Деловая игра «РЕДАКЦИЯ» (Русский язык и культура речи)
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Шевлюкова Ольга Николаевна

Цели занятия:

учебная: совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей речи;

образовательные: развивать творческое мышление; вырабатывать умение анализа и синтеза; совершенствовать логическую культуру в процессе общения;

воспитательные: развивать коммуникативные навыки, умение создавать творческую атмосферу, решать нестандартные задачи, включаться в совместную деятельность, найти себя в коллективе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon delovaya_igra.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

                 Деловая игра «РЕДАКЦИЯ»

               (Русский язык и культура речи)        

                         

                                               Шевлюкова  О.Н. учитель русского языка и литературы,

                                                        кандидат педагогических наук МОУСОШ№13,

                                                                        г. Ноябрьск, Тюменская область.

                                             

                                           План занятия

                                   (технологическая карта)

Дисциплина: русский язык и культура речи.

Тип занятия: деловая игра;

Время:90 минут;

Вид занятия: обобщающее занятие по теме «Функциональные стили речи».

Цели занятия:

учебная: совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей речи;

образовательные: развивать творческое мышление; вырабатывать умение анализа и синтеза; совершенствовать логическую культуру в процессе общения;

воспитательные: развивать коммуникативные навыки, умение создавать творческую атмосферу, решать нестандартные задачи, включаться в совместную деятельность, найти себя в коллективе.

Оборудование

Наглядные пособия: образцы писем, интервью.

Раздаточный материал: чертежные листы А3; тетради для черновиков, резинки, ручки, карандаши, фломастеры, специальная бумага для писем, ватман.

ТСО: магнитофон, компьютер, принтер.

Литература

  1. Ващенко В.Д. русский язык и культура речи.- Ростов н./Д: Феникс, 2000.
  2. Введенская Л.а., Черкасова м.Н. Русский язык и культура речи. - Ростов н./Д: Феникс, 2004.
  3. Словари.

                                   Методическое обоснование

Культура общения  - показатель общей культуры человека, его развития, его интеллекта. Персидский поэт и мыслитель XIII в. Саади писал:

                                                 Умен ты или глуп.

                                                 Велик ты или мал,

                                                 Не знаем мы, пока

                                                 Ты слова не сказал!

   Вот почему родным языком, культурой речи, постоянное ее совершенствование особенно важно для тех, кто стремится занять достойное место в обществе, иметь престижную работу, пользоваться уважением у окружающих.

   Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. Еще в 1936г. Дейл Карнеги писал: « Успехи того ил иного человека в его финансовых делах процентов не15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85- от его умения общаться с людьми». Зная это, японцы тратят на обучение хорошим  манерам и консультациям по вопросам этикета, культуры поведения сотни миллионов долларов в год.  Они хорошо знают, что успех любой фирмы во многом зависит от способностей ее работников, от их умения дружно трудиться над достижением общей цели.

Наиболее полно общение можно осуществить в ролевой игре, так как это такой вид деятельности, в котором воссоздаются социальные отношения между людьми вне условий непосредственной деятельности. Именно в процессе игры можно овладеть искусством понимания позиции другого человека, видеть мир глазами другого, постигнуть этот мир, победить собственные недостатки. Таким образом, игра помогает решать коммуникативные задачи общения:    

1.Быть внимательным собеседником.

2.Совершенствоватькоммуникативно - речевые умения и навыки (устный ответ на заданный вопрос)

3.Развивать слуховую память (через восприятие на слух большого объема информации).

4.Воспитывать внимание (через повторение установок на выполнение задания).

5. развивать логическое мышление (умение делать выводы и обобщения).

6.Воспитывать интерес к предмету.

7.Воспитывать вежливое отношение к окружающем.

8.Воспитывать трудолюбие (высокий темп работы, чередование видов деятельности).

Настоящее занятие состоит из 5 этапов:

1.Организованный момент предполагает выбор ролей, объединение в группы, выбор лидера, создает эмоциональную атмосферу.

2. Знакомство с заданиями, распределение обязанностей, обсуждение этапов выполнения задания, коммуникативное общение- передача информации и ее декодирования (понимание).

3.Работа групп (отделов) по созданию текстов различных типов в публицистическом и деловом стилях. Проверяется умение работать в группе на общий результат, пользоваться основным приемами составления текстов, творчески мыслить, применить полученные знания на практике.

4. Обсуждение полученных текстов, иллюстраций к ним (заседание редакционный коллегии), умение излагать свои мысли и отстаивать свое мнение по данному вопросу (элементы дискуссии).

5. Подведение итогов, оценка работы групп и каждого в отдельности по результатом работы и личному вкладу в общее дело. Главный редактор закрепляет ситуацию успеха, благодарит за успешно выполненную работу, отмечает особо отличившихся.

                                         Содержание занятия

               

                                       Организационный момент

  Группа делится на подгруппы, которые получают ролевые задания и становятся отделами редакции. Каждый редакционный отдел получает в письменном задание для работы.

    Общая задача: выпуск газеты.

                                    Работа в группах

1-я группа- отдел информации по стране

Роли: заведующий отделом, корректоры.

Условия игры: материал передан по телефону во время грозы, поэтому текст искажен. В конце сообщения произошел обрыв связи.

Задача: восстановить текст, дописать пропущенные слова, меняя стиля автора. Написать концовку текста. Дать название, состоящее из 5-7 букв. Озаглавить рубрику. Заведующему отделом подписать материал и отправить в набор.

   Оборудование: магнитофон, аудиокассета, на который записан с помехами. При прослушивании и восстановление текста учитывается орфография, пунктуация, стиль, заголовок, при этом дописанная концовка должна соответствовать стилю и теме текста.

                                                                                                             Поединок недели

                                           Задушил волки голыми руками…

                                 Но хищник успел покусать шестнадцать односельчан

                                               Смельчака Александра Лихошерст

…Жители ростовского села Сандата со страхом выглядывали на улицу- известие. Что на Партизанской улице бесчинствует бешеный волк, быстро разлетелось по деревне. Меньше чем за час серый хищник натворил  беды во многих дворах - задрал десятки коз, гусей, уток, кур. Убивал, но не съедал. А потом начал набрасываться на случайных прохожих. Кровожадный зверь подлетал к людям, вгрызался в ногу или руку и тут же убегал.

    - Я и опомниться не успела, как он на меня прыгнул!- с содроганием вспоминает страшные минуты пенсионерка Мария Акимова.- Я упала…похождение  обезумевшего от человеческой крови зверя закончились во дворе дома 50- летнего рабочего Александра Григорьевича. Он услышал беспокойное кряканье уток и выскочил на улицу.

   - В темноте мне показалось, что это собака во двор забежала, а когда она кинулась, поняла что это волк. Зверь оскалил зубы и вцепился зубами в рукав,- рассказывает Александр Лихошерст.- Недолго думая я схватил лопату, которая стояла у стены, и ударил зверя по голове. Волк отпрянул, я прижал его к земле и принялся душить его голыми руками. Даже и не знаю, сколько времени все это продолжалось. И только когда волк затих, я разжал руки…

      Сейчас мужественный борец с хищником Александр Лихошерст в больнице. Здесь же ему пришлось встретить пятидесятилетие. Открытки и записки с пожеланиями скорейшего выздоровления односельчане несли целый день. Еще бы! В их селе теперь живет настоящий герой.

     - Да что вы, какой герой? Я и ружья- то ни разу в жизни не держал,- скромно оправдывается улыбчивый мужчина, навсегда получивший кличку Волкодав.  

                                                         

                                                                     Катерина Мигулина, «КП»- Ростов – на-Дону»

Примечание. Выделенное курсивом не записано на кассету. Корректоры должны вставить по своему усмотрению приблизительно такой текст.

2-я группа - литературный отдел

Роли: заведующий отделом, корректоры.

Условия игры: отсутствует литературный сотрудник. В номер  срочно надо дать материал, перепечатанный из центральной газеты, но его нужно сократить до объема заметки.

 Задача: сократить имеющийся материал (см. статья «Кемерово превращается в город глухих», газета « Комсомольская правда в Кузбассе» от 21 октября 2004 г.) в 3 раза, сохранив основную мысль, аргументы и стиль. Озаглавить. Дать название рубрики. Заведующему отделом подписать материал и отправить в набор.

 Вариант статьи, представленный сотрудниками отдела

Преподаватель Кемеровского государственного университета Ирина Крым защитила диссертацию о самых распространенных жеста кемеровчан, и ужаснулась.

Мы все меньше говорим, все чаще машем руками! Жесты и слова становятся равноправными. Этому нас учат дефолты, безработица, грошовые зарплаты и прочие стрессы.  А также латиноамериканские « мыльные оперы» по телевизору. Когда мы волнуемся, чего только не выделывают и не вписывают наши пальцы, руки, ноги, пятки, колени. А потом вроде и не волнуемся, но ведем себя по- прежнему «размашисто». Привычка.

 Изучив  жесты людей до 50 лет, составили следующий рейтинг. Самые частые жесты у женщин: раскручиваем и закручиваем авторучки, теребим платочек(27,5% опрошенных), машем по - всякому руками(13,8%), теребим волосы, закручиваем пряди за ухо, даже те, у кого волосы очень короткие (10%), теребим пуговицу, открываем-закрываем застежку «молнию»(2,5%), застегиваем- расстегиваем браслет на часах (2,8%), «ломаем» пальцы на руках, хрустим ими (2,5%). Мужчины, как и положено « сильный половине», волнуются реже или более четко контролируют свои движения.

    «Великий и могучий» русский язык с каждым годом пополняется новыми словами. Точно так же увеличивается и словарь русских жестов с его 120 тысячами жестов. По данным анкетных опросов и видеозаписей учебных занятий удалось установить, что только за 5 лет появилось, и прижилась с десяток новых жестов. Проблема еще и в том, что официальная наука признала: чрезмерное количество жестов выдает в человеке низкий интеллект! Представляете, если язык общения и дальше исключительно жестами  «прирастать будет», то таким « Хуан Карлосами» мы станем.

3-я группа- отдел писем

Роли: заведующий отделом, сотрудники.

Условия игры: подготовить аргументированный, корректный ответ рассказа, который не будет опубликован.

Задача: при этом правильно оформить письмо (обращение, дата, подпись).

Приложение

                                              Памятка для описания письма

1.Старайтесь писать ясно и просто.

2.Учитывайте, кому вы пишете, и выбирайте верный тон письма.

3.Будьте искренни, дружелюбны. Не пишете писем в минуты гнева, раздражения.

4. Поздравляйте близких, особенно родителей, в дни рождения и в другие семейные праздники.

5. Не стесняйтесь выразить любви, нежности, уважения, доверия.

    Словарь наиболее часто употребляемых выражений официально-деловой печи.

    Образцы писем писателей, публицистов, официальных лиц.

    Вариант письма, составленного сотрудниками отдела

                        Здравствуйте, уважаемый Алексей Михайлович!

       Благодарим Вас за выбор именно редакции публикации своего произведения. Рассказ произвел на нас сильное впечатление, так как его герои - наши современники, а главный герой - сильная, яркая личность, достойная восхищения. Однако нам кажется, что герой несколько идеализирован, что вызывает недоверие и негативное отношения к нему читателя.

     К большому нашему сожалению, план публикаций на текущий год в редакции уже утвержден, и мы не можем его изменить. Однако если Вы посчитаете нужным учесть наши замечания о реалистичности образа главного героя. Ваш рассказ будет рассмотрен на заседании редакционной коллегии о возможности публикации в следующем году.

                                                                             С уважением, редакционная коллегия.

                                                                                                                   26.11.2006г.

4-я группа- отдел рекламы

Роли: заведующий отделом, сотрудники отдела.

Задача 1: написать рекламное стихотворение, призывающее подписываться на газету. В стихотворении должно быть от 2 до 12 строк.

Задача 2: Косметическая компания AVON оплатила рекламу парфюмерий воды Little Black Dress(Маленькое черное платье). Сделайте лингвистический анализ рекламного текста с точки зрения влияния его на потенциальных покупателей, решите вопрос о целесообразности его публикации (Отдел получает на дискете примеры рекламных стихотворений.)

    Рекламное стихотворение, представленное отделом рекламы

                                               Невозможно жить на свете,

                                                   Не отдав часок газете,

                                                   Ведь газета - знает каждый-

                                                   Информатор очень важный.

                                                   Если все узнать хотите,

                                                   « Студиус» читать спешите.

                                               Реклама

     Парфюмерная вода Little Black Dress-Маленькое черное платье.

     Основа этого женственного аромата - изысканная элегантность, подаренная удивительными нотами молочного дерева, японской сливы и таинственного мускуса. В самом центре аромата переплелись голоса розового пиона, пышной гардении и изящного иланг-иланга в сочетании с распускающимися в ночи лунными цветами, которые, по преданию, способны привязывать одно сердце к другому навсегда. Согретые теплым дыханиям цикламена, на вершине аромата ноты африканского имбиря и легкие искорки кориандра. Фирма AVON

                                                Анализ текста рекламы туалетной воды.

                                          Представленной сотрудниками отдела    

       Понимание текста не составляет труда, ведь реклама пишется для всех, ее смысл должен быть доступен каждому. Однако, здесь все не просто. Мы знаем, как выглядит пион, а некоторые даже могут представить себе цикламен и гардению (благодаря всеобщему увлечению цветоводством, у многих эти заморские растения прекрасно цветут дома). Но что такое молочное дерево или мускус? И даже тот, кто знает целебные и косметические свойства иланг-иланга и гастрономические и парфюмерные свойства имбиря и кориандра, вряд ли может нарисовать мысленный образ растений, о которых идет речь. Наше незнание в данном случае и создает обаяние текста, вносит « удивительные ноты», аромат экзотических стран, ощущение чего-то неизвестного, таинственного, и поэтому неуловимо притягательного. И, конечно, лунные цветы распускаются ночью, и конечно, с ними связанно романтическое предание, и, разумеется, два раза повторяется слово сердце, и сердца  будут связанны навсегда - какая же романтика без любви и вечности! Так активизируется воображение читателя.

    Вторая составляющая тактики этой рекламы - «воздействие» на все органы чувств: на обоняние- аромат; на слух - ноты молочного дерева, африканского имбиря (причем подаренные этими растениями), голоса пиона и гардении. Туалетная вода не просто пахнет, она говорит о своей обладательнице. На зрение - розовый, пышный и изящный, легкие искорки; на осязание - согретые теплым дыханием (продолжается тема живой воды: она не только говорит, но и дышит). Нет здесь только вкусовых ассоциаций: они простоваты для такого изысканного запаха, его нельзя назвать горьким или сладким. Аромат рекламируемой туалетной воды предстает как сложный, богатый, выразительный и гармоничный: в нем переплетаются разные ноты, он многослоен (Основа этого…аромата…В сердце аромата….На вершине аромата…). Все это подсказывает: туалетная вода не только создает тайну, но и отвечает сложной женской душе.

    Наконец, третий уровень текста можно определить словами « изысканная элегантность»: ведь туалетная вода называется «Маленькое черное платье», а именно его Коко Шанель считала воплощением элегантности. Этот план текста выражается через тщательный отбор слов: не запах, а аромат, не искры, а легкие искорки. Так поддерживается тема женственности, изящества, заявленная с самого начала. Здесь нет ни одного слова, не работающего на стратегическую задача автора - заинтересовать потенциальных клиентов рекламируемым товаром и заставить его купить. Каждое слово здесь - элемент тактики, направленный на реализацию общего замысла.

 5-я группа- отдел культуры и спорта    

 Роли: заведующий отделом, журналисты.

 Условия игры: опубликовать в газете интервью с известным артистом, спортсменом.

  Задача: составить интервью по всем правилам жанра и этики, оформить в соответствии с правилами интервью, поместить газету.

  Примеры интервью с участниками « Фабрики звезд».

  Правила интервьюирования.

  Отдел представил интервью с Димой Биланом.

 Художественный отдел, в котором работают его сотрудники и все,  кто освободился

Роли: заведующий отделом, сотрудники.

Условия игры: нарисовать макет газеты.

Задача: выпустить газету.

                           Проверка дня заседания редколлегии

  1. Обсуждение названий рубрик, рисунков, названия газеты. Выступает представитель каждого отдела и представляет материал.
  2. Обсуждение и анализ материалов, которые будут помещены в газету.
  3. Подведение итогов.    

                 

                       Лист учета работы

          ____________________________отдела

 №

               Ф.И.О.

Вид выполненной работы

 Оценка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...

Лекция по культуре речи "Литературный язык – основа культуры речи. Функциональные стили, области их применения"

1. Понятие культуры речи.2. Формы существования национального языка. Литературный язык, его признаки и свойства.3. Нелитературные разновидности языка.4. Функциональные стили, их ха...

Урок-игра по русскому языку и культуре речи

для студентов первого курса...

Урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог»

Представлен урок-игра по русскому языку и культуре речи «Юный филолог»...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И МЕТОДИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДЕЛОВОГО РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

Роль обучающегося заключается в том, чтобы в процессе СР под руководством преподавателя стать творческой личностью, способной самостоятельно приобретать знания, умения и владения, формулировать пробле...

Деловая игра для педагогов «Теоретические основы связной речи»

Проверка знания педагогов о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников....