Нестандартные уроки русского языка
статья по русскому языку по теме

Федюкова Людмила Николаевна

Статья о нестандартных уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx15.4 КБ

Предварительный просмотр:

                           Статья

Федюковой Людмилы Николаевны

ГБОУ  ООШ пос. Ильичёвский

         Нестандартные формы  уроки  русского языка и литературы

 

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

 Сегодня, в условиях коренной перестройки школьного образования, каждый учитель должен мыслить и работать по-новому, творчески подходить к своей работе, искать новые резервы и возможности для повышения эффективности обучения, брать на вооружение все то, что появляется в педагогической науке и практике, экспериментировать и критически анализировать полученные результаты.

Многие традиционные формы работы устарели и не дают желаемого результата. Нужны новые подходы к личности ученика, новые технологии обучения, новые стимулы учебно-познавательной деятельности.

Я хочу рассмотреть некоторые проблемы, с которыми я сталкиваюсь при работе с учащимися. Например, это снижение интереса к урокам русского языка и литературы,  трудности некоторых учащихся в усвоении  учебного материала.

  Одним из путей решения проблем является совершенствование организации урока, поиск новых технологий. Сегодня становится ясно, что всех одинаково учить нельзя, что фронтальные методы работы на уроке должны все чаще уступать место групповой, парной, индивидуальной работе и нетрадиционным методам обучения.

  Не заставлять, а заинтересовать, приглашая ребёнка к новой системе отношений: учебного сотрудничества, уважения, взаимопонимания.  Надо сделать серьёзное обучение занимательным, не наполнять детей знаниями, а зажигать.

  Рассмотрю роль нестандартных уроков, которые помогают в решении перечисленных выше проблем. Эти уроки играют большую роль в повышении уровня знаний, способствуют развитию познавательной активности на уроках.

  Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений.

 Глубокие знания – это понятие сущности предмета или явления, глубина –

это приближенность к истине. Тут на первый план выходит способность мыслить, понимать, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.

Глубина знаний требует наиболее ценных мыслительных операций.

Поэтому в своей работе я стараюсь научить детей, прежде всего, мыслить, используя систему нестандартных уроков русского языка и литературы.  При этом обязательно встают такие вопросы: как привить учащимся интерес к предмету? Как активизировать их познавательную деятельность на уроке? Как сделать процесс обучения наиболее результативным? Все эти вопросы очень меня волнуют, поэтому стараюсь разнообразить уроки.

Обычный комбинированный  четырехэлементный урок имеет довольно жесткую структуру с малой свободой выбора деятельности для учащихся.

Они вынуждены включаться в однообразную деятельность из урока в урок, что само по себе вызывает утомление и скуку.  Я стараюсь  вводить в урок такие формы работы, которые бы не только развивали, подвигали к творчеству, но были бы доступны и интересны каждому.

  Нестандартный урок – это интересная, необычная форма предоставления материала на занятии. Она призвана наряду с целями и задачами стандартных уроков, развить у учащегося интерес к самообучению, творчеству, умение в нестандартной форме систематизировать материал, оригинально мыслить и самовыражаться. На таких занятиях учащиеся не просто рассказывают сообщения, а пытаются донести с помощью ярких и запоминающихся опытов, газет, презентаций и другого вместе с учителем основной материал урока. Таким образом, они принимают активное участие в ходе урока.

Это приносит удовлетворение самому ученику, дает возможность осознать собственный интеллектуальный рост. Каждый ребенок по-своему уникален. И если не препятствовать его развитию, то из любого нормального ученика вырастет уникальная в своем роде личность. А если ему еще и помогать, то личность эта будет ярче.

Творчество учителя плюс творчество учащихся, воплощенные в общем деле,

- это простая и емкая формула нестандартного урока. Стараясь выйти за рамки традиционных форм обучения, провожу урок – игру, уроки словесности, урок - конкурс и другие нестандартные уроки.

  Урок – игра способствует воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Игровая деятельность детей включает в себя много других разнообразных видов деятельности и поэтому является универсальной. Например, лексико - фразеологические игры я использую не только для закрепления знаний по фразеологии, но и для отработки различных орфографических правил.

  Интегрированные уроки – это уроки, на которых сочетается материал нескольких школьных курсов (дисциплин) одновременно, т.е. проводятся различные уроки, темы которых способствуют взаимодействию и более реальному творческому изучению материала. Так, например, могут быть объединены такие уроки, как русский язык и литература, русский язык и иностранный язык, русский язык и музыка и.т.д. Интегрированный урок творческий не только по форме, но и по содержанию. Способы подачи учебного материала тоже творческие.

 Уроки-семинары имеют повторительно-обобщающий характер, и их обычно рекомендуют проводить с учащимися 8-9 классов. Однако эта форма занятий не только доступна, но и необходима для творческого осмысления пройденного материала, своевременного развития самостоятельности учащихся и воспитания интереса к изучению русского языка. Уроки-семинары способствуют овладению научным стилем речи, формированию оценки собственных взысканий, оказываются эффективной формой контроля, самоконтроля и взаимооценки знаний учащимися. Создаются условия для активной самостоятельной работы и приобретения творческой деятельности.

   Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся и запоминаются учащимся, чем будничные учебные занятия со строгой структурой и установленным режимом работы. Поэтому практиковать такие уроки следует всем учителям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творч...

«Нестандартные уроки русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский.      Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является осно...

Нестандартный урок русского языка

Урок - фронтальный опрос «без ручки и тетради» .«Имя прилагательное. Повторение»...

Организация и проведение нестандартных уроков русского языка

Выдержки из выступления на педагогическом совете об организации и проведении нестандартных уроков ...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Нестандартные уроки русского языка

Необычные (нестандартные, нетрадиционные) уроки – одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать на...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...