урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных"
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Данный план - конспект урока поможет учителю русского языка в формировании навыков правописания наречий у учащихся 6 классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка по теме "Правописание Н и НН в наречиях"
Аксман Вера Николаевна, учитель русского языка и литературы
Цели урока:
- Познакомить учащихся с условиями выбора орфограммы "Правописание Н и НН в суффиксах наречий", формировать навыки правописания наречий.
- Развивать умение рассуждать, доказывая свою точку зрения, анализировать и делать выводы;
- Формировать коммуникативные умения и навыки
Оборудование урока: карточки для индивидуальной работы.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация изученного материала
Ребята, узнайте часть речи по стихотворению.
Самый трудный я, друзья.
Воспитать меня нельзя.
Знайте: с кем я поведусь,
Все равно на изменюсь. (Наречие)
Есть у меня четверка слуг,
Проворных, удалых,
И все, что вижу я вокруг,
Все знаю я от них.
Они по зову моему
Являются в нцужде.
Зовут их КАК и ПОЧЕМУ,
Еще КОГДА и ГДЕ
III .Взаимороверка домашнего задания.
3 человека работают по карточкам у доски. По окончании - класс проверяет выполненное задание.
IY. Подготовка к изучению нового материала. Орфографическая диктовка.
неожида..ый | незамече..ый | |
свяще..ый | исти..ый | |
пута..ый | ветре...ый | |
лома..ый | искус..ый | |
золоче..ый | рассея..ый | |
серебря..ый | заслуже..ый |
Проверка.
Вы хорошо изучили орфограмму "Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных".
А сегодня наша цель - научиться правильно писать суффиксы наречий.
Y.Объяснение нового материала.
1. Наблюдение (Запись на доске)
чудесный - чудесно искусственный - искусственно
опасный – опасно медленный - медленно
интересный – интересно длинный - длинно
- Сделайте вывод о том, каким правилом руководствуемся при написании Н и НН в суффиксах наречий.
- В каких наречиях это правило работает? ( В наречиях на О и Е ).
YI. Закрепление.
1.Объясните правописание Н и НН в суффиксах наречий.
мысленно истинно самоотверженно
успешно неуклонно временно
гуманно чеканно сонно
смешно безжизненно нормально
2.Формирование навыков правописания.
- Словосочетания замените сначала прилагательными , а затем наречиями с Н и НН в суффиксах.
слушать внимательно – …
прислушиваться с тревогой - …
танцевать с изяществом - …
рассматривать с недоумением - …
говорить с раздражением -…
учиться с прилежанием - …
играть с осторожностью –
3.Подбор антонимов к словосочетаниям:
идем быстро - …(медленно) присутствовать иногда - …(постоянно)
выражаться ясно -…(путано) вел себя спокойно - … (несдержанно)
4. Выборочно –распределительный диктант.
Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. Учитель говорил так огорченно о нашем поведении, что нам стало бесконечно жаль его. Собрание прошло организованно. Зрители напряженно следили за игрой футболистов.
Неугомонно звенели в небе жаворонки. Мы поступили легкомысленно. Необходимо немедленно взяться за работу.
Во второй столбик запишите 3-5 примеров наречий с одной Н в суффиксе.
7.Творческая работа.
Составить и записать рассказ , используя с/ с.
Слушать рассея…о, невниматель…о, писать медле…о, небреж…о, говорить невнят…о, пута..о, неразборчиво.
- Чей рассказ получился интереснее других?
YII. Домашнее задание : подобрать материал для орфографической диктовки по изученной теме.
YIII. Подведение итогов урока
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Карточка №1.
Вставить пропущенные буквы.
Бараба…ый бой, була…ый конь, оловя…ая пуговица, колчеда…ое месторождение, барха…ые пески, сельдя…ая бочка, серебря…ая свадьба, чека…ая поступь, тара…ый удар, слюдя…ая прокладка, соля…ая кислота, крупя…ые изделия, орга…ый концерт, нутря…ое сало, фаза…ий питомник, жема…ые манеры, песча…й карьер, нефтя…ая скважина, ледя…ой дом, горта…ый голос, пря…ый аромат.
Карточка №2.
Вставить пропущенные буквы.
Урага…ый ветер, деревя…ая игрушка, румя…ое лицо, карава…ый путь, скобя…ая лавка, ветря…ая мельница, ржа…ое поле, чва…ый вид, бестала…ое существо, багря…ый закат, саза…ий улов, фортепиа…ый класс, полотня…ая куртка, травя…ая смесь, спонта…ое деление, гума…ый закон, хворостя…ой настил, льня…ая ткань, баклажа…ая икра, тума…ые фразы, смоля…ое покрытие.
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
к рабочей программе по русскому языку для 9 класса
на 2013-2014 учебный год
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:
- Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» с изменениями, внесёнными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 июня 2008 г., № 164, от 31 августа 2009 г. № 320, от 19 октября 2009 г. № 427, от 10 ноября 2011 г. №2643, от 24 января 2012 г. № 39, от 31 января 2012 г. № 69.
- Методическое письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012г. № 1067, зарегистрирован Минюстом России от 30 января 2013г., рег. № 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/2014 учебный год».
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 1 апреля 2005г.№ 03-417 «О перечне
учебного и компьютерного оборудования для оснащения образовательных учреждений »
- Областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Челябинской области, утверждённый приказом Министерства образования и науки Челябинской области «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» от 16.06.2011г. № 04 – 997.
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 31.07.2009г. №103/3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях».
- Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 24.07.2013 г. №03-02/5639 «Об особенностях преподавания учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2013-2014 учебном году».
- Учебный план школы на 2013-2014 учебный год.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Языковая компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач: формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружение их основами знаний о родном языке, развитие языкового и эстетического идеала, т. е. представления о прекрасном в языке и в речи.
Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих задач:
- формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;
- овладение нормами литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
- обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
В результате обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
Лингвистическая компетенция - это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, об этапах развития, о выдающихся ученых, совершивших открытия в изучении родного языка.
Для реализации рабочей программы выбран УМК по русскому языку для общеобразовательных учреждений под редакцией Н.М.Шанского. Этот учебно-методический комплекс полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку, обеспечивает качественное восполняющее и обобщающее повторение основных сведений о языке, закрепление основных правописных и речевых навыков (базовый уровень), а с другой стороны, расширяет лингвистический кругозор учащихся, дает дополнительные сведения языковедческого характера, обеспечивает качественно новый уровень понимания не только самих языковых единиц, но и механизма их функционирования.
Для реализации рабочей программы выбран учебно-методический комплекс по русскому языку для общеобразовательных школ под редакцией Ладыженской Т.А., Баранова М.Т., Тростенцовой Л.А. и др. Данный комплекс полностью соответствует требованиям государственного стандарта общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации и входит в федеральный перечень учебников.
Отличительной особенностью данного УМК является его ориентация на совершенствование функциональной грамотности, навыков свободного владения всеми видами речевой деятельности. Кроме того, содержание учебного материала отражает идеологию стандарта а именно: развитие коммуникативных, интеллектуальных, информационных умений и навыков, способствующих формированию сознательного отношения школьников к языку как духовной, нравственной и культурной ценности.
Планирование рабочей программы составлено на основе авторской программы Т.А.Ладыженской, рассчитанной на 68 часов в год (2 часа в неделю). Согласно областному базисному учебному плану и школьному учебному плану на 2012-2013 учебный год на курс русского языка в 9 классе выделяется 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в неделю в год с учётом продолжительности учебного года 35 недель. Дополнительные 2 часа отведены на повторение пройденного в 5-8 классах (1 час) и на изучение темы «Сложносочиненные предложения» (1 час).
Содержание курса по русскому языку в 9 классе
Темы | Количество часов по авторской программе | Количество часов в рабочей программе | Добавлено |
Международное значение русского языка | 1 | 1 | |
Повторение пройденного в 5-8 классах | 5+2 | 6+2 | 1 |
Сложное предложение | 1 | 1 | |
Союзные сложные предложения | 6 | 6 | |
Сложносочиненные предложения | 3+2 | 4+2 | |
Сложноподчиненные предложения | 19+5 | 22+2 | |
Бессоюзные сложные предложения | 6+2 | 6+2 | |
Сложные предложения с разными видами связи | 5+2 | 5+2 | |
Общие сведения о языке | 3 | 3 | |
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и культуре речи | 4+2 | 4+2 | 2 |
ИТОГО | 68 | 70 | 2 |
В рабочую программу включен национально-региональный компонент в объеме 10 % учебного времени, что составляет 7 уроков. НРК представлен модульным курсом «Культура устной и письменной речи» и реализуется в рамках учебной программы в соответствии с рекомендациями ОБУП. Содержанием НРК является культура письменной и устной речи, что позволяет привить интерес к языку, повысить уровень культуры общения.
№ п/п | № урока | Тема |
1. | 8. | НРК. Функциональные стили |
2. | 20. | НРК. Нормы современного русского языка |
3. | 24. | НРК. Полисемия. Точность словоупотребления |
4. | 27. | НРК. Лексическая сочетаемость |
5. | 33. | НРК. Изобразительно-выразительные средства |
6. | 38. | НРК. Лексические ошибки. Тавтология |
7. | 67. | НРК. Орфоэпические нормы. Этические нормы речевой культуры |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 9 КЛАССЕ
Вид работы | I четв. | II четв. | III четв. | IY четв. |
Контрольный диктант | 1 | 1 | 1 | 2 |
Аудиторное сочинение | 1 | 1 | - | 1 |
Изложение | - | 1 | 2 | 2 |
Контрольная работа | - | - | 1 | - |
ИТОГО | 2 | 3 | 4 | 5 |
Календарно-тематический план
№ | Дата | Количество часов | Тема урока | Культуроведческая компетенция | Лингвистическая компетенция | Коммуникативная компетенция | ||
Международное значение русского языка- 1 ч | ||||||||
. | 1 | Международное значение русского языка. | Понятие “мировые языки”, сознательное отношение к языку как к духовной ценности | Сообщение | ||||
Повторение пройденного в 5-8 классах – 8ч. (6+2РР) | ||||||||
1 | Повторение. Устная и письменная речь. Монолог, диалог. | Основные единицы речи | ||||||
1 | Повторение. Простое предложение и его грамматическая основа. | Грамматическая основа предложения, синтаксические связи слов в предложении | Самостоятельная работа по теме | |||||
1 | Повторение. Обособленные члены предложения. | Обособленные члены предложения | ||||||
1 | Повторение знаков препинания при обращении, вводных словах и вставных конструкциях. | Пунктуация при обращениях, вводных словах, вставных конструкциях | Графический диктант | |||||
1 | Повторение трудных случаев орфографии. | Орфографические нормы | Тест | |||||
1 | Контрольный диктант по итогам повторения. | Соблюдение орфографических и пунктуационных правил | Контрольный диктант | |||||
1 | РР. Анализ текста, его стиля, средств связи его частей.
| НРК Функциональные стили. | Умение анализировать текст | |||||
1 | РР. Сочинение-рассуждение на тему «Международное значение русского языка». | Умение писать сочинение | Контрольное сочинение | |||||
Сложное предложение -1ч | ||||||||
1 | Основные виды сложных предложений. | Грамматическая основа | ||||||
Сложные союзные предложения – 6 ч. | ||||||||
1 | Понятие о союзных сложных предложениях. | Различение союзных сложных предложений по наличию грамматических основ | ||||||
1 | Союзные сложные предложения, их значение. | Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения | ||||||
1 | Знаки препинания в союзных сложных предложениях | Смысловое, структурное и интонационное единство частей сложного предложения | ||||||
1 | Сочинительные союзы в сложном предложении | Различение сложных предложений с сочинительными союзами. Группы сочинительных союзов | ||||||
1 | Подчинительные союзы в сложном предложении | Различение подчинительных союзов и союзных слов в сложном предложении | ||||||
1 | Авторская пунктуация в союзном сложном предложении. Интонация сложного предложения. | Уметь распознавать авторские знаки, интонационно и пунктуационно оформлять сложное союзное предложение | ||||||
Сложносочиненные предложения – 6 ч (4+2РР) | ||||||||
1 | Сложносочиненное предложение и его особенности. Основные группы предложений по значению. | Сочинительная связь в сложном предложении | Свободный диктант | |||||
1 | Знаки препинания в сложносочиненных предложениях с соединительными, разделительными и противительными союзами. | Правильно расставлять знаки препинания | Графический диктант | |||||
1 | Контрольный диктант по теме «Сложносочиненное предложение» | Совершенствование пунктуационных навыков | Контрольный диктант | |||||
1 | РР. Подготовка к сочинению по картине Т.Назаренко «Церковь Вознесения на улице Неждановой в Москве». | НРК Нормы современного русского языка. | Уметь писать сочинение | |||||
1 | Контрольное сочинение. | Соблюдение основных орфографических и пунктуационных норм | Контрольное сочинение | |||||
1 | Трудные случаи постановки знаков препинания в сложносочиненных предложениях. Пунктуация при союзе И. | Совершенствование пунктуационных навыков | ||||||
Сложноподчиненные предложения - 24 ч (19+5РР) | ||||||||
| Понятие о сложноподчиненном предложении. Строение сложноподчиненного предложения. | Умение находить главное и придаточное предложения, определять место придаточного по отношению к главному | ||||||
Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении. | НРК. Полисемия. Точность словоупотребления | Расставлять знаки препинания между главным и придаточным, составлять схемы | ||||||
Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. | Умение находить придаточные, выделять в тексте | |||||||
Сложноподчиненные предложения с придаточными местоименно-определительными. | Умение находить придаточные, выделять в тексте | Словарный диктант | ||||||
РР. Подготовка к изложению на эстетическую тему (по упр.106) | НРК Лексическая сочетаемость. | Изложение содержания текста | ||||||
РР. Контрольное изложение на эстетическую тему | Изложение содержания текста | Контрольное изложение | ||||||
Сложноподчиненное предложение с придаточными изъяснительными. | Умение находить СПП с придаточными изъяснительными, расставлять знаки препинания | Анализ публицистического текста (синтаксические и пунктуационные особенности) | ||||||
Сложноподчиненное предложение с придаточными обстоятельственными. Придаточные предложения образа действия и степени. | Умение находить придаточные, расставлять знаки препинания, составлять схемы | |||||||
Придаточные предложения места и времени. | Анализ публицистического текста (синтаксические и пунктуационные особенности) | |||||||
16 | РР. Сжатое изложение по тексту М.Булгакова | Умение сжато излагать текст | Сжатое изложение | |||||
13 | Академическое красноречие и его виды, строение и языковые особенности. | НРК Изобразительно-выразительные средства языка. | Развивать речевые навыки | |||||
Придаточные предложения условные. | Умения находить придаточные, расставлять знаки, составлять схемы | |||||||
Придаточные предложения причины и цели. | Умения находить придаточные, расставлять знаки препинания, составлять схемы | Сообщение на лингвистическую тему | ||||||
Отзыв о прочитанном произведении. | Умение писать отзыв | \ | ||||||
Придаточные предложения сравнительные и уступительные | Умение находить придаточные, расставлять знаки препинания, составлять схемы | |||||||
Придаточные предложения следствия. | НРК Лексические ошибки. Тавтология | Умение различать придаточные, расставлять знаки, составлять схемы | ||||||
Виды сложноподчиненных предложений. | Умение различать виды придаточных в составе сложного предложения, расставлять знаки препинания | |||||||
РР. Подготовка к изложению с элементами сочинения на историко-литературную тему. | Развитие речевых навыков | |||||||
РР. Контрольное изложение с элементами сочинения на историко-литературную тему | Умение писать изложение | Контрольное изложение | ||||||
Контрольная работа по теме «Виды сложноподчиненных предложений». | Проверка орфографических и пунктуационных норм | Контрольная работа | ||||||
Оформление деловых бумаг и документов.
| ||||||||
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Знаки препинания при них. | ||||||||
Обобщающий урок по теме «Синтаксические синонимы сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными». | Обобщение и систематизация знаний | Тест | ||||||
Контрольный диктант по теме « Сложноподчиненные предложения». |
| Контрольный диктант | ||||||
Бессоюзные сложные предложения – 8 ч (6+2 РР) | ||||||||
Бессоюзные сложные предложения и их особенности. | Умение устанавливать смысловые отношения между частями БСП в зависимости от их содержания и интонации | |||||||
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | Знание основных условий употребления двоеточия | |||||||
Жанры монологического высказывания в разных функциональных стилях. | Знание стилей речи, особенностей монологического высказывания | Реферат | ||||||
РР. Подготовка к сочинению на морально-этическую тему. | Умение писать сочинение на заданную тему | |||||||
РР. Контрольное сочинение публицистического характера на морально-этическую тему. | умение писать сочинение на заданную тему | Контрольное сочинение | ||||||
Тире в бессоюзных сложных предложениях. | Знание основных различий в постановке тире и двоеточия | |||||||
Обобщение по теме «Бессоюзное сложное предложение». | Выбор знака препинания в БСП | |||||||
Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения». | Контрольный диктант | |||||||
Сложные предложения с разными видами связи – 7 ч (5+2РР) | ||||||||
Виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью. |
| |||||||
РР. Подготовка к изложению с элементами сочинения на тему «За что мы любим киноискусство». | ||||||||
РР. Изложение с элементами сочинения на тему «За что мы любим киноискусство». | умение писать изложение с элементами сочинения | Контрольное изложение | ||||||
Сложные предложения с разными видами связи и знаки препинания при них. | умение находить границы простых предложений в составе сложного, расставлять знаки препинания | Самостоятельная работа | ||||||
Разделительные знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи | Анализ художественного текста | |||||||
Сложные предложения с разными видами связи. | Различать виды придаточных предложений | |||||||
Контрольный диктант по теме «Сложные предложения с разными видами связи». | Контрольный диктант | |||||||
Общие сведения о языке – 3 ч | ||||||||
Роль языка в жизни общества. Важность речевой культуры в жизни человека. | Реферат на лингвистическую тему | |||||||
Русский литературный язык и его стили. | Сообщения | |||||||
Русский литературный язык и его стили.
| Умение обобщать и систематизировать изученное | Реферат на лингвистическую тему | ||||||
Систематизация изученного по фонетике, лексике, грамматике и культуре речи – 6 ч (4+2РР) | ||||||||
Повторение. Орфография и словообразование. | Доклады | |||||||
Повторение. Орфография и пунктуация. | ||||||||
Повторение. Культура речи. Стилистика. | НРК. Орфоэпические нормы. Этические нормы речевой культуры. | Развитие речевых навыков | ||||||
Систематизация сведений о признаках текста, теме и основной мысли высказывания | Систематизация знаний | |||||||
69. | РР. Контрольное изложение с элементами сочинения и тестовыми заданиями. | Умение писать изложение | Контрольное изложение | |||||
70. | РР. Анализ контрольного изложения. |
Перечень компонентов учебно-методического комплекса
Методическое обеспечение | Дидактическое обеспечение | Интернет-ресурсы, ЦОРы |
|
| http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru - ФЦИОР (Министерство образования и науки РФ) http://windows.edu.ru - единое окно доступа к образовательным ресурсам http://www.ed.gov.ru - сайт Министерства образования РФ. http://www.edu.ru - федеральный портал «Российское образование» http://www.ege.edu.ru - официальный информационный портал ЕГЭ www.fipi.ru - Федеральный Институт Педагогических Измерений http://www.school.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал http://www.apkppro.ru/ - Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ http://ps.1september.ru/ - газета «Первое сентября» http://www.ug.ru/ - «Учительская газета» http://www.schoolbase.ru - Школы России www.zavuch.info - ЗАВУЧ.ИНФО http://www.it-n.ru - Сеть творческих учителей |
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы :
В результате изучения русского языка ученик должен:
знать/понимать
- роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
- смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
- основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
- особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
- признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
- основные единицы языка, их признаки;
- основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
- различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
- определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
- объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
- адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
- читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
- извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
- воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
- создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотацию, реферат, выступление, письмо, расписку, заявление);
- осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
- владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
- свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
- соблюдать в практике речевого общения основные произноси-тельные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
- соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
- соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно исполь-зовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
- развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
- удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
- увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
- использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Характеристика контрольно – измерительных материалов
Содержание КИМов (контрольных и проверочных работ) во всех классах основной школы соответствует федеральному компоненту государственного стандарта и соотносится с требованиями к умениям и навыкам учащихся. Их назначение – оценить уровень достижений учащихся по русскому языку за каждый курс обучения. Изучение русского языка в основной школе направлено на формирование функциональной грамотности, совершенствование мыслительной деятельности и речевой культуры учащихся. В связи с этим целью контрольных и проверочных работ является поэтапная оценка достижений учащихся в овладении всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением, письмом, а также базовыми лингвистическими и языковыми знаниями.
Новая форма итоговой аттестации в 9 классе дает возможность оценить подготовку выпускников IX классов по русскому языку с целью их итоговой аттестации за курс основной общеобразовательной школы.
Определяя преимущества данной формы перед предыдущими вариантами, следует в первую очередь отметить включение в комплекс проверочных заданий сжатого изложения. Сжатое изложение предполагает более высокий уровень операционных навыков работы с текстом, поскольку требует от ученика не просто механического воспроизведения прослушанного, а умения классифицировать текстовую информацию с точки зрения смысловой иерархии, вычленять главное, трансформировать усвоенную информацию в новое речевое высказывание.
Подготовка к сжатому изложению требует включения в систему дидактических действий более широкого спектра заданий, нацеленных на анализ исходного текста, и выделение таких компонентов, как стиль, тип речи, композиция, способ развертывания, главная мысль, которые, являясь побочными при выполнении других видов изложения, становятся важнейшим условием успешного решения этой речевой задачи.
Как большое достижение в методике работы над текстом следует отметить часть А. Задания учат соотносить содержание исходного текста с ценностными понятиями, использовать его как стимул для продуцирования речевых высказываний или как материал для аргументации каких-либо положений.
Условно все девять заданий можно разбить на три группы: задания, проверяющие умение извлекать нужную информацию; задания, проверяющие умение использовать информацию для решения речевых задача; задания, проверяющие умение анализировать структурные особенности текста.
Часть С предполагает создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Перед учащимися поставлена лингвистическая проблема, ценностный смысл которой должны раскрыть школьники.
Не все виды контроля см. методическое письмо
Приложение:
1.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. Для учителя/ .-4-е изд. – М.: Просвещение, 2005
2. Александров В.Н. Письменный экзамен (изложение). Русский язык. 9 кл.: Учеб. Пособие./ В.Н.Александров, О.И.Александрова.- Челябинск: Взгляд, 2005
3. И.В.Пасичник Тестовые технологии в итоговой аттестации выпускников школы. Готовимся к экзамену по русскому языку(9 класс). Выпуск третий. Автор-составитель И.В.Пасичник. Челябинск: НП ИЦ «Рост», ООО «ЮжУралИнформ», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока русского языка по теме " н и нн в суффиксах прилагательных" для 6 класса
разработка урока русского языка для 6 класса по теме" Н и НН в суффиксах прилагательных" . 1 урок по теме.Обяснение нового материала....
Урок русского языка "ОДНА И ДВЕ БУКВЫ Н В СУФФИКСАХ СТРАДАТЕЛЬНЫХ ПРИЧАСТИЙ ПРОШЕДШЕГО ВРЕМЕНИ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ, ОБРАЗОВАННЫХ ОТ ГЛАГОЛОВ"
Если перед вами слово, которое произошло от глагола и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?, то оно может быть или причастием, или отглагольным прилагательным. Очень важно это правильно опре...
Конспект урока по русскому языку «Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных»
Данный конспект урока предназначен для 6 класса, используется учебник "Русский язык" М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др. Урок сопровождается компьютерной презентацией, п...
Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс
Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....
Урок русского языка "Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных"
Урок проводится по учебнику для 6-х классов общеобразовательных учреждений, Москва «Просвещение». Авторы учебника: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Л.Т. Григорян, И.И. Кулибаба.Тема у...
Методическая разработка урока русского языка по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени. Н в отглагольных прилагательных»
· ПРЕЗЕНТАЦИЯ к уроку закрепления знаний по теме «Написание н-нн в суффиксах страдательных причастий прошедшего вр...
Технологическая карта урока русского языка "Правописание одной и двух Н в суффиксах прилагательных"
Технологическая карта урока...