Викторина для 6-7 классов по русскому языку
материал по русскому языку (6 класс) по теме

Звензловская Елена Валентиновна

Викторина проводится в рамках предметной недели. Материал представлен в виде заданий, ответов и раздаточных листов для команд.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл вопросы и ответы21.97 КБ

Предварительный просмотр:

Викторина по русскому языку для 6-7 классов

Описание мероприятия: викторина проводится в рамках предметной недели. Участники – 6-7 классы. Всем участникам раздаются листы с заданиями (прилагаются). На доске расчерчена таблица, по которой участник, правильно ответивший на вопрос, называет следующий. За каждый правильный ответ ведущий даёт ответившему специальный жетон (я даю конфеты). В конце игры производится подсчёт для определения победителя.

Фонетика

1

2

3

4

Лексика

1

2

3

4

Морфемика

1

2

3

4

Морфология

1

2

3

4

5

Синтаксис

1

2

3

Культура речи

1

2

История языка

1

2

3

Ведущий: Вы думаете, язык – это скучно? Это интересно. Правда, только для тех, кто много о нём знает и хочет знать ещё больше.

Богатый активный словарный запас позволяет точно и полно выразить свои мысли. Яркий пример ограниченного запаса – героиня романа Ильфа и Петрова «12 стульев» Эллочка Щукина.

(С ц е н к а)

Задания.

Фонетика

1.Продолжите ряд: апельсин, банан, виноград…

(Груша, гранат, т.к. начинается со следующей по алфавиту буквы)

2. В слове мороз 5 звуков. Определите, сколько раз встречается каждый звук этого слова в пословице: «Семь раз отмерь, один – отрежь».

(м – ноль, а – 2 (один, отрежь), р – 1(раз), о – ноль, с – 1(раз).

3.Переведите вывеску, о которой упоминается в романе В. Шишкова «Угрюм-река»: СТОЙ, ЦРУЛНА, СТРЫЖОМ, БРЭИМ, ПЕРВЫ, ЗОРТ.

(Стой! Цирюльня. Стрижём, бреем – первый сорт.)

4. В одном мультфильме есть такие строчки:

                Далеко-далеко на лугу

                Пасутся ко…

                Ко…Нет, не кони!

                Ко…Нет, не козы!

                Ко…Правильно, коровы!

Найдите ошибку.

(Коровы, т.к. первый слог безударный, произносится как КА).

Лексика

1. Угадайте слово по его лексическому значению:

        - сосуд особого устройства, предохраняющий помещённый в него продукт от нагревания или остывания  (термос);

        -начальный момент спортивного соревнования по преодолению какого-либо расстояния на скорость (старт);

        -городская наземная электрическая железная дорога (трамвай);

        -устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой (акваланг);

        -дословная выдержка из какого-либо текста (цитата).

2. Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества; сохранился он и в нашем языке. Мы пользуемся греческими математическими, астрономическими и прочими терминами. Многие из нас носят  древнегреческие имена: Андрей – мужественный, храбрый; Алексей – защитник; Елена – светлая. Часто на нашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – испытать счастье. А однокоренное имя означает счастье. Назовите это имя и это кушанье. (Макар, макароны).

3. Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам:

        Как псу муха.

        Спеши медленно.

        Когда свинья в жёлтых шлёпанцах вскарабкается на грушу.

        И в хорошем огороде есть гнилые тыквы.

4. Замените заимствованные слова русскими синонимами: традиция, атеист, банкротство, маркетинг, триумф, атлет, шеф.

(Обычай, неверующий, разорение, рынок или сбыт, победа, силач, руководитель).

Словообразование

1.Разберите по составу слово ВЫНУТЬ.

(ВЫНУТЬ)

2. Как произошло наречие восвояси?

В результате сращения словосочетания «во своя веси», т.е. в свои деревни, домой.

3. Сколько различных корней в следующих словах: топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить.

(3 корня)

4. Проанализировав морфемный состав приведённых ниже слов, переведите их с украинского на русский: схилившись (наклонившись ), можливый(возможный ), короткочасний(кратковременный ).

Морфология

1. Найдите четвёртое лишнее слово: ворота, чернила, столы, ножницы.

(Это СТОЛЫ, т.к. имеет форму и ед. и мн. числа).

2. Одно из слов: дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать – изменило в ходе истории свой род, однако некоторые следы  этих перемен сохранились. Какое это слово? Обоснуйте своё мнение.

(Это слово тень, т.к. в ум.-ласк. форме тенёк – м. р..)

3. Как перечислить дни недели по порядку(5 дней), не называя их?

(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)

4. Какая змея бывает наречием?

(Уж)

5. Какие из этих существительных являются одушевлёнными: КОЛЛЕКТИВ, МЕРТВЕЦ, ЧЕЛОВЕК, ТРУП?

(Человек, мертвец, т.к. в вин. падеже имеет окончание –а).

Синтаксис

1.Расставьте знаки препинания двумя способами в следующем тексте:

Положи свои вещи здесь у бабушки в шкафу на нижней полке места нет.

2. Исправьте постановку знаков препинания так, чтобы устранить искажение смысла:

«Когда я вечером,- читал в письме Коля,- шёл с грохотом и шумом, мимо промчался поезд».

«Поезда тут говорят: старожилы ходят очень давно».

«Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата».

3. Прочитайте предложение: «Инженер с дочерью в воскресенье пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда». Кто старше – дочь инженера или сын врача? Обоснуйте свой ответ.

(Дочь инженера, т.к. она в числе самодостаточна.)

Культура речи

1.Исправьте стилистические ошибки и объясните свои действия :

        Сестра гораздо культурнее брата.

        Все стены класса увешаны очень наглядными пособиями.

        Необходимо налаживать связи между государствами СНГ.

        Я перед вами виноват? Извиняюсь.

.

2. Расставьте ударения в следующих словах: медикаменты, приобретение, эксперт, красивее, звонит.

Этимология

1. Каково происхождение слов: достоверный и достопримечательный?

(Достойный веры и достойный примечания).

2. Что значит опростоволоситься?

3. Из приведённого списка языков исключите те, которые не являются славянскими, и дополните список собственными примерами: польский, итальянский, чешский, белорусский, английский, сербохорватский, немецкий, старославянский, венгерский, литовский.

(искл: итальянский, английский, немецкий, венгерский, литовский)

Ф о н е т и к а

1.Апельсин, банан, виноград…

2.Семь раз отмерь, один – отрежь.     Мороз

3.Стой, црулна, стрыжом, брэим, первы, зорт

Л е к с и к а

4.Традиция, атеист, банкротство, маркетинг, триумф, атлет, шеф

С л о в о о б р а з о в а н и е

1.Вынуть

3.Топка, потоп, топливо, утопленник, растоптать, потопить

4.Схилившись, можливый, короткочасний

М о р ф о л о г и я

1.Ворота, чернила, столы, ножницы

2.Дверь, горсть, тень, лошадь, постель, кровать

5.Коллектив, мертвец, человек, труп

С и н т а к с и с

1.Положи свои вещи здесь у бабушки в шкафу на нижней полке места нет.

2.«Когда я вечером, - читал в письме Коля, - шёл с грохотом и шумом, мимо промчался поезд».

«Поезда тут говорят: старожилы ходят очень  давно».

«Коля стоял во дворе, который был огорожен забором и ждал брата».

3.«Инженер с дочерью пошли на каток, врач с сыном тоже пришёл туда».

К у л ь т у р а   р е ч и

1.Сестра гораздо культурнее брата.

Все стены класса увешаны очень наглядными пособиями.

Необходимо налаживать связи между государствами СНГ.

Я перед вами виноват? Извиняюсь.

2.Медикаменты, приобретение, эксперт, красивее, звонит.

Э т и м о л о г и я

1.Достоверный, достопримечательный

3.Польский, итальянский, чешский, белорусский, английский, сербохорватский, немецкий, старославянский, венгерский, литовский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе «Русский язык – мой любимый предмет»

Викторина для учащихся 5-ых классов по русскому языку и литературе«Русский язык – мой любимый предмет»Цель: создать условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в област...

Викторина "Своя игра". Внеклассное мероприятие по русскому языку. Разделы: фонетика, лексика, фразеология, грамматика.

Викторина построена по типу телевизионной передачи “Своя игра”.Участие принимают две команды. Викторина проводится в два тура. Команды получают игровые поля (презентация проводится по ссылкам) с темам...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, 210 часов, по ФГОС

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому яз...

Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.

Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...

Внеклассное мероприятие «Викторина» по теме: «Путешествие по стране Русского языка»

В ходе занятия-викторины по русскому языку закрепляются и систематизируются знания детей о частях речи, звуках, буквах, составе слова и т. д....

Викторина для 3 - 4 классов по русскому языку и литературному чтению

Викторина для учащихся 3 - 4 классов "В волшебной стране словесности" в рамках проведения Недели русского языка и литературного чтения. Может проводится учителем-логопедом или учителем начал...