Тесты по рускому языку. 10-й класс. Итоговая к\р ( фонетика, орфография, лексика)
тест по русскому языку (10 класс) по теме

Ефремова Татьяна Олеговна

При подгнотовке к  ЕГЭ тестирование является одной из самых распространенных форм проверки заний учащихся и прочно заняло свое место в учебном процессе на уроках русского языка\.  На отдельных уроках, после каждого раздела и как итоговая контрольная работа тестирование тестирование проверяет знаия учащихся и служит  подготовкой к экзамену.

Так, например, в 10-м классе,   итоговую контрольную работу за I полугодие можно провести в виде теста, который предполагает проверку по трем разделам Программы: фонетике, орфографии ( здесь идёт речь об орфограммах, которые повторяются при изучении фонетики), лексике.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon test-zachyotno1.doc138.5 КБ

Предварительный просмотр:

Вариант№1.

А1.   В каком слове  все согласные звуки звонкие?

1) косьба         2) сбил         3) сдернешь         4) браслет

А2.   В каком слове количество букв и звуков совпадает?

1) яшма         2) пиала         3) грамматика       4) лежать

А3.    В каком примере произносится звук и?

1) к Игорю        2)с Ирой        3) на иконах        4) без идей

А4.   В каком слове произносится гласный э?

1) переход        2) проезд        3) подлетаем        4) телефон

А5.   В каком слове произносится согласный з?

1) просьба                2) сказка        3) воз                 4) позже

А6.   В каком слове  произносится звук т

  1. гротеск                2) термин                3) коттедж                4) туча

А7.   В каком слове ударение падает на третий слог?

1) красивее         2) наотмашь         3) медикаменты         4) повторит

А8.   В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

          1) под…ём,         ад…ютант,         в…ют

          2) кон…юнктура, об…ект, п…ет

  1.      3) меж…ядерный, ар…ергард, фортеп…яно

          4)об…явление, с…ём, сверх…естественный

А9.   В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

          1) ц…вилизац…я, без…мянный, без…нвентарный

          2) ц…п-ц…п, раз…скать, пред…стория

          3) Дет…здат, небез…звестный, ц…трус

А10.   В каком   слове на месте пропуска пишется буква О?

  1. нипоч…м        2) щ…лкать      3) ож…г (руки)        4) деревце

А11.   Укажите лексическое значение слова СПОРЫЙ:

          1) удачный

2) быстрый и успешный

3) вызывающий споры

  1. осуществляющийся в короткий промежуток времени

А12.   Какое предложение содержит АНТИТЕЗУ, в каком предложении использован приём ГРАДАЦИИ? Дайте краткий ответ.

  1. Не жалею, не зову, не плачу…(С. Есенин).
  2. Ты и убогая,

        Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка-Русь! (Н. А.Некрасов).

А13.    В каком примере есть ОКСЮМОРОН?

  1. горячий снег,  
  2. тихий  шелест,
  3. тихий шёпот,
  4.  громкая музыка

А14.   В  каком предложении вместо слова ЭФФЕКТНЫЙ    нужно употребить ЭФФЕКТИВНЫЙ?

1) Он сделал эффектный жест рукой.

  1. 2) Необходимо принять эффектные меры.
  2. 3) Эффектное исполнение роли произвело впечатление.
  3. 4) Ей нравилось принимать эффектные позы на фотографиях.

А15. В каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился связный           текст?

 А. Первые полезные ископаемые на Земле образовались очень давно, вместе с самой каменной оболочкой.

Б. Ископаемыми они называются потому, что извлекаются из недр Земли, а полезными - потому, что служат человеку

В. А такие породы, как песок, глина и торф, продолжают накапливаться и по сей день.

Г. Железная руда и нефть, мрамор и природный газ, гранит и известняк имеют разные состав и свойства, но их объединяет одно – все они являются полезными ископаемыми.

1) В, А, Г,  Б

2) А, Б, В,  Г

3) Г, Б, А, В

4) Г, А, Б, В

А16. В  каком предложении выделенные слова являются контекстуальными синонимами?

           1) По- настоящему привлекало русского  читателя то, что в чеховских героях он узнавал русского интеллигента, русского идеалиста, причудливое и трогательное существо, малоизвестное за границей.

2) Важно, что типичный чеховский герой – неудачливый защитник общечеловеческой правды, возложивший на себя бремя, которого он не мог ни вынести, ни сбросить.

3) Такие люди  могли  мечтать, но не могли править.

        4) Они разбивали свои и чужие жизни, были глупы, слабы, суетливы, истеричны, но за всем этим у Чехова слышится: благословенна страна, сумевшая породить такой человеческий тип.

А17. Правило.

Вариант 2

А1. В каком слове все согласные звонкие?

      1) висок        2) сговор        3) вереск             4) вниз

А2. Укажите номер слова, в которомколичество букв и звуков совпадает:

      1) блюдечко 2) явиться  3) ноябрь    4) комментарий

А3. В каком слове произносится звукв?

     1) в игре        2) оставь    3) оставьте   4) повидло

А4. В каком слове произносится гласныйэ?

     1) сервис       2) берет      3) кодекс    4) темперамент

А5.В каком слове произносится согласный з?

      1)резкий      2)соизмерить           3)мороз     4)скользкий

А6. Отметьте слово, в котором выделенный  согласный произносится мягко:

      1) моДель     2) тиРе         3) фоРель       4)шимпанЗе 

 А7. В каком слове ударение на третьем слоге?

      1) Танцовщица     2)благовест   3)озлобленный    4)завсегдатай

А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. суб…ект, фортеп…яно, медал…он
  2. супер…яхта, б…ёт, пред…юбилейный
  3. трех…ярусный, интерв…ю, в…езд
  4. солов…и, в…ют, под…ячий

А11. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. без…скусственный, дез…нформац…я, ц…ркуляр
  2. ц…рроз, пан…сламизм, панц…рь
  3. ц…рюльник, ц…ган,без…ниц…ативный

А12. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

  1. Копьец…        2)ч…рствый        3)        верблюж…онок           4)общ…

А14. Укажите синоним слова ЛИЦЕМЕРИТЬ:

1)лгать   2)обманывать   3)сочинять    4)двоедушничать

А15. Какое предложение содержит АНТИТЕЗУ, в каком  - использован приём ГРАДАЦИИ? Дайте краткий ответ.

  1. Шутила зрелость, пела юность.
  2. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. ( В. Солоухин).

А16. В каком примере есть ОКСЮМОРОН?

  1. громкий шепот
  2. тихий шепот
  3. громкий звон
  4. весёлый шёпот

 А17. В каком предложении вместо слова ДРУЖЕСКИЙ нужно  употребить ДРУЖЕСТВЕННЫЙ?

1)Моя жена благодарит тебя за дружеский привет.

2) Их дружеский разговор был для него чрезвычайно важен.

3) Его дружеские послания всегда были прелестны.

4) Дружеские связи между народами имеют огромное значение.

А.18. 

А. Исследователи выделяют две наиболее крупные группы американских индейцев:североамериканскую и центрально-южно-американскую.

Б. В Северной и Юэной А мерике распространена американская раса.

В. Сравнивая внешний облик коренных жителей Америки и азиатских монголоидов, можно заметить основные отличия американоидов: выступающий нос, неплоское лицо, отсутствие эпикантуса.

Г. Американских индейцев иногда причисляют к большой монголоидной расе, но современные антропологи чаще всего рассматривают их как самостоятельную большую расу.

В каком порядке надо расположить эти предложения, чтобы получился связный текст?

  1. А, Г, В, Б.
  2. Б, Г, В, А.
  3. Б, А, В, Г.
  4. В, Г, Б, А.

А20. В каком предложении выделенные  слова являются контекстными синонимами?

  1. Что являет собой в реальности понятие

« счастье»? Бывал ли я когда-нибудь абсолютно счастлив?

  1. Классики русской литературы проникли в глубины общечеловеческих ситуаций, общечеловеческих конфликтов и психологических катаклизмов.
  2. См.№2 классики

Бессмертных житейское благоденствие посещало не часто.

4)  Пушкин писал: « На свете счастья нет, но есть покой и воля». Под волей он разумел свободу. Лермонтов искал «свободы и покоя»

Правило.

 

Вариант 3.

А1. В каком слове все согласные звонкие?

1) браслет   2) резьба   3) напоказ   4) грот

А2. В каком слове 5 звуков?

1) учиться   2) пьяный    3) ягдташ     4) юннаты

А3. В каком слове произносится звук в?

1) В истории   2) поставьте  3) состав  4) в вине

А4. В каком слове произносится гласныйо?

 1) оседлый   2) афера   3) крестный (ход)    4) крестный (отец)

А5. В каком слове произносится звук з?

  1. сдаёт   2)снова   3) ставить    4)ссора

А6. Отметьте слово, в котором выделенный согласный произносится мягко: 

1) парТер     2) коМпьютер    3) антиСептик     4) пРесса

А7. В каком слове ударение на третьем слоге?

  1. Перезвоним    2) избалован    3) ягодицы      4)простолюдин

А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. раз…езд, об…яснять, итерв…ю
  2. бездел…е, ад…ютант, обез…яна
  3. шампин…он, медал…он, под…ячий
  4. транс…европейский, фельд…егерь, ар…ергард

А9.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. мед…нститут, под…грать, ц…тра
  2. без…скусственный, ц…ц. пред…юльский
  3. пред…дущий, ц…вилизиц…я, ц…гарка

А10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

  1. озерц…   2) ещ…   3) монтаж   4) ш…лк

А11. Укажите слово, не являющееся синонимом слова ЖЕСТОКО:

1) свирепо   2) коварно   3) зверски    4) бессердечно

А12. В каком предложении есть АНТИТЕЗА, в каком – использован приём ГРАДАЦИИ?

  1. Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый. Белую работу делает белый, черную работу – черный. (В. Маяковский).
  2. Я вижу, я чувствую, - чую вас всюду! (М.Цветаева).

А13. В каком примере есть оксюморон?

  1. грустный вечер
  2. грустное веселье
  3. веселый праздник
  4. веселая ночь

А14. В каком предложении вместо слова ПРИЗНАНИЕ нужно употребить ПРИЗНАТЕЛЬНОСТЬ?

  1. Он подписал признание в совершении преступления.
  2. В его голосе я услышал признание того, что мой труд не напрасен.
  3. Любовь к своей нации обязывает людей испытывать признание к тем народам, влияние которых было полезным для неё.
  4. В этом чувстве признания своей подлости было что-то болезненное и вместе  с тем успокоительное.

А15.

А. По одной из гипотез, от его имени и произошло название страны.

Б. Название «Гвинея» возникло в далёком средневековье.

В. Несколько столетий назад он был крупнейшим торговым центром африканской империи Гана, куда съезжались купцы со всей А фрики.

Г. На  берегу великой западноафриканской реки Нигер стоит небольшой городок Дженне.

 В каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился связный текст?

  1. Б, Г, В, А
  2. Г, В, А, Б
  3. Б, В, Г, А
  4. В, Б, А, Г

А20. В каком предложении выделенные слова являются контекстными синонимами?

  1. Ничего особенного, ничего ошеломляющего. Все, как надо. Знакомо, правдиво, не ново.
  2. Мне пришлось играть в пьесах Чехова по несколько сот раз, но я не помню спектакля, во время которого не вскрылись бы в моей душе новые ощущения, а в самом произведении – новые глубины или тонкости, которые не были мною раньше замечены.
  3. Мечта его о будущей жизни на Земле – не маленькая, не мещанская, не узкая, а напротив – широкая, большая, идеальная…
  4. Чеховские мечты о будущем говорят о высокой культуре, о Мировой Душе, о новой прекрасной жизни, для создания которой нам надо ещё много работать, трудиться, страдать.

Правило.

Вариант 4.

А1. В каком слове все согласные звонкие ?

1) вниз        2) сбор        3) высадка        4) гроб
А2.
В каком слове букв меньше, чем звуков?  

1) ёрш         2) акварель         3) честный        4) свёкла

А3. В каком слове или сочетании слова с предлогом нет звука ы?

1) межинститутский                2) к итогам         3) цирк         4) чисто

А4. В каком слове произносится гласный э?

1) бежать          2) медовый         3) раздел        4) пеленка                             

А5.В каком слове произносится звук з?

  1. Косьба        2) мороз        3) образчик        4) близкий

А6. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?

1) Тезис        2) муЗей        3) компьюТер                 4)лаЗер 

А7. В каком слове ударение падает на предпоследний слог?

1) электропровод        2) газопровод        3) мусоропровод        4)нефтепровод

А8. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

  1. с…ехать,    пен…е,    б…ётся,
  2. раз…ярённый,    батал…он,    бул…он
  3. двух…ярусный, сверх…естественный, ин…екция
  4. ар…ергард,    ад…ютант,    неот..емлемый

А9.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. сверх…зысканный,    без…сходный,    ц…почки
  2. пед…нститут, контр…гра, ц…рроз
  3. раз…скать,  ц…рроз,  ц…фра

А10. В каком слое на месте пропуска пишется буква О?

  1. беч…вка        2) одеяльц…3) понож…вщина 4) неуклюж…

А11. Какое из перечисленных слов имеет значение « игра на деньги на бегах, скачках»?

  1. ставка
  2. пари
  3. заклад
  4. тотализатор

А12. В каком предложении использован приём ГРАДАЦИИ, какое – содержит АНТИТЕЗУ? Дайте краткий ответ.

  1. Ложь бывает доброй или злой, Сердобольной или беспощадной

( Ф .К ривин).

        2) Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам (О.Берггольц).

А13. В каком предложении вместо слова ЛОГИЧНЫЙ нужно употребить ЛОГИЧЕСКИЙ?

  1. это был наиболее логичный поступок с его стороны.
  2. Все вело к логичному завершению борьбы.
  3. Его логичные ответы даже на самые трудные вопросы завоевали ему авторитет интеллектуала.
  4. Опираясь на приведенные выше факты, можно сделать логичный вывод о том, что преступление было совершено сегодня утром.

А14.

А. Его герои, ещё не окрепшие нравственно и житейски, попадали в горнило мировой войны, а затем приходили домой, отрешённые « от деятельности, от стремления, от прогресса».

Б. Образы « потерянных » молодых людей появляются  и в первом романе писателя – «И восходит солнце».

В. Таковы, например, Кребс из рассказа «Дома»  и Джордж из « Кошки под дождём».

Г. Раннее творчество Хемингуэя обычно соотносится с темой « потерянного поколения»,   которую также разрабатывали Френсис Скотт Фицджеральд и Эрих Мария Ремарк.

В каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился связный текст?

  1. Г, А, В, Б
  2. Б, А, В, Г,
  3. Г, Б, В, А
  4. А, В, Б, Г

А20. В каком предложении использованы контекстные антонимы?

  1. Душа -  это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе.
  2. У меня есть своя душа, и я знал о ней с детства, когда проливал потихоньку слезы о том, что вышел не такой, как все.
  3. С годами я узнавал своё предназначение, и оказывалось, что быть не как все, а как сам и есть то необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным.
  4. Прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви.

Правило.

Вариант 5.

А1. В каком слове все согласные звонкие?

1) въезд        2) сдобный        3) беседка                4) столб

А2. В каком слове букв меньше, чем звуков?

1) будущее        2) умыться        3) абонент                4) подъём

А3. В каком слове (сочетании) произносится звук в?

1) отправь

2) отправьте

3) в институте

4) вилка

А4. В каком слове произносится гласный о?

  1. звонишь  2) скучно 3) опушка         40любовь

А5. В каком слове произносится звук з?

  1. Обезжиренный          2) гвоздь   3)позвоночник   4) базилик

А6. В каком слове выделенный согласный произносится мягко: 

1) бРюнет                2) стРесс        3) корДебалет        4) проТекция

А7. В каком слове ударение на последнем слоге?

  1. Весело        2) прислала         3)  отняла          4) тотчас

А8. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

  1. с…язвить, раз…езжаться, под…ячий
  2. ар…ергард, батал…он, фельд…егерь
  3. в…ются, б…ётся, п…ёт
  4. меж…ядерный, сверх…естественный, солов…и

А9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пред…июньский, пан…сламизм, ц…нк
  2. ц…ганский, пред…стория, без…звестный,

3) пост…мпрессионизм, ц…мбалист, ц…када 

А10. В каком слове на месте пропуска пишется Е/Ё?

  1. морж…м        2) перц…вцй        3)ш…винизм        4)отреш…нность

А11 .Какое из перечисленных слов имеет значение « вводная, разъясняющая часть международного договора, закона, акта…»?

  1. предисловие
  2. преамбула
  3. вступление
  4. эпиграф 

А12. Какое предложение содержит АНТИТЕЗУ, в каком использован приём ГРАДАЦИИ? Дайте краткий ответ.

  1. Не жалею. не зову, не плачу, Все пройдет… (С. Есенин).

2) Говорит бело, а делает черно.

А13. В каком примере есть ОКСЮМОРОН?

  1. грустный праздник        2) веселый праздник        3) грустный вечер

4) трудный вопрос

А14. В каком предложении вместо слова СОСЕДНИЙ нужно употебить СОСЕДСКИЙ?

  1. Он боролся с соседним дворником и повалил его.
  2. Соседняя дочка – настоящая сорвиголова.
  3. Недавно он встретил жнакомого иж соседнего дома.
  4. Перекликались соседние бабы.

А15.  А. Мы никогда не знали этого народа, он был для нас далёкий и чужой, мы с ним никогда не торговали, не воевали, не учились у него и не учили его.

        Б. На ней можно было найти Дон Кихота с Дон Хуаном, Кармен с тореадором, « шумит, бежит Гвадарквивир» да ещё тайны «мадридского двора»…

        В. Даже в голове развитого русского человека испанская полочка была почти пуста, запылена.

Г. В Испанию и раньше ездили из России одиночки, чудаки, любители острой, горьковатой экзотики.

В каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился связный текст?

  1. Г, В, Б, А
  2. А, Г, В, Б
  3. В, Б, А, Г
  4. А, В, Г, Б

А16. В каком предложении использованы контекстные синонимы?

  1. Творческая профессия и вообще гуманитарная профессия имеет свои плюсы.
  2. Когда-нибудь, может, очень скоро часть гуманитарных профессий могут стать престижными и популярными.

3) Сейчас же торгово-финансовые профессии вышли на первый план, и в выгодном положении те, кто хватко понимает, как можно просуществовать, продав, купив, поставив на определенный продукт.

4)Почему оболтус, казавшийся на протяжении четверти века ничтожеством во всех областях, вдруг воспарил и смотрит на всех сверху вниз?

Правило.

Вариант 6.

А1. В каком слове все согласные звонкие?

1) разъезд        2) сдёрнул        3) вулкан                4) енот

 А2. В каком слове букв меньше, чем звуков?

1) подъём          2) флюгер         3) единение         4) предъявлять 

А3.  В каком слове произносится звук с?

1) С Ирой                2)  сделал                3) слон                 4) сирена

А4.В каком слове произносится гласный а?

1) принял                2) посвятить        3) жалеть                4) земля

А5.В каком слове произносится звук с?

  1. Сдоба        2) каприз                3) расчёт        4) полозья

А6. В каком слове произносится звук  т

  1. теннис        2) ателье        3) темп        4) термин

А7. В каком слове ударение на последнем слоге?

  1. Повторим          2) с бантами    3) свекла   4) красивее

А8. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

  1. л…ю,    от…езд,    сверх…естественный
  2. интерв…ю,     кон…юнктура,     об…ект

3) бездел…е,     ад…ютант,   обез…яна

4) шампин..он,    солов…и,    б…ёт 

А9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ц…гейка, без…мянный, сверх…зысканный
  2. пред…дущий, Дет…здат, ц…плёнок
  3. ц…тадель, спорт…нвентарь, меж…нститутский

А10. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

  1. полуш…потом                2) ж…лтый        3) облуч…ок        4) печ…нка

А11. Какое из перечисленных слов имеет значение « резкое изменение внешности, характера, поведения»?

  1. метаморфоза
  2. преображение
  3. перемена
  4. превращение

А12. В каком предложении содержится АНТИТЕЗА, в каком использован приём ГРАДАЦИИ? Дайте краткий ответ.

1) Светились. горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин).

2) Слова бывают разные – То дельные, то праздные…(Ф. Кривин).

А13. В каком примере есть ОКСЮМОРОН?

  1. страшный грех
  2. смертный грех
  3.  милый грех
  4. греховные помыслы

А14.  В каком предложении вместо слова ГОРДЫНЯ нужно употребить  ГОРДОСТЬ?

  1. честолюбие, гордыня – человеческие качества, помогающие добиваться успехов.
  2. Православная религия осуждает человеческую гордыню.
  3. Ты должна обуздать свою гордыню!
  4. Гордыня довела его до того, что он вовсе перестал замечать людей.

А15.

 А. Но смерть не приходила.

Б. Хотя душой мадам умерла ещё в детстве, она дожила до глубокой старости.

В. Поскольку здесь мы расстаёмся с мадам Гайяр, да и позже уже не встретимся с нею, опишем в нескольких фразах её последние дни.

Г.В лето от Рождества Христова 1782-го, на семидесятом году жизни, она оставила своё ремесло, купила, как и намеревалась, ренту, сидела в своём домишке и ожидала смерти.

В каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился связный текст?

  1. А, В, Б, Г
  2. В, А, Г, Б
  3. А, Г, В, Б
  4. В, Б, Г, А

А16. В каком предложении противопоставляются два близких по смыслу слова, обычно используемые как синонимы?

  1. Ввести в порядке реформы новые слова и запретить старые нельзя. Надо ждать, когда это произойдет само по себе, в лучшем случае можно только угадать такую возможность.
  2. Я часто поступаю так: слушаю или читаю кого-то, а думаю о том, как бы сказал по этому поводу я сам.
  3. Толстого и Достоевского сразу же узнаешь, их никогда не спутаешь друг с другом.
  4. Нельзя обучаться времени, его можно только постигать.

Правило.

Вариант 7.

А1. В каком слове все согласные звонкие?

1) гриб        2) сдоба         3) здесь  4) волк

А2. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) объёмный        2) орфограмма         3) управляющий    4) Семён

А3. В каком слове произносится звук в?  

1) в игре         2) составь         3) составьте         4) вино

А4. В каком слове произносится гласный а?

1) вприсядку        2) жаровня          3)выявить                4) случай

А5. В каком слове произносится звук т?

1)  отбились           2) улыбаться      3) подпись       4) подвижный

А6. В каком слове произносится звук т?

1) тембр        2) тест        3) тенденция        4) тема

А7. В каком слове ударение падает на первый слог?

  1. Начав        2) шофер   3) понявший        4) приняли

А8. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

  1. с…ёмка,     батал…он,      вз…ерошенный
  2. кон…юнктура, сверх…естественный, двух…ярусный
  3. солов…и, б…ют, об…ект
  4. ар…ергард, в…явь, без…ядерный

А9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ц…клевка, ц…пушка, раз…грать
  2. ц…фра, пан…сламизм, спорт..нвентарь
  3. без…дейный, ц…рконий, ц…низм

А10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

  1. молодож…н   2) трущ…ба   3) капю…он   4) ч…опорный

А11. Какое из перечисленных слов имеет значение « исключительное право, принадлежащее какому-либо государственному органу или должностному лицу»?

  1. привилегия
  2. преимущество
  3. прерогатива
  4. полномочие

А12. В каком предложении использован приём ГРАДАЦИИ, какое предложение содержит АТНТИТЕЗУ?

  1. Где умному горе, там дураку веселье.
  2.  Не сломлюсь. Не дрогну, не устану. Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц).

А13. В каком примере есть ОКСЮМОРОН?

  1. добрый мальчик
  2. злой мальчик
  3. мальчик-с-пальчик
  4. добрый злодей

А14.В каком предложении вместо слова ЭКОНОМНЫЙ нужно употребить ЭКОНОМИЧНЫЙ?

  1. Моя подруга очень экономная, она знает, где и что можно купить дешевле.
  2. Чтобы быть рентабельным и давать высокую прибыль, производство должно быть очень экономным.
  3. Экономное распределение денег в семье помогает делать крупные покупки.
  4. Я не люблю экономных – они почти всегда жадные!

А15.         А. Греки это понимали и заучивали хронологию старательно.

                Б. Если не знать, что было в прошлом раньше и что потом, то все остальные знания теряют всякий смысл.

                В. Историческая наука начинается с хронологии.

                Г.  Это, может быть, самая скучная часть истории, но и самая необходимая.

В каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился связный текст?

  1. А, В, Б, Г
  2. Б, Г, А, В
  3. А, Г, В, Б
  4. В, Г, Б, А

А16. В каких предложениях использованы контекстные синонимы?

  1. Книга много значила в ленинградской блокаде. Ленинград – город, насыщенный книгами, книжными собраниями, государственными, институтскими, частными.
  2. Может, по количеству книг на жителя это был первый город в стране. Причём книги скопились первоклассные, редкостные, антикварные.
  3. От блокады книга сильно страдала. Её жгли пожары, она гибла при бомбёжке, ею топили буржуйки, плиты, ею разжигали, ею обогревались.
  4. Работники Публичной библиотеки в самое голодное, отчаянное время спасали книги из разбомбленных домов. Тащили их на санках, на тележках, на себе через весь город в книгохранилища.

Правило.

Вариант 8.

А1. В каком слове все согласные звонкие?

  1. Сдвиг        2) сбежал  3) джаз 4) болт

А2. В каком слове букв больше, чем звуков?

 1) шагающий          2) Семён 3) праздник  4) эмоциональность

А3. В каком слове или сочетании слова с предлогом нет звука ы?

1) сверхинтересный         2) в игре 3) цифра 4) щит

А4. В каком слове произносится гласный о?

  1. по проспекту    2 ) съёжился    3) о коронации   4) выход

А5. В каком слове произносится звук г?

  1. сапог   2) когти   3)свежего ( воздуха)   4) глина

А6. В каком слове произносится звук д?

1) деквалификация   2) девиз   3) дешифровать   4)дека

А7. В каком слове ударение на первом слоге?

  1. Квартал   2) сливовый   3) жалюзи     4)гладильная

А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) сер…ёзный,      под…м,   ад…ютант

  1. с…ёжиться, в…ётся, под…ячий
  2. б…ётся, интерв…ю, с…ем
  3.  фельд…егерь, от…езд, об…явление

А9. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

  1. ц…корий, сверх…зысканный, ц…пка
  2. пост…мпрессионизм, Дет…здат, ц…када
  3. с…скать, прд…юльский, ц…нга

А10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

  1. чесуч…вый
  2. щ…голь
  3. ож…г лица
  4. анч…ус

А11. Какое из перчисленных значений имеет значение « сотрудник дипломатического представительства, являющийся специалистом-консультантом в какой-либо области»?

  1. консул
  2. посол
  3. атташе
  4. резидент

А12. В каком предложении использован приём ГРАДАЦИИ, какое – содержит антитезу? Дайте краткий ответ.

  1. Ложь бывает дикой и ручной, Будничной бывает и парадной,  Вдохновенной, скучной и иной…Правда же бывает только правдой.
  2. Я вижу, я чувствую. – чую вас всюду! (М. Цветаева).

А13. В каком примере есть ОКСЮМОРОН?

  1. Обжигающий огонь
  2. Обжигающий мороз
  3. Сильный мороз
  4. Лютый мороз

А14. В каком предложении вместо слова ФАКТ нужно употребить ФАКТОР?

  1. В своих расчетах всегда необходимо учитывать факт времени.
  2. Факты говорят сами за себя.
  3. Факты – упрямая вещь.
  4. Нужно изложить все имеющиеся у нас факты.

А15. А. Пели эти песни сказители –-аэды.

         Б. Новые места всколыхнули старые воспоминания.

         В. И когда знатные люди новых городов сходились на пиры и развлекались песнями, они всё чаще требовали, чтобы им пели про Троянскую войну и про странствия Одиссея.

         Г. Поселенцы малоазиатских берегов вспоминали, как невдалеке от этих мест их давние предки бились под Троей; разведчики западных морей вспоминали, как в этих же краях скитался по дороге на родину Одиссей.

  1. А. В, Б, Г.
  2. В, А. Г.Б
  3. Б. Г. В, А
  4. В, Б, Г, А

А16. В каких предложениях сопоставлены два разных по смыслу слова?

  1. Память не механистична. Это важнейший творческий процесс.
  2. В преодоление смерти величайшая заслуга памяти. «Беспамятный» – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а значит, и не способный на добрые, бескорыстные поступки.
  3. Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно.Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его личной и в памяти окружающих.
  4. Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершенного. Без памяти нет совести.

Вариант 9.

А1. В каком слове все согласные звонкие?

         1) Бог 2) сдул 3) вьюк 4) грош

А2. В каком слове букв больше, чем звуков?

1) объёмный  2) объездчик 3) шагающий 4) эмоциональность 

А3. В каком слове (сочетании слова с предлогом) нет звука ы?

1) Сыграть 2)  с икрой  3) цыц   4) циркуль

А4. В каком слове произносится гласный о?

1) ожёг (руку) 2) отрыв  3)глупость 4) поломать

А5. В каком слове нет звука з?

  1. Сдать   2) езда   3) езжу  4) вокзал

А6. В каком слове произносится звук т?

1) теннис   2) ателье   3) тембр   4) термин

А7. В каком слове ударение на первом слоге?

  1. Мельком 2) зубчатый  3) завидно 4) блудница

А8. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

  1. руж…ё,   ад…ютант,   л…ю
  2. необ…яснимый, неот…емлемый, б…ёт
  3. интерв…ю, под…ячий, сверх…естественный
  4. кон…юнктура, трех…ярусный, в…явь

А9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. ц…кличность, ц…ц, под…грать
  2. меж…нститутский, дез…нформац…я, пед…нститут
  3. ц…топлазма, контр…гра, перд…юльский

А10. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

  1. чащ…ба         2) сгущ…нное молоко  3) выч…рпать ковш…м

4) ханж…й

А11. Каково лексическое значение слова ПАРИТЕТ?

1) равенство

2) выражение несогласия с чем-либо или кем-либо                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

3) ценная вещь

А12.  В каком предложении вместо слова  ГЕРОИЧЕСКИЙ нужно употребить  ГЕРОЙСКИЙ?

  1. С героическими усилиями мы преодолели крутой подъём.
  2. Героическая храбрость русского человека сильнее всего проявилась на войне.
  3. Героический парень живёт на нашей улице.
  4. Наша страна гордится героическими подвигами солдат и офицеров.

А13. В каком примере есть АНТИТЕЗА, в каком – использован прием ГРАДАЦИИ? 

  1. Ученье –свет,  неученье – тьма.
  2. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. ( В. Солоухин).

А14. В каком примере есть ОКСЮМОРОН?

  1. громкая музыка
  2. тихая музыка
  3. громкий шепот
  4. тихий шепот

А15.  А. Люди жили уже не родовыми племенами, а городами и государствами, общих дел стало гораздо большеЮ соров и несогласий вокруг этих дел – може.

Б. В дополнение к старым обычаям понадобились новые законы.

В. Время шло, жизнь становилась сложнее.

Г. Раньше все дела были привычные, повторяющиеся из поколения  в поколение; теперь все чаще приходилось сталкиваться с делами новыми и самим придумывать, как с ними  сообща управляться.

В каком порядке надо расположить предложения, чтобы получился связный текст?

  1. А, В. Б, Г
  2. В. А. Г, Б
  3. А, Г, В. Б
  4. В, Б, Г, А

А16. В каких предложениях использованы контекстные синонимы?

  1. В счастливую пору юности многие пишут дневник. Дело это святое, тайное и берет много сил.
  2. Человеку нужны исповедь, очищение, а дневник помогает ему в этом. Была и у меня такая тетрадь.
  3. В ночные часы открывал я свой дневник. По всем страницам разливались, как реки в половодье, разные монологи, признания…
  4. Я не посмеиваюсь сейчас над этим. Наоборот, возьму в руки тетрадку – и грустно станет, и горло перехватит: неужели так было, неужели прошло?..

вариант 10.

А1.В каком слове все согласные звонкие?

  1. Мог    2) сжал    3) сдунешь     4) брошь

А2. Укажите слово, котором количество букв и звуков совпадает:

1) комментарий   2) увечье   3) редкостный    4) язвительность

А3. В каком слове  (сочетании слова с предлогом) произносится звук ы?

  1. В ванне    2) в игре    3) отправьте   4) вижу

А4. В каком слове произносится гласный а?

  1. В чащобе  2) тягучий  3) сиять  4) жакет

А5.В каком слове произносится звук т?

  1. вряд ли   2        ) впредь   3) отгоняли   4)поднимали

А6. В каком слове произносится звук д

1) адекватный   2) аденоиды   3) демагогия    4) декор

А7. В каком слове ударение на первом слоге?

  1. Столяр    2) искра   3) валовой    4) жалюзи

А8. В каком ряду во всех словах пишется одна и та же буква?

  1. медал…он,    б…ют,    ад…ютант
  2. фель…егерь,    суб…ект,    кон…юнктура
  3. обез…яна,    ар…ергард,    неот…емлемый
  4. шампин…он,    батал…он,    под…ячий

А9. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

  1. пан…сламизм,   ц…кнуть,   ц…рк
  2. сверх…зысканный, ц…новка, спорт…нвентарь
  3. пред…душий, ц…линдр, ц…кламен

А10.В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

  1. форс- маж…рный
  2. крюш…н
  3. беч…вка
  4. девч…нка

А11. Каково лексическое значение слова КОЛОРИТНЫЙ ?

1) выразительный

  1. в ярких тонах
  2. странный
  3. цветной

А12. В каком примере есть АНТИТЕЗА, в каком – использован прием ГРАДАЦИИ? 

  1. Добрая слава лежит, а худая бежит.
  2. Не жалею, не зову, не плачу. Все пройдет… (С. Есенин).

А13.  В каком примере есть ОКСЮМОРОН?

  1. горячее сердце
  2. холодное сердце
  3. горячий пирог
  4. горячий снег

А14 В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить НАДЕТЬ?

  1. Зима одела белоснежным одеялом поля и дубравы.
  2. Она всегда одевалась со вкусом.
  3. Мама нежно одела малыша одеялом.
  4. Ты неправильно одел наконечник на карандаш.

А15. А. Они осыпали вражеский строй дротиками, а потом отбегали, и железные латники не могли их догнать.

        Б. Наёмники ничего не умели, кроме как воевать, зато воины они были несравненные.

        В. А когда им дали вместо коротких копий длинные, оказалось, что они могут принять бой даже в строю.

        Г. Они бились в холщовой куртке вместо панциря, в кожаных сапогах вместо поножей, с лёгким щитом в виде полумесяца.

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился связный текст?

  1. Б. Г, А, В
  2. Б, Г, В. А
  3. А, Г, В, Б
  4. В, Б, Г, А

А16. В каком предложении есть контекстные антонимы?

  1. Если вера не нужна (гарантировано100 успеха) или невозможна(100 неудачи), работа становится бездушной, постылой и оттого малоэффективной.
  2. Без веры невозможно никакое убеждение.
  3. Не все знания требуют убеждения.
  4. Ум и сердце – «лёд и пламень», их не соединить, если нет придаточного механизма.

Правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография"

Тест предназначен для проверки знаний учащихся 6 класса....

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 8 классов Итоговые контрольно-измерительные материалы по русскому языку за 5-8 класс (раздел « Орфография»)

Данный тест  предназначен для  повторения и закрепления правил по орфографии, изученных в курсе основной школы. Его можно проводить как контрольную работу для всего класса, так и давать в ка...

Итоговая контрольная работа по фонетике, орфографии, лексике для учащихся 5 классов.

Работа проводится после изучения разделов «Фонетика и письмо», «Лексика» и представлена 4 вариантами Примечание: данные тесты можно использовать при повторении орфографии на других этапах изучения ру...

Контрольный тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. Культура речи."

Контрольный тест по русскому языку в 6 классе по теме "Словообразование. Орфография. культура речи" (в 2-х вариантах)...

Тесты по русскому языку для 9 класса. Итоговая работа

Итоговая работа по русскому языку в 9 классе...