Открытый урок "НЕ с именем существительным"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khod_uroka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка учителя русского языка и литературы ГБОУ  №424 Наместниковой Е.В.

Структура и ход урока по теме

«Правописание НЕ с существительными»

Цели урока.

1. Научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.

Задачи урока.

Образовательные: закрепление навыков правописания НЕ с существительными ; формирование умений различать где НЕ приставка, часть корня, частица.

Воспитательные: формирование ключевых компетенций учащихся.

Развивающие: развитие речи, совершенствование умственной деятельности (анализ, синтез, способность сопоставлять, делать выводы), совершенствование практических навыков.

Этап урока

Слайд

Дея-ть, слова  учителя

Дея-ть учеников

1

Оргмомент

1

Приветствие. Прозвенел опять звонок,

Чтоб позвать нас на урок!

В мир открытий, знаний, света!

Вместе со звонком я приглашаю вас в новое путешествие в богатый мир русского языка.

Части речи изучаем,

Много знаний получаем,

Морфология-наука-

Занимательная штука!

Должен каждый в мире знать,

Как части речи различать,

И за это на уроках лишь « пятерки» получать!

2

Мобилизующий

2

Прочитайте пословицы,

Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.

Рассказывают о написании не с глаголом, который имеется в пословице. Повторяется правописание не с глаголами.

3

Формулирование темы урока

3

Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Остальные слова ненастье, несчастье, не пером, не брат. Это имена существительные. Значит, тема сегодняшнего урока – «НЕ с существительными».

Записывают тему в тетради.

4

Формулирование цели урока

4

Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова:

1) Познакомиться с …;

2) Учиться …

Формулируют цели: познакомиться с правилом написания не с существительными; учиться правильно писать не с именами существительными.

5

Изучение нового материала с элементами эвристической беседы.

5

Вновь обратимся к пословицам.

Назовите существительное с не из первой пословицы.

Отнимите не от существительного (не)настье. Употребляется ли слово (не)настье без не? Объясните, почему вы так считаете. Сделайте вывод о написании таких слов.

Ненастье.

Если от существительного ненастье отнять НЕ, получится настье.

Такого слова в русском литературном языке нет. Значит, существительное ненастье без не не употребляется и пишется с не слитно.

6

-\\-

6

Чем в этом случае является не в слове?

7

-\\-

7

В этом случае не является частью корня.

8

-\\-

8

Есть достаточно много слов, которые без не не употребляются. Для экономии времени вы получили карточки с этими словами. Дома составьте с ними предложения.

9

-\\-

9

Назовите существительное с не из второй пословицы.

Сравните слова счастье и (не)счастье. Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением.

Несчастье.

Несчастье – это горе, беда. Что-то очень неприятное.

10

-\\-

10

Не придает слову новый смысл, т.е. образует новое слово. Если с помощью не образуется новое слово, то чем не в нем является?

Как пишется не с существительными в этом случае?

Не является в слове приставкой

В этом случае не с существительными пишется слитно.

11

-\\-

11

Сделайте вывод о написании не с существительными по второй части нашего рассуждения.

Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. В этом случае не является в слове приставкой.

12

Первичное закрепление материала.

12

Озвучивает часть правила слитного написания не с именами существительными.

Устный распределительный диктант (записан на доске) Не годовать, невежа, невежда, неправда, невнимание, не выучить, не расслышать. (Лови ошибку!)

Читают часть правила в учебнике, рассказывают со своими примерами.

13

Изучение нового материала с элементами эвристической беседы

13

Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное?

Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление.

Не вносит отрицательный смысл.

14

-\\-

14

Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом.

Записывают.

15

-\\-

15

Прочитайте вслух четвертую пословицу. Какое слово стоит перед не?

Это, так называемое слово-«магнит», которое как бы притягивает частицу не к себе. Таких слов в русском языке несколько. Они также у вас на полученных карточках.

Вовсе.

16

-\\-

16

Зачитывают с экрана.

17

Первичное закрепление материала.

17

Озвучивает часть правила раздельного написания не с именами существительными.

Читают часть правила в учебнике, рассказывают со своими примерами, добавляя пункт о словах-«магнитах».

18

Общее первичное закрепление материала.

18

А теперь вспомните все четыре части нашего рассуждения и, опираясь на них и схему на экране, расскажите о том, как пишется не с существительными.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ, это НЕ!

Хитра, умна, ловка вполне.

Тут может быть она частицей,

А там- в приставку превратиться,

А может к слову прицепиться

И навсегда с ним породниться!

Работа со стихотворением.

Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с
доумением,
Что за
лепое положение?
Но кругом было тихо – тихо,
И во всем была
разбериха
И на
взрачной клумбе у будки,
Голубые цвели
забудки
И погода стояла
настная
И гуляла собака
счастная
И,виляя хвостом
уклюже,
Пробегала
пролазную лужу.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный
ряха,
А за
ряхой по травке свежей
Шли
суразный дотепа и вежа,
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли
доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна –
смеяна,
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
(по Б. Заходеру)

Подчеркните в тексте существительные, которые без НЕ не употребляются. Какие еще части речи, кроме сущ., потеряли НЕ в этом стихотворении?

Обобщают изученный материал. Рассказывают правило со своими примерами.

19

Закрепление изученного материала (тренировочные упражнения).

19

Прочитайте предложения и словосочетания. Внимательно рассмотрите схемы к ним. Сформулируйте задание к упражнению.

Сначала надо написать словосочетания, в состав которых входит существительное с не – частью корня. Затем – словосочетания с существительными, где не является приставкой. После этого написать предложения со словами-«магнитами» и предложения,  в которых не является частицей.

Выполняют задание.

20

-\\-

20

Проверим правильность выполнения друг у друга.

Взаимопроверка.

21

-\\-

21

Внимательно прочитайте пословицы под цифрами один и два.

Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой урока.

К каждой пословице из первой группы надо подобрать такую подходящую по смыслу пословицу из второй группы, в которой есть существительное с не. Вторую группу пословиц написать, раскрыв скобки.

Выполняют задание.

22,23

-\\-

22

Проверим правильность выполнения друг у друга. Чтобы решить кроссворд, нужно отгадать загадки.

1.Грязные руки,

Помята рубаха,

Волосы всклокочены,

Кто я? (НЕРЯХА)

2. Синяя шляпа, короткие штанишки,

Не люблю читать я никакие книжки,

Ничего не знаю, не хочу учиться,

Нравится гулять мне, нравится лениться. (НЕЗНАЙКА)

3.Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,

Воет ветер, тучи гонит, на деревьях ветки клонит.

Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,

И в такое время года наступает…(НЕПОГОДА)

4.В зеленом поле я расту,

Голубым цветком цвету,

Небо синее как будто,

Прозываюсь…НЕЗАБУДКА)

Подбор синонимов с не к данным словам. Сомнение, болезнь, ложь, беда, противник, глупость, рабство, слякоть, рассеянность, возмущение, грубость.

Взаимопроверка.

24

-\\-

-

Выполнение упражнений по учебнику 240 Индивидуальная работа по карточкам.

Выполняют

25

Итог урока

23

Скажите, над чем мы сегодня работали?

Расскажите правило правописания не с существительными. Приведите свои примеры.

Оценивание деятельности учеников на уроке.

Домашнее задание

§ 43 упр. 242,

Сочинить лингвистическую сказку о данном правиле (по желанию).

Мы познакомились с правописанием не с именами существительными, учились правильно писать существительные с не.

Рассказывают правило, приводят свои примеры.

Записывают в дневники.

25

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...

Открытый урок по теме: "Род имен существительных" 5 класс

конспект урока по теме: "Род имен существительных" 5 класс...

Открытый урок на тему: "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе"

Открытый урок по русскому языку  разработан для учащихся 5 класса...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....