Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках технологии
статья по технологии по теме

Коновалова Виктория Анатольевна

Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках технологии

Коновалова Виктория Анатольевна

учитель технологии

Муниципальное общеобразовательное учреждение:

Шерловогорская средняя общеобразовательная школа № 47.

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Работа с одаренными и талантливыми детьми – одно из ведущих направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предполагающих разветвленную систему поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождение в течение всего периода становления личности. Задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Однако, прежде чем говорить о работе с одаренными детьми, необходимо выяснить, что же понимается под термином «одаренность»?

Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово “одарённость” следующим образом: “То же, что талантливый…”. А уж талантливый - “…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Когда нам предлагают “создать банк одарённых детей”, то мы, недолго сомневаясь, вносим в список имена самых сильных учеников, самых старательных, ответственных, тех, кто не подведёт на очередной олимпиаде или конференции.  Но если признаться, то найти “одарённого” именно по своему предмету очень сложно.  И всё же учитель, воспитатель должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. Кому-то дан дар слова, кто-то явно имеет художественные способности, кто-то музыкален. Есть дети, способные к анализу, а есть - имеющие склонность к обобщению, есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект. Иногда ученик принимает решение написать исследовательскую работу, не имея понятия, на какую тему он будет проводить изыскания. Некоторые даже советуются: “А по какому предмету мне написать…?” Конечно же, по тому, который интересен, где много проблем, ещё никем не разрешённых...

      Само желание заниматься исследовательской деятельностью свидетельствует об одарённости. Ребята с увлечением осваивают простейшие способы научной деятельности. Когда проблема есть, когда принято решение о том, что нужно делать, чтобы её решить, ребята действительно увлекаются.  Конечная задача учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей и уметь правильно осуществлять их развитие.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.

Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении нескольких  лет своей педагогической деятельности я занимаюсь развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды: мои учащиеся являются победителями  и участниками районных, областных олимпиад, научно-практических конференций,  конкурсов, успешно поступают и учатся в ВУЗах и СУЗах разных регионов России.

Как я достигаю таких результатов?

Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:

  1. выявление одаренных детей; 
  2. развитие творческих способностей на уроках и во внеурочной деятельности;
  3. сопровождение и поддержка одаренных детей.

Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям и творчеству, отличаются хорошей памятью, вниманием. Диагностику одаренности я провожу вместе с психологом нашей школы, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра. 

Определив таких ребят, я  должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся я использую творческие и занимательные задания на каждом уроке.

 Мною разработана система развивающих задач-минуток, которые я предлагаю учащимся в качестве разминки в начале урока. На решение таких задач я отвожу не более 1 минуты и требую обязательно подробного объяснения хода решения задачи. Например: «Сколько потребуется жидкости и соли на 300 г крупы для приготовления рассыпчатой гречневой каши?» - для 6 класса; «Рассчитайте количество ткани, необходимое для пошива платья, если длина изделия 70 см, а ширина материала 90 см» - для 7 класса и т. д.

Одним из направлений деятельности школы по работе с одаренными детьми является внедрение ИКТ в учебную практику. В своей практике я использую медиа – уроки, создаю тематические презентации, обучаю детей использованию мультимедийных технологий при защите творческих и исследовательских проектов.  Использование ИКТ  повышает интерес к предмету, обеспечивает прочное усвоение учащимися знаний,  развивает умения работать с дополнительными материалами и расширяет кругозор. Подбирая учебный материал к урокам, я часто использую различные исторические сведения, стихи, пословицы, поговорки, сказки. Стихи и сказки не только рассказываю сама, но и предлагаю сочинить учащимся рецепты в стихах и сказки на определенные темы: «Про кашу», «Тили-тили тесто», «Волшебные лучики», «Как иголка с ниточкой подружились», «Волшебный клубок» и т. д. Учащиеся с удовольствием берутся за написание, каждый желает себя попробовать в роли сказочника и поэта.

Любят мои ученики не только сочинять сказки, но и «издавать» книжки – малышки. Можно создать такую книжку по  любой изученной теме. В  книжки ученики подбирают стихи, загадки, составляют кроссворды, записывают сказки, пословицы, поговорки, притчи, придумывают свои рецепты блюд, технологию изготовления изделий и т.д. Книжки – малышки дети выпускают в виде буклетов, открыток, календариков. Лучшие работы выставляются в кабинете на стенде. Конечно, не у всех получаются идеальные работы, но похвалить за смекалку, выдумку, творчество нужно каждого. Пусть каждый ребенок почувствует себя автором, творцом, созидателем. Только при таком подходе ребенок вновь захочет выполнить другую работу.  Подобные задания развивают творческую активность, стимулируют исследовательскую работу, умение работать со справочной литературой, желание проявить себя в разных ролях и ситуациях.

 Для развития творческих способностей и познавательной активности учащихся провожу дидактические игры. Игра -  процесс творческий. Типичными видами дидактических игр, характерных для трудового обучения, являются технические «диктанты», конкурсы: «Кто лучше», «Кто быстрее», «Лото», «Домино» и т.д.

Игру «Древо мудрости» хорошо использовать на уроке по теме «Элементы машиноведения». Сначала внимательно рассмотрим инструкционную карту, на которой изображена швейная машина и подписаны ее детали, затем на листе бумаги каждая девочка напишет название одной детали. Сколько деталей – столько записок. Листочки завернуть, прикрепить скрепкой к дереву. Роль дерева может выполнить ученица. Теперь по очереди каждая девочка подходит к дереву, «срывает» записку, и отвечает на вопросы: какую роль деталь играет в образовании строчки; показать деталь на машине; как деталь регулируется и т.д.

Различные  кроссворды  можно предлагать обучающимся для решения при проверке знаний по определенной теме и при обобщающей проверке.

При проведении ролевых игр  отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица. Игры этого типа используются при проведении профориентационных работ на уроке. Например,  «Я художник-модельер»; «я - технолог» и.т.д. Ролевые игры – всегда игры «во что-то», «в кого-то».

Деловые игры  используются для решения комплексных задач, усвоения нового, закрепления пройденного материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений. При проведении таких игр я  даю учащимся возможность понять и изучить учебный материал с различных позиций. На занятиях имитируется деятельность предприятия или его подразделений: цеха, отдела, или, например, работу «лаборатории по изучению сырьевого состава ткани». Есть руководитель лаборатории, который обобщает, анализирует и подводит итог в работе. Есть сотрудники, которые изучают сырьевой состав и заносят результаты исследования в отчет.

Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют ученика на овладение знаниями и умениями.

Систематически я провожу уроки с практической направленностью. К таким урокам ученицы готовят доклады  о развитии науки и техники в предметной области «Технология», о применении знаний и умений технологии в различных отраслях народного хозяйства. Основная задача этих уроков: нацелить учащихся на большую и интересную работу, которая поможет им подготовить себя к выбору профессии, к выходу в «большую жизнь».

Главной целью обучения в образовательной области "Технология" является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, поэтому ребята должны овладеть основами рыночной экономики, менеджмента, маркетинга  и  научиться презентовать результаты своего труда. Поэтому учителя технологии должны обучать учащихся оформлять  объекты труда  с учетом требований дизайна и декоративно-прикладного  искусства, давать знания  и развивать самостоятельность и способности учащихся решать творческие и изобретательские задачи. Моей целью на уроках является вовлечение учащихся в  процесс творения, так как  подлинное творчество расцветает там, где есть интерес, привязанность и страсть к делу.

Увлеченный ребенок  реализует  себя в  творческом  проекте, в ходе которого можно проявить свои способности, творчество и фантазию.  Как итог работы над проектом - ежегодная выставка в Доме творчества и школе, ознакомиться с которой  могут не только учителя и ученики, а также родители и все желающие. В результате, метод творческого проекта позволяет развивать основные виды мышления, способности, дает почувствовать  каждому себя творцом.

Невозможно привить интерес к предмету, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому постоянное совершенствование  знаний через курсы повышения квалификации, работу в методических объединениях школы и района, использование Интернет — ресурсов является необходимым составляющим успешного учителя.

Активно привлекаю талантливых детей во внеурочную работу по технологии. Ежегодно в  школе мы проводим недели «Красоты и здоровья», во время которых учащимся предлагаются различные викторины, конкурсы, где они успешно себя реализуют.

Одной из форм работы с одаренными учащимися в практике моей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовке учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.  

Работу по подготовке к олимпиадам различного уровня я провожу в течение всего учебного года. В процессе подготовки  решаем нестандартные задачи, работаем с тестами, создаем исследовательские и творческие проекты, отрабатываем навыки публичной защиты, участвуя в школьном конкурсе проектных работ, и эта работа дает свои результаты.

Ученица 10 класса Недосек Ольга дважды была победителем районной олимпиады по технологии и занимала призовое первое место.  В 2007 году участвовала в областной олимпиаде, попав в десятку лучших. В  2008 году Паршонова Ольга и Рыжакова Люда из 8 класса  получили III  место в  муниципальной  олимпиады по технологии, в 2009 году они в этой же олимпиаде заняли уже I место и в 2010 году  принимали участие в краевой олимпиаде, заняв VI место.

В 2009 году  принимали участие в региональном фестивале «Детство без границ». Недосек Ольга стала победителем фестиваля в номинации «Остановись, мгновение!», награждена дипломом и именной книгой.

В 2008 году ученица 9 класса Путятина Софья представляла свой проект «Исследование пищевых добавок в продуктах питания» на районной и областной научно-практической конференциях «Шаг в науку», заняла I место в районе и области, награждена путевкой в лагерь «Океан». В 2009 году Петрухина Оксана, ученица 7 класса, защищала проект «Грязные фрукты – причина возникновения различных заболеваний»  на районной конференции, заняла I место. В 2011 году Нимаева Эржена и Кокташева Анастасия, ученицы 7 класса,  награждены грамотами за занятое II место в муниципальном конкурсе творческих работ школьников «Шаг в науку» группа «Юниор»  за проект «Влияние качества и цвета тканей на уровень тревожности детей подросткового возраста».

После окончания школы мои выпускники успешно обучаются в индустриально-педагогическом колледже, Новосибирском университете потребкооперации, Забайкальском институте предпринимательства.

«Когда идешь за кем-то вслед, дорога не запоминается, а та, по которой сам прошел, вовек не позабудется». Нельзя не согласиться с автором этих замечательных слов, именно поэтому учитель играет важную роль в развитии одаренных детей. Учителю отводится роль посредника между ребенком и культурой. Посредник — это тот, кто «связывает времена»: историческое и конкретно жизненное. В итоге, соединяя эти два времени, учитель обеспечивает воспитательный эффект.

Будем помнить, что мы, взрослые, должны быть для ребенка и плодородной почвой, и живительной влагой, и теплым солнышком, согревающим цветок детской души. Именно тогда раскроются уникальные способности, данные каждому ребенку от рождения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н.Ю. Синягина, Н.В. Зайцева. – М.: Арманов-центр, 2010.

3. Рычкова В.В. Одаренность: диагностика и развитие (психологический аспект): Методическое пособие в 2-х частях. - 3 изд., перераб. и доп. - Чита, 2010. - 68 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с одаренными и талантливыми детьми на уроках биологии и во внеурочное время.

Данная статья предназначена для педагогов,но полезна будет и родителям. В ней излагаются отдельные моменты работы с талантливыми детьми на уроках биологии и внеурочное время. У каждого учителя есть оп...

О РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ И ТАЛАНТЛИВЫМИ ДЕТЬМИ

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №14 г. Иркутска является образовательным учреждением, ориентированным н...

статья "Из опыта работы с одаренными и талантливыми детьми по математике в общеобразовательной школе"

Данная статья предназначена, в первую очередь,  преподавателям школ, занимающихся развитием одаренных и талантливых детей. В ней рассматриваются некоторые приемы,  методы  работы с деть...

Система работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках современной школы на уроках биологии и во внеурочное время.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Работа с одаренными детьми признана одним из приоритетных направ...

Тезисы выступления на педсовете. "Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики"

Тезисы выступления на педсовете. "Работа с одаренными и талантливыми детьми на уроках математики"...

Статья «Организация работы с одаренными и талантливыми детьми"

Цели работы:Развитие способностей и талантов ученика, достижение успехачерез повышение его мотивации к изучению предметаАлгоритм работы с одаренными детьми:Составление учащимся самостоятельно листа ин...