"Речевые ошибки и их предупреждение"
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) по теме

Полякова Татьяна Алексеевна

 В презентация «Речевые ошибки и их предупреждение» использован  материал пособия Сергеева Ф.П.  Презентация  будет  полезна учителям-словесникам  для квалифицированного анализа речевых погрешностей и предупреждения их в сочинениях и изложениях учащихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_rechevye_oshibki_i_ikh_preduprezh.pptx2.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКОУ Николаевская СОШ ТЕМА: РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Учитель русского языка и литературы Полякова Т.А. Николаевка 2014 г..

Слайд 2

МКОУ Николаевская СОШ ТЕМА: РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ И ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ Учитель русского языка и литературы Полякова Т.А. Николаевка 2014 г..

Слайд 3

ВИДЫ НОРМ Норма - центральное понятие учения о правильности речи и о ее культуре.

Слайд 4

Нормы словоупотребления /употребление слов в соответствии с присущими им значениями, с учетом возможной сочетаемости с другими словами/. Нормы словоупотребления фиксируются в толковых словарях и закрепляются совокупностью правил, которые даются в вводных статьях к этим словарям. Лексические нормы Употребления устойчивых оборотов, имеющих, подобно словам, свою семантику и характеризующихся постоянством состава их компонентов. О фразеологических нормах можно справиться во фразеологических словарях Фразеологические нормы Употребление производных слов, в которых в период их появления произошло избирательное присоединение к производящим основам словообразовательных морфем Словообразовательные нормы Употребление устойчивых оборотов, имеющих свою семантику и характеризующихся постоянством их компонентов. Фразеологические нормы Общепринятое и обязательное употребление форм слов и синтаксических конструкций. Грамматические нормы Правила орфографии, правила написания слов. Орфографические нормы Правила пунктуации, правила постановки знаков препинания. Пунктуационные нормы Литературное произношение слов и их форм Орфоэпические нормы Целесообразное и уместное использование в речи /в том или ином стиле речи/ языковых средств. Стилистические норма

Слайд 5

ХАРАКТЕРИСТИКА ОШИБОК В ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ

Слайд 6

НЕСООТВЕТСТВИЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ ТЕМЕ Тема – тезис (главная мысль выражена в самом названии). Тема со скрытым главным тезисом (ученик в процессе анализа литературно художественных фактов выразить основной тезис).

Слайд 7

НАРУШЕНИЕ ДОСТОВЕРНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ Фактические ошибки: 1) ошибки в датах жизни и деятельности писателей, написания произведений, месте рождения писателя и т.д.: Пьеса "На дне" написана в 1912 году; Тургенев родился в 1905 году в Ясной Поляне; 2) смешение эпох, авторов, названий произведений: Фонвизин в комедии " Недоросль" описал забитость и тупость капиталистов ; Критическая статья "Луч света..." написана Белинским; 3) искажение фактов, описанных в произведениях: В основе взглядов Базарова были передовые идеи Чернышевского; Старуха Изергилъ - революционерка, рвется к свободе; 4) гиперболическое, преувеличенное освещение фактов: Грибо¬едов раскрыл все черты самодержавия XIX века и т.п.; 5) искажения в цитировании стихотворных строк: Онегин слег¬ка (?) манжурку (?) танцевал; Ярем он с барщиной (?) старинной с (?) оброком легким заменил. При передаче отрывка произведения своими словами ученики нередко неумело или неудачно перефразируют слова текста: Поэт вспоминает чудное мгновенье, когда перед ним явилась она (А.П. Керн), как мимолетное виденье, он называет ее " гением чистой красоты".

Слайд 8

НАРУШЕНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ 1) Отсутствие логической связи между предложениями или частями предложения: Речь Базарова насыщена пословицами и поговоркоми . Базаров был лекарь и лечил крестьян бесплатно. Базаров отрицал искусство; Рахметов отличается выдержкой, смелостью ума, хотя спал он не более четырех часов в сутки; 2) в противоречиях и двусмыслицах. Ср.: В отрыве от народных масс передовое дворянство было бессильным. Результатом этого (?) явилось восстание декабрис¬тов ; Тургенев показал " нового человека ", разночинца с передовыми взглядами. Но Базаров отрицал искусство, литературу, науку. Это отрицание было несвойственно революционерам-разночинцам. Образ Базарова был типичен; 3) в бездоказательности (или неправильной доказательности).

Слайд 9

РЕЧЕВЫЕ НЕДОЧЕТЫ

Слайд 10

- неточность употребления; - нарушение лексической сочетаемости слов; - ошибки в употреблении фразеологизмов; - нарушение стилевого единства текста; - погрешности, ослабляющие выразительность текста; - однообразие словаря, нарушение благозвучия ЛЕКСИЧЕСКИЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ СИНТАКСИЧЕСКИЕ

Слайд 11

Характеристика типичных Лексических ошибок

Слайд 12

Употребление того или иного слова в значении, ему не свойственном или не подходящем к данному контексту 1. Чацкий особенно глубоко выступает против крепостников (вместо страстно ); Грибоедов изобразил в комедии разложение дворянского класса на два лагеря (вместо расслоение); Чацкий не одинок > у него много сообщников ( вместо единомышленников). Наблюдаются случаи ошибочного употребления иноязычных слов:72 апреля весь мир потрясла величайшая ассоциация ( вместо сенсация ); Фамусов действует по лозунгу : "подписано, так с плеч долой" ( вместо по принципу ). Ошибки, вызванные смешением в употреблении паронимов Алеша безропотно переносил все тяжести жизни ( вместо тяготы ); Онегин ведет праздничный образ жизни ( вместо праздный ); Бакенбарды у Базарова были песчаного цвета (вместо песочного). Употребление лишних слов (плеоназмы). Плеоназмы различны по структуре. Среди них выделяются: а) сочетание двух однозначных (синонимичных) существительных, воспринимаемых учеником как обозначения разных, хотя и однородных понятий: Слышались брань и ругательства; б) сочетание прилагательного и существительного, в котором значение прилагательного в известной мере дублирует значение, заключенное в существительном: Наступил темный мрак\ в) сочетание двух однозначных (синонимичных) глаголов: Мы помнили и не забывали его советов; г) сочетание двух однозначных ( синонимичных ) прилагательных: Раскольников жил в небольшой маленькой каморке', д) сочетание глагола и наречия: Враги приближались все ближе.

Слайд 13

Лексические анахронизмы Печорин получил путевку на Кавказ; Чацкий поехал в командировку за границу; Простакова била домработниц; Однажды Чичикова сняли с работы; Павел достал дефицитную в то время гармошку. Употребление омонимов и многозначных слов, приводящих к двусмысленности, нелепости Готовясь к экзаменам, я перечитала все книги (( прочитала повторно или прочитала все подряд? ); Павел и его друзья сели за стол и стали разбирать прочитанные книги (приводить в порядок? анализировать? брать себе?): Она никак не управляла домом ( жильцами дома? семьей? хозяйством своей семьи?). Нарушение лексической сочетаемости слов Смысло­вая несовместимости ( ср.: мякиш тишины ); в силу их грамматической природы (например, прилага­тельные не вступают в связь с глаголами или наречиями, не соединяются с числительными и т.п.); из-за лексических особенностей (слова не вступают в связи друг с другом, хотя и обозначают соединимые понятия; ср.: можно сказать глубокая старость, глубокая зима, но нельзя - глубокая юность, глубокая весна).

Слайд 14

Ошибки в употреблении фразеологизмов Вся страна от малого до великого поднялась на борьбу с врагом (вместо от мала до велика); Книга - оружие с неграмотностью (вместо Книга - оружие в борьбе с неграмотностью); Он никогда не откладывал дела в длинный ящик (вместо долгий ящик ). Имеются случаи искажения пословиц и поговорок: Честь сберегают смолоду; Рукой руку моют; Из огня да из полымя; Басни со­ловья не кормят. Нарушение стилевого единства 1. Но как могла понять Печорина, жизнь которого проходила в борьбе с собой и светом, эта светская дамочка, искренне преданная идеалам общества ? 2. Ноздрев, когда играл с Чичиковым в шашки, хотел обвести его вокруг пальца. В первом предложении слово дамочка и во втором -фразеологизм обвести вокруг пальца являются неуместными потому, что, будучи разговорными, разрушают единство стиля контекста Неправильное употребление уча­щимися выразительных и изобразительных средств художественной речи. . 1) неудачные эпитеты: Читателя поражает изумительная жадностъ Плюшкина; Татьяна отличалась бесконечной честностью. Плохо согласованы друг с другом и тройные эпитеты: Раздался глубочайщий , громкий, оглушительный удар грома; У Чапаева была железная, непреклонная, безответная воля: 2) неудачные и неуместные метафоры: Перед нами встает тра­гическая судьба людей, задавленных тяжелым утюгом жизни: Любовь Анны к Вронскому уже не сияла красотою и счастьем, а теперь она до­горала и лишь только умирает и теплится: 3) не всегда удачные сравнения: Дом Кабановых - это одно и то же, что и могила: Ксения Ивановна такая же добрая, простая, скромная. как ее комната: 4) безвкусные и неудачные гиперболы: Кутузов - гений челове­чества: Анна и Катерина - люди бесконечной честности.

Слайд 15

Канцеляризмы Имеют место и другие подвиги партизан; Ниловна бросает все силы на то, чтобы продолжить дело сына; В мое распоряжение перешла библиотека отца. Речевые штампы На данном этапе, в данный отрезок времени, на сегодняшний день, подчеркнуть со всей остротой, поднять на долж­ный уровень, в данный момент, целиком и полностью, в общем и целом Нарушение благозвучия Неблагозвучие (какофонию) порождает: 1. Случайное скопление, ненужное нагромождение шипящих и свистящих звуков: Тяжело жилось женщине в доме мужа. 2. Скопление в словах гласных или согласных звуков: А у Андрея Болконского мы отмечаем такие черты характера. 3. Стечения одинаковых слогов в рядом стоящих словах: Он ру­чался за этого человека, как за друга, 4. Случайное созвучие, рифмующиеся слова или слоги в проза­ическом тексте: И мать начинает понимать, почему так изменилось поведение сына. К явлениям неблагозвучия относится и многократное повторе­ние отдельных слов в речи ( в том числе фамилий писателей, героев произведений и т.д.).

Слайд 16

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ НЕДОЧЕТОВ

Слайд 17

Словарная работа 1 . Составьте предложения с данными словами. Доверие, дарование, удовлетворение, достижения, обязатель­ства, покров, сочувствие, сожаление, жалость, культурный, грамот­ный, жюри. 2. Выясните значение слов при помощи толкового словаря. Единомышленник, соратник, сообщник, подчиненный, суще­ствование, сосуществование, смертный, смертельный, владеть, обла­дать, закоренелый, соотечественник. 3. Подберите синонимы к словам. Бранить, безграничный, любоваться, восхищаться, рассеянный, сообщение, тайна, праздный, праздничный. Для справок: ругать, беспредельный, восхищаться, вос­торгаться, невнимательный, известие, загадка, бездельный, торже­ственный. 4. Замените иноязычные слова русскими. Аналогия, абстрактный, гипотеза, декрет, ресурсы, архитектор. Для справок: сходство, отвлеченный, предположение, указ, средства, зодчий. Учащимся 9-11 классов можно предложить такие упражнения: 1. Составьте предложения, употребив в них данные слова. Взгляды (прогрессивные, консервативные), мнения, кругозор, мировоззрение, поглотиться, вращаться, общаться, самосознание, самолюбие, себялюбие. 2. Запомните правописание слов. Используйте некоторые из них при характеристике Татьяны Лариной. Безыскусственность, гармоничная натура, отчужденность, предрассудок, самобытность, самообладание, самоотверженность, своенравный, своеобразие, суеверие, сентиментальный роман, цель­ная натура.

Слайд 18

Исправьте ошибки в предложениях На одно мгновение мальчики забылись. 2 . Печорин обладает талантом творческого доверия. 3 . У Базарова нет сообщников. 4 . Па­вел видел в Саше соотечественника по борьбе. 5 . Грибоедов хорошо разбирает нам образ Чацкого. 6 . К Павлу стали обращаться с уваже­нием. 7. Перед нами возникает мещанская семья. Длясправок : растерялись, дарования, единомышленников, соратник, раскрывает, относиться, предстает. Работа над паронимами 1. Объясните значение созвучных слов. Адресат - адресант, абонент - абонемент, дипломат -дипломант, искусный - искусственный, континент - контингент, материальный - материалистический, практик - практикант, фабрикант - фабрикат. 2 . Подберите к каждому прилагательному существительное; суффиксы в прилагательных подчеркните. Бережный - бережливый, деловой - деловитый, идеальный -идеалистический, классный - классовый, обидный • обидчивый, понятный - понятливый, практический - практичный, реальный -реалистический, соседний - соседский, скрытый - скрытный, сытый -сытный, фамильный - фамильярный, фронтовой - фронтальный, эффектный - эффективный. Исправьте недочеты в следующих предложениях. Пушкин выразил характеры людей того времени. 2 . Фон­визин изображает свои взгляды в критических статьях . 3. Простакова груба со своими придворными . 4 . Узнав, что крепостница Палашка заболела, она приходит в ярость. 5.Умственное ограничение Коробочки. 6 . Онегин вел паразитический образ жизни. 7 . Народ тер­пел двойственный гнет. 8 . Тургенев завоевал мировую призна­тельность.

Слайд 19

Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их. Она поборола боязнь и страх. 2 . Манилов много думал и размышлял. 3 . Вскоре он воротился обратно. 4 . Она очень с великой любовью полюбила Бориса. 5 . Он негодовал от возмущения. 6.,Светило огненное, как огонь солнце". 7 . Они проявили свою ини­циативу. Исправьте предложения , избежав повторений 1. Герасим пошел к реке. Герасим увидел в воде щенка. Герасим взял его и принес домой. 2. Ребята проснулись рано. Ребята задумали идти в лес за грибами. Ребята пошли в лес по полевой дорожке. Ребята пошли в лес и набрали много грибов и ягод. 3. Когда он стал выходить, он стал расспрашивать о происшествии. 4.Деревья стоят голые, дни стоят пасмурные. 5.Потом он пришел к реке. Потом увидел плот. 6, На деревьях стали распускаться почки. Дни стали длиннее. Снег стал таять. Приведите возможные Варианты исправления ошибок в пред­ложениях. Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. 2. Черты характера, характерные для врагов. 3 . Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева? 4 . Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Речевые ошибки и приемы их устранения"

Автор: Голайденко А.Г. - учитель русского языка и литературы МОУ СОШ№14 г.Губахи Пермского края Элективный курс по русскому языку в 10 классе «Речев...

Доклад "Работа над речевыми ошибками как средство овладения нормами речи"

Данный доклад поможет учителю русского языка организовать систематическую работу над речевыми ошибками учащихся, материал сопровождается презентацией....

Конспект урока развития речи "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка." ( 5класс)

Учителя – словесники знают, как трудно  учить пятиклассников  грамотно использовать средства языка.  Общеизвестно  и то, что сочинения  «помогают» писать своим чадам...

Речевые ошибки

Разбор речевых ошибк при подготовке к ГИА и ЕГЭ...

Тема урока: "Речевые ошибки и их предупреждение в речи"

Урок русского языка (развития речи) провожу на 1 курсе. Так как в учреждениях НПО экзамен по литературе и русскому языку проводитьс в форме письменной аттестационной работы (сочинение), уроки такого т...

«Речевые ошибки и их предупреждение» Программа элективного курса для учащихся 9 класса. Предпрофиль.

Элективный курс «Речевые ошибки и их предупреждение»  предназначен для учащихся  9 класса сельской школы предпрофильной подготовки, рассчитан на 12 часов. Программа данного элект...