Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
материал для подготовки к егэ (гиа, русский язык, 11 класс) по теме

 В работе приведена методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку, Сделана попытка ответить на вопрос: как осуществить целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5-9 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_podgotovki_k_ege_po_russkomu_yazyku.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Во время подготовки к ЕГЭ перед учителем стоит важная задача: как осуществить в старших классах целенаправленное обобщающее повторение материала, изученного в 5–9-х. Многие теоретические знания нуждаются в углублении и дополнении
Начинаю с того, что независимо от уровня знаний и способности учащихся (то есть со всеми) повторяю все основные теоретические блоки программы:
       1) Орфограммы.
        а) Орфограммы - буквы
        б) Орфограммы - дефисы
        в) Орфограммы - двоеточия
       3) Морфология
       4) Способы словообразования
       5) Тропы и фигуры
Теоретический материал требую учить и постоянно спрашиваю.
Затем перехожу ко второму этапу подготовки. Все типовые задания тоже объединяю в блоки:
       1) Культура речи, лексикология, текстология
       2) Орфография
       3) Морфология
       4) Синтаксис и пунктуация
       5) Словообразование
       6) Задание С

Уже в 10 классе ребята заводят тетради для подготовки к экзаменам, в которых фиксируют теоретический материал с примерами .

Блок №1 "Культура речи". Задания: А1, А2, А3, А4, А5, А6, А7, А11, А27, А28, А29, А30, В8.

А1       Далеко не все дети знакомы с орфоэпическими нормами. От учителя требуется максимальная помощь. Раздаю детям распечатку орфоэпического словаря школьника, а также памятку с трудными в орфоэпическом плане словами с выделенной в них ударной буквой. Советую каждое тренировочное задание выполнять со словарем, расставляя ударение во всех словах задания.
       Задания по расстановке ударения предлагаю выполнить практически на каждом уроке. Также провожу орфоэпические тесты.

А3       Это задание требует заучивания большого по объему материала:
              а) существительные родительного падежа, множественного числа (носков, чулок, баклажанов и т.д.).
              б) существительные именительного падежа, множественного числа (шоферы, повара и т.д.)
              в) склонение количественных числительных, особенно в родительном предложном падежах
              г) употребление собирательных числительных

А5       Записываем и запоминаем виды грамматических ошибок.

 В8       Тропы и фигуры речи школьники начинают изучать уже в 5 классе. Каждый последующий год обучения добавляет знание новых терминов, учит более умело и осознанно находить средства выразительности в анализиркемых текстах.
       При этом иногие дети, даже хорошо знающие определения терминов, затрудняются при нахождении и определении средств выразительности в тексте.
       Тут нужна хорошая тренировка. Стараюсь как можно чаще давать задания подобного типа.

       



 
Блок №2. Орфография. Задания: А12, А13, А14, А15, А16, А17, А18

А12       Даю своим ученикам объединенное правило, состоящее из 5-ти частей:
              а) Н и НН в суффиксах наречий и кратких прилагательных
              б) Н и НН в суффиксах полных отименных прилагательных
              в) Н и НН в суффиксах страдательных причастий
              г) Н и НН в суффиксах отглагольных прилагательных
              д) Слова-исключения
Ошибки при выполнении этого задания связаны либо с незнанием правила, либо с неумением отличить слово одной части речи от другой. В результате чего правило применяется не по адресу.

              А15       Это задание считается трудным, но легко выполнимым при условии, что учащиеся хорошо знают правило о спряжении глаголов и не забывают о том, что нельзя менять вид исходного слова (глагола или причастия).
              
А16       Большой материал (правописание е-и в суффиксах) заучивается и отрабатывается. Правила разбиваются на группы:
              а) е-и в суффиксах существительных
              б) е-и в суффиксах прилагательных
              в) глагольные суффиксы
              г) слова-исключения
              
А17       1) Даю объединенное правило правописания НЕ:
              а) Не всегда раздельно
              б) Не всегда слитно
              в) Не раздельно при определенных условиях
Обязательно вспоминаем различение приставок:
недо и не до.
       2) Даю теоретический материал о различении частиц Не и Ни. Закрепляю с учащимися способ проверки выбранного ответа: способ исключения отрицательных частиц из предложения.
              
А18       Чтобы выполнить это задание, необходимо уметь анализировать составляющие лингвистической задачи и хорошо знать объемный теоретический материал. Этот материал необходимо разбить на части и последовательно его закреплять.
              1 часть Дефисные написания.
              2 часть Союзы и созвучные им сочетания.
              3 часть Наречия и созвучные им сочетания существительных с предлогом.
              4 часть Производные предлоги.
              5 часть Материал для заучивания наизусть (иметь в виду, как будто, потому что, как бы, в связи, в целом, и т.д.).

Блок №3 Морфология. Задания: А11, В2, В7
 
       Все эти задания проблемные, часто попадающие в аналитические справки. Для их успешного выполнения необходимо не только различать части речи по трем основным критериям: значению, морфологическим признакам и синтаксической роли, но и выучить наизусть следующий материал:
        - разряды местоимений и содержание каждого разряда
        - частицы (разряды и содержание)
        - союзы (разряды и содержание)
Помимо этого, необходимо закрепить приемы различения степеней сравнения наречий и прилагательных.
Блок №4 Словообразование.

              В1       Обязательно повторяются все способы образования слов. Особого внимания требуют следующие моменты:
              а) разграничение суффикса и окончания
              б) суффиксальный способ - это не только прибавление суффикса, но и его замена (утверждать - утверждение)
              в) бессуффиксный способ - это чаще всего получение существительного из глагола путем отделения суффикса например: рассказывать - рассказ, складывать - склад

Блок №5 Синтаксис и пунктуация.  

Повторяем все вопросы синтаксиса и пунктуации, начиная со способов выражения главных членов и видов подчинительной связи в словосочетаниях и включая пунктуацию в сложных предложениях с различными видами связи.

Считаю, что самое  главное  во время подготовки к экзамену – тщательный контроль за выполнением всех тестов и индивидуальных заданий. Я, например, выписывала  ошибки, допущенные учениками, составляла орфографические и пунктуационные диктанты; проводила индивидуальные консультации. Результаты тестирования заносила в таблицу, прослеживая ликвидацию пробелов.

Блок №6. Задание части С   

Особое внимание уделяю части С.Сочинение как творческая работа под силу единицам, сочинению же как связному высказыванию научить можно.
Начинаю с ознакомления с критериями оценивания ответа на задание С ,
затем продолжаю обучению правилам построения текста сочинения:
- вступление,
- формулирование проблемы,
- комментарий к проблеме,
- позиция автора текста,
- позиция автора сочинения,
- первое доказательство своей позиции (из литературы),
- второе доказательство своей позиции (из литературы или из жизни),
- вывод.
Считаю необходимым внушить ученикам, что стройная композиция – это уже большой процент успеха.
Для учеников готовлю памятки в помощь,  пошагово, с примерами рассказываю, как создавать сочинение на основе текста, даю под запись языковые, речевые стандарты, используемые при рецензировании.
А потом – работа, работа, работа. Учимся вчитываться в текст, определять тему, проблемы, писать комментарии к проблеме, формулировать позицию автора, свою позицию, аргументировать мнение, подводить итог. Эту работу провожу постепенно. Каждый элемент композиции сочинения рассматриваем отдельно. Привожу примеры вступлении, заключений и т.д.
Предлагаю в помощь учащимся тексты-образцы. Большим подспорьем является практическая работа по проверке и оцениванию учащимися чужих сочинений-рассуждений. Каждый ребенок, имея перед собой критерии оценивая части С,  проверяет и выставляет баллы за работу другого ученика. Предлагаю готовые варианты сочинений, которые вместе с ребятами мы проверяем, затем читаем комментарии специалистов.

Провожу индивидуальные занятия, где вместе с учеником проверяем работу по существующим критериям.

Таким образом, системная подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку невозможна без постоянной, вдумчивой, целенаправленной работы над каждым заданием ЕГЭ: диагностический тест, повторение правил, обучающие тесты, после - контрольный тест. Без четко спланированной, ежедневной работы учащимся будет трудно выполнить задания ЕГЭ, следовательно, надо упорно и на совесть трудиться, чтобы успешно сдать экзамен.                                     

  Терпение и кропотливый труд !

                                       

Учитель русского языка и литературы МОУ ЗСОШ №2

Овчинникова Наталья Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Мастер-класс Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Предлагаемая презентация  "Система  подготовки к ЕГЭ по русскому языку" предназначена  учителям русского языка. В нем указаны основные цели по  тематическим  разделам.Надеюсь,...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

1. Принципы повторения2. Содержательные блоки...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку...

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)

Система подготовки к олимпиаде по русскому языку (презентация)...

Система подготовки к ГИА по русскому языку

Выступление на педсовете (из опыта работы)...

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)...