Открытый урок "НЕ с именем существительным"
план-конспект урока (русский язык, 6 класс) на тему

Открытый урок по теме "НЕ с именем существительным", ход урока,презентация по теме,задания и алгоритм для запоминанияправила.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ne_s_sushchestvitelnymi.ppt2.93 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

в 6 классе Правописание НЕ с существительными

Слайд 2

1. В…сеннее (не)настье – семь п…год на дв…ре. 2. (Не)было бы счастья, да (не)счастье пом…гло. 3. (Не)пером пишут, а умом. 4. Свой своему вовсе (не)брат. 5(Не)бойся дороги, были б кони здоровы. Раскройте скобки перед словами той части речи, написание которой с не вам знакомо.

Слайд 3

1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе. 2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. 3. (Не)пером пишут, а умом. 4. Свой своему вовсе (не)брат. 5Не бойся дороги, были б кони здоровы. Назовите остальные слова с не из пословиц. Определите, к какой части речи они относятся. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Слайд 4

1. Весеннее (не)настье – семь погод на дворе. 2. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. 3. (Не)пером пишут, а умом. 4. Свой своему вовсе (не)брат. 5Не бойся дороги, были б кони здоровы. - Сформулируйте цель нашего урока, опираясь на его тему. Используйте опорные слова: Познакомиться с …; Учиться …

Слайд 5

правило о написании не с глаголом Выяснить, когда не с существительным пишется слитно , а когда - раздельно Хочу узнать

Слайд 6

Цель урока: 1) познакомиться с правилом написания не с существительными; 2) учиться правильно писать не с именами существительными. Весеннее ( не)настье – семь погод на дворе. Назовите существительное с не из первой пословицы. Отнимите не от существительного (не)настье . Употребляется ли слово (не)настье без не ? Объясните, почему вы так считаете. Сделайте вывод о написании таких слов.

Слайд 7

(не)настье Чем в этом случае является не в слове?

Слайд 8

ненастье В этом случае не является частью корня. На письме мы будем обозначать это так:

Слайд 9

неряха ненастье нелепица неистовство неурядица нехватка негодник недовес невольник недоделка недоросль недотёпа невежа невеличка небрежность невзгода незнайка неверие ЗАПОМНИТЬ! Эти существительные без НЕ не употребляются

Слайд 10

Назовите существительное с не из второй пословицы. Не было бы счастья, да (не)счастье помогло. Сравните слова счастье и (не)счастье . Замените слово (не)счастье синонимом без не или близким по значению выражением.

Слайд 11

Счастье (не)счастье горе беда Не является в слове приставкой Несчастье – это горе, беда. Что-то очень неприятное. Не придает слову новый смысл, т.е. образует новое слово. Если с помощью не образуется новое слово, то чем не в нем является? Как пишется не с существительными в этом случае?

Слайд 12

Счастье несчастье горе беда Сделайте вывод о написании не с существительными по второй части нашего рассуждения. Не с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением. В этом случае не является в слове приставкой.

Слайд 13

Если слово без не не употребляется. Если слово можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением Итак, НЕ с существительными пишется слитно: Ненастье Несчастье

Слайд 14

Прочитайте вслух третью пословицу. Какой смысл – отрицательный или утвердительный – вносит не в стоящее после нее существительное? 3. (Не)пером пишут, а умом. Не вносит отрицательный смысл. Если не имеет отрицательный смысл, то она является отрицательной частицей и пишется с существительными раздельно. В предложении с отрицательной частицей не есть скрытое или явное (с союзом а) противопоставление.

Слайд 15

Кратко этот вывод можно изобразить следующим образом. Не пером пишут, а умом.

Слайд 16

Прочитайте вслух четвертую пословицу. Какое слово стоит перед не ? 4. Свой своему вовсе (не)брат. Вовсе. Это, так называемое слово-«магнит», которое как бы притягивает частицу не к себе. Таких слов в русском языке несколько: вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не, далеко не

Слайд 17

Слова-«магниты» Далеко не Вовсе не Отнюдь не Совсем не Нисколько не Ничуть не

Слайд 18

Если есть скрытое или явное противопоставление (с союзом а). Если есть слова- «магниты» далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не Итак, Не с существительными пишется раздельно: Не пером, а умом. Вовсе не брат

Слайд 19

НЕ с существи-тельными Слитно Раздельно Без не не употребляется Можно заменить синонимом без не или близким по значению выражением Есть скрытое или явное противопоставление (с союзом а) далеко не, вовсе не, ничуть не, отнюдь не, нисколько не, совсем не

Слайд 20

Упражнение 1 Схемы (Не)работа сушит, а з..бота. (Не)печ.. кормит, а руки. Чу..ствовать (не)пр..язнь. Рас..казывать (не)былицы. Слезы (не)г..д..вания. (Не)р..ш..тельность действий. (Не)точность в ..твете. Отнюдь (не)дурак. 1. не 2. не 3. слово-«магнит» не… 4. не , а Прочитайте предложения и словосочетания. Внимательно рассмотрите схемы к ним. Сформулируйте задание к упражнению.

Слайд 21

Упражнение 1 Схемы Не работа сушит, а забота. 4. Не печь кормит, а руки. 1. Чувствовать неприязнь. Рассказывать небылицы. Слезы негодования. 2. Нерешительность действий. Неточность в ответе. 3. Отнюдь не дурак. 1. не 2. не 3. слово-«магнит» не… 4. не , а

Слайд 22

Какова яблоня, таковы и яблочки. От свиньи родится (не)бобренок, а такой же поросенок. 2. Лишний ум (не)помеха. Упражнение 2 1. Ум хорошо, а два лучше. Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник (не)работник. Внимательно прочитайте пословицы под цифрами один и два. Сформулируйте к ним задание в соответствии с темой урока. Ленивому всегда праздник.

Слайд 23

От свиньи родится не бобренок, а такой же поросенок. Лишний ум не помеха. Упражнение 2 Кто в понедельник бездельник, тот и во вторник не работник. Лишний ум не помеха.

Слайд 25

Скажите, над чем мы сегодня работали? Расскажите правило правописания НЕ с существительными. Приведите свои примеры. Домашнее задание Мы познакомились с правописанием НЕ с именами существи- тельными, учились правильно писать существительные с НЕ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"

Конспект открытого урока "Морфологический разбор имени существительного"...

Открытый урок по теме: "Род имен существительных" 5 класс

конспект урока по теме: "Род имен существительных" 5 класс...

Открытый урок на тему: "Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде и числе"

Открытый урок по русскому языку  разработан для учащихся 5 класса...

разработка урока по письму и развитию речи в 5 классе на тему "Повторение знаний об имени существительном.Склонение имени существительного в единственном числе"

В содержание урока введены рвзличные виды работы по развитию речи учащихся, т.к. эта проблема является актуальнейшей из-за низкой работоспособности,снижения познавательной активности в силу разных обс...

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи.

Правописание сложных существительных. Морфологический разбор имени существительного. Употребление форм имен существительных в речи....