Логопедия в средней школе
статья по русскому языку по теме

Данная статья поможет разобраться в видах ошибок у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Одним из критериев, который присущ современному успешному человеку – это грамотность. Грамотность – это определённая степень владения навыками устной и письменной речи, она является одним из важнейших показателей культурного уровня населения. Конкретное содержание этого понятия меняется на различных этапах экономического и политического развития общества вместе с повышением его культурных запросов.[1]

Исследования показывают, что за семьдесят лет число школьников, испытывающих трудности в обучении, возросло с 8,7% до 70% и продолжает расти. Типичные проявления - бедность словарного запаса, неумение правильно пересказать текст и построить предложение, множество ошибок при письменном изложении. При этом дети тратят на выполнение домашних заданий необоснованно много времени и сил. В результате у них практически не остается свободного личного времени, накапливается эмоциональная и физическая усталость. Причины - несформированность внимания и тонкой моторики, отсутствие навыков чтения и самостоятельности действий. Следствие - отвращение к учебе уже в начальной школе. Дополнительные занятия по развитию отстающих функций, как правило, забирают у ребёнка остатки сил и эмоций.

Очень часто это отражается на низкой успеваемости ребенка. При всех стараниях, которые выполняет ребенок: долго выполняет домашнее задания, занимается с репетитором, выполняет большое количество однотипных упражнений- его оценка не изменяется.

В такой ситуации и родители, и ребенок опускают руки. Ребенок не понимает, почему при затратах на учебу, он не получает никаких дивидендов?

Ответ очень прост. Необходимо найти корень проблемы, который и подскажет верное решение, тот самый золотой ключик, который приедет к хорошей оценке.

На уроках русского языка большее внимание уделяется письменной и устной речи.

Письмо – это сложная форма речевой деятельности, многоуровневый процесс. В нем принимают участие речеслуховой,  общедвигательный, речедвигательный и  зрительный анализаторы. Между ними в процессе письма устанавливается тесная связь.

            Письмо тесно связано с устной речью, степенью ее развития. Оно основывается на умении различать звуки речи, вычленять их в потоке речи и соединять, правильно произносить.

              В понятие «письменная речь» входят чтение и письмо, которые формируются только в условиях целенаправленного обучения. Частичное расстройство процессов чтения и письма обозначают терминами «дислексия» и «дисграфия».  Ошибки при дислексии и дисграфии являются стойкими и их возникновение не связано «… ни со снижением интеллектуального развития, ни с выраженными нарушениями слуха и зрения, ни с регулярностью школьного обучения».

Корни дисграфии у школьников уходят в дошкольный возраст. Своевременная организация коррекционного обучения в дошкольном возрасте позволяет минимизировать дефект на уровне устной формы речи. Основная масса детей приходит в нашу школу из речевых детских садов, где проводилась большая работа по формированию фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Однако, недостаточная сформированность фонетических, фонематических и лексико-грамматических средств языка, обусловленная диагнозом общее недоразвитие речи, препятствует успешному обучению письменной речи; нарушения звукослоговой структуры слов создают большие трудности в овладении фонематическим анализом и синтезом. Ограниченность словарного запаса детей проявляется в виде трудностей в овладении семантикой слов, следствием чего являются ошибки в понимании и употреблении слов.

Несмотря на возросший интерес исследователей к проблеме профилактики дисграфий, не изучена динамика развития речи детей с ОНР в процессе специально организованного обучения, не выявлено, какие симптомы компенсируются легче и быстрее, а какие нуждаются в дальнейшей коррекции и с чем это связано, не приведён научно обоснованный анализ трудностей, которые испытывают дети в ходе овладения учебным материалом. Отсутствуют утверждённые программы коррекционно-воспитательной работы для детей подготовительных групп с ОНР.

В подготовительных группах для детей с ОНР проводится не индивидуальная, а преимущественно малопродуктивная фронтальная и подгрупповая работа по формированию, коррекции нарушенных у детей психических функций. Эта работа включает в себя лишь обобщенные установки на развитие памяти, внимания, зрительно-пространственных функций, аналитико-синтетической деятельности, формирование языкового анализа и синтеза, лексики, грамматического строя речи, устранение нарушений звукопроизношения, развитие моторики.

По результатам исследования эффективности логопедической работы с дошкольниками, посещавшими подготовительные группы для детей с ОНР в детских садах Санкт-Петербурга только 24% от общего количества обследованных полностью освоили программу речевого детского сада и оказались готовыми к овладению письмом.

Все вышесказанное в целом свидетельствует о том, что проблема профилактики дисграфий у дошкольников с ОНР относится к числу актуальных, теоретически и практически значимых, но недостаточно разработанных в логопедической теории и практике.

Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Дисграфия у ребенка может возникнуть в результате: биологических причин (поражение головного мозга ребенка, в результате патологий беременности, родовой травмы плода, инфекций, которые истощили нервную систему ребенка.)

При дисграфии дети младшего школьного возраста с трудом овладевают письмом: выполненные ими упражнения, диктанты содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом с большим трудом сочиняют поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

Таким образом, сам ребенок не виноват в том, что у него такие ошибки, он их не осознает.   Большинство ошибок у учащегося с дистрафией связано не  с незнанием правил, а с нарушением работы мозга.

Если мы посмотрим  на пособия по русскому языку для учащихся 5-6 классов, но мы не увидим в них коррекционных и логопедических заданий. Но если мы посмотрим на класс, то увидим, что 60 % детей будут страдать именно логопедическими ошибками. Анализ письменных работ по русскому языку в рабочих и контрольных тетрадях школьников, который проводился в течение учебного года, показал, что чаще всего встречается аграмматическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза,
акустическая форма дисграфии.
(Приложение 1).

Таким образом, перед нами встал вопрос. Что же делать с такими детьми?

Согласно стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская школа 2020»(пункт 2.1.1 и пункт 4.1 и 4.2 (программа «Равные и разные») мы должны предоставлять условия для развития детей с разными стартовыми возможностями.

Решением проблемы  стало создание тетради для коррекции логопедических ошибок у учащихся 5-6 классов. Эту тетрадь возможно использовать на уроках русского языка – при организации разноуровневых заданий, при работе дома. Комплекс упражнений направлен на коррекцию зрительного, фонетического и других видов анализа. Примеры упражнений:

1.Необходимо найти слова. 

СфЛИоНЕнТеКСтАиКИкСКаИАС

оПкРИосСТрнАВеоКвнАьа

пСодКлДежОАаПщОЗЛиНУЕеНЕИМОЕЕ

СпКаЛрОдНоЕеНдИЕж

сГонЛорАнСызНйвЫуЙк

 и т.п.


[1] Большая советская энциклопедия.М.: "Советская энциклопедия", 1969-1978.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексических навыков англ.яз. на среднем этапе обучения в средней школе

Материал содержит  краткий обзор темы "Формирование лексических навыков английского языка на среднем этапе обучения"....

Методическая разработка для занятий лёгкой атлетикой в среднем и старшем звене средней школы

Легкая атлетика.Кроссовая подготовка.            Учащиеся нашей школы показывают хорошие результаты в кроссовой подготовке, в беге на средние и д...

классный час "Книга Памяти Михневской средней школы" (75-летию Михневской средней школе посвящается)

Классный  час проводится в стенах школьного музея Боевой Славы, используются экспозиция и материалы музея. Представленная работа рассказывает  историю развития школы поселка с первого года е...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Методическая разработка. Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"

Статья на тему "Использование современных компьютерных технологий при формировании грамматических навыков у учащихся средней школы на среднем этапе обучения"...

ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ ЛОГОПЕДА ВОСПИТАТЕЛЯМ ( СРЕДНЯЯ ГРУППА)

Еженедельные задания логопеда воспитателям составлены с учетом изучаемой лексической темы по блокам   и включают три раздела:1.Логопедические пятиминутки.2. Игры и упражнения.3. Иллюстрированный ...

Перспективный календарно-тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности ДОУ.

Перспективный календарно - тематический план комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в средней группе комбинированной направленности  ДОУ....