Викторина по русскому языку для 7-8 классов.
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Сацко Елена Ивановна

Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Викторина по русскому языку для 7-8 классов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ №19

Викторина по русскому языку для 7-8 классов

Ответственный:

Сацко Е.И.

учитель русского языка

25 октября 2013

Викторина по русскому языку для 7-8 классов.

Цель:

-углубить знания учащихся по основным разделам языка;

-научить учащихся глубокому лингвистическому анализу слова;

-воспитывать любовь к родному языку, чувство коллективности и солидарности.

Тур №1.

Лексика.

Мой верный друг!

 Мой враг коварный!

 Мой царь! Мой раб!

 Родной язык!

Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. Язык может быть и великим даром, и источником страданий.

Сегодня мы будем говорить о русском языке, о том, насколько важно вдумываться в значения слов, чтобы употреблять их уместно; о том, насколько важно обладать яркой, искрящейся речью, чтобы уметь увлечь, утешить, развеселить, остановить…

Итак, давайте проверим, умеем ли мы проникать в «глубокие корни слова»

 В.И.Даль, составляя «Толковый словарь живого великорусского языка», раскрашивал карту России в разные цвета не по рельефу местности, а по особенностям языка. Слова, которые я буду называть, употребляются в определенной местности. Как они называются? (Диалекты)

Задание 1.

 Определить лексическое значение диалектизма. Что это такое?

  1. Ноговицы – носки
  2. Издёвленок – шутник, острослов
  3. Хлопанцы – шлёпанцы
  4. Шмыгало – подвижный человек
  5. Провинка – ошибка
  6. Седмица – неделя
  7. Рех – дыра, отверстие, прореха
  8. Подлокотник – помощник, подручный

Задание 2.

Недаром Даль отмечал, что язык- явление живое. Это на самом деле развивающийся организм.

Подберите к устаревшим словам современное слово в русском языке.

1. Око – глаз

 2. Чело – лоб

 3. Выя – шея

 4. Чрево – живот

 5. Перст – палец

 6. Вежды – веки

 7. Ланиты – щеки

 8.Уста – губы

 9.Длань – ладонь

Задание 3.

Л.В.Успенский писал: «Каждое слово может в языке получать два, три и еще многие значения; но некоторые значения лишь временно и случайно связываются со словами, другие же навсегда соединяются с ними и придают им совершенно новый смысл; они делают их новыми словами». О таких старых – новых словах и пойдет речь далее.

 По лексическому значению определите, о каком слове идет речь.

  1. Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, сейчас – работник, поддерживающий порядок во дворе и на улице (дворник)
  2. Раньше - купец, торговец, преимущественно иностранный; сейчас – знакомый, которого принимаете в своем доме (гость)
  3. Раньше - человек, за плату получавший помещение и питание в чужой семье; сейчас - тот, кто живет на чужие средства (нахлебник)
  4. Раньше – художник, который расписывал здания или стены, потолки в помещении; сейчас – тот, кто выписал какое-либо печатное издание (подписчик)
  5. Раньше - неродовитый, принадлежащий к низшему сословию; сейчас – бесчестный, низкий, коварный (подлый)
  6. Раньше – меха, пушной товар; сейчас – пришедшие в негодность вещи, старье (рухлядь)
  7. Раньше – богатое женское платье для бала; сейчас – грубая рабочая одежда (роба)
  8. Раньше – лишиться лошади; сейчас – прийти в замешательство от неожиданности, удивления, испуга (опешить)

Задание 4.

Развиваясь по своим законам, язык иногда отвергает исконные слова и заменяет их иностранными. В свое время А.С.Шишков предлагал заменить немецкие «калоши» русскими «мокроступами». Однако это слово и многие подобные ему в русском языке не прижились, их заменили иноязычные, а мы привыкли к ним и уже не задумываемся об их происхождении.

 Задание: я называю слово – русское название чего-либо, вам нужно по звучанию или по корню догадаться о его значении.

  1. Мыльня – баня
  2. Представщик – актер
  3. Говядо – скот
  4. Топталище – тротуар
  5. Лечезнание – медицина
  6. Силоделие – механика
  7. Ветродуй – вентилятор

Подведение итогов за первый тур.

ТУР №2.

Фонетика. Морфемика.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы Ж или Ш.

Варе..ка, коври..ка, деревя..ка, костя..ка.

Задание 2.  В каком слове русского языка подряд следуют три буквы Е? 

Задание 3.  Какой русский писатель иногда подписывал свои произведения псевдонимом Нави Волырк?

Задание 4.  В каком из слов нет окончания?

1) степной;  2) стеной;  3) герой; 4) долой; 5) второй.

Задание 5.  Какие из слов произошли от одного корня: пешка, опешить, спешиться, пешеход, пехота?

Задание 6.  Известно, что фамилии нередко отражали род занятий человека. Из данных в ряду фамилий определите, чей предок служил в церкви, чей выделывал кожу, чей шил тулупы, чей лепил горшки, чей рубил избы? Расставьте фамилии в соответствующем порядке: Плотников, Скорняков, Сыромятников, Пономарёв,

Задание 7.  Как правильно обратиться к незнакомому человеку в Испании?

Задание 8.  Образуйте форму родительного падежа множественного числа от слов кочерга, простыня, дно.

Задание 9.  Жителей Москвы называют москвичами, жителей Петербурга – петербуржцами. А как будут называться жители Архангельска, Копейска, Нижнего Новгорода, Перми, Тулы, Ростова-на-Дону, Вологды, Курска?

Подведение итогов.

Ответы на Викторину по русскому языку

  1. Варежка, коврижка, деревяшка, костяшка.
  2. Длинношеее, короткошеее, тонкошеее и т. д.
  3. Иван Крылов.
  4. Долой.
  5. Все (пешка, опешить, спешиться, пешеход, пехота).
  6. Служил в церкви – Пономарёв, выделывал кожу – Сыромятников, шил тулупы – Скорняков, лепил горшки – Гончаров, рубил избы – Плотников.
  7. Дон.
  8. Кочерёг, простынь (допустимо простыней), доньев.
  9.  Архангельск – архангелогородцы, Копейск – копейчане, Нижний Новгород – нижегородцы, Пермь – пермяки, Тула – туляки, Ростов-на-Дону – ростовчане, Вологда – вологодцы, Курск – куряне.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к викторине по русскому языку для 5-6 классов

Данная презентация может быть использована как на уроке, так и на внеклассном мероприятии (например, во время проведения предметной недели). Вопросы по словообразованию, лексике и морфологии...

Викторина по русскому языку для 7-8 классов

Ведущий:Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. И русские пословицы гово...

Презентация - викторина по русскому языку для 6-7 классов

Викторину "Умники и умницы" можно использовать как внеклассное мероприятие по русскому языку....

Викторина по русскому языку для учащихся 6 класса

Данная викторина повышает интерес у учащихся к урокам русского языка, повышает их культуру речи и обогащает сдоварный запас....

Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"

Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...

Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"

Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....