. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей.

5. Озаглавьте каждую часть и составьте план.

6. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться.

7. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить.

8. Обдумайте средства связи между частями.

9. Переведите отобранную информацию на «свой» язык.

10. Запишите сокращенный «отжатый» текст на черновике.

Список источников:

  1. http://www.zsmk.ru
  2. Газарян С.С. Ты выбираешь профессию. – М.: Молодая гвардия, 1985.
  3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М.: Просвещение,1 990.
  4. Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссии по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов общеобразовательных учреждений 2008 года ( в новой форме). Русский язык. Федеральный институт педагогических измерений, 2008.
  5. Левченко О.С., Тишина Т.Н. «Готовимся к ГИА по русскому языку. 9 класс», Омск, 2009.

                                                           Рецензия

на конкурсную работу

учителя русского языка и литературы

муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №102»

Ковалевой Ольги Ефимовны

«На Земле Кузнецкой строился Запсиб»

        На рецензию представлена работа объемом 9 страниц состоящая из аннотации, разработки урока, методических рекомендаций, списка использованных источников и Приложений (текстовые документы и мультимедийная презентация).

        Выбранная тема  является актуальной, поскольку связана с подготовкой обучающихся девятых классов к государственной итоговой аттестации в новой форме и профориентацией выпускников. В конкурсной работе представлены современные педагогические технологии: информационные технологии, обучение продуктивному чтению.

        В аннотации автор определяет место предлагаемой разработки урока в системе подготовки девятиклассников к ГИА (сжатое изложение), а также важность профориентационной работы во всех предметах школьного курса. Считаю, что выбранный методический арсенал является адекватным задачам школьного образования и достаточным для решения поставленных задач.

        В разработке урока развития речи, следуя сформулированной цели, автор использует при подготовке к уроку индивидуальную работу, учитывая интересы и возможности  обучающихся. Продуктами индивидуальной работы стали мультимедийная презентация, словарная работа, интервью с родственниками и знакомыми. В ходе урока используется ранее составленная памятка «Приемы компрессии текста» и разрабатывается новая «Как писать сжатое изложение». Практическая направленность урока просматривается на этапе работы с текстом, где обучающиеся в активной форме усваивают приемы восприятия, понимания и переработки текста. Конечным результатом становится написание домашнего сочинения. Воспитательные возможности урока реализуются через краеведческий материал (воспоминания первых строителей Западно-Сибирского металлургического комбината). Используемый  текст прививает выпускникам любовь и уважение к людям рабочих профессий, чувство гордости за малую родину.

        В методических рекомендациях определены возможности использования данной разработки, предполагаемые результаты, важность урока в повышении мотивации осознанного выбора профессии и его связь  с дальнейшей профориентационной работой во внеклассной работе.

        Представленные в работе приложения могут стать полезным дидактическим материалом для учителей русского языка.

        Профориентационная составляющая присутствует на всех этапах урока, что   мотивирует обучающихся к серьезному выбору своей будущей профессии. Выполненная работа  отвечает условиям конкурса, а автор — Ковалева Ольга Ефимовна заслуживает высокой оценки.

Resource id #1048

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина "Что вы знаете о заповеднике "Кузнецкий Алатау?""- 2011

1.Сколько видов млекопитающих отряда хищных обитают в заповеднике? Перечислите их.В заповеднике обитают следующие виды млекопитающих отряда Хищные (13): волк, обыкновенная лисица, бурый медведь,...

Кузнецк,Кузнецк -ты есть моя Россия.

знакомство с городом, общая характеристика природы....

ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КУЛЬТУРНО - ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ ЗЕМЛИ КУЗНЕЦКОЙ К ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ РАЗВИТИЮ ШКОЛЬНИКА

Вопрос духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из значимых проблем, которые стоят сегодня перед государством в целом....

На земле Кузнецкой строился Запсиб. Презентация

Сопровождение к уроку развития речи...

Открытый урок: «Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

Данный урок был разработан и проведен в 10 классе. К уроку прилагаются авторская презентация, информационные листы для учащихся, материалы энциклопедии....

«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия».

«Русские земли в XII – XIII вв. Феодальная раздробленность на Руси: причины, характерные черты политического строя отдельных русских земель, итоги и последствия»....

Творчество Павла Емельяновича Рязанова, поэта и писателя земли Кузнецкой

Задачи:  • рассмотреть жизненный путь Рязанова Павла Емельяновича;  ••изучить произведения Павла Емельяновича Рязанова, в которых отражена его юность;•• ра...