Работа с одаренными и талантливыми учащимися
статья по русскому языку (8 класс) на тему

Ильяшева Рабига Жумакановна

В данной работе я описываю, как и когда можно определить одаренных и талантливых учащихся. Как с ними работать, привожу примеры из личной практики и наблюдения за одеренными и талантливыми учащимися. Показываю изменения в улучшении способностей данных учеников, как они развиваются, не теряя своей одаренности по предмету. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_odarennymi_i_talantlivymi_uchashchimisya.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с одаренными и талантливыми учащимися

Одаренные и талантливые учащиеся, чем они отличаются, как понять, где одаренный, а где талантливый,  если мы обратимся к словарю, то                    « одаренный – это наделенный определенным даром,  способный к какой – либо деятельности более, чем другие, и, следовательно, обладающий выдающимися способностями. Талантливый – это развитая способность к той или иной  деятельности, эффективный способ ее выполнения».[3., стр. 376]  Талантливый ученик –  умеющий выполнять любые задания с индивидуальным подходом. Талантливые ученики  мотивированны, всегда побеждать в  жизни.  Так, какое  из этих понятий присутствует у моих учеников, наверное, одаренность, но есть и талант в выполнении некоторых заданий.  

Для наблюдения и изучения данного качества, мной были выбраны ученики 8 «б» класса Маржан Кажиева и Сарсембеков Данияр.

Одаренность данных  учеников мной была   определена, когда они учились в 4 классе. Однажды на уроке, читая тексты, я заметила, что Маржан сравнивает все с цветом, если плохое настроение у героя или болезнь, то серый цвет, радость, веселье, успех у нее ассоциировался с оранжевым и красным цветом. Она видит все ситуации, происходящие вокруг через призму цветов, которые не видны, не понятны обычному ученику. Мадияр же талантливо  быстро выполнял все данные задания и почти никогда не переспрашивал, что и как делать. Предложения, которые он придумывал, могли бы  быть  у хорошего журналиста с образованием. Также поражали воображение  составленные им  диалоги по предложенной тематике, написанные сочинения зачитывались классу как   образец.

.Ученики Маржан и Мадияр проявляют одарённость  на уроках русского, казахского, английского языков. «Ученики могут достигать более высоких уровней, чем от них ожидают в одном или более академических предметах…При этом  они могут быть  одаренными в одной  сфере и испытывать трудности в другой…»  [1.,стр.177.] Они участники олимпиад, конкурсов,  проходящих в школе, в городе, в области,  имеют призовые места. С седьмого класса участвуют в  научно – исследовательских работах, их работы были  оценены благодарственными письмами. Кажиева Маржан  

вела научно – исследовательскую работу по теме: «Роль цвета в повести М.О. Ауэзова  «Выстрел на перевале» , «Роль первого  президента  Н.А. Назарбаева в становлении Казахстана».  И  когда мне пришлось выбирать один из модулей по внедрению в практику, я не сомневалась, какой модуль описать. Это  модуль «Обучение талантливых и одаренных учеников»

Для развития их одаренности в период практики  были разработаны разноуровневые задания,  индивидуально – ориентированные задания, проведена беседа  с родителями, с учителями, с друзьями, с психологами. Уже на первом уроке практики на тему: «Предложение и словосочетание» Маржан удивила меня тем, что показала предложение в цветовой гамме,  вычленяя из них словосочетание. Показала, что у главного слова цвет доминирует. Например: Осенью красное дерево стояло на опушке леса.

Осенью – желтый цвет, красное – оранжевый цвет, дерево – красный цвет, стояло – коричневый цвет, на опушке - серый цвет, леса – белый цвет, дерево стояло – насыщенные доминирующие цвета, грамматическая основа предложения, не является  словосочетанием.

Словосочетания из этого предложения:

Красное дерево – красный и оранжевый цвета, доминирующий красный цвет – главное слово дерево, оранжевый цвет – зависимое слово так, как оранжевый не может доминировать при красном цвете – это зависимое слово, хотя внешне   кажется, наоборот: так были вычленены все словосочетания, и доминирующие краски играли роль главного слова, а краски тон, которых не мог доминировать с предложенными красками – зависимые слова.

Из этого следует, что Маржан может интерпретировать, а значит думать на высшем уровне. Так могут видеть, потом показать усвоенное, только одаренные ученики. «Несмотря на мышление, более организованное, чем у других, они могут видеть и принимать альтернативные решения в обучении и решать проблемы иным способом» [1., стр.179.]

На втором уроке по теме: «Подчинительная связь в словосочетании» Маржан и Мадияр проявили пик своего иномышления и показали словосочетания в рисунках,  помогли членам группы нарисовать  рисунки, разделить их  по видам подчинительной связи. Это были такие интересные, индивидуальные  рисунки, которыми заинтересовались все ученики, а  потом предлагали свои

примеры: рисунок: машина и человек – управление: управлять машиной, ехать в машине, смотреть на машину…, рисунок:  большое дерево и маленькое  дерево - согласование (род, число, падеж – одинаков) например, рисунок  крепкого рукопожатия,  Рисунок – согласование (крепкое пожатие (ср. р., ед. ч., И. п.).

Рисунок: «Девушка стоит и поет на сцене» - примыкание: поет громко, стоит ровно, стоит  подняв.

Наблюдая за работой Маржан и Мадияра, я заметила, что творческие задания они выполняют быстро, с индивидуальным подходом, доступно объясняют ученикам, показывают на примерах так, что потом другие ученики группы овладевают таким необычным подходом и сами уже готовы показать примеры.

Следовательно, талантливые ученики способны обучать своих товарищей взаимодействуя в группе. Они получают « удовлетворение от решения усложненной задачи, от предоставленных возможностей  активного обучения» [1., стр.180.]

На третьем уроке по теме: «Порядок слов в словосочетании и предложении Маржан и Мадияр проявили высокое чутье и смекалку, чтобы это показать наглядно, просто понятно.

Всем ученикам  группы, они предложили стать словами в предложении  и на примере перестановки учеников – слов  показали прямой порядок слов и обратный, а также такие примеры были показаны и на вырезанных из цветной бумаги фигурах, на которых были написаны слова. Они их переставляли на магнитной доске и наглядно показывали, зачитывая слова на фигурах. Это я думаю, одаренность, когда учащиеся могут мыслить, интерпретировать, синтезировать, оценивать, показывать тему по- другому.

Значит, инклюзивный подход в обучении реализует потенциал одаренного ученика. « В Программе утверждается идея обучения талантливых и одаренных учеников  на основе инклюзивного подхода, предполагающего установление  потребностей учеников…» [1.,стр.118.]

На последнем, четвертом уроке по теме: Развитие речи «Человек! Береги меня» учащиеся  Маржан и Мадияр ярко себя проявили в стратегии «РАФТ»,  

«Шесть шляп». Маржан написала стихотворение за несколько минут, слушая его, конечно, никто не усомнится в её одаренности. Вот её стихотворение.

                        Мечта цветка о счастье

Я  маленький цветочек, который  чахнет без заботы  и  солнечного света. Стою я в темноте, за шкафом где – то. Мечтаю я о том, что вспомнят обо мне. Без солнечного света ведь очень плохо мне. Я чахну, чахну, чахну, и листья опадают и спину ломит мне. Я руки опускаю. И где- то за шкафом в кромешной тьме…Я тихо умираю. Но в глубине души я верю: придет тот день, день счастья, песен и любви. Страдания, грусть и мука …исчезнут эти дни. Хочу  расти, вдыхая чистый воздух. И каждый день купаться в капельках воды… Но как, так можно: стоять  забытым в темноте. Ох, как мне сложно.

Мадияр написал в «РАФТе» так: Я дерево. Я люблю, когда светит  солнце. Я защищаю людей от пыли. Я расту везде, где только можно. Но плохие мальчики и вредные  червяки отбирают у меня жизнь. Мальчики ломают мои ветки и лазают по мне, они  разоряют гнезда птиц. А червячки поедают меня изнутри. Если я умру, то люди будут много болеть. И будет много пыли. Прошу вас, люди, не ломайте  мои ветки, не трогайте  гнезда птиц, а вы, червяки,  не поедайте меня изнутри.

  Да,  все-таки новые подходы в обучении ярко подчеркивают индивидуальность одаренных учащихся.

На протяжении 4х последовательных уроков при предоставлении подмостков ученикам – вопросов, свободного самостоятельного рассмотрения темы, одаренные учащиеся смогли проявить себя в полную силу.

Для Маржан и Мадияра главная мотивация, а мотивация была: быть креативным, вывести свою группу вперед,  объяснить так, чтобы было понятно всем.

Одарённость, по- прежнему,   остается загадкой для учеников, для родителей, для учителей. Если говорить, что одаренность- это загадка, то одаренных учеников можно сравнить с « черным ящиком». И работая с ними, мы не поймем их логику мышления  и решение тех или иных задач для достижения результата. Попадая к ним, информация проходит и обрабатывается так, как лучи солнца, преломляясь через множество атмосферных преград, достигают земли. Так и мы учителя не поймем, процесс обработки информации одаренными учениками,  мы  не можем предполагать, каков будет конечный результат. Поэтому именно мы, учителя, должны выявлять, развивать, социализировать данную категорию учащихся.

В современном мире  актуальны проблемы выявления, диагностики, прогноза, формирования, обучения и развития одаренных учеников. Правильное построение взаимоотношений одаренного ученика с окружающим миром  позволит  ему наиболее полно проявить свои способности. « Речь идет  о стратегии  вмешательства,  в которой является предложение ученикам усложненной программы обучения в классе и вне классе. Усложнение заданий может осуществляться в форме более углубленного обучения, более широких проектов»[1., стр.179.] Исследуя одаренных учеников,  я поняла, что им нужно предлагать творческие задания, задания, которые их заинтересуют. Но при этом, я не должна забывать, чтобы одаренные ученики  выполняли задания рядом с другими учениками  в зоне ЗБР. Тогда они смогут обучаться сами и помогут обучиться другим ученикам. Одаренные учащиеся часто проявляют и талант. Вот, например, Маржан, наблюдаемая ученица, пишет стихи. Раньше  как то не приходилось давать такие задания. После прохождения первого этапа обучения,  по Программе Кембриджского обучения узнала о стратегии РАФТ критического мышления. Эту стратегию стала  применять  на уроке,   предлагала написать стихотворение на тему. У Маржан появились первые стихи. Они были похожи на диалог в стихах. Это говорит, что у неё был нераскрытый потенциал, который ждал своего выхода, и он наступил.

  В заключение хочу сказать, что надо поддерживать одаренных учащихся всячески. Не загружать их общественной работой, чтобы заканчивая о школу, он не был уставшим, от ненужных работ. Поэтому надо этот вопрос решать на уровне администрации, родителей, учителей. На одаренных  держится  качество знания школы.

Использованная литература

1.Руководство для учителя. Третий (базовый) уровень. Третье издание. www. cpm. kz

2.Задания  для выполнения в период практики в школе. Третий (базовый) уровень. www.cpm.kz 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы внеурочной работы с одаренными и талантливыми обучающимися

В данной статье описаны формы внеурочной работы с одаренными детьми...

Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.

Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...

О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска является образовательным учреждением, ориентированным н...

Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках технологии

Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых ...

статья "Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе"

Данная статья предназначена, в первую очередь,  преподавателям школ, занимающихся развитием одаренных и талантливых детей. В ней рассматриваются некоторые приемы,  методы  работы с деть...

Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направ...

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных и талантливых учащихся в школе»

Одаренность это своеобразное сочетание способностей человека, развивающихся в соответствующей деятельности и позволяющих достичь высоких результатов в одной или нескольких сферах. Одаре...