Современные медиакомпетенции школьников
статья по русскому языку (7 класс) по теме

Надершина Лейсан Фаруховна

Статья , в которойрасскрывается значение современной медиакомпетенции школьников.Цель медиаобразования приучить школьников настороженно относиться к насаждаемому медиапродукту. Однако здесь нужно соблюдать меру, чтобы не вырастить в  учениках мнительность и недоверчивость ко всем информационным средствам вообще, и не дать людям уйти в изоляцию. Необходимо обучить фильтровать информацию, анализировать и оценивать медиатекст, только в этом случае можно говорить о медиакомпетенции школьника.Ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут сами по себе сделать индивида медиакомпетентным.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные медиакомпетенции школьников

Потребность общества в медиаобразовании обусловлена беспокойством за судьбу подрастающего поколения в условиях глобализации. Способность интерпретировать, трактовать и критически оценивать медиатексты необходимо развивать с детских лет. Для этой цели необходимо внести дополнения в систему обязательного и дополнительного образования, направленную на развитие медиаграмотности и повышение медиакомпетентности.

Зарождение медиакультуры связано с  потребностью человека в общении и в обмене информацией, ее элементы были представлены во все времена и во всех человеческих обществах.

Цель медиаобразования приучить школьников настороженно относиться к насаждаемому медиапродукту. Однако здесь нужно соблюдать меру, чтобы не вырастить в  учениках мнительность и недоверчивость ко всем информационным средствам вообще, и не дать людям уйти в изоляцию. Необходимо обучить фильтровать информацию, анализировать и оценивать медиатекст, только в этом случае можно говорить о медиакомпетенции школьника.Ни знания фактов истории медиакультуры, ни частота общения с медиа, ни практические умения создавать медиатексты не могут сами по себе сделать индивида медиакомпетентным.

Первичная цель медиаграммотности – это умения, которые дают возможность школьникам быть осознано независимыми от однообразных предпочтений медиатекстов.

Зарубежные педагоги давно уже узаконили термин медиакомпетентность (нем. – Medienkompetenz, англ. – media competence и т.д. см., например, определения Baake, 1999; Blumeke, 2000; Pottinger, 1997). Например, в Германии под медиакомпетентностью понимается способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа» [Tulodziecki, 1997, p.120]. При всей привлекательности этого лаконичного определения, в нем, как нам кажется, не хватает конкретики. И если понимать медиакомпетентность как синоним медиаграмотности, то определение Р.Кьюби выглядит предпочтительнее: медиакомпетентность/медиаграмотность (media competence/media literacy) – «способность использовать, анализировать, оценивать и передавать сообщения (messages) в различных формах» [Kubey, 1997, p.2].

В ряде научных работах последних лет стал употребляться еще один термин - «медиаобразованность», который по сути перекликается с понятиями «медиаграмотности» и «медиакомпетентности». В частности, медиаобразованность педагогов Н.В.Змановская трактует «как совокупность систематизированных медиазнаний, умений, ценностного отношения к медиаобразованию в целом, а также определяемый ими уровень мастерства по реализации медиаобразования школьников в педагогическом процессе» [Змановская, 2004, с.10].

Термин медиакомпетентность более точно определяет суть имеющихся у индивида умений использовать, критически анализировать, оценивать и передавать медиатексты в различных видах, формах и жанрах, анализировать сложные процессы функционирования медиа в социуме.

Многочисленные социологические исследования наглядно демонстрируют, что взаимодействие современного школьника с окружающим миром на рубеже XXI  века происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля, изменения всего “фона” системы образования. Меняется восприятие ребенка, он живет в мире технологичных символов и знаков, в мире электронной культуры. Телевидение, а за ним и Интернет в конце девяностых годов становятся наиболее популярными источниками информации для российских детей и подростков. Школа оказывается на четвертом-пятом месте по «рейтингу доверия», (к середине первого десятилетия XXI века она вернется ко второму-третьему месту). И не последнюю роль в этом сыграли те же самые СМИ, активно разъясняя аудитории, насколько важно прежде всего соблюдать права ребенка, как безграмотны нынешние учебники и учителя и насколько не соответствует современным требованиям школьное образование.

В XXI веке у медиакультуры,  появилась совершенно новое коммуникативное средство – Интернет, с помощью которого стало возможным либо верифицировать либо опровергнуть официальную версию, преподносимую федеральными каналами на телевидении, радио и в печатной прессе.

На примере различных интернет-сообществ, сетевых печатных изданий, тематических сайтов, блогов и прочих общедоступных ресурсов мы можем заметить, что  ряд вопросов будет расти быстрее, чем ряд возможных ответов. Однако один из самых простых и эффективных выходов в том, чтобы не бороться с недостатками открытой информационной среды, а научить самого потребителя использовать ее в своих целях, не позволяя бесконтрольно управлять собой. Это куда более реально, нежели создавать бесчисленные фильтры и ограничения свободного распространения информации.

Медиакомпетентность личности - это совокупность ее мотивов, знаний, умений, способностей, способствующих выбору, использованию, критическому анализу, оценке, созданию и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме.

Для личности, обладающей высоким уровнем медиакомпетентности присущи следующие характеристики:

1)  широкий комплекс жанровых, тематических, эмоциональных, творческих, этических, эстетических мотивов с медиа и медиатекстами, включающих:

- выбор разнообразного жанрового и тематического спектра медиатекстов при обязательном включении неразвлекательных жанров;

- стремление получить новую информацию;

- стремление к идентификации, сопереживанию;

- стремление к подтверждению собственной компетентности в различных сферах жизни и медиакультуры;

- стремление к поиску материалов для учебных, научных, исследовательских целей;

- стремление к художественным впечатлениям;

- стремление к интеллектуальному диалогу с создателями медиатекста, к критике их позиции;

- стремление научиться создавать медиатексты самому, изучая конкретные примеры творчества профессионалов;

2)  частые контакты с различными видами медиа и медиатекстов;

3) знания основных фактов истории развития медиакультуры, творчества деятелей медиакультуры, ясное понимание процесса массовой коммуникации и медийных воздействий в контексте реального мира;

4) способность соотнесения с авторской позицией, которая позволяет предугадать ход событий медиатекста «на основе эмоционально-смыслового соотнесения элементов сюжета, восприятия авторской мысли в динамике звукозрительного образа, синтеза мыслей и чувств зрителя в образных обобщениях» [Усов, 1989 b, с.314];

5) умения критически анализировать процесс функционирования медиа в социуме с учетом разнообразных факторов на основе высокоразвитого критического мышления, умение соотнести эмоциональное восприятие с понятийным суждением, перенести это суждение на другие жанры/виды медиакультуры, связать медиатекст со своим опытом и опытом других людей и т.п.;

6) практические умения самостоятельного выбора, создания/распространения медиатекстов (в том числе – созданных лично или в составе группы людей) различных видов и жанров, умения активного самообразования в медийной сфере;

7) ярко выраженный уровень творческого начала в различных видах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа.


На счету медиакультуры масса успешных проектов в области кино, телевидения и литературы. Сегодня с ее помощью можно провести много полезных инициатив, направленных на восстановление национальной гордости и сохранения культурной идентичности страны в условиях глобализации.

В данном контексте будет весьма полезен творческий опыт регионов по пробуждению в обществе креативности, по укреплению чувства любви к малой Родине, по насыщению краеведческой «копилки» региона микро ценностями локальных культур. Опираясь на личный опыт, можно утверждать, что научить ориентироваться в медиасреде возможно. Необходима поддержка позитивной творческой инициативы.

Российский исследователь медиаобразования – А.В. Федоров утверждает, что сегодня есть масса российских и зарубежных разработок в области медиаобразования, которые могут послужить хорошей платформой для дальнейшего продвижения. В Интернете существуют форумы и информационные порталы с доступом к монографиям и учебным пособиям на соответствующую тему. Интерактивное общение населения со СМИ – это привлечение зрителя к подготовке медиаматериалов. Любой желающий сможет влиять на выпускаемые медиапродукты: давать необходимую или просто интересную информацию о событии, критиковать и положительно оценивать качество сюжетов. Учеников необходимо обучить выражать свое мнение и аргументировать таким образом, чтобы к нему прислушались. В этом заключается гражданская позиция человека по отношению к медиа и цель медиаобразования.

По сравнению с лидерами медиаобразования – Канадой, Австралией, Великобританией, российская ориентация на массовое медиаобразование в средних учебных заведениях пока носит весьма упрощенную форму. На занятиях моего кружка школьники осваивают эту дисциплину, но это ничтожно мало и вряд ли сыграет существенную роль в воспитании медиакомпетентной молодежи.


Когда ситуация изменится, сказать сложно, что необходимость в медиапросвещении становится острее с каждым днем, ведь современному населению не обойтись без внутреннего фильтра, который может защитить общество от мифов, манипуляций и начинать формировать его следует с детских лет. Последнее время в России занимаются реформированием системы образования. На сегодняшний день, назрела острая необходимость в список обязательных школьных предметов ввести и медиаобразование. Для успешной интеграции его в школы необходимо разработать учебную программу с необходимым количеством учебных пособий. Это позволит обучающимся подходить к процессу обучения более творчески, разрабатывать методические инновации и постоянно обновлять учебный материал в условиях непрерывно меняющейся медиареальности.

Формирование медиаграмотности должно стать одним из основных направлений модернизации страны. Сегодня в интересах России подготовить своих граждан к новым условиям общения в информационном пространстве. Но без государственной поддержки подобной инициативе сегодня не обойтись.


Использованная литература

     Змановская Н.В. Формирование медиа-коммуникативной образованности будущих учителей. Автореф. дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2004. - 24 с.

     Зоркая Н.М. Уникальное и тиражированное: средства массовой информации и репродуцированное искусство. - М.: Искусство, 1981. - 167 с.

     Иванова С.М. Воспитание полноценного восприятия киноискусства младшими подростками: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1978. - 24 с.

     Инякин Ю.С., Горский В.А. От информационной культуры к культуре личности // Дополнительное образование. 2000. - № 10. - С.6-10.

     Коновалова Н.А. Развитие медиакультуры студентов педагогического вуза. Дис. … канд. пед. наук. - Вологда, 2004. - С.9.

     Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. - М.: КомКнига, 2006. - 352 с.

     Крейденко С.С. Телегонический эффект книги // Школьная библиотека. – М., 2005. - № 4. - С.34-37.

     Леготина Н.А. Педагогические условия подготовки студентов университета к реализации медиаобразования в общеобразовательных учреждениях. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курган. 2004. - 24 с.

     Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1989. - 924 с.

     Поличко Г.А. Межпредметные связи литературного курса и факультатива по основам киноискусства как средство эстетического развития старшеклассников: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1987. - 19 с.

     Сметанникова Н.Н. Чтение в школе и обществе: взаимосвязи и партнерские отношения // Школьная библиотека. – М., 2005. - № 4. - С.20-24.

     Сов. энциклопедический словарь / Ред. А.М.Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. - 1600 с.

     Тришина С.В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Интернет-журнал "Эйдос". 2005. 10 сент. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-11.htm.

     Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Автореф. дис. … д-ра. пед. наук. - М., 1989. - 32 с.

     Усов Ю.Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников: Дис. … д-ра пед. наук. - М., 1989. - 362 с.

     Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. CD. - М.: Изд-во Программы ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005.

     Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность в обществах знаний // ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. - М.: Изд-во Ин-та развития информационного общества, 2005. - С.329-339.

     Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. - Ростов: Изд-во ЦВВР, 2002. - 708 с.

     Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников // Инновации в образовании. 2006. - N 4. - С.175-228.

     Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. – М., 2004. - № 4. - С.43-51.

     Фрейд З. Неудовлетворенность культурой // Искусство кино. – М., 1990. - № 12. - С.18-31.

     Хилько Н.Ф. Роль аудиовизуальной культуры в творческом самоосуществлении личности. - Омск: Изд-во Сибирского филиала Российского ин-та культурологии, 2001. - 446 с.

     Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.

     Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе. - М.: Изд-во ИОСО РАО, 2002. - С.135-157.

     Чудинова В.П., Голубева Е.И., Михайлова А.И. и др. Дети и библиотеки в меняющемся мире. - М.: Школьная библиотека, 2004. - 336 с.


 Kubey R. Media Education: Portraits of an Evolving Field // Media Literacy in the Information Age. - New Brunswick & London: Transaction Publishers, 1997. - P.2.


  


.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу о современной речи школьников

Данная работа - размышление о современной речи школьников....

русский язык для современных иностранных школьников.

В современной демографической ситуации, сложившейся в России, особое значение при­обретает осуществление успешной интеграции в общество представителей южных регионов Рос­сии. а так же жителей ближнего...

Выступление на тему «Методы и приёмы формирования современных компетенций школьников в курсе «Основы проектной деятельности»

Выступление на тему «Методы и приёмы формирования современных компетенций школьников в курсе «Основы проектной деятельности»...

Презентация «Методы и приёмы формирования современных компетенций школьников в курсе «Основы проектной деятельности»

Презентация  «Методы и приёмы формирования современных компетенций школьников в курсе «Основы проектной деятельности»...

Проект.«Современная речь школьника».

Проект.«Современная речь школьника»....

Развитие функциональной грамотности на уроках английского языка как одно из приоритетных направлений современного образования школьников.

Необходимо изменить приоритеты  в сфере школьного образования: на первом плане должна быть ориентация на формирование «ключевых компетенций» и «функциональной грамотности»...

Статья" Проектная деятельность как технология в формировании личности современного петербургского школьника на уроках русского языка, литературы и во внеурочное время»

Проект «И мы сохраним тебя русская речь…» предполагает через последовательное и углубленное изучение национальной культуры слова воспитать не просто носителя русского языка, но обра...