Тема урока: "Речевые ошибки и их предупреждение в речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Иванова Татьяна Владимировна

Урок русского языка (развития речи) провожу на 1 курсе. Так как в учреждениях НПО экзамен по литературе и русскому языку проводитьс в форме письменной аттестационной работы (сочинение), уроки такого типа проводить целесообразно. Основной контингент бывших училищ - троечники, проблебы с развитием речи, часто  и со всеми другими дисциплинами.  Гланая цель урока - формировать речевую грамотность. На уроке учащиеся учаться находить и исправлять речевые ошибки, готовятся к написанию домашнего сочинения. На уроке охвачены не все виды речевых ошибок, а лишь некоторые, такие уроки целесообразно проводить в течение всего года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок по развитию речи 20.54 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Речевые ошибки и их предупреждения в речи».

Тип урока: урок-практикум.

Цель: формирование речевой грамотности учащихся.

Задачи: 1) познакомить с некоторыми типами речевых ошибок; 2) учиться находить и исправлять речевые ошибки; 3 ) провести работу по подготовке к написанию домашнего сочинения.

Оборудование: доска, раздаточный материал с упражнениями.

Ход урока.

I.        Организационный момент.

1.        Объявление темы урока, поставленных целей и задач, объявление плана урока.

2.        Вступительное слово учителя.

Важнейшим признаком литературного правильного языка является наличие в нем строго определенных правил – норм.

Норма – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование этим нормам обязательно для всех. Нормы правильного литературного языка охватывают разные языковые единицы. Правила произношения и ударения регулируют орфоэпические нормы, правила употребления слов и устойчивых сочетаний  - лексические нормы, правила образования грамматических форм и правила сочетаемости слов в предложении – грамматические нормы, правила образования слов – словообразовательные нормы, есть нормы стилистические, а также орфографические и пунктуационные.  Нормы действуют на всех уровнях языка.

Незнание этих норм, неумелое употребление слов  ведет к ошибкам речи. А так ли страшны речевые ошибки? И действительно, напишем ли мы колбаса или калбаса, произнесем обеспечение или обеспечение; разве одна или несколько ошибок не позволит понять общий смысл высказывания?

У Пушкина есть фраза: «Без грамматической ошибки я речи русской не люблю». В чем заключена негативная роль речевых ошибок? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Сегодня на уроке мы и будем говорить об ошибках речи и работать над их исправлениями.

Нашей итоговой аттестационной работой является сочинение, также в ЭГЕ часть работы предусматривает написание сочинения. Одно из основных требований к работе – отсутствие в ней речевых ошибок и недочетов.

Мы коснемся некоторых видов речевых ошибок и научимся их исправлять, чтобы в дальнейшем вы эти ошибки в речи видели и умели бы их исправить.

II.        Работа по предупреждению речевых ошибок.

1.        Слово учителя.

Одним из видов нарушения норм словоупотребления является употребление лишних слов  - плеоназм.

Плеоназмы – это ошибочные соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так как оба они или совсем не отличаются по смыслу, или незначительно отличаются (запись в тетрадь). Например, Базаров был несколько грубоват. Слово несколько определяет степень признака, которая уже выражена в самом прилагательном суффиксом –оват- . Или еще предложение Слышались брань и ругательства. Здесь сочетание двух слов с тождественными  значениями является ошибкой.

2.        Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.

1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.

3.        Слово учителя.

 Частая ошибка в ваших работах – повтор слов. Повтор слов делает ваши работы однообразными. Вопрос группе: Что делать, чтобы избежать повтора слов?  (выслушиваются ответы учащихся). Нужно текст править. Способы правки предложения с повтором.

1)        Употребить другое, подходящее по смыслу слову.

2)        Заменить существительное местоимением.

3)        Употребить синоним.

4)        Из двух простых предложении сделать одно сложное с однородными членами.

5)        Одно из простых предложений переделать в деепричастный оборот или в придаточное предложение.

6)        Можно убрать одно из предложений, не несущее дополнительной информации.

7)        Выполнение упражнений. (запись в тетрадь)

Упр.2.  Исправьте предложения, избежав повторений.

1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.

Упр.3.  Устраните повторы в предложениях.

1.Отображая помещиков в «Мертвых душах», Гоголь отобразил и Плюшкина. 2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорбленный поэт ответил на это насмешливым стихотворным ответом. Оскорбленный Воронцов пожаловался царю. 3. В этой игре все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с игроками другой команды. 4. В этом образе поэт изобразил пороки буржуазной морали. 5. Большую роль в показе образе Андрея Болконского играет показ его любви к Наташе.

4.     Слово учителя. При подготовке к написанию сочинения целесообразно проводить работу со словами отвлеченной семантики, обозначающими чувства, поступки человека, его психическое состояние и т.д.

Упр.4.  Из предложенной группы слов выберите слова, которые можно употреблять при характеристике образа Евгения Базарова(1) и Павла Петровича Кирсанова(2).

Аристократические манеры, заносчивость, практическое дело, благоговение перед авторитетами, закостенелость, изнеженность, резкость, склонность к резкой самооценке, отрицание романтических отношений, русская величавость, гордость, пренебрежение к искусству, нетерпимость, самоуверенность.

III.        Заключительное слово учителя .

Так в чем же негативная роль речевых ошибок?

Речевая ошибка представляет собой неотъемлемый элемент речевой деятельности. Часто допуская речевую ошибку, мы ее не замечаем. Основы индивидуальной речевой культуры возникают еще в детстве. Так, взрослый человек вдруг со стыдом понимает, что слово дерматин не имеет внутреннего звука [н], с которым он его произносит, потому что усвоил это употребление от малограмотной бабушки. Разговорная речь в целом дает человеку определенную степень свободы, позволяя ослабить самоконтроль, разрешая не следовать каждый раз самым строгим образом литературной норме.

Другое дело письменная речь. Здесь действуют самые строгие нормы языка, и не допускается варьирование. Наша цель – научиться находить в речи ошибки и исправлять их. Конечно, на одном уроке полностью охватить все типы ошибок не получится, но один из шагов к устранению их в речи мы сделали.

IV.        Итоги урока.

Оценивается работа учащихся на уроке.

V.        Домашнее задание.

Написать характеристику литературного героя (Е .Базарова или П.П. Кирсанова), пользуясь словами  из предшествующего упражнения.

Использованная литература.

  1. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, - М.: Просвещение, 1988.
  2. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение,-Волгоград «Учитель», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"

Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....

Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)

Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...

Презентация по теме: " Ее Величество ошибка!"

Презентация была представлена на конкурс "Учитель года". Составлена на основе  математичесих софизмов". Данный материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий по математике...

"Речевые ошибки и их предупреждение"

В презентация «Речевые ошибки и их предупреждение» использован  материал пособия Сергеева Ф.П.  Презентация  будет  полезна учителям-словесникам  для квалифицированного ...

«Речевые ошибки и их предупреждение» Программа элективного курса для учащихся 9 класса. Предпрофиль.

Элективный курс «Речевые ошибки и их предупреждение»  предназначен для учащихся  9 класса сельской школы предпрофильной подготовки, рассчитан на 12 часов. Программа данного элект...

Презентация "Ошибки в оформлении цитат, прямой речи".

Ошибки в оформлении цитат, прямой речи. Корнева Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 1 имени А.В.Войналовича» г. Нижневартовска....

Консультация для родителей на тему:"Характерные грамматические ошибки в речи детей и их устранение".

Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно путём подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваиваемые слова ребёнок не всег...