Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Титаренко Марина Юрьевна

Данный материал можно использовать как урок-обобщение в 6 классе(программа С.Львовой) по теме "Причастие и деепричастие"; как повторение темы в 9-11 классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока русского языка1.26 МБ

Предварительный просмотр:

МБОУ Миллеровская СОШ

Предмет Русский язык (+ литература, музыка, живопись)

Тема: Роль причастий и деепричастий в текстах

         художественного стиля.

Класс: 6

Учебник: С.И. Львова Русский язык. 6 класс. В 3ч.: учебник для общеобразовательных учреждений – М.Мнемозина, 2008г

Учитель Титаренко М.Ю.

Эпиграф: Язык неистощим в соединении слов.

А.С. Пушкин

Цели:

  1. Расширить представления о номинальной коммуникативной и эмоционально-выразительной роли форм глагола в устной и письменной речи. Сформировать умение составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм; предупреждать речевые ошибки в употреблении причастий и деепричастий.
  2. Развивать речь, воображение, вызвать интерес к изучаемым языковым формам; углубить знание о сфере употребления изобразительно-выразительных средств языка, об особенностях текстов художественного стиля.
  3. Воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Общеучебные навыки: умение анализировать, обобщать; знание      

                                      определений; умение работать с учебником.

Тип урока. Урок комплексного применения знаний (интегрированный);

                   урок-закрепление.

Методы:

практические (лабораторная работа, комментированные, учебные и письменные упражнения);

частично-поисковые.

Оборудование: компьютер, проектор,

                          тексты для индивидуально-групповой работы.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Подготовка к активному и сознательному восприятию материала.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

         Прочитайте тему урока и эпиграф к нему. (СЛАЙД 1)Как вы уже поняли, речь пойдет о причастии и деепричастии.

        Давайте вспомним, что мы знаем о них (основные теоретические положения).

        Перечитайте эпиграф. Озаряющие – что?

        Насколько слова Пушкина подтверждают нашу мысль?

        Определите цель нашего урока.

= расширить представления о выразительной, эмоциональной роли причастия и деепричастия в нашей речи.

III. Сообщение целей урока (СЛАЙД2). 

ЗНАТЬ:

УМЕТЬ:

грамматические признаки причастия и деепричастия;

признаки текста художественного стиля.

находить причастия и деепричастия в текстах художественного стиля, определять их эмоционально-выразительную роль;

составлять связный текст на заданную тему с использованием определенных языковых форм.

IV. Усвоение знаний.

 1.1 Лингвистический эксперимент. (слайд 3)

       Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)

  • Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.
  • Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.
  • Прочитать. Сравнить с вариантом Гоголя. Что «потерялось»?
  • Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?

=при помощи глагольных форм создается динамика, напряженность действия, их последовательность.

  1.2 А.С. Пушкин: «Причастия…обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, мы говорим: которая скачет, – заменяя выразительную краткость причастия вялым оборотом». (СЛАЙД 4)

Являются подтверждением или опровержением нашего вывода слова поэта?

2. Анализ художественного текста.

       А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)

*****************

Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Ревом ревущих, рыком рычащих.
Сколько бегущих – столько лежащих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
Скопом плывущих, кишмя кишащих,
Друг друга жрущих, тучных и тощих
В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
Сколько их в кущах – столько их в чащах,
Выстрела ждущих, в силки летящих.
Сколько плывущих – столько парящих
В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
                                                  (В.Высоцкий.)


                             ******************
Много видевший, много знавший, 
Знавший ненависть и любовь, 
Все имевший, все потерявший
И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять, 
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
                                                    (Д.Кедрин.)

  • Найти причастия, обозначить суффикс, определить действительное – страдательное, синтаксическую роль.
  • Прочитать выразительно вслух все тексты.
  • Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы? (= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения)
  • Почему это возможно? (= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного)

3. Работа в паре

  • Рассмотрите картину К.Е.Маковского «Дети, бегущие от грозы» (СЛАЙД 5)
  • В чем особенность названия картины?
  • На картине передано приближение грозы. Она еще не началась, но уже все пришло в движение.
  • Передайте динамику изображенного, используя причастия
  • + музык. сопровождение «шум грозы»

4. Упражнение 609. Устное высказывание

Как вы понимаете выражение Григоровича «дорисовывает движение»?

О какой форме глагола идет речь?

Насколько прав был в своем высказывании писатель, попробуем доказать мы.

5. Роберт Саути, «Лодорский водопад». (СЛАЙД6)

5.1 Выразительное чтение наизусть на англ. языке(заранее подготовлен.ученик)

5.2 Выразительное чтение перевода

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре – 
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

  •  В чем необычность этого стихотворения?
  • Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?
  • Почему записано столь необычно?
  • Запишите стихотворение себе в тетрадь, сохраняя структуру.
  • Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.
  • В чем особенность деепричастий?

(= все несовершенного вида, обозначают постоянность действия)

  • А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?

(= напряженность действия, созданная картина резко падающей воды)

6. Где ещё возможно применить экспрессивные возможности деепричастия?

=  Роль деепричастий в произведениях УНТ: пословицы и поговорки, фразеологизмы.

Индивидуальное домашнее задание - примеры из УНТ, фразеологизмы, рисунки к фразеологизмам.

7. Творческая лаборатория.(СЛАЙД7)
- Конструирование предложений по принципу стихотворения Роберта Саунти «Лодорский водопад». 
- Деление класса на группы. Затем каждая группа составляет свои «водопадики из деепричастий» к данной последней строке ( основанию пирамиды ), содержание которой отражает наши школьные будни и проблемы: 
1 группа: мы исправим оценки по английскому языку. 
2 группа: наши мамы и папы идут на родительское собрание. 

V. Домашнее задание.

Используя материал урока, составить мини-отчет (10 пр.) лингвистической лаборатории «Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля».

VII. Итоги урока, оценки.

Приложение к уроку

«Роль причастий и деепричастий в текстах

         художественного стиля»

учитель Титаренко М.Ю.

  1. Лингвистический эксперимент.

       Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины её, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел в воздухе, завязавши кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. (Н.В. Гоголь, «Мертвые души».)

  • Найти причастия и деепричастия, доказать, определив суффиксы, вид, действительное или страдательное.
  • Заменить деепричастия глаголами, причастные обороты – придаточной частью СПП со словом который.
  • Прочитать. Сравнить с вариантом Гоголя. Что «потерялось»?
  • Какова роль причастий и деепричастий в этом тексте?

  1. Анализ художественного текста.
  1.  А утро было славное, хотя и холодное после вчерашнего дождя. Песок кое-где был смыт с утоптанных дорожек, в ямах стояли лужи мутной воды, следы ног ясно отпечатывались на мокром грунте; дувший с пруда ветерок колебал верхушки берез и тополей, блестевших теперь самой яркой зеленью. Около купальни и набережной с шумом разбивались пенившиеся волны. По небу ползли разорванными клочьями остатки рассеявшихся туч, точно грязные лоскутья серых лохмотьев, сквозь которые ярко светилось чистое голубое небо и вырывались снопы солнечных лучей. Садовник с ножницами ходил около помятых вчерашним ветром кустов сирени и отрезал сломанные ветки. (Д.Мамин-Сибиряк.)

*****************

  1. Сколько их в кущах – столько их в чащах,
    Ревом ревущих, рыком рычащих.
    Сколько бегущих – столько лежащих
    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
    Скопом плывущих, кишмя кишащих,
    Друг друга жрущих, тучных и тощих
    В дебрях и кущах, в чащах и рощах.
    Сколько их в кущах – столько их в чащах,
    Выстрела ждущих, в силки летящих.
    Сколько плывущих – столько парящих
    В дебрях и кущах, в рощах и чащах.
                                                      (В.Высоцкий.)


                             ******************
3. Много видевший, много знавший, 
  Знавший ненависть и любовь, 
  Все имевший, все потерявший
  И опять все нашедший вновь,
Вкус узнавший всего земного
И до жизни жадный опять, 
Обладающий всем и снова
Все боящийся потерять.
                                                    (Д.Кедрин.)

  • Найти причастия, обозначить суффикс, определить действительное – страдательное, синтаксическую роль.
  • Прочитать выразительно вслух все тексты.
  • Почему писатели и поэты так активно используют глагольные формы? (= не только образно описывают предмет или явление, но и представляют его признак в динамике, в процессе его становления, изменения)
  • Почему это возможно? (= причастие соединяет в себе энергию глагола и экспрессию прилагательного)

4. Роберт Саути, «Лодорский водопад». Выразительное чтение.

Кипя,
Шипя,
Журча,
Ворча,
Струясь,
Крутясь,
Сливаясь,
Вздымаясь,
Вздуваясь,
Мелькая, шурша,
Резвясь и спеша,
Скользя, обнимаясь,
Делясь и встречаясь,
Ласкаясь, бунтуя, летя,
Играя, дробясь, шелестя,
Блистая, взлетая, шатаясь,
Сплетаясь, звеня, клокоча,
Морщинясь, волнуясь, катаясь,
Бросаясь, меняясь, воркуя, шумя,
Взметаясь и пенясь, ликуя, гремя,
Дрожа, разливаясь, смеясь и болтая,
Катясь, извиваясь, стремясь, вырастая,
Вперед и вперед убегая в свободолюбивом задоре – 
Так падают бурные воды в сверкающем, быстром Лодоре!

  •  В чем необычность этого стихотворения?
  • Какого эффекта достигает поэт, «собирая» такое количество деепричастий?
  • Почему записано столь необычно?
  • Найти деепричастие, определить вид, обозначить суффиксы.
  • В чем особенность деепричастий?
  • А если заменить все деепричастия глаголами того же вида? Что исчезнет?

  1. Творческая лаборатория.

= Вот такие «водопадики из деепричастий» получились у нас на уроке! 

  • 1 группа: 
    «Стараясь, 
    Учась, отвечая на пять, 
    Думая, решая, о грамматике размышляя, 
    Мозги развивая,  Елене Николаевне помогая, 
    Произношение вырабатывая и правила изучая, 
    Мы исправим свои оценки по «Инглишу»!» 

  • 2 группа:

«Волнуясь, 
Боясь и надеясь, 
За нас беспокоясь, тревожась, надеясь на лучшее, 
Думая о нас, уверенно шагая, дрожа и вздыхая, 
Наши родители идут на родительское собрание.» 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок подготовки к сочинению - рассуждению по тексту художественного стиля.

Современный урок русского языка и литературы немыслим без компьютерных технологий, которые помогают формировать языковую, речевую и правописную компетенции учащихся.Иссл...

Урок по теме «Роль причастия и деепричастия в тексте» (по программе С.И.Львовой)

Новая форма ГИА  по русскому языку в 9 классе требует от учителя активной работы  по подготовке  обучающихся к  написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Обучение эт...

Урок по теме: «Подготовка к сочинению-рассуждению по тексту художественного стиля»

Тип урока: урок - исследование Вид урока: урок развития речи Предмет, класс: Русский язык, 11 класс (профильный)  УМК (учебник):Русский язык, 11 класс, под ред. Г.А. Богдановой, Е.М. Виноградо...

Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.

Интегрированный урок по русскому языку (русский язык + литература) Представленный урок «Меткие, озаряющие слова… (Роль причастий и деепричастий в текстах художественного стиля.)» интегрированный,...

Роль причастий в текстах художественного стиля. Урок русского языка по ФГОС. 7 класс

Урок русского языка по ФГОС.  7 класс. "Роль причастий в текстах художественного стиля". Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию, рабочие листы....

« КАК ПРОВЕСТИ УРОКИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ПО ТЕМЕ: «УСТНОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО СТИЛЯ И СОЧИНЕНИЕ – ОПИСАНИЕ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО ЛИЧНЫМ НАБЛЮДЕНИЯМ (НА ОСНОВАНИИ ЛИЧНОГО ОПЫТА). СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ СОЗДАНИЯ ТЕКСТА СОЧИНЕНИЯ»

На сегодняшний день так складывается ситуация с преподаванием русского языка и литературы, что мы понимаем, как особенно необходимо обращать внимание на письменную и устную речь обучающихся, особенно ...