Выступление "Работа с одаренными и талантливыми детьми в условиях личностно- ориентированного образования"
статья по математике

Кузнецова Елена Григорьевна

Выступление на педагогическом совете школы

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Работа с одаренными и талантливыми детьми в условиях личностно- ориентированного образования

Одаренные дети — какие они?

Они очень разные, непохожие друг на друга. Известный специалист в области детской одаренности Н. С. Лейтес, выделяет три категории детей, которых принято именовать одаренными:

 дети с высоким IQ;

дети, достигшие выдающихся успехов в каком-либо виде деятельности;

дети с высокой креативностью. [1]

Сегодня —перспектива в работе с одаренными детьми это вовлечение  детей в исследовательскую и проектную деятельность. Дети по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. При этом существует главное правило участия в исследовательской деятельности учеников — никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.

Особое место в формировании исследовательской культуры учащихся на уроках занимает метод проектов. Проект — специальный организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимся или группой учащихся комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.

Это  работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного продукта, результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Жизненный цикл проекта

Проект – это «пять П».

  1. Проблема - определение проблемы и целей проекта.
  2. Планирование действий, распределение ролей при работе.
  3. Поиск информации, её анализ и обработка.
  4. Продукт – результат работы.
  5. Презентация результатов – представление и защита работы.

Шестое п это портфолио где собраны все результаты работы

Проект - это обязательно решение реально существующей проблемы. Пусть небольшой, но проблемы.
Если существующие решения нас не удовлетворяют, то мы придумываем собственное и пишем проект

На основе проблемы формулируем тему проекта и её актуальность

Мы видим проблему ("у меня большой вес, это влияет на здоровье"), ставим цель (похудеть). прописываем задачи (найти правильные диеты, сформировать комплекс упражнений и т.д.) и стараемся выполнять эти задачи, чтобы добиться результата и решить проблему. Проект? Конечно.

Проектная деятельность — одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации, получают ценный опыт творческой, поисковой деятельности по решению новых проблем, возникающих перед ними. Это требует от них самостоятельного использования ранее усвоенных знаний и умений в новых ситуациях, формирования новых способов деятельности на основе уже известных.

Преподаватель в этой ситуации выступает консультантом, координатором проекта, помощником, направляющим поиск решения проблемы, но не доминирующей фигурой в учебном процессе.

Важная роль при подготовке проекта отводится этапу контроля. Учащиеся учатся презентовать свою продукцию, учатся отвечать на вопросы товарищей, преподавателей, справляться со своим волнением во время выступления.


Применение технологии презентации повышает интерес к предмету, приобщает к использованию современных информационных и коммуникационных технологий, позволяет наиболее эффективно передавать накопленный опыт, излагать проект или рассказать об итогах исследуемой проблемы.

Метод проектов можно использовать на различных этапах обучения и в работе с учащимися разного возраста, разной подготовленности, и используя материал разный по сложности. Конечно, при этом необходимо тщательно продумывать планирование действий. Особая педагогическая значимость метода проекта заключается, на мой взгляд, в том, что: он  формирует собственный жизненный опыт ребенка во взаимодействии с природой; идет от детских потребностей и интересов, стимулирует самостоятельность; выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир, природную и социальную среду.

Например, при подготовке проекта «Этот удивительно симметричный мир», учащиеся подобрали большое количество информации о проявлении симметрии в окружающем мире. Информация охватывала различные учебные предметы и темы: геометрию, географию, физику, биологию, литературу, музыку, изобразительное искусство, танцы машиностроение, архитектуру и др. Весь подготовленный материал (около 80 страниц) ребята обработали, отобрали самое важное, систематизировали, редактировали, чтобы работа соответствовала требованиям. На следующем этапе учащиеся самостоятельно придумали и сфотографировали примеры проявления симметрии из окружающей жизни. Без наглядности теоретический материал воспринимался трудно, поэтому подобрали подходящие фотографии и изображения.

Создание презентации помогло наглядно, интересно, достаточно быстро представить материал, обратить внимание на детали.

Этап представления и защиты проекта научил отстаивать своё мнение, отвечать на возникшие вопросы, что возможно при достаточно высоком уровне владения информацией и её понимании. На данном этапе ученик становится УЧИТЕЛЕМ.

В рамках внеклассной работы по математике авторы познакомили со своим проектом учащихся других классов.

Проект помог учащимся:

  • расширить знания по теме «симметрия»;
  • узнать о видах симметрии и научиться их отличать один от другого;
  • получить наглядное представление о проявлении симметрии в природе, различных областях науки и человеческой деятельности;
  • научиться планировать и осуществлять работу в команде;
  • научиться находить и обрабатывать большой объём информации;
  • научиться представлять свою работу с помощью ИКТ.

Важен и воспитательный аспект – формирование осознания того, что нужно жить в мире и согласии с природой.

Проектная деятельность способствует развитию творческих способностей, наблюдательности и формированию коммуникативных навыков, позволяет каждому ученику проявить свою инициативу и индивидуальность, позволяет перейти от пассивного изучения к активному процессу обучения.

Метод проектов помогает:

  • Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению.
  • Размышлять, выделять в информационном потоке главное, систематизировать полученные данные, делать обоснованные выводы.
  • Проявлять инициативу, творческий подход, принимать самостоятельные аргументированные решения.
  • Выработать коммуникативные навыки, научить работать в команде, выполняя разные роли.

При выполнении проекта учителю  сложно привлечь большое количество учащихся к исследовательской деятельности. Да и возрастные психологические особенности также накладывают некоторые ограничения. Поэтому для учащихся 5–7 классов проектные работы чаще всего носят реферативный характер с элементами исследования и аналитической деятельности. Темы для учеников среднего звена лучше выбирать совместно с учителем, обращая внимания на их доступность и актуальность для ребенка. Необходимо первоначальное формирование представлений об исследовательской деятельности, обучение детей структуре выполнения и правилам оформления исследовательской работы, ознакомление с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности. Учащиеся старшего звена могут начать работу над исследовательскими и научно-исследовательскими проектами. После выполнения проектно-исследовательских работ следует организовать их защиту внутри класса, школы, далее возможно рекомендовать подать лучшие проекты на различные городские и региональные конкурсы научных проектов. Существенным элементом для любого образовательного процесса является рефлексия. Ученики должны познать себя, оценить свои способности, возможности, интересы и стиль познания с тем, чтобы «найти себя», определить дальнейшие приоритеты и перспективы. Ученики, которых обучают с использованием метода проектов, имеют более прочные и универсальные знания и успешно сдают ЕГЭ, т.к. умеют планировать деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях. В жизни они более приспособлены, умеют адаптироваться к меняющимся условиям.

Памятка «План работы над проектом»

Для темы определяем конечный результат, т.е. ставим цель

Чтобы достичь цель, надо последовательно сделать шаги. т. е. поставить задачи

В соответствии с задачами собираем информацию, проводим исследование

Делаем выводы по результатам проведённого исследования

Оформляем работу в письменном виде, готовим продукт проектной деятельности

Представляем проект, отвечаем на вопросы

Учитель в процессе обучения является консультантом, направляющим работу в нужном направлении, а не навязывающим своё мнение. Педагог контролирует каждый этап работы, обучает созданию презентаций, анимации, учит редактировать текст в соответствии с требованиями, правильно и грамотно представлять готовый результат. Это занимает достаточно много времени, но полученные таким способом знания стоят Вашего труда и времени.

Эта технология помогает выявить одаренных детей и развивать их

одаренность. В прошлом учебном году мои ученики тоже выполняли. Вероятность вокруг нас

проекты. Но пока они только учатся это делать

Тема, и одарённый ребенок

В чем я не согласна? Первое - это с мнением о том, что детская ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ работа должна быть актуальной и нести в себе абсолютную новизну. Это в принципе во многих областях невозможно. Не может ребенок открыть что-то совершенно новое, и даже элемент новизны внести во многие области знаний. Но он сталкивается с совершенно новым для него явлением, не изучаемым в школе, ему дико интересно, он пытается исследовать это явление самостоятельно и совершает открытия, для себя. Это субъективная новизна и для негои для  его сверстников тема данная может быть очень даже актуальной.

      Все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – в развитии своих талантов. Главное верить в это. Вера - двигает горы… Вера в учеников может поднять их на такие высоты, которые нам трудно даже представить. Каждый день можно собирать большой урожай детских успехов. Главное не позволять ни одному ребенку быть неудачником













По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированного образования

В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования.

Воспитательные функции школы в условиях личностно-ориентированного образования ориентированы на конкретную личность учащегося, а основу формирования этой личности составляют как минимум два элемента ...

Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования

Презентация по теме "Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования" для использования на педагогическом совете...

«Работа с одарёнными и талантливыми детьми в условиях личностно-ориентированного образования»

Современное российское образование в качестве  своей приоритетной цели ставит признание личности ученика основным субъектом образования. Такая постановка цели актуальна, когда речь идет об ...