Типы сложных предложений и средства связи между их частями
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

 Урок  повторения  и обобщения  знаний по теме «Синтаксис и пунктуация» для 9 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Урок Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Цель урока:  классификация сложных предложений и средств связи между их частями

Задачи:

1) начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку;

2) проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения.

Универсальные учебные действия (УУД):

 Личностные:

 -осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,

гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной

 культуры;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать

 средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя

ответственность,

проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

и учета характера   сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой

информации, ресурсы Интернета;

-способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

 в том числе и на   электронных носителях;  

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

-умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая 

Используемые технологии:        

  • сотрудничества
  • информационные технологии

Оборудование:  Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности. 

Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы

Учитель рассказывает историю метафорического характера (можно под музыку) – она даёт положительный настрой, активизирует мышление учеников.

«Всё в твоих руках»

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?». И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…».

   И действительно, ребята, все в ваших руках, нужно только приложить усилия.

  1. Проверка домашнего задания –
  2. Докажите, что данный отрывок является текстом. (Предложения связаны по смыслу и грамматически; связь предложений – параллельная; предложения объединены одной темой; основное средство связи предложений – повтор слова.)

Дома вам нужно было определить значение слов цивилизация, прогресс.

Ответы учеников

Словарная работа

Цивилизация- общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.

Прогресс.-1. Поступательное движение, улучшение в процессе развития (противоп.: регресс) 2. разг. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-л. ....

  1. Актуализация знаний

Задача: заинтересовать темой урока, активизировать мышление учащихся

Чему, по мнению Леонова, может научить нас книга?  Прочитайте это  предложение.

Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать бездн и взбираться на вершины, как почестнее людям следует вести себя на земле согласно своему человеческому званию.

Прочитайте  эпиграф к нашему уроку.

Благодаря книге накоплен..ые знания обретают могущество л…вины,   которая  способна с (тысяче)летнего ра…гона пр…одолеть любое препятствие на столбовой дороге прогре.. .а.

                                                                                                        Леонид  Максимович Леонов

           Что объединяет эти предложения? Что общего в них  с точки зрения структуры?

Оба предложения сложные.

Какое предложение называется сложным?

- На какие группы делятся СП  в зависимости от наличия или отсутствия союза (союзного слова) между его частями?

 Союзные и бессоюзные

На какие группы  и по каким признакам делятся союзные предложения?

Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

   

Какие существуют средства связи?

интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)

Сформулируйте тему урока (слайд  )

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Запишите название темы в ваши листы

IV. Целеполагание и мотивирование

Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?) слайд  

Учащиеся ставят цели урока:

Вспомнить, какие бывают  типы СП;

Назвать  средства связи частей СП;

Уметь ставить запятые в сложных предложениях.

Повторить правописание слов.

Обратимся к учебнику параграф 8

V. Закрепление изученного.

А.  Благодаря книге накоплен..ые знания обретают могущество л…вины,   которая  способна с (тысяче)летнего ра…гона пр…одолеть любое препятствие на столбовой дороге прогре.. .а.

                                                                                                        Леонид  Максимович Леонов

Сегодня с вами мы будем работать на  индивидуальных листах. Подпишите  свою работу и выполним  1  задание – анализ предложения

Необходимо выполнить синтаксический разбор данного  предложения, вставить пропущенные буквы и объяснить орфограммы.

 

Б. Работа в группах- 4 группы. Составьте схемы представленных  предложений

(ученики работают на листах, у доски - проверка- 2 человек  от группы)

Задание: Каждой группе даны 2 предложения. Вам  необходимо расставить недостающие знаки препинания,  подчеркнуть грамматическую основу,  определить вид СП и средства связи в нем.

1группа

  1. Жизнь очень коротка, и  мы не должны тратить ни дня на чтение малоценных книг». (Д. Рескин)   ) [  — =  ], и [  — =  ].  ССП

                 

  1. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро)   [— =   ], ( когда =). СПП

Защищать работу группы будут 2 человека: 1 пишет схемы, 2- дает характеристику предложений.

Давайте проверим работу 1 группы. Допущены ли в ответах ошибки?

Оценка-

Переходим к проверке 2 группы

2 группа

1. «В книге память человеческого рода, она рупор человеческой мысли».  (Н.А.Морозов)_ [    ], [  — =  ]. БСП

2.«Книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух ее устремлен в будущее». (Оноре де Бальзак)_ [— =   ], ( если =).СПП

Как оценим работу 2 группы? Оценка-

3 группа

1. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен) [— =] :[ , ,  =], а[— =   ].РВС

 2.  «Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для  людей, умеющих их читать». (Писарев Д.И.)  [    ], но  [  — =  ].ССП

Правильно  ли определен вид СП и средства связи?

Оценка-

4 группа Ваш ответ

1.«Книга – это волшебница, она преобразила мир». (Н.А.Морозов)_ [  — -  =  ], [  — =  ].  БСП

2. Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.А. Блок)

Были ли допущены ошибки?   Если да, то какие?  Оценка-

VI. Физминутка

VII. Подведение итогов.   Тестирование (цель – выявить, насколько успешно усвоены полученные знания). Задания ГИА- В7,  В9

 

Работа закончена, проверяем свои результаты.

1

2

3

4

5

3

2

3

2

2

Поднимите руки, у кого нет ошибок -                     У кого 1 ошибка-

VIII.  Рефлексия

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества

             Сегодня я узнал..

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось

IX.  Оценки на уроке          

X. Информация о домашнем задании.

задание разноуровневое:

1) написать по одному из афоризмов о книгах сочинение, используя СП; 

2) выписать из художественных произведений по 3 предложения на каждый тип связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Сложное предложение с бессоюзной связью между частями"

Электронный документ предназначен для интерактивного тестирования обучающихся 9 классов. Компьютер сам оценивает ответ, выводит на экран процент правильных ответов. Данный тест можно использовать при ...

Конспект открытого урока по русскому языку в 10 классе "Типы сложных предложений и средства связи в них"

Тема: Типы сложных предложений и средства связи в них.                                        ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них"

Материал представляет собой презентацию к уроку русского языка в 10 классе по теме "Типы сложных предложении и средства связи в них". Цели и задачи:*Систематизация, углубление и обобщение знаний ...

Типы сложных предложений и средства связи между его частями

Данная презентация поможес спланировать работу учителя и ученика  на уроке...

Разработка урока по русскому языку в 9 классе "Виды сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений" (по учебнику Разумовской М.М.)

В разработке урока использована технология разноуровневой дифференциации. Урок сопровождается мультимедийной презентацией....

Технологическая карта урока "Типы сложных предложений и средства связи между их частями" 9 класс

ТемаТипы сложных предложений и средства связи между их частями.КлассУчебник9 классРусский язык: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций. / М. М. Разумовская, С. И. Львова, В. И. Капинос, ...

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению»

Методическая разработка открытого урока: «Сложное предложение. Основные типы сложного предложения по средствам связи и грамматическому значению» для обучающихся СПО по профессии "Пова...