"Не собирайте сокровищ на земле..." Урок по повести Н.В.Гоголя "Портрет"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Караева Тамара Рамазановна

 Стилистический анализ очерка К.Г. Паустовского "М.Пришвин". Приложение- текст очерка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ №6

Стилистический анализ

очерка К.Г.Паустовского

«Михаил Пришвин»

                                                           Урок словесности в 10 классе.

                                                                    Учитель - Караева Т.Р.

2012

Цели урока:

1. Стилистический анализ.

2. Формирование умений комплексного анализа художественного текста.

3.Повторение литературных терминов изобразительно- выразительных средств.

4. Дать глубокое эмоциональное восприятие личности М.Пришвина.

5. Воспитание любви к родной природе, к русскому языку.

Он полон прихотей лесного аромата,

Весенних щебетов и сговора зарниц.

         К.Бальмонт «Русский язык»

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

                                 Е.Евтушенко

Звучит музыка (Чайковский  «Времена года)

М.Пришвин «Незабываемое».  «Свет и тени».

            В каждой душе слово живет, горит, светится, как звезды на небе, и, как звезда, погасает, когда оно, закончив свой жизненный путь, слетит с наших губ.

        Тогда сила этого слова, как свет непогасшей звезды, летит к человеку на его путях в пространстве и времени. Бывает, погасшая для себя звезда для нас, людей, на земле горит еще тысячи лет. Человека того нет, а слово остается и летит из поколения в поколение, как свет угасшей звезды во вселенной.

 

I. Определение темы и цели урока.

Мы знакомы уже с анализом текста. Сегодня мы  должны провести стилистический анализ текста, подтвердив слова «Стилистика начинается там, где есть выбор слова»

        Итак, С.М.Пришвин. Какие произведения писателя вам знакомы/вы читали?

- А что вы знаете о личности писателя М.Пришвина?

- В чем особенность, своеобразие  творчества Пришвина?

- И это неудивительно, если вспомнить, что он усиленно занимался химией, естественными науками, учился в Лейпциге, работал агрономом, писал агрономические статьи.

В Пришвине сильно поэтическое начало; он пишет о природе, а думает о людях: от человека к природе писатель как бы прокладывает мост, соединяет их, помогает человеку понять природу, научиться горячо и заинтересованно беречь и любить ее.

         Итак, именно этот человек - герой очерка К.Г. Паустовского из повести «Золотая роза».

- А какие произведения Паустовского вам знакомы?

Паустовский писал о Кара-Бугазе, Колхиде, Черном море -  географические понятия, одушевленные подвигами и мирным трудом человека.  Паустовский писал о Пушкине, Шевченко, Лермонтове, Кипренском, Левитане – о великих художниках кисти и слова.

«М.Пришвин» /чтение текста/см.приложение/

- К какому стилю принадлежит текст?

- Почему?

- Каков жанр текста?

- Дайте определение.

- Согласна, но чуть позже мы вернемся еще раз  к определению жанра.

-О чем эта глава?

- Какого типа речи текст?

- На каком приеме построен текст?

 

II. Работа с текстом

 - Попробуем собрать те определения, которые дает Пришвину Паустовский.

- Какое обобщенное значение получает этот образ!

- В чем секрет таких характеристик? Что же такое особенное в нем?

Посмотрите, как постепенно нарастая, звучит песнь, ода, славословие.

- Паустовский говорит, что секрет Пришвина в зоркости;

«Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце»,- писал поэт Рыленков.

Итак, вот из чего слагается этот обаятельный образ.

- Давайте  прочтем еще раз 1-й абзац  /читает ученик/.

Это как завязка для композиции текста, мысль высказана, а дальше Паустовский ее раскручивает, доказывает, объясняет.

- В чем особенность самого 1-го абзаца? Какой художественный прием вы видите?

- Как характеризует этот абзац самого Паустовского?

- Чувствуете ли вы разницу между  «М.М.Пришвин» и «Михалыч»?

- Найдите в тексте слова, которые характеризуют главного героя очерка «М.М.Пришвин»                                                      «Михалыч»

город                                                                      избы объездчиков

железные крыши                                             затянутые туманом ночные поймы

                                                                             тучи и звезды полевого русского неба

- Какой вывод можно сделать из подобной схемы?

- Какие еще тропы вы нашли в этом абзаце?

- Что несут в себе эпитеты? /Какую  смысловую нагрузку?

- Звезды полевого русского неба - а в памяти зазвучат строки любимого поэта Н.Рубцова:

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром.

III. «Жизнь Пришвина…»

    Словарная работа

- Отрешился - подберите к слову синонимы.

- Наносное – случайное, привнесенное со стороны

Теперь, когда мы знаем значения ключевых слов, можем ответить на вопрос:

-От чего мог отрешиться Пришвин и почему Паустовский видит в этом величайший здравый смысл?

        «Я научилась просто, мудро жить,

            Смотреть на небо и молиться Богу»,

 - писала Анна Ахматова, поэт серебряного века. Есть особая сила и смелость в таком образе жизни!

        Кстати, хочу обратить ваше внимание на то, что М.Пришвин – агроном, т.е. созидатель и обогатитель не только в переносном, но и в прямом значении этих слов.

IV. «Пришвин думал о себе…»

Анализируем следующий абзац./чтение отрывка/

- Какой художественный троп?

- В чем суть этой метафоры?

-Почему?

- Это еще одна метафора

- А мы в этом году встречались с прозой, «наполненной соком поэзии»?

- Посмотрите, сколько красоты, благоухания мы нашли в очерке Паустовского. Поэтому к нашему жанру мы можем добавить определение «Стихотворение в прозе».

И, конечно, проза Пришвина поэтичнее, чем многие стихи и поэмы. Вот величайшая оценка творчества Пришвина.

    V. «Книги Пришвина - это «бесконечная радость постоянных открытий».

- Какие слова могут служить доказательством?

- Какие слова являются кульминацией похвалы и объяснением секрета творчества Пришвина?

Заключительным аккордом звучат слова, полные восхищения: «Все сверкает поэзией…»

- Попробуйте и вы выразить свое восхищение, признавшись в любви К.Г.Паустовскому или М.М.Пришвину; или просто сказать слова благодарности мастерам слова.

/сочинение –миниатюра/

Я считаю, что цель нашего урока будет достигнута, если хоть некоторые из вас захотят открыть книжку Пришвина,  и испытают радость, о которой говорил Паустовский, чтобы самому убедиться, что его проза «сверкает поэзией», а жизнь Пришвина неимоверно интересна, ведь

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы – как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих на нее.

И напоследок еще один маленький  отрывок./Музыка/

«Жизнь, как воздух, ничего не стоит, но если ты сумеешь обратить на нее внимание людей, то не ее прославят за ее счастье, а тебя за то, что ты ее сумел показать. Вот, наверно, отчего и кажется тебе это странным, что ты сам себя презираешь, когда же хватаешься за жизнь и прославляешь ее, то люди прославляют тебя».

Итак, мы провели стилистический анализ очерка К.Г.Паустовского «Михаил Пришвин». Сила слова  Константина Георгиевича, замечательного писателя, приблизила нас, по-новому открыла нам творчество и личность М.М.Пришвина, агронома, охотника, необыкновенно лиричного человека.

К.Г.Паустовский «Золотая роза»                            

                                       Михаил  Пришвин

Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее жизнь и воспел ее, то прежде всего эта благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина.

Михаил Михайлович Пришвин – это было имя для города, а в тех местах, где Пришвин чувствовал себя дома,- в избах объездчиков, в затянутых туманом речных поймах, под тучами и звездами полевого русского неба – звали его просто «Михалычем».  И,  очевидно, огорчались, когда этот человек исчезал в городах, где только ласточки, гнездившиеся под железными крышами, напоминали ему об его «журавлиной родине».

Жизнь Пришвина – пример того, как человек отрешился от всего наносного, навязанного ему средой, и начал жить только  «по  велению сердца».  В таком образе жизни заключается величайший здравый смысл. Человек, живущий  «по сердцу», в согласии со своим внутренним миром, - всегда созидатель, обогатитель и художник.

Известно, что сделал бы в своей жизни Пришвин, если бы он остался агрономом (это была его первая профессия). Во всяком случае, он вряд ли открыл миллионам людей  русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии. На это у него просто не хватило бы времени. Природа требует пристального глаза и непрерывной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы  «второго мира» этой природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас  увиденной художником ее красотой.

Пришвин думал о себе как о поэте, «распятом на кресте прозы».  Но он ошибался.  Его проза гораздо сильнее наполнена соками поэзии, чем многие стихи и поэмы.

Книги Пришвина, говоря его же словами, - это «бесконечная радость постоянных открытий».

Несколько раз я слышал от людей, только что отложивших прочитанную пришвинскую книгу, одни и те же слова: «Это настоящее колдовство».

В чем секрет этих книг? Слова «колдовство», «волшебность» относят обыкновенно к сказкам.  Но ведь Пришвин не сказочник.  Он человек земли, «матери сырой земли», свидетель всего, что совершается вокруг него в мире.

Секрет пришвинского обаяния, его колдовства – как раз в этой его зоркости.

Это та зоркость, что в каждой малости открывает интересное, что под прискучившим покровом окружающих явлений видит глубокое содержание.

         Все сверкает поэзией, как трава от росы.



Предварительный просмотр:

                                  Проверочная практическая работа  8 класс

                          Тема: «Тире между подлежащим и сказуемым»

                                                        Вариант I

 I. Тире между подлежащим и сказуемым.  Подчеркните главные члены предложения.

1. Книга источник знаний.

2.Пруд как блестящая сталь.

3.Бедность не порок.

4. Ртуть тоже металл.

5. Сады сажать жизнь украшать.

6. Дважды два четыре.

7. Путешествие это та же книга.

8. Мой рабочий день десять часов в сутки.

9. Чтение вот лучшее учение.

10.Март только начало весны.

                              II. Определите вид сказуемого.

1. Я буду долго гнать велосипед.

2. Швецовы пришли в себя от неожиданности.

3. Всем хотелось принять участие в вечере.

4. Мы должны были пересечь границу.

5. Сейте разумное, доброе, вечное.

6. Осень пришла дождливая и холодная.

7. В вагоне оказалось пусто и темно.

8. Рад учиться языку.

9. Он был мастером на все руки.

10. пять плюс пять будет десять.

                                                         Вариант II. 

Тире между подлежащим и сказуемым.  Подчеркните главные члены предложения.

1.Говорить о воспитании задача неимоверно трудная.

2. Вспоминать очень интересное занятие.

3. Брови у него как усы.

4. Первое мое удовольствие подчинять моей воле все, что меня окружает.

5. Его жизнь словно легенда.

6. Уважение к минувшему вот черта,  отличающая образованность от дикости.

7. Находить приметы или самим создавать их очень увлекательное занятие.

8. Петропавловская крепость символ трагедии, Зимний дворец на другом берегу символ плененной красоты.

9.Гусь как известно птица рассудительная.

10. Искусство есть мышление в образах.

II. Укажите, чем выражено сказуемое.

1. Сегодня месяц как светлый серп.

2. Пять подбитых танков являются результатом боя.

3. Пойду погуляю в сад.

4. Он горел желанием поскорее уехать.

5. Ветер был встречный.

6. Девушка бродит такая унылая.

7. Жизнь прекрасна и удивительна.

8. Я слышу веселую речь.

9. К полночи зарево погасло.

10. Я всегда готов вам помочь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Удивительный мир камней.Экскурсия в кладовую Земли. Урок - экскурсия

Подробнее узнать о тайнах минералов и горных пород, выяснить их значение в природе, хозяйстве и жизни человека; расширение кругозора в области геологии. Выяснение количественного состава минералов ...

Распределение солнечного света и тепла на Земле (урок 6 класс)

Урок географии в 6 классе, с использованием ИКТ, активных методов обучения, здоровьесберегающих технологий....

"Человек на Земле" урок в 5 классе

Урок в 5 классе "Человек на Земле" с применением групповых технологий проходит с использованием большого количества дополнительной литературы. Учащиеся за урок успевают получить знания о экологической...

Филология. Сколько языков на земле? - урок-презентация, 10 класс

Закрепление образования и употребления страдательного залога. Развитие коммуникативных навыков используя наглядный материал о Москве, Берлине. Развитие навыков просмотрового и изучающего чтения с испо...

Развитие географических знаний о Земле Урок 3 . Практическая работа « Нанесение маршрутов путешествий Магеллана и Колумба, названий материков и океанов.

Форма урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с открытиями и исследованиями Земли в средние века.Задачи: 1. продолжить знакомить учащихся с историей изучения...

"Не собирайте сокровищ на земле..." Урок по повести Н.В.Гоголя "Портрет"

Урок в 10 гуманитарном классе,"Что есть талант, какова его цена, как не изменить себе" Взгляд Гоголя на служение творчеству. Материал сопроводается презентацией...

Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)

Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...