Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
статья по русскому языку (11 класс) на тему

Прилепина Ирина Александровна

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку (из опыта работы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znanie_tolko_togda_stanovitsya_znaniem.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку( из опыта работы)Прилепиной И.А.,         учителя русского языка и литературы

Знание только тогда становится знанием,
 когда оно приобретено усилиями своей
 мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой

 

Главная  задача  учителя – учить учиться, сделать так, чтобы ученики умели и хотели самостоятельно добывать знания, поэтому его позиция - учитель-помощник, учитель-партнёр. Думаю, что этим и определяется выбор стратегии и тактики учителя, подходы к организации процесса взаимодействия и с учениками, и с родителями.

Урок, безусловно, является главным средством для этого, но в старших классах особое значение приобретает самостоятельная работа.

Во-первых, повышается ответственность ученика за результат своего образования, во-вторых, развиваются навыки  самоорганизации и самоконтроля.

В-третьих, истина известная: самостоятельно добытые знания  - самые прочные.

Поэтому убеждена, что  большое значение приобретает организация самостоятельной работы старшеклассников по коррекции пробелов и совершенствованию знаний, умений и навыков по русскому языку.

Начав  в 2012  году работать в 10 классе, я поставила перед собой цель: создать  условия для повышения качества образованности по русскому языку через организацию самостоятельной работы учащихся.

Задачи:

  1. Структурировать учебно-дидактические материалы по русскому языку в 10 – 11 классах в соответствии со спецификацией и стандартом.
  2. Создать эффективную систему мониторинга результатов образования, отражающую как индивидуальную динамику, так и успешность усвоения по темам и разделам.
  3. Отработать механизм организации  самостоятельной работы с учащимися по коррекции пробелов.
  4. Обеспечить учащимся грамотную поддержку со стороны родителей, через своевременное информирование о результатах учебной деятельности учащихся, а также методические рекомендации.

Планируемый результат:

  • мониторинг результатов образованности по русскому языку,
  • банк контрольно-измерительных и учебно-дидактических  материалов, программа самостоятельной работы по коррекции пробелов для учащихся,
  • положительная динамика результатов готовности старшеклассников к единому государственному экзамену.

 Самостоятельная работа будет успешна тогда, когда ученик очень чётко понимает, что нужно делать, как это следует выполнять и, прежде всего, зачем.  Необходимым условием также является и видимый результат его действий. Поэтому  для каждого учащегося я предлагаю  картину его успехов и пробелов (после диагностической работы), предлагаю способы устранения этих пробелов: либо самостоятельно, либо индивидуально с учителем, либо в группе. Ученик, разобравшись в теоретическом материале, тренируется в выполнении разного вида заданий, пока умение применять знания на практике не перейдут в устойчивый навык, контрольные задания по разделу или теме позволяют мне определить качество его усвоения.  Промежуточная диагностика, как правило, показывает ученику его продвижение вперёд относительно самого себя, что внушает ему уверенность в своих силах и стимулирует к дальнейшей работе по ликвидации пробелов. Таким образом, мониторинг является основой для управления процессом повышения качества образованности по русскому языку.

Процесс организации самостоятельной работы учащихся проходит в несколько этапов:

1 этап, подготовительный (диагностика, прогнозирование,  целеполагание)

  • входная диагностика уровня ЗУН,
  • определение тем, усвоенных слабо большинством учащихся,
  • составление программы самостоятельной индивидуальной коррекционной работы для учащихся.
  • оформление личных карточек успешности каждого ученика.

2 этап, организационный

  • формирование групп по уровню усвоения  разных тем,
  • организация групповых и индивидуальных консультаций,
  • организация взаимодействия с родителями для ознакомления с результатами диагностик и рекомендаций по работе с программой самостоятельной коррекции и совершенствованию ЗУН по русскому языку,

3 этап, аналитический

  • промежуточная диагностика,
  • анализ качества усвоения каждой темы,
  • выявление динамики,
  • учёт результата каждого ученика, знакомство родителей с результатами, индивидуальные рекомендации.

Дальнейшая работа носит цикличный характер.

Поскольку представленные в контрольно-измерительных материалах Единого государственного экзамена задания охватывают учебный материал всех содержательных блоков, разделов школьного курса русского языка, то демо-версии  являются наилучшим диагностическим материалом и основой для мониторинга уровня усвоения знаний, умений и навыков и сформированности  ключевых компетентностей: лингвистической, языковой, коммуникативной.

Система мониторинга по единым контрольно-измерительным материалам  позволяет получить точную, объективную и сопоставимую информацию о достижениях каждого ученика и на ее основе своевременно корректировать эти достижения и прогнозировать дальнейшую  работу. Результаты ЕГЭ по русскому языку убеждают в необходимости использования в работе учителя современных способов проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоения критериального подхода к оценке творческих работ учащихся, соблюдения единых норм  проверки ученических работ.

Данные каждой работы заносятся в таблицу, учащийся видит свои результаты по каждой теме и может сделать вывод об успешности усвоения материала, свою динамику, что является значительным стимулом для дальнейшей работы. Кроме того, это даёт возможность увидеть, какие разделы наименее усвоены большинством учащихся и организовать на уроках комплексное повторение  с учётом этих тем и разделов.