Нестандартный урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Урок - фронтальный опрос «без ручки и тетради» .«Имя прилагательное. Повторение»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1.rar9.4 КБ

Предварительный просмотр:

Урок - фронтальный опрос «без ручки и тетради» .«Имя прилагательное. Повторение»

Цели: систематизировать знания учащихся, закрепить умения и навыки, полученные при    изучении нового материала, определить уровень усвоения изученной темы, воспитывать интерес к русскому языку, орфографическую зоркость.

                                                           Ход урока

Предварительная подготовка к уроку: учитель объясняет, что необходимо изготовить несколько комплектов карточек (предварительное домашнее задание).

1.Для определения разрядов прилагательных: к – качественное, о – относительное, пр- притяжательное.

2. Для определения о или е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных и существенных после шипящей и ц: о или е.

3. Для определения н или нн в словах: н или нн.

4. Для определения слитного или дефисного написания: с – слитно, [-] – через дефис.

5. Для определения слитного или раздельного написания не с полными и краткими прилагательными: с – слитно, р – раздельно.

         Для контроля и учета класса из числа самых сильных учеников выбирается экспертная группа, которая в конце урока выставляет среднюю поурочную оценку каждому ученику, а учитель ставит оценку этой группе.

       

                                                           Задания

1. Фронтальная беседа с классом по основным вопросам темы (определение имени прилагательного, разряды прилагательных по значению, степени сравнения прилагательных, правописания безударных окончаний прилагательных, -н и –нн, -ск и –к, не – с прилагательными, слитное и дефисное написание сложных прилагательных).

2. Игра «Кто больше?»

         - Назвать слова (прилагательные), с помощью которых описывается внешность человека (темноволосый…), его характер и поведение (упрямый…).

         - Назвать устно слова для заполнения таблицы:

Качественные

Относительные

Притяжательные

высокий

лесной

дедушкин

         (Учитель показывает на разряд имен прилагательных, а ученики называют прилагательные).

3. Работа с картинками.

         - Определить разряд имен прилагательных.

Красный, папин, свежий, железный, грубый, осенний, классный, северный, барсучий, деревянный, глупый, чудесный, пластиковый.

         (Учитель называет слова, а дети поднимают картиочки: К – качественно, О – относительное, ПР - притяжательное).

         - Повторить правописание О и Е в суффиксах и окончаниях имен прилагательных и существительных после шипящих и Ц:

Еж…вый, лиц…вой, пищ…вой, ключ…вой, пунц…вой, каблуч…к, хорош…го, пальц…в, под плащ…м, чуж…й, со свеч…й, с мяч…м, со свеж…й, руч…нка, друж…к, больш…й.

       

          (Учитель указывает на слово, а дети поднимают нужную карточку О или Е).

         

          - Сколько Н в словах?

Серебря…ый портсигар, глиня…ая чашка, петуши…ый крик, ю…ый герой, румя…ые яблоки, соломе…ая шляпка, песча…ая почва, листве…ая аллея, деревя…ый стол, стари…ый циферблат, ветре…ое утро, кожа…ый диван, родстве…ые отношения, пламе…ое чувство.

         

         (Учитель указывает на слова, а ученики показывают карточки: Н или НН).

       

         - Повторить правописание сложных имен прилагательных:

         Темно?коричневый костюм; бело?снежная скатерть; паро?ходный гудок; серебристо?серый песец; ярко?красный ситец; свето?чувствительная бумага; горько?соленый вкус; янтарно?желтые лимоны; садово?огородное хозяйство; бледно?лиловый цвет.

         

         (Учитель указывает на слово, при дефисном написании дети поднимают [-], при слитном С).

         

         - Повторить правописание НЕ с полными и краткими прилагательными:

Не?трудный вопрос; не?интересный, а скучный фильм; не?приятный разговор; не?взрачный ребенок; не?мелкий, а глубокий овраг; не?пригодная пища; не?любимая музыка; забор не?высок; не?отложная помощь; сюжет не?сложен, а очень прост; далеко не?веселая история; не?лестный вопрос.

         (Учитель читает слвосочетания, а ученики поднимают карточки: С – слитно, Р - раздельно).

4. Образовать все сравнения имен прилагательных по образцу:

Синий – синее, более синий, синейший, очень синий, самый синий.

Красивый, широкий, веселый, глупый, грустный.

         - Устно определить, из каких морфем состоят имена прилагательные: прибрежный, заморский, высочайший, серенький, поучительный, осенняя, звонкий.

5. Игра «Эстафета».

         Каждому последнему ученику в ряду дается листок бумаги. Ученик первого ряда записывает одно прилагательное с суффиксом К и передает листок вперед; сидящий впереди тоже пишет прилагательное с суффиксом К и передает листок следующему. И т.д.

         Второй ряд работает с суффиксом -СК; третий ряд -  с суффиксом -Н; четвертый ряд – с суффиксом -НН; пятый ряд – с суффиксом -СК; шестой ряд – с суффиксом –К

         Чей ряд справится с  заданием быстрее и правильнее?

6. Устный анализ предложения.

         Надо мной звенит хвойный лес, стряхивает с зеленых лап капли холодной росы. (Устный синтаксический разбор предложения).

         - Устно определить, какими частями речи выражены члены предложения. Выяснить, из каких морфем состоят слова: хвойный, стряхивает, холодной.

         - Сделать устный морфологический разбор слов: зеленых, капли, холодной, хвойный.

7. Продолжить синонимический ряд:

- большой – огромный…, … .

- веселый - …, … .

Заключительная беседа, подведение итогов:

1. Что необычно было в построении и проведении урока?

2. Понравилась ли Вам такая форма проведения урока? Чем?

3. Можно ли все уроки русского языка проверить без ручки и тетради?

         Выставление экспертной группой средней поурочной оценки каждому ученику. Учитель оценивает работу самой экспертной группы.

Домашнее задание: образовать по 3 прилагательных с суффиксами - -К-, -ИСТ-,                -ТЕЛЬН, -СК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий диктант по картинам или нестандартное использование живописи на уроках русского языка, 5 класс

Сборник текстов  в 2 частях  для работы по картинам  с учениками 5 класса. Данное пособие включает в себя знакомство с  искусствоведческими материалами, а также творч...

Нестандартные уроки русского языка

Статья о нестандартных уроках русского языка и литературы...

«Нестандартные уроки русского языка как один из путей повышения познавательной деятельности учащихся»

«Спеши в школу как на игру. Она и есть такова», - писал Ян Коменский.      Не правда ли, про современную школу так не скажешь? Хорошо ли это? Ведь именно интерес является осно...

Организация и проведение нестандартных уроков русского языка

Выдержки из выступления на педагогическом совете об организации и проведении нестандартных уроков ...

Методическая разработка нестандартного урока русского языка в 6 классе на тему: Урок - КВН «Богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык».

Данный урок русского языка предназначен для обобщения знаний, усвоенных учащимися в процессе изучения отдельных тем по русскому языку. Урок поможет учащимся с ОВЗ  развивать умение применять знан...

Нестандартные уроки русского языка

Необычные (нестандартные, нетрадиционные) уроки – одно из важнейших средств обучения, так как они формируют у обучающихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, помогают формировать на...

Повышение орфографической и лингвистической грамотности через нестандартные формы урока как средство воспитания интереса у учащихся на уроках русского языка и литературы

Уроки русского языка и литературы часто вызывают у детей сложность в освоении изучаемого материала,пропадает интерес к предмету. Интерес у учащихся учебным предметам можно вызвать, используя нестандар...