Систематизация и обобщение изученного по разделу «Что такое лексика?».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Короткова Екатерина Владимировна

Конспект повторительно-обобщающего урока по русскому языку для 5 класса по программе развивающего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksika_5_klassa.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку для  5 класса.

Тема: Систематизация и обобщение изученного по разделу «Что такое лексика?».

Цели:

  1. Обобщить знания учащихся по разделу, проверить знания следующих понятий: лексика,        лексема, лексическое и грамматическое значение, активный, пассивный запас.
  2. Развивать мыслительные процессы учащихся, развивать умение применять теоретические знания на практике.
  3. Воспитывать сознательное отношение к урокам русского языка.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Фронтальный опрос.

- Сегодня на уроке мы с вами обобщим и повторим всё, что мы узнали на этой неделе. Какой раздел мы начали изучать?

3.Словарный диктант

По толкованию определить слово.

  1. Цитрусовое дерево, а также сочный ароматный кисло-сладкий плод его с мягкой кожурой оранжевого цвета (апельсин).
  2. Выступающая из стены здания площадка с перилами, решёткой (балкон).
  3. Сахаристое кондитерское изделие в виде плиточки, шарика, батончика  (конфета).
  4. Плетёное изделие, служащее вместилищем для хранения вещей, для упаковки, переноски (корзина).
  5. Манера писать, характер начертаний букв в письме (почерк).
  6. Испытывать возмущение, крайнее недовольство (негодовать).
  7. Находиться в состоянии сомнения, колебания вследствие невозможности понять, в чем дело (недоумевать).
  8. Основной род занятий, трудовой деятельности. Бывает врач, учитель, продавец, строитель (профессия).
  9. Документ, дающий право проезда на разных видах городского транспорта (билет).
  10. Большая станция на путях  сообщения. Железнодорожный в. Речной в. (Вокзал).
  11. В спортивных играх: состязание. Футбольный м. (матч).

Проверка по цепочке.

Опрос.

- Что такое лексика? Что она изучает?

- Как называется единица лексики?

- Дайте определение  понятия «лексема».

- Какие значения имеет слово? (лексическое и грамматическое)

- Какое из них главнее и почему?

- Вспомните предложение, в котором все слова имеют только грамматическое значение, но не имеют лексического. (Глокая куздра штеко будланула бокра и курдячит бокрёнка).

- Будут ли слова этого предложения являться лексемами?

- Где хранятся все слова русского языка?

- Какие бывают словари?

- Почему увеличивается количество слов в русском языку?

- Как вы понимаете понятия «активный и пассивный словарный запас»?

  1. Практическая работа

А) Найдите четвёртое лишнее:

1. Солнце, яркий, человек, ланиты.

2. Надобно, посему, ведать, надо.

3. Мумзики, куздра, хрюкотали, поросята.

4. Мудрый, сдобный, студень, глокая.

Б) Проверочная работа.

  1. Дайте определение понятию «лексема».
  2. Разделите слова на 2 столбика:

активный словарный запас,  пассивный словарный запас.

День, ланиты, очи, земля, нынче, сегодня, уста, парта, посему, недавно, отче, мечта, сокол, дождь, десница, лазоревый, снег.

  1. Определите лексическое и грамматическое значение следующих слов:

        Гусёнок, лимон, каша, орлёнок, весёлый, любить.

5.Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Короткова Н.А. Урок систематизации и обобщения изученного материала. по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной и их систем» 8 кл

Тема: : Урок систематизации и обобщения изученного материала   по теме «Решение линейных неравенств с одной переменной    и их систем» Девиз урока «Математика учит преодолевать трудности и исправ...

" С деепричастием на "ты"! (систематизация и обобщение изученного по теме "Деепричастие")

Урок является обобщающим по теме "Деепричастие", поэтому составлен так, что позволяет проверить и теоретические знания, и практические навыки учащихся по теме. На уроке используется презентация, индив...

Урок русского языка "Систематизация и обобщение изученного по теме:" Словообразование и орфография" 6 класс

Методическая разработка урока включает план-конспект содержания урока и мультимедийную презентацию....

Урок-суд «Суд над глаголом» (Систематизация и обобщение изученного о глаголе)

Известно, что всё необычное привлекает внимание. Нетрадиционные формы урока самой нетривиальностью способов подачи материала вызывают повышенный интерес у учащихся и, следовательно, делают занятия бол...

Систематизация и обобщение изученного материала в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи"

Тема: Систематизация и обобщение изученного материала в разделе «Фонетика. Графика. Орфография. Культура Речи»Цель: • закрепить значения по фонетике...

Раздел программы курса « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс) Тема урока : «Повторение и обобщение изученного по разделу «Морфемика»

Цели: 1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.2.Способствовать ра...

Презентация к уроку "Систематизация и обобщение изученного в разделе "Фонетика. Графика. Орфография. Культура речи"

Цель урока:—закрепить знания по фонетике;—орфографические и синтаксические навыки;—подготовиться к контрольной работе;—формировать навыки самоконтроля, рефлексии....