Повторение изученного об имени прилагательном на исторических материалах о Ледовом побоище.5 класс.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Коробко Наталья Сергеевна

Заключительный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе. Прослеживаются межпредметные связи с историей, т.к. занятие построено на исторических материалах о Ледовом побоище. Урок очень понравился детям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkr_uroka.docx35.73 КБ
Файл otkr_urok.rar1.42 МБ

Предварительный просмотр:

 Обобщение изученного об имени прилагательном на исторических материалах о Ледовом побоище. (5 класс).

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки.

Задачи  

Обучающая:  обобщить  практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову, воспитание патриотизма и любви к Родине.

Форма урока: урок – экскурсия; исследовательская деятельность на уроке русского языка.

Методы и приемы: работа с историческими источниками, упражнения на развитие избирательной памяти, технологии: развивающее обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха.

Оборудование: энциклопедия «Цари и императоры», картины, шлем, тетради- помощницы, карточка для морф.  разбора, распечатанные тексты, маршрутные листы, тетради- помощницы, презентация, проектор, интерактивная доска.

                         

                                       Ход урока.

  1. Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте,  уважаемые гости! Я  рада приветствовать вас на уроке русского языка сегодня, 18 апреля, в День воинской славы.  Ребята, поднимите руки те, у кого есть родные и близкие люди, воевавшие на войне: Великой Отечественной, В Афганистане, в Чечене. А вы знаете, что в этот день  в 1242 году произошло грандиозное сражение русских воинов с крестоносцами Левонского ордена на берегу Чудского озера? В истории оно получило название Ледовое побоище. А вам хотелось бы узнать о нем поподробнее? Вот и замечательно!

-А какую часть речи мы изучали на последних уроках? (Имя прилагательное). Сегодня у нас урок обобщения знаний.

2.-Сформулируйте тему урока.

 Обобщение изученного об имени прилагательном на исторических материалах о Ледовом побоище.

- Какие задачи  мы должны поставить перед собой сегодня?

(повторить

     морфологические признаки имени прилагательного,

его синтаксическую роль,

орфограммы, изученные в теме «Имя прилагательное»,

     узнать о Ледовом  побоище.)

 -Сегодня мы работаем в маршрутных листах, которые лежат перед вами. Подпишите их.

3.Запишем предложение:

Восемнадцатого апреля 1242 года произошло  Ледовое побоище.

- Ребята, посчитайте и скажите нам, сколько лет отделяет нас от этой даты? 771 год! Почти 8 веков русский народ гордится славой предков, отстоявших русские земли от захватчиков!

4.Работа с предложением.

-В записанном нами предложении есть прилагательные? (Ледовое)

-Докажите, что это прилагательное. (Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое? Согласуется с именем существительным побоище в ср.роде, ед.ч, им.п. В предложении входит в состав подлежащего.)

-Разберем это прилагательное по составу.( Окончание  ОЕ, основа ЛЕДОВ, суффикс ОВ, корень  ЛЕД.)

-А как вы думаете, почему сражение называется Ледовым? (Сражение произошло на льду Чудского озера, которое находится возле Пскова.) Показать карту.

- Ребята, подберите синонимы к слову «побоище». (Сражение, битва, сеча).

-Какая морфема придаёт слову значение масштабности, размаха? (Суффикс –ищ- выделить.)

5.Работа со словарем.

В словаре это слово трактуется так (сообщение кадета):

-ПОБО́ИЩЕ -а; ср.

1. Устар. Большая битва, сражение с большим количеством жертв. Кровавое  жестокое  Ледовое побоище (разгром новгородцами немецких рыцарей-захватчиков в 1242 г. в битве на льду Чудского озера).

2. Разг. Ожесточённая кровавая драка. Устроить побоище.  

-Итак, предлагаю вам перенестись в прошлое. А поможет нам в этом кадет (…). Он расскажет нам о Ледовом побоище.

6. Сообщение кадета.

В 13 веке Русь покорили монголо -  татары. Они  разрушили города и  села. Из 74 городов  49 были разрушены, а 14 обезлюдили навсегда. Русь должна была  платить тяжелую дань ордынскому хану. Но беда не приходит одна. С запада двинулись шведские и немецкие рыцари. 15 июля 1240 года двадцатилетний князь Александр Ярославович разгромил шведские войска в устье реки Невы. Эта блестящая победа принесла ему славу и прозвище Невский. В том же году немецкие рыцари- крестоносцы заняли крепость Изборск, Псков, готовились к захвату Новгорода. Александр Невский, собрав войско, освободил Псков и двинулся навстречу основным силам врага. Решающее сражение состоялось на берегу Чудского озера 5 апреля (по старому стилю) 1242 года.

7.-Предлагаю вам посмотреть  видеоролик о расположении войск немецких рыцарей – крестоносцев и русских воинов и обратить особое внимание на мудрость тактики ведения боя непревзойденного полководца Александра Невского, которому было всего 20 лет.

8. Работа с отрывком из летописи.

-В видеофрагменте упоминается летопись. Давайте поработаем с историческими материалами.  В ваших маршрутных листах отрывок из летописи, переведенный на современный русский язык. Вам нужно его прочитать, вставить пропущенные буквы. Время выполнения 2 минуты.

9. В это время 1 кадет у доски работает по карточке. (см. далее)

Карточка №1.

Записать пословицу, найти прилагательное и выполнить его морфологический разбор.

Напоролись враги на русские штыки.

 (1 ученик на маленькой доске).

1.На русские (штыки)- прилаг.

2.Н.ф.- русский.

Мн.ч., В.п.

3.Определение.

10. Работа с текстом (Проверка).

Найти имена прилагательные, вставить пропущенные буквы, объяснить.

Ледов… побоище
(отрывок из летописи).

     «Был же тогда день субботн…, и на утренн… заре сошлись оба войска.

      И была здесь зл…  и  велик…  сеча для немцев, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что лёд на Чудск…  озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся ал…  кровью. И сам я слышал об этом от очевидца.

      И обратились немцы в бегство, и гнали их русск…  воины с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицк… берега. И пало немцев 500. В плен взяли 50 лучш…  немецк…  воевод и привели их в Новгород, а  друг…   немцы утонули в озере, потому что была ранн…  весна. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)».

-Прочитайте текст вслух.

-Каким чувством он проникнут? (патриотизма, любви к Родине, гордость за русских воинов).

-В какой части речи и в какой морфеме вы вставили пропущенные буквы? (Окончания имен прилагательных).

-Что такое прилагательное? (правило)

 -Как определить окончания имен прилагательных? (Найти существительное, от которого зависит прилагательное,    задать от сущ.   к  прилаг.   вопрос.  Какое  окончание в вопросе, такое и в прилагательном).

-А сейчас вы поработаете корректорами. Взаимопроверка с выставлением оценок и подписью проверяющего. (Слайд с образцом на доске). Напоминаю, что 1-2 орфографические ошибки – это «4», 3-4 – это «3», а 5 и более ошибок- «2». Время выполнения 2 минуты.

- Поднимите руку, кто получил «5»? Кто получил «4»? Молодцы! Кто получил «3»? Ну что ж, позанимаемся еще на дополнительных занятиях. А сейчас продолжаем работу.

11.Проверка работы ученика  (по карточке) у доски помощником учителя. Запись кадетами предложения и морфологического разбора в тетради.

12.Просмотр фрагмента фильма и работа с эпитетами.

- А сейчас, ребята, будущие защитники Родины,  просмотрите фрагмент исторического фильма со сценой боя и  подберите прилагательные, характеризующие русских воинов, описывающие бой.

Воины -храбрые, смелые, отважные.

Бой- рукопашный, жаркий, кровопролитный.

-Как называются подобранные вами определения? (Эпитеты).

-Дайте определение эпитету. (Яркое, образное определение, содержащее авторскую оценку.)

-Так для чего нам нужны прилагательные? (Украшают речь, делают её яркой, образной).

13.Работа со шлемом.

- Перед вами предмет с поля боя. Что это? (Настоящий шлем русского воина).

Вызвать ученика, дать подержать шлем, по желанию надеть.

-Какой он? Опиши его.

14. Составьте и запишите  синквейн о шлеме или о Ледовом побоище, или о русском воине. Время выполнения 3 минуты. Схему синквейна вы можете посмотреть в тетрадях- помощницах.

1 строка- тема (существительное)

2 строка- 2 прилагательных

3 строка- 3 глагола

4 строка- фраза, отражающая суть

5 строка- вывод, существительное. (Оценки 5 работ).

15.Тематическая физминутка.

-А сейчас тематическая физминутка. Прежде, чем перейти к ней, расскажите о правописании букв О,Ё после после шипяших и Ц в окончаниях прилагательных. (В окончаниях прилагательных после шипяших и Ц под ударением пишется О, без ударения Е).

Встали будущие защитники Родины. Я называю слова, если в окончании пишется О,  ваши руки на поясе, если Е – руки вперед.

МогучЕго,  большОго, сильнейшЕго, по горячЕму (следу), чужОй, в  колючЕм (кустарнике), лежачЕго, пригожЕго.

16.Работа с текстом. об А.Невском.

-Ребята, мы говорили о сражении на Чудском озере, о блестящей победе талантливого полководца  Александра  Невского. Он участвовал более чем в 20 битвах и не проиграл ни одной. А вам интересно узнать,  каким же  был Александр Невский?  Об этом мы прочитаем в тексте, а затем  выполним некоторые задания теста части В в рамеах подготовки к ГИА. (Текст распечатан на партах. При прочтении обращать внимание кадет на следующие моменты: в каком возрасте Александр был посвящен в воины? С какого возраста отец брал его с собой в военные походы? В каком возрасте состоялся первый поход на немцев? В каком возрасте стал князем?).

Князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переяславле - Залесском. Второй сын князя Ярослава Всеволодовича.
Детство и юность Александра Ярославича большей частью протекали в Новгороде, где княжил его отец.
В 1223 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский ПОСТРИГ», т.е. обряд посвящения в воины. Маленького княжича впервые сажали на боевого коня. Вероятно, тогда же переходил он из рук женской прислуги к воспитателям- мужчинам. В знак первого шага на пути возмужания ребенку отрезали прядь волос, что и дало название всему обряду.

-Сколько лет  было княжичу, когда его уже посвятили в воины? (3 года).
В детстве Александр редко видел своего отца- тот постоянно находился в военных походах.
В середине 30-х годов отец начал брать его с собой в походы, где Александр постигал военную науку.

-Во сколько лет отец стал брать Александра в военные походы? (В 10 лет). 

В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.

-Сколько лет князю? (14 лет).


В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля- Залесского княжить в Киев (оттуда в 1238г. – во Владимир). С этого времени начинается самостоятельная деятельность Александра - он становится правителем Новгородской земли, выполняя поручения своего отца. На плечи юного князя легла громадная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей, намеревавшихся захватить северо-западные области Руси.

-Сколько лет князю?(16 лет).

Несколько лет ожесточенной борьбы за нерушимость новгородских и псковских рубежей принесли Александру Ярославичу бессмертную славу.
Время не сохранило ни одного прижизненного изображения
 Александра Невского. Никто не знает, был ли он высок ростом или низок, красив или уродлив. Слава Святого Александра Невского столь велика, что иконописцы и живописцы, ничего не зная о его настоящем облике, из века в века творят могучего воина с совершенными чертами лица. 

Умер Александр 14 ноября 1263 года. Митрополит Кирилл сказал о кончине великого защитника Руси: «Зашло солнце земли русской!»
Петр I приказал прах его перенести в Петербург и похоронить в Александро-Невской лавре - монастыре, построенном на месте, где когда-то Александр разбил шведов. В 1547 году Александра Невского причислили к общерусским святыням. (Показать икону).

-Назовите стиль речи.(Научный).

- Тип речи.(Повествование).

-Найдите в тексте краткие имена прилагательные. (Высок, низок, красив, уродлив, велика.)

-Чем они отличаются от полных? (Краткие прилагательные отвечают на вопросы: КАКОВ? КАКОВА? КАКОВЫ? Изменяются по родам, числам. В предложении являются сказуемыми.)

-Подберите за 1 минуту эпитеты- описания Александра Невского  из кратких прилагательных с основой на шипящую, запишите их. Какая орфограмма вам встретилась? (Хорош, пригож, могуч, широкоплеч.     Ь знак в кратких прилагательных с основой на шипящую не пишется.)

17.Вам нужно составить слово, которое называет одно из главных достоинств Алекандра Невского.

1.Взять приставку от слова, являющегося определением в предложении Наступало бесчисленное войско рыцарей.

2.Добавить подлежащее из предложения Страх овладел врагом.

3.Добавить суффикс прилагательного грозные и окончание слова  храбрый. ( Бесстрашный)

18.Составьте и запишите красивое предложение с этим словом по теме нашего урока.

Александр Невский –  бесстрашный полководец.

19. Тест.

–Итак, мы повторили изученное о прилагательном. В завершении нашего историко –лингвистического путешествия выполним  тест. Откройте ноутбуки, туда загружены тесты. Приступайте к выполнению. Желаю удачи! (Выставление оценок).

20.Рефлексия (на доске).

Все ли задачи, поставленные вами в начале урока, достигнуты?

Что было для вас интересным?

Что вызвало затруднение?

Какое впечатление оставило у вас путешествие в  13 век?

21. Слово учителя.

-Итак, наш урок подошел к концу. Мы достигли поставленных задач, повторили изученное об имени прилагательном, узнали  о битве на Чудском озере. Подробнее о ней вы будете говорить на уроках истории в 6 классе. Защита родной земли- это славные страницы истории, которыми гордится наш народ.  Александр Невский сказал: «Кто к нам с мечом  придет, тот от меча и погибнет». Надеюсь, что пример  такого мужественного человека, великого полководца останется с вами навсегда.

22. Домашнее задание творческого характера.

На «5»

Написать небольшое сочинение- рассуждение на тему: «Что поразило меня в личности А.Невского». (Можно использовать печатные материалы урока и дополнительную литературу).

На «4»

Составить словарный диктант из 25 слов с орфограммами, изученными в теме «Имя прилагательное».



Предварительный просмотр:

 Обобщение изученного об имени прилагательном на исторических материалах о Ледовом побоище. (5 класс).

Цель: повторить общее значение имени прилагательного, его морфологические и синтаксические признаки.

Задачи  

Обучающая:  обобщить  практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи;

Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие логического мышления.

Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову, воспитание патриотизма и любви к Родине.

Форма урока: урок – экскурсия; исследовательская деятельность на уроке русского языка.

Методы и приемы: работа с историческими источниками, упражнения на развитие избирательной памяти, технологии: развивающее обучение, развитие критического мышления, дифференцированный подход к обучению, создание ситуации успеха.

Оборудование: энциклопедия «Цари и императоры», картины, шлем, тетради- помощницы, карточка для морф.  разбора, распечатанные тексты, маршрутные листы, тетради- помощницы, презентация, проектор, интерактивная доска.

                         

                                       Ход урока.

  1. Слово учителя.

-Здравствуйте, ребята! Здравствуйте,  уважаемые гости! Я  рада приветствовать вас на уроке русского языка сегодня, 18 апреля, в День воинской славы.  Ребята, поднимите руки те, у кого есть родные и близкие люди, воевавшие на войне: Великой Отечественной, В Афганистане, в Чечене. А вы знаете, что в этот день  в 1242 году произошло грандиозное сражение русских воинов с крестоносцами Левонского ордена на берегу Чудского озера? В истории оно получило название Ледовое побоище. А вам хотелось бы узнать о нем поподробнее? Вот и замечательно!

-А какую часть речи мы изучали на последних уроках? (Имя прилагательное). Сегодня у нас урок обобщения знаний.

2.-Сформулируйте тему урока.

 Обобщение изученного об имени прилагательном на исторических материалах о Ледовом побоище.

- Какие задачи  мы должны поставить перед собой сегодня?

(повторить

     морфологические признаки имени прилагательного,

его синтаксическую роль,

орфограммы, изученные в теме «Имя прилагательное»,

     узнать о Ледовом  побоище.)

 -Сегодня мы работаем в маршрутных листах, которые лежат перед вами. Подпишите их.

3.Запишем предложение:

Восемнадцатого апреля 1242 года произошло  Ледовое побоище.

- Ребята, посчитайте и скажите нам, сколько лет отделяет нас от этой даты? 771 год! Почти 8 веков русский народ гордится славой предков, отстоявших русские земли от захватчиков!

4.Работа с предложением.

-В записанном нами предложении есть прилагательные? (Ледовое)

-Докажите, что это прилагательное. (Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какое? Согласуется с именем существительным побоище в ср.роде, ед.ч, им.п. В предложении входит в состав подлежащего.)

-Разберем это прилагательное по составу.( Окончание  ОЕ, основа ЛЕДОВ, суффикс ОВ, корень  ЛЕД.)

-А как вы думаете, почему сражение называется Ледовым? (Сражение произошло на льду Чудского озера, которое находится возле Пскова.) Показать карту.

- Ребята, подберите синонимы к слову «побоище». (Сражение, битва, сеча).

-Какая морфема придаёт слову значение масштабности, размаха? (Суффикс –ищ- выделить.)

5.Работа со словарем.

В словаре это слово трактуется так (сообщение кадета):

-ПОБО́ИЩЕ -а; ср.

1. Устар. Большая битва, сражение с большим количеством жертв. Кровавое  жестокое  Ледовое побоище (разгром новгородцами немецких рыцарей-захватчиков в 1242 г. в битве на льду Чудского озера).

2. Разг. Ожесточённая кровавая драка. Устроить побоище.  

-Итак, предлагаю вам перенестись в прошлое. А поможет нам в этом кадет (…). Он расскажет нам о Ледовом побоище.

6. Сообщение кадета.

В 13 веке Русь покорили монголо -  татары. Они  разрушили города и  села. Из 74 городов  49 были разрушены, а 14 обезлюдили навсегда. Русь должна была  платить тяжелую дань ордынскому хану. Но беда не приходит одна. С запада двинулись шведские и немецкие рыцари. 15 июля 1240 года двадцатилетний князь Александр Ярославович разгромил шведские войска в устье реки Невы. Эта блестящая победа принесла ему славу и прозвище Невский. В том же году немецкие рыцари- крестоносцы заняли крепость Изборск, Псков, готовились к захвату Новгорода. Александр Невский, собрав войско, освободил Псков и двинулся навстречу основным силам врага. Решающее сражение состоялось на берегу Чудского озера 5 апреля (по старому стилю) 1242 года.

7.-Предлагаю вам посмотреть  видеоролик о расположении войск немецких рыцарей – крестоносцев и русских воинов и обратить особое внимание на мудрость тактики ведения боя непревзойденного полководца Александра Невского, которому было всего 20 лет.

8. Работа с отрывком из летописи.

-В видеофрагменте упоминается летопись. Давайте поработаем с историческими материалами.  В ваших маршрутных листах отрывок из летописи, переведенный на современный русский язык. Вам нужно его прочитать, вставить пропущенные буквы. Время выполнения 2 минуты.

9. В это время 1 кадет у доски работает по карточке. (см. далее)

Карточка №1.

Записать пословицу, найти прилагательное и выполнить его морфологический разбор.

Напоролись враги на русские штыки.

 (1 ученик на маленькой доске).

1.На русские (штыки)- прилаг.

2.Н.ф.- русский.

Мн.ч., В.п.

3.Определение.

10. Работа с текстом (Проверка).

Найти имена прилагательные, вставить пропущенные буквы, объяснить.

Ледов… побоище
(отрывок из летописи).

     «Был же тогда день субботн…, и на утренн… заре сошлись оба войска.

      И была здесь зл…  и  велик…  сеча для немцев, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что лёд на Чудск…  озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся ал…  кровью. И сам я слышал об этом от очевидца.

      И обратились немцы в бегство, и гнали их русск…  воины с боем, как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду до Суболицк… берега. И пало немцев 500. В плен взяли 50 лучш…  немецк…  воевод и привели их в Новгород, а  друг…   немцы утонули в озере, потому что была ранн…  весна. Был же этот бой 5 апреля (1242 г.)».

-Прочитайте текст вслух.

-Каким чувством он проникнут? (патриотизма, любви к Родине, гордость за русских воинов).

-В какой части речи и в какой морфеме вы вставили пропущенные буквы? (Окончания имен прилагательных).

-Что такое прилагательное? (правило)

 -Как определить окончания имен прилагательных? (Найти существительное, от которого зависит прилагательное,    задать от сущ.   к  прилаг.   вопрос.  Какое  окончание в вопросе, такое и в прилагательном).

-А сейчас вы поработаете корректорами. Взаимопроверка с выставлением оценок и подписью проверяющего. (Слайд с образцом на доске). Напоминаю, что 1-2 орфографические ошибки – это «4», 3-4 – это «3», а 5 и более ошибок- «2». Время выполнения 2 минуты.

- Поднимите руку, кто получил «5»? Кто получил «4»? Молодцы! Кто получил «3»? Ну что ж, позанимаемся еще на дополнительных занятиях. А сейчас продолжаем работу.

11.Проверка работы ученика  (по карточке) у доски помощником учителя. Запись кадетами предложения и морфологического разбора в тетради.

12.Просмотр фрагмента фильма и работа с эпитетами.

- А сейчас, ребята, будущие защитники Родины,  просмотрите фрагмент исторического фильма со сценой боя и  подберите прилагательные, характеризующие русских воинов, описывающие бой.

Воины -храбрые, смелые, отважные.

Бой- рукопашный, жаркий, кровопролитный.

-Как называются подобранные вами определения? (Эпитеты).

-Дайте определение эпитету. (Яркое, образное определение, содержащее авторскую оценку.)

-Так для чего нам нужны прилагательные? (Украшают речь, делают её яркой, образной).

13.Работа со шлемом.

- Перед вами предмет с поля боя. Что это? (Настоящий шлем русского воина).

Вызвать ученика, дать подержать шлем, по желанию надеть.

-Какой он? Опиши его.

14. Составьте и запишите  синквейн о шлеме или о Ледовом побоище, или о русском воине. Время выполнения 3 минуты. Схему синквейна вы можете посмотреть в тетрадях- помощницах.

1 строка- тема (существительное)

2 строка- 2 прилагательных

3 строка- 3 глагола

4 строка- фраза, отражающая суть

5 строка- вывод, существительное. (Оценки 5 работ).

15.Тематическая физминутка.

-А сейчас тематическая физминутка. Прежде, чем перейти к ней, расскажите о правописании букв О,Ё после после шипяших и Ц в окончаниях прилагательных. (В окончаниях прилагательных после шипяших и Ц под ударением пишется О, без ударения Е).

Встали будущие защитники Родины. Я называю слова, если в окончании пишется О,  ваши руки на поясе, если Е – руки вперед.

МогучЕго,  большОго, сильнейшЕго, по горячЕму (следу), чужОй, в  колючЕм (кустарнике), лежачЕго, пригожЕго.

16.Работа с текстом. об А.Невском.

-Ребята, мы говорили о сражении на Чудском озере, о блестящей победе талантливого полководца  Александра  Невского. Он участвовал более чем в 20 битвах и не проиграл ни одной. А вам интересно узнать,  каким же  был Александр Невский?  Об этом мы прочитаем в тексте, а затем  выполним некоторые задания теста части В в рамеах подготовки к ГИА. (Текст распечатан на партах. При прочтении обращать внимание кадет на следующие моменты: в каком возрасте Александр был посвящен в воины? С какого возраста отец брал его с собой в военные походы? В каком возрасте состоялся первый поход на немцев? В каком возрасте стал князем?).

Князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переяславле - Залесском. Второй сын князя Ярослава Всеволодовича.
Детство и юность Александра Ярославича большей частью протекали в Новгороде, где княжил его отец.
В 1223 году Ярослав «учинил сыновьям княжеский ПОСТРИГ», т.е. обряд посвящения в воины. Маленького княжича впервые сажали на боевого коня. Вероятно, тогда же переходил он из рук женской прислуги к воспитателям- мужчинам. В знак первого шага на пути возмужания ребенку отрезали прядь волос, что и дало название всему обряду.

-Сколько лет  было княжичу, когда его уже посвятили в воины? (3 года).
В детстве Александр редко видел своего отца- тот постоянно находился в военных походах.
В середине 30-х годов отец начал брать его с собой в походы, где Александр постигал военную науку.

-Во сколько лет отец стал брать Александра в военные походы? (В 10 лет). 

В 1234 году состоялся первый поход Александра (под отцовским стягом) на ливонских немцев.

-Сколько лет князю? (14 лет).


В 1236 году Ярослав уехал из Переяславля- Залесского княжить в Киев (оттуда в 1238г. – во Владимир). С этого времени начинается самостоятельная деятельность Александра - он становится правителем Новгородской земли, выполняя поручения своего отца. На плечи юного князя легла громадная ответственность: оборона новгородских границ от воинственных соседей, намеревавшихся захватить северо-западные области Руси.

-Сколько лет князю?(16 лет).

Несколько лет ожесточенной борьбы за нерушимость новгородских и псковских рубежей принесли Александру Ярославичу бессмертную славу.
Время не сохранило ни одного прижизненного изображения
 Александра Невского. Никто не знает, был ли он высок ростом или низок, красив или уродлив. Слава Святого Александра Невского столь велика, что иконописцы и живописцы, ничего не зная о его настоящем облике, из века в века творят могучего воина с совершенными чертами лица. 

Умер Александр 14 ноября 1263 года. Митрополит Кирилл сказал о кончине великого защитника Руси: «Зашло солнце земли русской!»
Петр I приказал прах его перенести в Петербург и похоронить в Александро-Невской лавре - монастыре, построенном на месте, где когда-то Александр разбил шведов. В 1547 году Александра Невского причислили к общерусским святыням. (Показать икону).

-Назовите стиль речи.(Научный).

- Тип речи.(Повествование).

-Найдите в тексте краткие имена прилагательные. (Высок, низок, красив, уродлив, велика.)

-Чем они отличаются от полных? (Краткие прилагательные отвечают на вопросы: КАКОВ? КАКОВА? КАКОВЫ? Изменяются по родам, числам. В предложении являются сказуемыми.)

-Подберите за 1 минуту эпитеты- описания Александра Невского  из кратких прилагательных с основой на шипящую, запишите их. Какая орфограмма вам встретилась? (Хорош, пригож, могуч, широкоплеч.     Ь знак в кратких прилагательных с основой на шипящую не пишется.)

17.Вам нужно составить слово, которое называет одно из главных достоинств Алекандра Невского.

1.Взять приставку от слова, являющегося определением в предложении Наступало бесчисленное войско рыцарей.

2.Добавить подлежащее из предложения Страх овладел врагом.

3.Добавить суффикс прилагательного грозные и окончание слова  храбрый. ( Бесстрашный)

18.Составьте и запишите красивое предложение с этим словом по теме нашего урока.

Александр Невский –  бесстрашный полководец.

19. Тест.

–Итак, мы повторили изученное о прилагательном. В завершении нашего историко –лингвистического путешествия выполним  тест. Откройте ноутбуки, туда загружены тесты. Приступайте к выполнению. Желаю удачи! (Выставление оценок).

20.Рефлексия (на доске).

Все ли задачи, поставленные вами в начале урока, достигнуты?

Что было для вас интересным?

Что вызвало затруднение?

Какое впечатление оставило у вас путешествие в  13 век?

21. Слово учителя.

-Итак, наш урок подошел к концу. Мы достигли поставленных задач, повторили изученное об имени прилагательном, узнали  о битве на Чудском озере. Подробнее о ней вы будете говорить на уроках истории в 6 классе. Защита родной земли- это славные страницы истории, которыми гордится наш народ.  Александр Невский сказал: «Кто к нам с мечом  придет, тот от меча и погибнет». Надеюсь, что пример  такого мужественного человека, великого полководца останется с вами навсегда.

22. Домашнее задание творческого характера.

На «5»

Написать небольшое сочинение- рассуждение на тему: «Что поразило меня в личности А.Невского». (Можно использовать печатные материалы урока и дополнительную литературу).

На «4»

Составить словарный диктант из 25 слов с орфограммами, изученными в теме «Имя прилагательное».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Повторение изученного об имени прилагательном. Ярмарка знаний. 6 класс ( Два спаренных урока).

Два спаренных урока русского языка в 6 классе на повторение изученного об имени прилагательном построены в форме игры. В начале первого  урока учителем объявляется мораторий на плохие отметки, и ...

Урок русского языка в 6 классе по теме "Обобщение изученного об имени прилагательном"

Разработка урока и презентация. Материал к уроку подобран на основе информации о декоративно-прикладных промыслах....

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме "Обобщение изученного об имени прилагательном"

В материалах содержится конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал...

Обобщающий урок по теме «Имя прилагательное» 6-й класс. «Систематизация и обобщение изученного об имени прилагательном».

Данный урок нацелен на закрепление умений распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу, определять грамматические признаки имени прилагательн...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Повторение и обобщение изученного об имени прилагательном"

Технологическая карта урока с элементами исследовательской работы, мини-проекта, работы с текстом, самостоятельной работы и др. формами....

Урок русского языка в 6 классе по теме «Имя прилагательное. Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе»

Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся об имени прилагательном, полученных в 5 классе....