Тема урока: "Речевые ошибки и их предупреждение в речи"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме
Урок русского языка (развития речи) провожу на 1 курсе. Так как в учреждениях НПО экзамен по литературе и русскому языку проводитьс в форме письменной аттестационной работы (сочинение), уроки такого типа проводить целесообразно. Основной контингент бывших училищ - троечники, проблебы с развитием речи, часто и со всеми другими дисциплинами. Гланая цель урока - формировать речевую грамотность. На уроке учащиеся учаться находить и исправлять речевые ошибки, готовятся к написанию домашнего сочинения. На уроке охвачены не все виды речевых ошибок, а лишь некоторые, такие уроки целесообразно проводить в течение всего года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Речевые ошибки и их предупреждения в речи».
Тип урока: урок-практикум.
Цель: формирование речевой грамотности учащихся.
Задачи: 1) познакомить с некоторыми типами речевых ошибок; 2) учиться находить и исправлять речевые ошибки; 3 ) провести работу по подготовке к написанию домашнего сочинения.
Оборудование: доска, раздаточный материал с упражнениями.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1. Объявление темы урока, поставленных целей и задач, объявление плана урока.
2. Вступительное слово учителя.
Важнейшим признаком литературного правильного языка является наличие в нем строго определенных правил – норм.
Норма – это относительно устойчивые правила употребления языковых единиц, принятые в обществе в качестве образцовых. Следование этим нормам обязательно для всех. Нормы правильного литературного языка охватывают разные языковые единицы. Правила произношения и ударения регулируют орфоэпические нормы, правила употребления слов и устойчивых сочетаний - лексические нормы, правила образования грамматических форм и правила сочетаемости слов в предложении – грамматические нормы, правила образования слов – словообразовательные нормы, есть нормы стилистические, а также орфографические и пунктуационные. Нормы действуют на всех уровнях языка.
Незнание этих норм, неумелое употребление слов ведет к ошибкам речи. А так ли страшны речевые ошибки? И действительно, напишем ли мы колбаса или калбаса, произнесем обеспечение или обеспечение; разве одна или несколько ошибок не позволит понять общий смысл высказывания?
У Пушкина есть фраза: «Без грамматической ошибки я речи русской не люблю». В чем заключена негативная роль речевых ошибок? На этот вопрос мы ответим в конце урока.
Сегодня на уроке мы и будем говорить об ошибках речи и работать над их исправлениями.
Нашей итоговой аттестационной работой является сочинение, также в ЭГЕ часть работы предусматривает написание сочинения. Одно из основных требований к работе – отсутствие в ней речевых ошибок и недочетов.
Мы коснемся некоторых видов речевых ошибок и научимся их исправлять, чтобы в дальнейшем вы эти ошибки в речи видели и умели бы их исправить.
II. Работа по предупреждению речевых ошибок.
1. Слово учителя.
Одним из видов нарушения норм словоупотребления является употребление лишних слов - плеоназм.
Плеоназмы – это ошибочные соединения двух слов, в которых одно из них является лишним, так как оба они или совсем не отличаются по смыслу, или незначительно отличаются (запись в тетрадь). Например, Базаров был несколько грубоват. Слово несколько определяет степень признака, которая уже выражена в самом прилагательном суффиксом –оват- . Или еще предложение Слышались брань и ругательства. Здесь сочетание двух слов с тождественными значениями является ошибкой.
2. Упражнение 1. Исправьте ошибки в предложениях.
1.Наступил темный мрак. 2. Мы помнили и не забывали его советов. 3. Раскольников жил в небольшой маленькой каморке. 4. Враги приближались все ближе. 5. Художник подарил музею свой автопортрет. 6. Моя автобиография. 7. Его гуманность и человеколюбие известны всем. 8. Вскоре он воротился обратно. 9. Светило огненное, как огонь солнце.
3. Слово учителя.
Частая ошибка в ваших работах – повтор слов. Повтор слов делает ваши работы однообразными. Вопрос группе: Что делать, чтобы избежать повтора слов? (выслушиваются ответы учащихся). Нужно текст править. Способы правки предложения с повтором.
1) Употребить другое, подходящее по смыслу слову.
2) Заменить существительное местоимением.
3) Употребить синоним.
4) Из двух простых предложении сделать одно сложное с однородными членами.
5) Одно из простых предложений переделать в деепричастный оборот или в придаточное предложение.
6) Можно убрать одно из предложений, не несущее дополнительной информации.
7) Выполнение упражнений. (запись в тетрадь)
Упр.2. Исправьте предложения, избежав повторений.
1.Герасим подошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5. Потом он пришел к реке. Потом он увидел плот. 6. На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять.
Упр.3. Устраните повторы в предложениях.
1.Отображая помещиков в «Мертвых душах», Гоголь отобразил и Плюшкина. 2. Коварный царедворец Воронцов послал поэта на борьбу с саранчой. Оскорбленный поэт ответил на это насмешливым стихотворным ответом. Оскорбленный Воронцов пожаловался царю. 3. В этой игре все игроки действуют с огоньком, смело вступая в игровые единоборства с игроками другой команды. 4. В этом образе поэт изобразил пороки буржуазной морали. 5. Большую роль в показе образе Андрея Болконского играет показ его любви к Наташе.
4. Слово учителя. При подготовке к написанию сочинения целесообразно проводить работу со словами отвлеченной семантики, обозначающими чувства, поступки человека, его психическое состояние и т.д.
Упр.4. Из предложенной группы слов выберите слова, которые можно употреблять при характеристике образа Евгения Базарова(1) и Павла Петровича Кирсанова(2).
Аристократические манеры, заносчивость, практическое дело, благоговение перед авторитетами, закостенелость, изнеженность, резкость, склонность к резкой самооценке, отрицание романтических отношений, русская величавость, гордость, пренебрежение к искусству, нетерпимость, самоуверенность.
III. Заключительное слово учителя .
Так в чем же негативная роль речевых ошибок?
Речевая ошибка представляет собой неотъемлемый элемент речевой деятельности. Часто допуская речевую ошибку, мы ее не замечаем. Основы индивидуальной речевой культуры возникают еще в детстве. Так, взрослый человек вдруг со стыдом понимает, что слово дерматин не имеет внутреннего звука [н], с которым он его произносит, потому что усвоил это употребление от малограмотной бабушки. Разговорная речь в целом дает человеку определенную степень свободы, позволяя ослабить самоконтроль, разрешая не следовать каждый раз самым строгим образом литературной норме.
Другое дело письменная речь. Здесь действуют самые строгие нормы языка, и не допускается варьирование. Наша цель – научиться находить в речи ошибки и исправлять их. Конечно, на одном уроке полностью охватить все типы ошибок не получится, но один из шагов к устранению их в речи мы сделали.
IV. Итоги урока.
Оценивается работа учащихся на уроке.
V. Домашнее задание.
Написать характеристику литературного героя (Е .Базарова или П.П. Кирсанова), пользуясь словами из предшествующего упражнения.
Использованная литература.
- Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, - М.: Просвещение, 1988.
- Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение,-Волгоград «Учитель», 2002.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"
Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/17/picture-68232.jpg)
Статья на тему «Развитие фонематических представлений как средство предупреждения дисграфии у детей с диагнозом «Общее недоразвитие речи» (из опыта работы учителя-логопеда Анкудиновой Нины Фёдоровны)
Коррекция нарушений речи у детей заключается не только в постановке и автоматизации звуков, но и в одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия звуков, без чё...
Презентация по теме: " Ее Величество ошибка!"
Презентация была представлена на конкурс "Учитель года". Составлена на основе математичесих софизмов". Данный материал может быть использован для проведения внеклассных мероприятий по математике...
"Речевые ошибки и их предупреждение"
В презентация «Речевые ошибки и их предупреждение» использован материал пособия Сергеева Ф.П. Презентация будет полезна учителям-словесникам для квалифицированного ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/31/picture-1132369-1554037960.jpg)
«Речевые ошибки и их предупреждение» Программа элективного курса для учащихся 9 класса. Предпрофиль.
Элективный курс «Речевые ошибки и их предупреждение» предназначен для учащихся 9 класса сельской школы предпрофильной подготовки, рассчитан на 12 часов. Программа данного элект...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/04/picture-1111935-1549277002.jpg)
Презентация "Ошибки в оформлении цитат, прямой речи".
Ошибки в оформлении цитат, прямой речи. Корнева Наталья Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 1 имени А.В.Войналовича» г. Нижневартовска....
Консультация для родителей на тему:"Характерные грамматические ошибки в речи детей и их устранение".
Грамматический строй усваивается ребёнком самостоятельно путём подражания. Замечено, что число грамматических ошибок значительно возрастает на пятом году жизни. Вновь усваиваемые слова ребёнок не всег...