Календарно-тематическое планирование по русскому языку
календарно-тематическое планирование по русскому языку (7 класс) по теме

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 7 классе по программе Т. Ладыженской

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl_russkiy_yazyk.doc318 КБ

Предварительный просмотр:

№ урока

Вид урока.

Тема урока.

Дата

1.

Вводный урок

Русский язык как развивающееся явление.

I триместр

2(1)

повторительно-обобщающий

Повторение пройденного в V - VI классах.

(9 ч. + 2 ч.)

Синтаксис. Пунктуация. Синтаксический и пунктуационный разбор.

3(2)

повторительно-обобщающий

Лексика и фразеология.

4(3)

повторительно-обобщающий

Фонетика и орфография. Фонетический разбор слова.

5(4)

повторительно-обобщающий

Словообразование и орфография.

6(5)

урок-практикум

Морфемный и словообразовательный разбор.

7(6) К

урок контроля.

Административный диктант. (№ 1).

8(7)

урок коррекции знаний

Анализ административного диктанта.

9(8)

повторительно-обобщающий

Морфология и орфография.

10(9)

урок-практикум

Морфология и орфография. Морфологический разбор слова.

11(1)К

урок развития речи

Р.р. Контрольное сочинение по картине И.Бродского «Летний сад осенью» (упр. 44)   (№ 1)

12(2)К

урок развития речи

Р.р. Написание контрольного сочинения по картине И.Бродского «Летний сад осенью».

13(1)

урок усвоения новых знаний

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Причастие. (21 ч. +4 ч.)

Причастие как часть речи.

14(1)

урок развития речи

Р.р. Текст. Стили литературного языка. Публицистический стиль речи.

15(2)

комбинированный урок

Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий.

16(3)

урок усвоения новых знаний

Понятие о причастном обороте.

17(4)

урок-практикум

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

18(2)

урок развития речи

Р.р. Описание внешности человека.

19(3)

урок развития речи

Р.р. Подготовка к домашнему (обучающему) сочинению по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы».

20(5)

урок усвоения новых знаний

Действительные и страдательные причастия.

21(6)

урок усвоения новых знаний

Краткие и полные страдательные причастия.

22(7)

комбинированный урок

Действительные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах действительных

причастий настоящего времени.

23(8)

комбинированный урок

Действительные причастия прошедшего времени.

24(9)

комбинированный урок

Страдательные причастия настоящего времени. Гласные в суффиксах причастий

настоящего времени.

25(10)

комбинированный урок

Страдательные причастия прошедшего времени.

26(4)К

урок развития речи

Контрольное выборочное изложение (по упражнению 130)                      (№ 1)

27(11)

комбинированный урок

Гласные перед Н в полных и кратких страдательных причастиях.

28(12)

урок усвоения новых знаний

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

29(13)

комбинированный урок

Одна буква Н в отглагольных прилагательных.

30(14)

урок усвоения новых знаний

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

31(15)

комбинированный урок

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий  и в кратких отглагольных прилагательных.

32(16)

комбинированный урок

Употребление страдательных причастий в тексте. Морфологический разбор причастия.

33(17)

урок усвоения новых знаний

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

34(18)

урок закрепления изученного

Практическая работа "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями".

35(19)К

урок контроля

Контрольный диктант по теме "Причастие". №2

36(20)

урок усвоения новых знаний

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего  времени.

37(21)

урок-игра

                                                             

Обобщение материала по теме "Причастие".

38(1)

комбинированный урок

Деепричастие. (7 ч. + 1 ч.)

Деепричастие как часть речи.

39(2)

урок усвоения новых знаний

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

40(3)

урок-практикум

Практическая работа "Выделение деепричастных оборотов на письме".

41(4)

комбинированный урок

Раздельное написание НЕ с деепричастиями.             II триместр

42(5)

комбинированный урок

Деепричастия несовершенного вида.

43(1)

комбинированный урок

Деепричастия совершенного вида. Морфологический разбор деепричастия. Подготовка к обучающему сочинению по картине С. Григорьева.

44(6)

урок развития речи

Р.р. Написание обучающего сочинения по картинге С. Григорьева «Вратарь».

45(7)

урок контроля

Административный диктант или контрольный диктант по теме "Деепричастие" №3.

46(1)

комбинированный урок

Наречие. (24 ч. + 5 ч.) 

Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении.

47(2)

урок усвоения новых знаний

Смысловые группы наречий.

48(3)

урок-практикум

Смысловые группы наречий.

49(4)

комбинированный урок

Степени сравнения наречий.

50(5)

урок закрепления изученного

Степени сравнения наречий. Морфологический разбор наречия.

51(1)

урок развития речи

Рр Обучающее сочинение по картине И. Попова «Первый снег».

52(2)

урок развития речи

Рр Написание обучающего сочинения по картине И. Попова «Первый снег».

53(6)

урок усвоения новых знаний

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е.

54(7)

урок закрепления изученного

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на -О и -Е.

55(8)

комбинированный урок

Буквы Е и И в приставках НЕ- и НИ- отрицательных наречий.

56(9)

урок усвоения новых знаний

Одна и две буквы Н в наречиях на -О и -Е.

57(10)

урок усвоения новых знаний

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

58(11)

урок усвоения новых знаний

Буквы О и А на конце наречий.

59(12)

урок контроля

Проверочный диктант по пройденным темам.

60(13)

урок усвоения новых знаний

Дефис между частями слова в наречиях.

61(14)

урок закрепления изученного

Дефис между частями слова в наречиях.

62(15)

урок-практикум

Дефис между частями слова в наречиях.

63(16)

урок усвоения новых знаний

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

64(17)

урок закрепления изученного

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

65(18)

урок-практикум

Слитное и раздельное написание приставок в наречиях, образованных от существительных и количественных числительных.

66(3)

урок развития речи

Р.р. Описание действий.

67(19)

урок усвоения новых знаний

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

68(20)

повторительно-обобщающ.

Обобщение по теме "Наречие"

69(21)

повторительно-обобщающ.

Практикум по теме "Наречие".

70(4)

урок развития речи

Рр Обучающее сочинение по картине Е.М.Широкова «Друзья».

71(5)

урок развития речи

Рр Написание обучающего сочинения по картине Е.М. Широкова «Друзья».

72(22)

повторительно-обобщающ.

Подготовка к контрольному диктанту по теме"Наречие".

73(23)

урок контроля

Контрольный диктант по теме "Наречие". №4.

74(24)

урок коррекции знаний

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

75(1)

урок усвоения новых знаний

Категория состояния. (3 ч. + 2 ч.) 

Категория состояния как часть речи.

76(2)

урок-практикум

Употребление слов категории состояния в художественной речи.

77(3)

повторительно-обобщающий

Обобщение по теме "Категория состояния"

78(1)

урок развития речи

Рр Обучающее изложение с элементами сочинения.

79(2)

урок развития речи

Рр Написание обучающего изложения с элементами сочинения.

80(1)

комбинированный урок

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ.

Предлог. (8 ч. + 1 ч.) 

Самостоятельные и служебные части речи. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлога в предложении.

81(2)

урок усвоения новых знаний

Непроизводные и производные предлоги.

82(3)

урок-практикум

Употребление производных предлогов в речи. Текстообразующая роль.

83(4)

комбинированный урок

Простые и составные предлоги. Дефис в предлогах. Морфологический разбор предлогов.

84(5)

урок усвоения новых знаний

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

85(6)

урок закрепления изученного

Слитное и раздельное написание производных предлогов

                                       III триместр

86(1)

урок развития речи

Рр Обучающее сочинение по картине А.В. Сайкиной «Детская спортивная школа».

87(7)

урок-практикум

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

88(8)

урок-игра

Повторение изученного по теме «Предлог».

89(1)

комбинированный урок

Союз. (13 ч. + 2 ч.) 

Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении.

90(2)

комбинированный урок

Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные.

91(3)

урок-практикум

Употребление сочинительных и подчинительных союзов в предложении. Текстообразующая роль.

92(4)

комбинированный урок

Запятая между простыми предложениями в союзном сложном предложении.

93(5)

урок усвоения новых знаний

Сочинительные союзы.

94(6)

урок усвоения новых знаний

Подчинительные союзы.

95(7)

урок-практикум

Подчинительные союзы. Морфологический разбор союза.

96(1)

урок развития речи

Р.р. Обучающее сочинение-рассуждение «Книга – наш друг и советчик».

97(2)

урок развития речи

Р.р. Написание обучающего сочинения-рассуждения «Книга – наш друг и советчик».

98(8)

урок усвоения новых знаний

Слитные и раздельные написания союзов.

99(9)

урок закрепления изученного

Слитные и раздельные написания союзов.

10010)

урок-практикум

Слитное написание союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ.

101(11)

повторительно-обобщающий

Обобщение по темам "Союз" и «Предлог». Подготовка к диктанту.

102(12)

урок контроля

Контрольный диктант по темам "Предлог" и "Союз".  №5.

103(13)

урок коррекции знаний

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

104(1)

урок усвоения новых знаний

Частица. (15 ч. + 3 ч.) 

Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частицы в предложении.

105(2)

урок усвоения новых знаний

Разряды частиц. Формообразующие частицы.

106(3)

урок усвоения новых знаний

Смысловые частицы.

107(1)

урок развития речи

Р.р. Обучающее сочинение по данному началу (упр. 364).

108(4)

урок закрепления изученного

Смысловые частицы.

109(5)

урок усвоения новых знаний

Раздельное и дефисное написание частиц.

110(6)

повторительно-обобщающий

Морфологический разбор частицы.

111(7)

комбинированный урок

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

112(8)

комбинированный урок

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

113(9)

комбинированный урок

Различение частицы НЕ и приставки НЕ.

114(10)

урок-практикум

Различение частицы НЕ и приставки НЕ.

115(2)К

урок развития речи

Контрольное сочинение по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Полдень».         (№ 2)

116(3)К

урок развития речи

Написание контрольного сочинения по картине К.Ф.Юона «Конец зимы. Поддень».

117(11)

комбинированный урок

Частица НИ, приставка НИ, союз НИ-НИ.

118(12)

повторительно-обобщающ.

Обобщение по теме "Частица". Подготовка к диктанту.

119(13)К

урок контроля

Административный контрольный диктант №6.

120(14)

урок коррекции знаний

Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками.

121(15)

Р е з е р в

122(1)

урок усвоения новых знаний

Междометие. Звукоподражательные слова. (4 ч.) 

Междометие как  часть речи. Синтаксическая роль междометий в предложении.

123(2)

урок усвоения новых знаний

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

124(3)

урок усвоения новых знаний

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий.

125(4)

урок-игра

Обобщение по теме "Междометие. Звукоподражательные слова".

126(1)

повторительно-обобщающ.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО

В VII КЛАССЕ.  (9 ч. + 2 ч.)

Разделы науки о языке.

127(1)

урок развития речи

Контрольное изложение.                                       (№ 2)

128(2)

урок развития речи

Написание контрольного изложения.

129(2)

повторительно-обобщающ.

Текст. Стили речи.

130(3)

повторительно-обобщающ.

Фонетика. Графика.

131(4)

повторительно-обобщающ.

Лексика и фразеология.

132(5)

повторительно-обобщающ.

Морфемика. Словообразование.

133(6)

повторительно-обобщающ.

Морфология.

134(7)

повторительно-обобщающ.

Орфография.

135(8)

повторительно-обобщающ.

Синтаксис. Пунктуация.

136(9)

урок-обобщение

Итоги учебного года.

«Согласовано»                                                                                                                                          «Согласовано»

Протокол заседания ШМК                                                                                                                      Заместитель директора по УР

историко-филологической                                                                                                                       _________________Н.М. Бебешина

от «__»__________2010 г.                                                                                                                        «__» __________2010 г.

№_____________________

Список  использованной литературы:

Программа общеобразовательных учреждений «Русский язык» 5-9 классы.

Москва ,«Просвещение», 2007 год.

Учебник: «Русский язык» 7 класс

Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т. Баранов.

Москва ,«Просвещение» ,2007 год.

УМК:

Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 7 классе». Москва, «Просвещение» 2008 год

Г.А.Богданова «Тестовые задания по русскому языку 7 класс». Москва, «Просвещение», 2006 год.

С.И.Львова «Практикум по русскому языку 7 класс». Москва, «Просвещение», 2006 год.

Контрольные диктанты- 6

Контрольные сочинения- 2

Контрольные изложения-2

                                                    Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Программы общеобразовательных учреждений « Русский язык 5-9 классы ».Авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Шанский Н.М.) ввиду изменения количества часов, выделяемых на изучение русского языка в 7 классе. Базовый уровень программы для 7-ых класса составляет 170 часов. Планирование уроков составлено на 136 часов в соответствии с новым учебным планом школы (БУП 2004 г.), исходя из этого количество часов, отведенных для изучения следующих разделов ( «Причастие», «Деепричастие», «Наречие», «Предлог», «Союз», «Повторение изученного в 7 классе») , было сокращено.

Цель курса: свободное владение русским языком, развитие речи, мышления, воображения школьника, развитие способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства» языка, воспитание эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи преподавания русского языка:

А) Познавательные задачи: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала;

        Б) Практические задачи: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований), овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.

        Общепредметными задачами работы по русскому языку в школе являются воспитание учащихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения.

        

Основное содержание (разделы) программы по русскому языку 7-ого класса:

- Русский язык как развивающееся явление;

- Повторение пройденного в 5-6 классах;

- Морфология (Причастие. Деепричастие. Наречие. Категория состояния. Предлог. Союз. Частица. Междометие. Звукоподражательные слова.). Орфография. Культура речи;

- Повторение и систематизация пройденного в 7 классе.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русому языку за курс 7-ого класса.

  1. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 7 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
  2. К концу 7 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

–проводить морфологический разбор частей речи, изученных в 7классе, синтаксический разбор предложений с причастным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастными оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами; находить и исправлять орфографические ошибки.

Правильно писать изученные в 7 классе слова с непроверяемыми орфограммами.

По пунктуации. Выделять запятыми причастные обороты ( стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По связной речи. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами описания внешности человека, процессов труда. Описывать человека, процессы труда; писать рассказы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказывать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

с углубленным изучением отдельных предметов

города Чехова Московской области

                                                                                                                                                                                       «Утверждаю»

                                                                                                                                                        Заместитель по УР_________Н.М. Бебешина

                                                                                                                                                           «____»_____________________ 2010 год

Календарно- тематическое планирование уроков

                                                   л и т е р а т у р ы

                                                                   7-б класс

 

                                                                               Учитель Широкова М. С.

                                                                           2010-2011 учебный год

№ урока

Вид урока. Основные виды деятельности учителя и учащихся.

Тема урока.

Дата

1.

Беседа. Тестирование.

I триместр

Введение – 1 час.

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся.

2 (1)

Рассказ учителя. Беседа.

Устное народное творчество – 4 часа.

Предания как поэтическая автобиография народа. Исторические события в преданиях.

3 (2)

Рассказ учителя. Беседа.

Понятие о былине. «Вольга и Микула Селянинович». Нравственные идеалы русского народа в образе главного героя. Прославление мирного труда.

4 (3)

Урок внеклассного чтения.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Черты характера Ильи Муромца. Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. «Калевала» – карело-финский мифологический эпос.

5(4)

Рассказ учителя. Беседа.

Пословицы и поговорки. Пословицы народов мира. Особенности смысла и языка пословиц. Собиратели пословиц.

6(1)

Рассказ учителя. Беседа.

Из древнерусской литературы – 3 часа.

Поучение как жанр древнерусской литературы. «Поучение» Владимира Мономаха. Нравственные заветы Древней Руси. Русские летописи. «Повесть временных лет». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

7(2)

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси. Прославление любви и верности.

8(3)

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению на одну из тем:                                                                                      № 1

  1. «Народная мудрость в произведениях устного народного творчества».
  2. Что воспевает народ в героическом эпосе?
  3. В чем значение древнерусской литературы для современного читателя?

9(1)

Рассказ учителя. Практикум.

Из литературы XVIII века – 2 часа.

 М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «К статуе Петра Великого». «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Мысли автора о Родине, русской науке и ее творцах. Призыв к миру. Понятие о жанре оды.

10(2)

Рассказ учителя. Беседа.

Г.Р. Державин. Слово о поэте. «Река времён в своём стремленьи…». «На птичку», «Признание». Философские размышления о смысле жизни и свободе творчества.

11(1)

Рассказ учителя. Беседа.

Из русской литературы XIX века – 30 часов.

А.С.Пушкин. Слово о поэте. Интерес поэта к истории России. «Полтава». Мастерство в изображении битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Петр I  и Карл XII.

12(2)

Рассказ учителя. Беседа.

А.С.Пушкин. «Медный всадник». Выражение чувства любви к Родине. Прославление деяний Петра I. Образ автора в отрывке из поэмы.

13(3)

Беседа. Практикум.

А.С.Пушкин. «Песнь о вещем Олеге» и ее летописный источник. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Развитие понятия о балладе.

14(4)

Урок развития речи.

А.С.Пушкин. «Борис Годунов»: сцена в Чудовом монастыре. Образ летописца Пимена. Значение труда летописца в истории культуры. Подготовка к домашнему сочинению «История России в произведениях А.С. Пушкина».  № 2

15(5)

Беседа.

А.С.Пушкин. «Станционный смотритель» – произведение из цикла «Повести Белкина». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Призыв к уважению человеческого достоинства. Гуманизм повести.

16(6)

Практикум.

Дуня и Минский. Анализ эпизода «Самсон Вырин у Минского». Развитие понятия о повести.

17(7)

Рассказ учителя. Беседа. Обучение устному рассказу.

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века и их роль в понимании характеров и идеи поэмы.

18(8)

Беседа. Практикум.

Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита человеческого достоинства и нравственных идеалов. Фольклорные начала в «Песне..». Образы гусляров и образ автора.

 19(9)

Практикум.

М.Ю. Лермонтов. «Когда волнуется желтеющая нива», «Молитва», «Ангел». Проблема гармонии человека и природы. Обучение анализу одного стихотворения.

20(10)

Урок контроля.

Контрольная работа (тест) по творчеству А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова.

21(11)

Рассказ учителя. Беседа.

                                                         II триместр

Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей-запорожцев.

22(12)

Обучение устному рассказу.

Смысл противопоставления Остапа и Андрия. Патриотический пафос повести. Развитие понятия о литературном герое.

23(13)

Урок развития речи.

Подготовка к сочинению по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»: «Смысл противопоставления образов Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»», «Авторская оценка образа Тараса Бульбы».       № 3

24(14)

Рассказ учителя. Беседа.

И.С.Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бирюк» как произведение о бесправных и обездоленных. Лесник и его дочь. Нравственные проблемы рассказа.. Духовный мир крестьянских детей. Юмор автора.

25(15)

Урок развития речи.

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Особенности жанра. Обучение сочинению стихотворения в прозе(классное сочинение).

26(16)

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Развитие понятия о поэме. Историческая основа поэмы. Величие духа русской женщины. Анализ эпизода.

27(17)

Урок внеклассного чтения.

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» и другие стихи о судьбе народа. Боль поэта за судьбу народа. Образ Родины.

28(18)

Урок внеклассного чтения.

А.К. Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Михайло Репнин». Правда и вымысел. Конфликт «рыцарства» и самовластья.

29(19)

Рассказ учителя. Беседа.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. «Повесть о том, как один мужи двух генералов прокормил». Сатирическое изображение нравственных пороков общества. Смысл противопоставления генералов и мужика.

30(20)

Комбинированный урок.

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Дикий помещик». Смысл названия сказки. Понятие о гротеске. Подготовка к домашнему сочинению «Средства создания комического в сказках М.Е. Салтыкова-Щедрина». №4

31(21)

Урок контроля. Литературный ринг.

Литературный ринг «Проблемы и герои произведений Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, М.Е. Салтыкова-Щедрина».

32(22)

Рассказ учителя. Беседа.

Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Сложность взаимоотношения детей и взрослых.

33(23)

Беседа.

Главный герой повести Л.Н. толстого «Детство». Его чувства, поступки и духовный мир.

34(24)

Рассказ учителя. Беседа.

И.А.Бунин. Слово о писателе. «Цифры». Сложность взаимопонимания детей и взрослых. Авторское решение этой проблемы.

35(25)

Урок развития речи

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственный смысл рассказа. Мастерство Бунина – прозаика и поэта. Подготовка к сочинению «Золотая пора детства» в произведениях Л.Толстого и И. Бунина    №5

36(26)

Рассказ учителя. Беседа.

А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние душевных порокв. Смысл названия рассказа.

37(27)

Практикум.

Средства создания комического в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». Развитие понятий о юморе и сатире.

38(28)

Беседа.

Два лица России в рассказе А.П. Чехова «Злоумышленник».

39(29)

Урок внеклассного чтения.

Смех и слезы в рассказах А.П. Чехова «Тоска», «Размазня» и др.

40(30)

Практикум

Стихи русских поэтов XIX века о родной природе. Обучение анализу лирического текста.. Подготовка к домашнему сочинению по русской поэзии XIX века  №6

41(1)

Рассказ учителя. Беседа.

Из русской литературы XX века – 21 час.

М.Горький. Слово о писателе. «Детство» Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. Изображение быта и характеров.

42(2)

Беседа.

«Яркое, здоровое, творческое в русской жизни»: Акулина Ивановна, Алеша Пешков, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа. Понятие о теме и идее произведения.                                     IIIтриместр

43(3)

Практикум.

Обучение анализу эпизода из повести М. Горького «Детство». Портрет как средство характеристики героя.

44(4)

Урок внеклассного чтения.

«Легенда о Данко» из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль». Романтический характер легенды.

45(5)

Рассказ учителя. Беседа.

В.В.Маяковский. Слово о поэте. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Юмор. Роль фантастических картин.

46(6)

Урок внеклассного чтения.

В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир. Понятие о лирическом герое. Сложность и тонкость внутреннего мира героя. Его гуманизм и сочувствие всему живому.

47(7)

Рассказ учителя. Беседа.

Урок-размышление.

Л.Н. Андреев. Слово о писателе. «Кусака». Сострадание и бессердечие как критерии нравственности человека. Гуманистический пафос произведения.

48(8)

Рассказ учителя. Беседа.

А.П. Платонов. Слово о писателе. «Юшка». Друзья и враги главного героя. Внешняя и внутренняя красота человека. Призыв к состраданию и уважению к человеку.

49(9)

Урок внеклассного чтения.

Урок-размышление.

А.П. Платонов. «В прекрасном и яростном мире». Труд как основа нравственности. Вечные нравственные ценности. Своеобразие языка прозы А.П.Платонова. Подготовка к сочинению.

50(10)

Урок развития речи.

Подготовка к домашнему сочинению «Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание? (По произведениям писателей XX века).      №7      

51(11)

Рассказ учителя. Практикум.

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Своеобразие картин природы. Способы создания поэтических образов.

52(12)

Урок контроля.

Контрольная работа. Письменный анализ эпизода или одного стихотворения. №2

53(13)

Урок внеклассного чтения.

Интервью с поэтом – участником Великой Отечественной войны. Интервью как жанр публицистики. Трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов – участников войны.

54(14)

Рассказ учителя. Беседа.

Ф.А.Абрамов. Слово о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы рассказа. Понятие о литературной традиции. Литературные традиции в рассказе Ф.А. Абрамова.

55(15)

Рассказ учителя. Беседа. Практикум.

Е.И.Носов. Слово о писателе. «Кукла» («Акимыч»). Нравственные проблемы рассказа. «Живое пламя». Обучение целостному анализу эпического произведения. Подготовка к домашнему сочинению  №8

56(16)

Урок внеклассного чтения.

Ю.П.Казаков. Слово о писателе. «Тихое утро». Герои рассказа и их поступки. Взаимовыручка как мерило нравственности человека.

57(17)

Урок-концерт.

Стихи поэтов XX века о Родине, родной природе, восприятии окружающего мира. Единство человека и природы.

58(18)

Рассказ учителя. Беседа.

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. «Снега потемнеют синие…», «Июль – макушка лета», «На дне моей жизни…». Философские проблемы в лирике. Развитие понятия о лирическом герое.

59(19)

Урок внеклассного чтения.

Д.С. Лихачев. Слово о писателе, ученом, гражданине. «Земля родная» как духовное напутствие молодежи. Публицистика, мемуары как жанры литературы.

60(20)

Рассказ учителя. Беседа.

М.М.Зощенко. Слово о писателе. «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

61(21)

Урок внеклассного чтения.

Песни на слова русских поэтов XX века. Лирические размышления о жизни, времени, вечности.

62(1)

Рассказ учителя. Беседа.

Из литературы народов России. 1 час.

Расул Гамзатов. Рассказ о поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей Родине». Размышления поэта об истоках и основах жизни.

63(1)

Рассказ учителя. Беседа.

Из зарубежной литературы. 10 час.

Р.Бернс. Слово о поэте. «Честная бедность и другие стихотворения. Представления поэта о справедливости и честности. Своеобразие лирики.

64(2)

Рассказ учителя. Практикум.

Дж.Г.Байрон. Слово о поэте. «Ты кончил жизни путь, герой…» как прославление подвига во имя свободы Родины. Анализ поэтических интонаций.

65(3)

Практикум.

Японские хокку (хайку). Особенности жанра.

66(4)

Рассказ учителя. Беседа.

О.Генри. Слово о писателе. «Дары волхвов». Преданность и жертвенность во имя любви.

67(5)

Урок внеклассного чтения.

Р.Д.Бредбери. Слово о писателе. «Каникулы». Фантастический рассказ-предупреждение. Мечта о победе добра.

68

Беседа.

Подведение итогов. Рекомендации для чтения во время летних каникул.

«Согласовано»                                                                                                                                        

Протокол заседания ШМК                                                                                                                    

историко-филологической                                                                                                                      

от «__»__________2010 г.                                                                                                                      

№_____________________

Программа для общеобразовательных учреждений для 5-11 классов ( базовый уровень)

под редакцией В.Я.Коровиной.

Москва «Просвещение» 2007 год.

Учебник: 

Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев.

Москва ,«Просвещение», 2008 год.

УМК:

И.В.Золотарева «Поурочные разработки по литературе 6 класс».

В.Е.Красовский « Литература. Энциклопедия школьника».  Москва, «Эксмо» ,2006 год.

Н.Е. Кутейникова «Уроки литературы » 7 класс. Москва, «Просвещение», 2009 год.

Классные сочинения – 1

Домашние  сочинения-8

Контрольные работы -2

Пояснительная записка

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высоким нравственным идеалом и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержание, историзма, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, усвоения основных понятий теории и истории литературы, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образование – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Цель литературного образования состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, воспитывающими высокие нравственные чувства у читающего человека.

Задачи преподавания литературы:

  • воспитание любви к чтению и изучению литературы;
  • формирование потребности читать настоящую литературу;
  • воспитание литературного вкуса;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать;
  • создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
  • становление  правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности – основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

Основное содержание (разделы) курса:

- Устное народное творчество

- Древнерусская литература («Поучение» Владимира Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть временных лет»)

- Русская литература XVIII века (М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин)

- Русская литература XIX века (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, М.Е. Салтыком-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.А. Бунин, А.П. Чехов)

-Литература XX века (М. Горький, В.В. Маяковский, Л.Н. Андреев, А.П. Платонов, Б.Л. Пастернак, А.А. Ахматов, Ф.А. Абрамов, Е.И. Носов, Ю.П. Казаков, А.Т. Твардовский, Д.С. Лихачёв, М. Зощенко)

- Зарубежная литература (Роберт Бёрнс, Джордж Гордон Байрон, О.Генри, Рей Брэдбери)

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т.е. помогать постижению произведения искусства.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе за курс VII класса.

Учащиеся должны знать:
1. Авторов и содержание изученных художественных произведений.
2. Основные теоретические понятия, предусмотренные программой и их соотношение, роды литературы (эпос, лирика, драма).
3. Жанры всех трех родов (эпоса, лирики, драмы).
4. Иметь представление о богатстве и многообразии жанров и знать наиболее распространенные жанры.
5. Иметь представление о подвижности связей и истории жанров.
6. Тему, идею, художественный образ, героев изученных произведений, сюжет.
7. Основные особенности композиции, изобразительно-выразительных средств языка в их взаимосвязи.
8. Характерные особенности индивидуального стиля писателя.

Учащиеся должны
уметь:
1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.
2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное.
3. Сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.
4. Различать эпические, драматические и лирические произведения.
5. Давать устный и письменный отзыв о самостоятельно прочитанном литературном произведении.
6. Пользоваться справочным аппаратом и школьным словарем литературоведческих терминов.
7. Определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма).
8. Обосновывать свое мнение о произведениях и героях.
9. Свободно владеть монологической речью, уметь высказывать свои суждения и аргументировано их отстаивать.
10. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).
11. Находить элементы сюжета (экспозиции, завязки, кульминации и развязки) и объяснять их роль в изученном произведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план по предмету "Русский язык и культура речи"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" по специальности "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 1 курс...

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)

Календарно-тематический план учебной дисциплины "Русский язык" (I курс СПО)...

Календарно-тематическое поурочное планирование уроков английского языка в 10 классе

Данное КТП расчитано на весь учебный год, содержит в себе такие понятия как тип урока, формы контроля и виды деятельности согласно  ФГОС. В КТП предусмотрены 12 контрольных работ по всем видам де...

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык"

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык" для студентов специальности "Ремонтник горного оборудования", рассчитанный на три семестра.Общее количество часов - 154, и...

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" (ОПИ)

Календарно-тематический план по дисциплине "Русский язык и культура речи" специальности 21.02.18 "Обогатитель полезных ископаемых" (1 курс)Общее количество часов - 48, из них: 20 ч...

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОУД.01 Русский язык

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНна 2021 – 2022 учебный годУД/МДК/ ОУД 01.  Русский языкгруппа ТА-121...