Олимпиада по русскому языку 8-11 классы
олимпиадные задания по русскому языку (11 класс) по теме

Абдуллаева Ольга Ситовна

Олимпиадные задания  по русскому языку для коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл olimpiada_1.odt22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) общеобразовательное

учреждение школа-интернат № 4 г.Тольятти Самарской Области

  Олимпиада по русскому языку (8-11 классы).

                                                     Учитель русского языка

                                                                                   литературы

                                                                                  Абдуллаева Ольга

                                                                                  Ситовна.

                                     Тольятти — 2014 г.

    Олимпиадные задания по русскому языку для 10-11 классов.

  1. Определите лексическое значение выделенных слов .

А. Брат Николай купил сто двенадцать десятин с барским домом,людской,с парком.

Б. Увидели ляхи,что плохо наконец приходит, выкинули хоругвь и закричали отворять городские ворота. ( Н.В.Гоголь, «Тарас Бульба»).

   

         В. Швабрин переминился в лице. «Это тебе так не пройдёт,- сказал  

         он,стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию».

         ( А.С.Пушкин.»Капитанская дочка»).

  1. Расставьте ударения в следующих словах.

   

          Корысть,соболезнование,квартал,средства,красивее,статуя,бало-

          ванный,колледж,втридешева,добела,каталог.

         3. Дайте развёрнутое определение терминов ( с примерами).

             

           Неологизмы,лексическое значение,омонимы.

         

         4.Объясните смысл следующих устойчивых выражений.

           А. Потёмкинские деревни.

           Б.  Сказка про белого бычка.

           В   Куда Макар телят не гонял.

         5.Поставьте существительные в форму родительного падежа

           множественного числа.

           

            Носки,киргизы,апельсины,погоны,томаты,одеяльца,яблоки,

            ботинки,кочерги.

  1. Вставьте пропущенные буквы.Употребите выделенное

словосочетание в форме родительного,творительного и предложного падежей.

           

               407 полотня...ых платков;  287 подержа...ых автомобилей;

             1306 соломе...ых шляпок; 3005 грамм(ов) свежемороже...ых ягод;

          550 подстрел...ых уток.

     

  1. Какие из приведённых слов однокоренные?

Впутывать,пучина,запутывание,пушинка,распухший,опутать,ввыпучивать, запутанность,спутник,пущий,пушка,припухать,спутывание,упутать.

  1. Найдите в пословицах устаревшие грамматические формы.Укажите соответствующие им формы.

   

                  А. Дай Бог нашему теляти волка поймати.

                  Б. Темна вода в облацех.

                  В. Своя своих не познаша.

                  Г.   Игра не стоит свеч.

         

               9.Найдите среди приведённых ниже словосочетаний    ошибочные, сделайте необходимые исправления.

                    Лесистая чащоба, цивильное государство, редакторская правка,оплатить проезд, уплатить за проезд,сыскать уважение,буднее платье.

               

               

             

  1. Исправьте неправильное словоупотребление.

                     А. На ремонт квартиры потребовалось двадцать рулонов    

                          обоев.

                      Б.На лугу бегали три жирные зайца.

                     

                     В.  Росийский космический корабль направился к планете

                          Венера.

                      Г.  Этот молодой человек чувствует своё превосходство

                           перед друзьями.

                        Д. Журналисты стремились поговорить с певцом с широ-

                             кой популярностью.

               11.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

                Пол...жение Анны после смерти отца было очень тяж...ло... Она

                однако (не) пот...ряла головы и (не)медле(н,нн)о выписала к

                себе сестру своей матери злую и чва(н,нн)ую старуху которая

                пос...лившись у пл...мя(н,нн)ицы в доме  забрала себе все

                луч(?)шие комнаты ворчала и брю...жала с утра до вечера и

                даже по саду гуляла (н...)иначе как в сопр...в...ждении един-

                стве(н,нн)ого своего крепостного человека угрюмого лакея в

                и(з,с) ноше(н,нн)ой гороховой ливрее с голубым п...зументом и

                в тр...уголке.

12.Восстановите исходную форму цитаты,использованной в газетном заголовке.

Укажите автора и произведение.

               А. И скучно,и грустно,и некому «Волгу»продать.

               Б. Не хочу учиться, не хочу трудиться.

               В. Откуда фисташки?

               Г.  Маленький фриц.

               Д. Размышления у накрытого стола.

  1.                                        
  1.                                   Ответы.
  2. А. Людская -помещение для дворни,прислуги.

Б .Хоругвь  — боевое оружие.

 В.Сатисфакция — удовлетворение.

  1. Корысть,соболезнование,квартал,средства,красивее,статуя,бало-

 ванный,колледж,втридешева,добела,каталог.

  1. Неологизмы- новые слова и выражения,появление которых обусловлено потребностью в наименовании новых предметов и реалий.

 Лексическое значение слова — это его содержание,то важнейшее,что определяет место слова в нашей речи.

 Омонимы — слова одной и той же части речи,одинаковые по звучанию и написанию, но разные по лексическому значению.

  1. А. Потёмкинские деревни — очковтирательство,показной блеск,скрывающий неблагополучие чего-либо.

Б.  Сказка про белого бычка- бесконечное повторение одного и того же.

В. Очень далеко.

 Г. Читать невнятно,невыразительно.

  1. Носков,киргизов,апельсинов,погон,томатов,одеялец,яблок,ботинок,коречёг.
  2. Четырёхсот семи полотняных платков; двести восемьдесят семь подержанных автомобилей, двухсот восьмидесяти семи подержанных автомобилей, двумястами восьмьюдесятью семью подержанными автомобилями, о двухстах восьмидесяти семи подержанных автомобилях; тысяча триста шесть соломенных шляпок; три тысячи пять граммов свежемороженых ягод; пятьсот пятьдесят подстреленных уток.
  3. Впутывать,запутывание,опутать,запутанность,спутник,спутывание,упутать.Пушинка,распухший,припухать.
  4. А. Дай Бог нашему теляти волка поймати.(телёнку,поймать).

Б. Темна вода  в облацех.(в облаках).

В.  Своя своих не познаша.(Сам/свой,узнал).

Г.   Игра не стоит свеч.(Свечей).

  1. Лесная чащоба,цивилизованное государство,снискать уважение,будничное платье.

  1. А.потребовалось
  1.          Б. жирных

         В. Венера

         Г.  над друзьями

         Д.  с очень популярным.

11. Положение Анны после смерти отца было очень тяжело...Она,однако,не потеряла головы и немедленно выписала к себе сестру своей матери,злую и чванную старуху,которая,поселившись у племянницы в доме, забрала себе все лучшие комнаты, ворчала и брюзжала с утра до вечера и даже по саду гуляла не иначе как в сопровождении единственного своего крепостного человека,урюмого лакея в изношенной гороховой ливрее с голубым позументом и в треуголке.

12.  А. И скучно,и грустно,и некому руку подать    (М.Ю.Лермонтов)

  Б. Не хочу учиться,  хочу жениться.(Д.И.Фонвизин    «Недоросль»)

  В. Откуда дровишки?( Н.А.Некрасов, «Крестьянские дети»).

  Г.  Маленький принц.(Экзюпери).

  Д. Размышления у парадного подъезда. (Н.А.Некрасов).

 

Олимпиадные задания по русскому языку  для 8-9 классов коррекционной школы.

1.Сколько согласных звуков в русском языке? Подчеркните правильный ответ.

А) 49;  Б) 20;  В) 37 ; Г) 21

2.Какие звуки может обозначать буква З ? Покажите на примерах. 3.Поставьте ударение в словах Баловать,каталог,танцовщица,красивее,менеджмент,рефери,еретик,ассиметрия

   4. Укажите,чем различаются следующие слова.

             Молодой – юный,девушка- девица,юноша – парень.

             Как называются эти слова?

   5.Укажите различия в значении следующих слов.

           Невежа- невежда,освоить – усвоить,откровение – откровенность.

     6. Объясните значение следующих фразеологизмов.

         Умывать руки, Фома неверующий, хлеб насущий.

  1. Приведите не менее пяти примеров крылатых выражений.Укажите их     источник.

 8. Образуйте формы родительного падежа множественного числа следующих существительных:

     Банан -                   , грабли -                         , грузин-              , дно –

    Носок -                    , простыня-                     , чулок -              , ясли -                 .

    9. Объсните,почему одна из частей речи получила название местоимение

 Приведите примеры, потвеждающие ваше объяснение.

10.Выделите основы и окончания в следующих словах.

Метро,   налево,  село,   ухо,  около,   счастливо(дитя),    счастливо,    путь,   спать,   вспять,  кровать,   пусть,   хоть,   взять.

11.Определить способ образования слова загородный

   А) суффиксальный,

   Б) суффиксально-префиксальный,

   В)  префиксальный.

12.Постройте словообразовательные цепочки из данных слов.

 Языковедение,двуязычный,язык ,языкастый,язычишко,безъязычный,

Язычный .

13.В чем заключаются отличительные особенности (семантические и грамматические)числительных два и оба.

 14.Раскройте скобки,выбирая необходимую букву.

 

     Аф(е,е)ра,ман(е,е)вры,корт(е,е)ж,новорожд(е,е)нный,ист(е,е)кший,план(е,е)р.

  15. Просклоняйте письменно приведенные ниже имена числительные.

     789, 40.

16.  Определите,к каким разрядам относятся приведенные местоимения.

    Его, себя, наш, некий, сколько-нибудь, который.

17. Выделите морфемы в приведенных ниже словах и определите способ

       словообразования.

   Подмосковье, белокаменный.

18. Образуйте краткую форму (м.р.,ед.ч.) от имен прилагательных естественный, острый , тождественный.

19.Образуйте все возможные формы степеней сравнения от прилагательныхКрасивый,великий.

 20. Напишите заявление на имя директора школы с просьбой допустить вас к участию в олимпиаде по русскому языку.

Ответы на вопросы олимпиады.

1. 37 (В).

2.З – зуб,зигзаг,  с   Вос-воз,Кузька –с, шш –без шитья, жж – безжалостный, шш – извозчик.

3.Баловать,каталог,танцовщица,красивее,менеджмент,рефери,еретик,ассимет-

рия.

4. Молодой – не достигший зрелого возраста.

Юный – не старый,юноша – мужчина в возрасте,переходном от отрочества к зрелости,парень – молодой человек.(Синонимы).

Девица –(устаревш.) то же ,что и девушка.

Девушка – в возрасте ,переходном от отрочества к юности.  

 5.Невежа- грубый,невоспитанный человек,невежда – необразованный человек.

  • Освоить – научиться пользоваться чем-либо.
  • Усвоить – сделать своим,привычным для себя.
  • Откровение – то,что открывает истину.
  • Откровенность- искренность,чистосердечие.

6. Умывать руки- отстраниться от чего-либо,снимать с себя ответственность за что-либо.

8.Бананов,грабель и граблей,грузин,доньев,носков,простынь и простыней,чулок.

9.Местоимение.Это часть речи получила подобное название потому,что она используется вместо имени,заменяя его.

10.Метро,налево,Село,около,счастливо,дитя,жить,путь,стоять,вспять,кровать,

 пусть,хоть,взя-ть.

11.Слово Загородный образовано суф.-префиксальным способом.

12.Язык-языковой-языкастый-язычишко-языковедение-язычный-двуязычный.

13.Два-число и цифра и количество 2.

     Оба- и тот и другой.Два и оба обладают грамматической категорией рода

     Оба-м.р. и ср.р.,обе- ж.р., Два ученика – оба ученика.

14.Афера, маневры, кортеж, новорожденный, истекший, планер.

15.И.п.семьсот восемьдесят девять,  сорок

     Р.п.семисот восьмидесяти девяти,сорока

     Д.п.семистам восьмидесяти девяти,сорока

     В.п.семьсот восемьдесят девять,сорок

     Т.п.семьюстами восьмью девятью,сорока

    П.п. о семистах восьмидесяти девяти,о сорока.

16.Его (личное и притяжательное),себя (возвратное),наш(притяжательное), некий (неопределенное),сколько-нибудь(неопределенное),который(вопросительно-относительное).

17.Подмосковье- морфолог.,приставочно-суффиксальный способ.

     Белокаменный – морфолог.,сложение основ.

18.Естественный-естествен,естественен,тождественный-тождествен,тождественен,острый-остер,полный- полон.

19.Красивый-красивее,красивейший,наиболее красивый,всех красивее.

     Великий-более (менее)великий,величайший,самый великий,наиболее

     Великий.

20.                                Директору ГС(К)ОУ

                                      Школы-интерната №4

                                      ________(ФИО)_____________________

                                       ________(ФИО)________________________

                              заявление.

Прошу допустить меня к участию в олимпиаде по русскому языку,которая состоится 10 февраля 20014 г. в школе-интернате №4.

                                           Подпись.

                                      Литература .

     Региональные олимпиады школьников по русскому языку.

     Методическое пособие.

     Дрофа , Москва , 2004 г.  

      Авторы — составители : Н.Г.Гольцова,Л.Ф.Копосов, И.В.Шамшин.            

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы и задания к олимпиаде по русскому языку в 5 классе

Для подготовки или проведения олимпиады по руссому языку в 5 классе (два варианта)...

школьная олимпиада по русскому языку для 8 класса

Иногда ищешь олимпиадный материал и ничего подходящего не можешь найти. Решила разместить олимпиаду для  учащихся 8 класса. Если коллеги поддержат меня, буду рада. С удовольствием порешаем со сво...

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

Подготовка к олимпиаде по русскому языку 7-11 классы

Олимпиадные задания по русскому языку. Фразеология. Вопросы , задания  + ответы....

олимпиада по русскому языку 7-11 классы, муниципальный этап

В данной папке содержится материал олимпиады по русскому языку 7-11 классы, 2012 год, ключи....

Комплект заданий для проведения олимпиады по русскому языку в 5 классе

Предлагаемый материал даёт возможность учителю использовать его на занятиях кружка по русскому языку, внеклассных предметных мероприятиях, для проведения олимпиад. Данные задания позволяют проверить г...

Олимпиада по русскому языку для 5 класса

Вашему вниманию предлагается олимпиада по русскому языку, которая может быть проведена в конце учебного года с целью проверки усвоения материала за 5 класс. Разработка включает систему оценивания, а т...