Типы сложных предложений и средства связи между их частями
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему
Урок повторения и обобщения знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» для 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tipy_slozhnykh_predlozheniy_i_sredstva_svyazi_mezhdu_ikh_chastyami.docx | 196.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок Типы сложных предложений и средства связи между их частями
Цель урока: классификация сложных предложений и средств связи между их частями
Задачи:
1) начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку;
2) проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая
Используемые технологии:
- сотрудничества
- информационные технологии
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал
- Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.
Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы
Учитель рассказывает историю метафорического характера (можно под музыку) – она даёт положительный настрой, активизирует мышление учеников.
«Всё в твоих руках»
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?». И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…».
И действительно, ребята, все в ваших руках, нужно только приложить усилия.
- Проверка домашнего задания –
- Докажите, что данный отрывок является текстом. (Предложения связаны по смыслу и грамматически; связь предложений – параллельная; предложения объединены одной темой; основное средство связи предложений – повтор слова.)
Дома вам нужно было определить значение слов цивилизация, прогресс.
Ответы учеников
Словарная работа
Цивилизация- общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.
Прогресс.-1. Поступательное движение, улучшение в процессе развития (противоп.: регресс) 2. разг. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-л. ....
- Актуализация знаний
Задача: заинтересовать темой урока, активизировать мышление учащихся
Чему, по мнению Леонова, может научить нас книга? Прочитайте это предложение.
Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать бездн и взбираться на вершины, как почестнее людям следует вести себя на земле согласно своему человеческому званию.
Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
Благодаря книге накоплен..ые знания обретают могущество л…вины, которая способна с (тысяче)летнего ра…гона пр…одолеть любое препятствие на столбовой дороге прогре.. .а.
Леонид Максимович Леонов
Что объединяет эти предложения? Что общего в них с точки зрения структуры?
Оба предложения сложные.
Какое предложение называется сложным?
- На какие группы делятся СП в зависимости от наличия или отсутствия союза (союзного слова) между его частями?
Союзные и бессоюзные
На какие группы и по каким признакам делятся союзные предложения?
Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.
Какие существуют средства связи?
интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)
Сформулируйте тему урока (слайд )
Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.
Типы сложных предложений и средства связи между их частями
Запишите название темы в ваши листы
IV. Целеполагание и мотивирование
Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?) слайд
Учащиеся ставят цели урока:
Вспомнить, какие бывают типы СП;
Назвать средства связи частей СП;
Уметь ставить запятые в сложных предложениях.
Повторить правописание слов.
Обратимся к учебнику параграф 8
V. Закрепление изученного.
А. Благодаря книге накоплен..ые знания обретают могущество л…вины, которая способна с (тысяче)летнего ра…гона пр…одолеть любое препятствие на столбовой дороге прогре.. .а.
Леонид Максимович Леонов
Сегодня с вами мы будем работать на индивидуальных листах. Подпишите свою работу и выполним 1 задание – анализ предложения
Необходимо выполнить синтаксический разбор данного предложения, вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.
Б. Работа в группах- 4 группы. Составьте схемы представленных предложений
(ученики работают на листах, у доски - проверка- 2 человек от группы)
Задание: Каждой группе даны 2 предложения. Вам необходимо расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу, определить вид СП и средства связи в нем.
1группа
- Жизнь очень коротка, и мы не должны тратить ни дня на чтение малоценных книг». (Д. Рескин) ) [ — = ], и [ — = ]. ССП
- «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро) [— = ], ( когда =). СПП
Защищать работу группы будут 2 человека: 1 пишет схемы, 2- дает характеристику предложений.
Давайте проверим работу 1 группы. Допущены ли в ответах ошибки?
Оценка-
Переходим к проверке 2 группы
2 группа
1. «В книге память человеческого рода, она рупор человеческой мысли». (Н.А.Морозов)_ [ — ], [ — = ]. БСП
2.«Книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух ее устремлен в будущее». (Оноре де Бальзак)_ [— = ], ( если— =).СПП
Как оценим работу 2 группы? Оценка-
3 группа
1. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен) [— =] :[ , , =], а[— = ].РВС
2. «Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для людей, умеющих их читать». (Писарев Д.И.) [ — ], но [ — = ].ССП
Правильно ли определен вид СП и средства связи?
Оценка-
4 группа Ваш ответ
1.«Книга – это волшебница, она преобразила мир». (Н.А.Морозов)_ [ — - = ], [ — = ]. БСП
2. Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.А. Блок)
Были ли допущены ошибки? Если да, то какие? Оценка-
VI. Физминутка
VII. Подведение итогов. Тестирование (цель – выявить, насколько успешно усвоены полученные знания). Задания ГИА- В7, В9
Работа закончена, проверяем свои результаты.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
3 | 2 | 3 | 2 | 2 |
Поднимите руки, у кого нет ошибок - У кого 1 ошибка-
VIII. Рефлексия
Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества
Сегодня я узнал..
я научился…
у меня получилось …
я смог…
я попробую…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось…
IX. Оценки на уроке
X. Информация о домашнем задании.
задание разноуровневое:
1) написать по одному из афоризмов о книгах сочинение, используя СП;
2) выписать из художественных произведений по 3 предложения на каждый тип связи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Сложное предложение с бессоюзной связью между частями"
Электронный документ предназначен для интерактивного тестирования обучающихся 9 классов. Компьютер сам оценивает ответ, выводит на экран процент правильных ответов. Данный тест можно использовать при ...
Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе "Типы сложных предложений и средства связи в них"
Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них. ...
Презентация к уроку русского языка по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них"
Материал представляет собой презентацию к уроку русского языка в 10 классе по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них". Цели и задачи:*Систематизация, углубление и обобщение знаний ...
Типы сложных предложений и средства связи между его частями
Данная презентация поможес спланировать работу учителя и ученика на уроке...
Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)
В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....
Технологическая карта урока "Типы сложных предложений и средства связи между их частями" 9 класс
ТемаТипы сложных предложений и средства связи между их частями.КлассУчебник9 классРусский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, ...
Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»
Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...