Виды опроса в 5-ом классе
статья по русскому языку (5 класс) по теме

Способности к разным учебным предметам у детей неодинаковы, одним хорошо дается математика, другим - русский. Есть ученики, которые легко запоминают теорию, но допускают много орфографических и пунктуационных ошибок, есть грамотные ребята, которые не могут объяснить правильное написание слов, некоторые дети пишут интересные сочинения, чувствуют слово, но при этом допускают много ошибок... Когда мы говорим о способностях к усвоению нашего предмета, мы имеет в виду по крайней мере три характеристики:

  1. как усваивается детьми теория;
  2. как формируются у них умения и навыки правописания;
  3. как они овладевают умениями.

Большую роль в выполнении этих задач играет опрос, который является одним из важнейших элементов структуры урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vidy_oprosa_v_5-om_klasse.doc76.93 КБ

Предварительный просмотр:

Виды опроса в 5-ом классе

Ребенок может понять весьма многое, если оно только будет предложено ему в доступной форме и с его точки зрения.

Я.К.Грот

Способности к разным учебным предметам у детей неодинаковы, одним хорошо дается математика, другим - русский. Есть ученики, которые легко запоминают теорию, но допускают много орфографических и пунктуационных ошибок, есть грамотные ребята, которые не могут объяснить правильное написание слов, некоторые дети пишут интересные сочинения, чувствуют слово, но при этом допускают много ошибок... Когда мы говорим о способностях к усвоению нашего предмета, мы имеет в виду по крайней мере три характеристики:

  1. как усваивается детьми теория;
  2. как формируются у них умения и навыки правописания;
  3. как они овладевают умениями.

Большую роль в выполнении этих задач играет опрос. Он является одним из важнейших элементов структуры урока. С его помощью устанавливается связь между учителем и учеником, позволяющая учителю не только контролировать то, как усваивают дети материал программы, но и находить и устранять пробелы в их знаниях и умениях. Нежелательно, чтобы опрос воспринимался детьми как отдельная, самостоятельная часть урока, он должен быть тесно связан с процессом обучения. Предпочтительнее поэтому те формы опроса, которые делают гибким контроль со стороны учителя.

Способы проверки домашнего задания.

  1. Постановка        неожиданных вопросов. Это вопросы,

сформулированные иначе, чем в заданиях к упражнению, которое выполнялось дома:

  • Проверим,        как вы подготовились к диктанту на

безударные гласные (прошу выйти к доске троих учеников с тетрадями. Один из них диктует по своей тетради самые трудные, по его мнению, слова).

Вопросы другим ученикам:

  • Какие способы проверки безударных гласных в корне слова ты использовал, когда определял их написание?
  • Какие орфографические правила ты вспомнил, выполняя упражнение? (О проверяемых и непроверяемых безударных гласных).
  1. Диктант на        основе упражнения. Это может быть

выборочный        диктант, диктант с распределением по

орфограммам, графический диктант.

  1. Взаимопроверка. Ученики обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга выполненное задание, исправляя простым карандашом ошибки. Под работой делается запись типа: «Проверял Коля С.». Потом обсуждаем спорные вопросы.

С целью дифференцированного подхода к обучению разным группам школьников можно предложить разные по степени

трудности домашние задания.

Большое внимание уделяется работе над словами с трудными орфограммами. Эти слова дети записывают в словарики, заучивают их, потом мы может составить диктант с включением этих слов; диктант по памяти, когда ученики сами записывают те слова, которые запомнили; взаимодиктант. Такие словарики у нас состоят из трех разделов:                                 1. «Пиши правильно»;

  1. «Говори правильно»;
  2. «Словарь корней».

Виды опроса разнообразны: индивидуальный, уплотненный, выборочный, по новому материалу, по изученному ранее.

Большое внимание, я думаю, нужно уделять таким видам проверки, которые быстро дают учителю информацию о результатах усвоения материала. Очень удобны перфокарты - это половина листка тетради с 9 рядами отверстий, по 3 в ряду. Вертикально они пронумерованы. Ученик подкладывает под ней листок тетради и вставляет нужные буквы. Слова (по три) диктует учитель. Например, проверяя, как дети усвоили написание гласной в безударных личных окончаниях глагола, я диктую слова: думаешь, молчишь, рисуешь... Ученик вставляет гласные.

Можно обойтись и без перфокарт. Просто пишут под диктовку по три слова, читаю, четко произнося гласные. Дети сверяют. У кого ошибка - разбираем сразу. Выписываем слово на доске и объясняем. Работа над ошибками обязательна.

Одной из форм опроса является задание «Проверь себя».

Это задание проводится следующим образом: я диктую несколько предложений. Ученики не только записывают их, но и

графически объясняют все орфограммы и пунктограммы. Потом вызываю ученика, который записывает на доске эти предложения с заданиями из своей тетради. В это время остальные продолжают под диктовку записывать предложения. После того, как ученик сделает на доске запись первых предложений, дети прерывают работу и сверяют самостоятельно написанное с записью на доске, исправляют ошибки, добавляют. Дети очень любят задавать вопросы. Они сами предлагают вопросы отвечающему у доски. Учитель может немножко поправить ребят, обратить их внимание на то, что нужно грамотно ставить вопрос, пользоваться терминологией.

Я считаю, что оценку можно поставить и за правильно, грамотно заданные вопросы. Затем к доске вызывается следующий ученик и записывает другие предложения.

Задание «Проверь себя» помогает отрабатывать умение самостоятельно находить и объяснять орфограммы и пунктограммы, постоянно заниматься повторением.

Чтобы оценить за один урок знания по определенной теме всех учащихся, можно пользоваться карточками контроля. На карточках представлены задания - от 3-5 до 8-10. Каждое задание обозначается римской цифрой. Один или два примера соответствуют правильному ответу. Ученик и должен найти их. Их номера он записывает на своем листке.

Образец карточки контроля.

I. Укажите именные словосочетания:

1) устный счет;

  1. участие в соревновании;
  2. участвовать в игре;
  3. чествовать победителя;
  4. шел по дороге.
  1. Укажите глагольные словосочетания:
  1. гигантский завод;
  2. сверкнуть на солнце;
  3. доблестный воин;
  4. неприятный запах;
  5. работать в поле.
  1. Укажите определительные словосочетания:
  1. ужасный ветер;
  2. расстилаться по равнине;
  3. искусный мастер;
  4. вершина ели;
  5. собирать крыжовник.

Подобные карточки можно составить по всем разделам курса.

Большое место нужно отвести такому виду опроса, как монологический связный ответ учащихся. Устный ответ при индивидуальном опросе помогает ребятам развить умение строить целостные высказывания на любую тему. Задания могут быть разнообразными: составить связный рассказ о роли прилагательных (существительных, междометий и т.д.) в речи; изложить теоретический материал с примерами из домашнего упражнения; можно попробовать написать сказку, например, на тему «не с глаголами». Ребята дают аргументированную оценку ответа

товарища. При этом они учатся анализировать устный текст и строить свою речь.

Можно предложить и карточки с индивидуальными заданиями не только по изучаемой теме, но и по повторению. Очень важен здесь дифференцированный подход.

Мы на своих уроках пользуемся и сигнальными карточками. Они удобны для проверки того, как усвоена текущая тема. С их помощью можно сразу определить, кто из учащихся нуждается в более тщательном изучении темы.

Например, при изучении чередующихся гласный в корне слов каждый ученик готовит две небольшие карточки. На одной пишет -е, на другой -и; или на одной -а, на другой -о. Я называю слова, дети поднимают сигнальную карточку с нужной гласной в корне. Таким образом, сразу видны ошибки. Мы тут же возвращаемся к слову, выписываем его и прорабатываем.

Можно использовать разного вида диктанты, как контрольно тренировочный вид работы:        1) без изменения текста

(предупредительные, объяснительные, комментированное письмо, «Проверяю себя», контрольный); 2) с изменением текста (выборочный, творческий, свободный). Методика проведения этих видов диктантов такова: сообщается задание, а потом диктуется текст. Можно использовать и графические диктанты.

Очень важными для детей я считаю уроки по развитию речи. Мы должны научить их писать сочинения, изложения, давать описания картин, предметов. Пятиклассников я научила создавать

текст типа рассуждения (тезис - доказательства - вывод). Возможные виды работ:

  • подробное изложение текста (типа рассуждения);
  • изложение с одним из дополнительных заданий (ввести в текст другие доказательства, сформулировать вывод самостоятельно и т.д.);
  • сжатое изложение текста;
  • сочинение по картине (например, «Нравится ли вам эта картина? Почему?»), по кинофильму и т.д.

В.В.Розанов писал: «Нужно много и обильно спрашивать, возвращаться к ранее, еще в начале года пройденному...».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Блиц - опросы по математике 5 класс

Блиц опросы можно использовать для фронтальной проверки после изучения новой темы,  для повторения, а также для работы в группах....

Формы и виды опроса на уроках русского языка.

Формы и виды опроса на уроках русского языка.  Подготовилаучитель русского языка и литературыАнисимова Татьяна Николаевна...

«Виды опроса на уроках ТКО в 8 классах».

    Доклад Ситоховой З.Б.      учителя осетинского языка                           и литературы....

Контроль знаний и виды опроса на уроках математики

Папка содержит статью по теме: "Контроль знаний и виды опроса на уроках математики", а так же презентацию по этой теме. В статье приводятся разнообразные виды и формы контроля знаний в рамка...

Опрос по ОБЖ_8 класс

Опрос по ОБЖ...

Онлайн-опрос для учащихся 5 классов "Моё отношение к школе"

Онлайн-опрос создан с целью ознакомления классного руководителя с мнением учащихся класса к обучению в школе, выявлению трудностей, личностных затруднений обучающихся при посещении образовательного уч...

Дидактический материал к уроку СБО по теме: "Виды обуви" для учащихся 6 класса 8 вида с тяжелой умственной отсталостью.

Дидактический материал к уроку СБО по теме: "Виды обуви" для учащихся 6 класса 8 вида с тяжелой умственной отсталостью....