Урок развития речи, 5 класс, описание животного.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Пахомова Светлана Иосифовна

Богатый речевой материал, разнообразные тексты для редактирования и композиционного анализа, задания по профилактике речевых недочетов - основательная подготовка для создания учеником собственного текста-описания животного. Приложение - раздаточный материал (анализ и редактирование текстов).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_zhiv.docx18.45 КБ

Предварительный просмотр:

 РР   ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО, 5 класс

Задачи: познакомить учащихся с особенностями композиции сочинения-описания, расширить лексикон описательными языковыми средствами, воспитывать любовь к животным и ответственность за них.

                                        Ход урока.

  1. Актуализация внимания, знаний  учащихся. Словарный диктант.

Задание: выделить окончания прилагательных, подчеркнуть буквы-орфограммы.

Выросла красивая  собака, короткую гладкую шерсть, на беленькой мордочке, мягко лоснится, задорно торчат, рыжеватыми ушками, шерстка в крапинку, по каштановой спинке черные полосочки, маленькая проворная рыбка, с большим радужным хвостом, синева на серебристой чешуйке, на лапках мягкие подушечки, носик розовой кнопочкой, на белой манишке, черными пятнышками, преданный взгляд, хитроватые искорки, пестроперый попугай.

? Какова тема диктанта?

? В каком типе речи может быть использован этот речевой материал?

  1.  Слово учителя. -Художественно могут быть описаны не только предметы, но и животные. Если научное или деловое описание животных можно встретить в учебниках, справочниках, энциклопедиях, то художественное – в произведениях художественной литературы.   Как строится такое описание? В чем его отличие от научного и делового, предстоит нам узнать.
  2. Работа с текстами.
  1. Определите отношение автора к птице. Какие слова, по-вашему, особенно ярко передают это отношение автора?

   Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных разбойников, которые благополучно живут даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь веселыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Воробьи не обладают изяществом и красотой, Звонко петь не умеют, но все же милы мне эти веселые, маленькие, дерзкие разбойники. (По И.Соколову-Микитову).

Ответьте на вопросы. У собаки волосы или шерсть? У попугая ноги или лапы? У кошки ногти или когти? Четвероногий друг кушает или ест? Можно сказать, что хомячок среднего роста? Внесите в данное ученическое сочинение изменения.

  1. Устраните в описании животного фактические неточности и ошибки.

У нас в деревн..  есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватыва..т и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому(что) он старый. Ляжет на землю и греет?ся на солнышке. Любит он, когда глад..шь его по волосам. Тогда он выгнется, выпуст..т ногти из лап и мурлыч..т благодарно. И не любит Василий, когда его тревож..т или на лицо ему сяд..т муха. Тогда он злит?ся. Но нет, что(бы) смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнте. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмет лапу и долго та держ..т муху, а потом выпуст..т ее или скуша..т.

Выпишите слова с пропущенными буквами.

  1. Проведите редактуру текста. Устраните в описании

неоправданное повторение слов. Чем можно оживить описание коня?

Зима. Кругом на земле и на крышах домов лежит снег. Деревья в инее. Помощник фермера вывел верхового коня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нем была меховая шапка, теплое пальто, а на ногах валенки. Конь был вороной масти. У коня была голова узкая, красивая, а на лбу была белая звездочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, короткая. Ноги были сильные и стройные. Конь бежит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня развеваются на ветру. Правую переднюю ногу он выкинул вперед, а левую поджал под себя. Этот вороной конь был очень красив на  белом снегу.

  1. Подведение итогов урока. - В описание животного что важно включить? Первое      общее впечатление, описание внешности, характерные черты облика, повадки, действия, движение животного, авторское отношение.

Домашнее задание: определить объект описания, провести наблюдение, сделать наброски описания.

Приложение. Раздаточный материал.

 ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО. РАБОТА С ТЕКСТАМИ. РЕДАКТИРОВАНИЕ.

  1. Определите отношение автора к птице. Какие слова, по-вашему, особенно ярко передают это отношение автора?

   Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных разбойников, которые благополучно живут даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь веселыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Воробьи не обладают изяществом и красотой, Звонко петь не умеют, но все же милы мне эти веселые, маленькие, дерзкие разбойники.                        (По И.Соколову-Микитову).

  1. Устраните в описании животного фактические неточности.

     У нас в деревн..  есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватыва..т и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому(что) он старый. Ляжет на землю и греет?ся на солнышке. Любит он, когда глад..шь его по волосам. Тогда он выгнется, выпуст..т ногти из лап и мурлыч..т благодарно. И не любит Василий, когда его тревож..т или на лицо ему сяд..т муха. Тогда он злит?ся. Но нет, что(бы) смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнте. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмет лапу и долго та держ..т муху, а потом выпуст..т ее или скуша..т.

Выпишите слова с пропущенными буквами.

3.Проведите редактуру текста. Устраните в описании неоправданное повторение слов. Чем можно оживить описание коня?

      Зима. Кругом на земле и на крышах домов лежит снег. Деревья в инее. Помощник фермера вывел верхового коня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нем была меховая шапка, теплое пальто, а на ногах валенки. Конь был вороной масти. У коня была голова узкая, красивая, а на лбу была белая звездочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, короткая. Ноги были сильные и стройные. Конь бежит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня развеваются на ветру. Правую переднюю ногу он выкинул вперед, а левую поджал под себя. Этот вороной конь был очень красив на  белом снегу.

         ОПИСАНИЕ ЖИВОТНОГО. РАБОТА С ТЕКСТАМИ. РЕДАКТИРОВАНИЕ.

  1. Определите отношение автора к птице. Какие слова, по-вашему, особенно ярко передают это отношение автора?

   Я люблю воробьев, этих дерзких, смелых и умных разбойников, которые благополучно живут даже в шумных, многолюдных городах. Люблю их весеннее бодрое чириканье. Они радуются солнцу, приходу весны. Сколько задора в их громком чириканье! Я часто любуюсь веселыми воробьями, смотрю, как бочком-бочком скачут они по бульварным дорожкам, клюют крошки хлеба, которые я вынимаю из кармана, прыгают под ногами прохожих по городским тротуарам. Воробьи не обладают изяществом и красотой, Звонко петь не умеют, но все же милы мне эти веселые, маленькие, дерзкие разбойники.                        (По И.Соколову-Микитову).

  1. Устраните в описании животного фактические неточности.

     У нас в деревн..  есть рыжий кот Василий. Он среднего роста, как все коты. На лбу у него серое пятно, которое захватыва..т и одно ухо. Ходит Василий не спеша, потому(что) он старый. Ляжет на землю и греет?ся на солнышке. Любит он, когда глад..шь его по волосам. Тогда он выгнется, выпуст..т ногти из лап и мурлыч..т благодарно. И не любит Василий, когда его тревож..т или на лицо ему сяд..т муха. Тогда он злит?ся. Но нет, что(бы) смахнуть муху ногой, не хочется ему двигаться. Так и лежит, пока терпение не лопнте. Тогда он садится и начинает ловить мух. Как поймает, зажмет лапу и долго та держ..т муху, а потом выпуст..т ее или скуша..т.

Выпишите слова с пропущенными буквами.

3.Проведите редактуру текста. Устраните в описании неоправданное повторение слов. Чем можно оживить описание коня?

      Зима. Кругом на земле и на крышах домов лежит снег. Деревья в инее. Помощник фермера вывел верхового коня для бега по кругу. Конюх был одет по-зимнему. На нем была меховая шапка, теплое пальто, а на ногах валенки. Конь был вороной масти. У коня была голова узкая, красивая, а на лбу была белая звездочка. Шея была прямая, длинная, гибкая. Грудь у коня была крутая, крепкая. Спина была мускулистая, короткая. Ноги были сильные и стройные. Конь бежит быстро, легко и энергично, хвост и грива у коня развеваются на ветру. Правую переднюю ногу он выкинул вперед, а левую поджал под себя. Этот вороной конь был очень красив на  белом снегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

урок развития речи. Сочинение-описание картины П.П.Кончаловского "Сирень"

Натюрморт П.П.  Кончаловского «Сирень» - высокохудожественное произведение, изображающее хорошо знакомые учащимся цветы, доступно им и вызывает у детей положительные эмоции. На картин...

Электронное приложение к уроку развития речи. Сочинение-описание по картине И.Левитана "Большая вода"

Презентация позволяет в течение небольшого промежутка времени подготовить учащихся к сочинению-описанию....

Урок развития речи. Сочинение-описание предмета. 5 класс

Развитие речи. Типы речи. Описание. Сочинение-описание предмета (игрушки)...

Урок развития речи "Сочинение - описание состояния природного объекта".

Интегрированный урок развития речи для 6 класса....

Урок развития речи. Сочинение - описание животного.

Художник рисует красками, писатель - словами. Научиться так описать любимое животное, чтобы каждый хотел к нему прикоснуться, погладить - сможет каждый, если познакомится с разработкой урока. Клише со...