Тема: «Словари русского языка «И слово покорится вам…» 7 класс
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Зузик Елена Ивановна

Конспект урока: "Словари русского языка «И слово покорится вам…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovari.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.В.Бианки»

Тема:  «Словари русского языка

«И слово покорится вам…» 7 класс

                                                                                       

                                                                                        Выполнила:

        учитель русского языка

                                                                            и литературы                                                                                           Зузик Елена Ивановна

8-913-269-06-48

г. Бийск 2013

Урок: Словари русского языка

«И слово покорится вам…»

Цель урока: знакомство учащихся 7-х классов с различными видами словарей.

Задачи:

1) Образовательная – расширить знания детей в области русского языка, познакомить учащихся со словарями, показать их назначение и область применения, формировать навыки работы со словарём.

2) Развивающая  развитие внимания, умения анализировать, расширение словарного запаса.

3) Воспитательная воспитание интереса к родному языку, любви к книге, воспитывать культуру речи.

Оборудование урока: Выставка различных видов словарей, портреты В. Даля, С. И.Ожегова.

Ход урока.   

1. Организационный момент.

Ученик читает наизусть стихотворение С.Маршака «Словарь»

Усердней с каждым днём гляжу в словарь.

В его столбцах мерцают искры чувства.

В подвалы слов не раз сойдёт искусство,

Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах – события печать,

Они дались недаром человеку.

Читаю: - Век. От века. Вековать.

Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой…

В словах звучит укор, и гнев, и совесть.

Нет, не словарь лежит передо мной,

А древняя рассыпанная повесть.

 2. Работа по теме. Вступительное слово учителя

Ребята, учёные предполагают, что в русском языке более 500 тысяч слов. Наверное, нет ни одного человека, который бы  знал их все. Но существует справедливое изречение: «Не тот образованный человек, который все знает (это и невозможно), а тот, кто знает, где можно найти ответ на возникший вопрос». Сегодня мы и поговорим о том, где «хранятся» слова.

А «Хранятся» они в разных словарях. Одни помогают правильно писать слова, другие говорят об  истории происхождения слова, третьи расширяют кругозор. Много разных сведений можно получить из словарей, поэтому и говорят: «Словарь - твой  друг, без него, как без рук». В умелых руках словари могут оказать значительную пользу. О словарях существует еще одно высказывание французского писателя Анатоль Франса: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке»

Все богатство и разнообразие языка собрано в словарях. Уточнить правописание и значение слова, проследить его эволюцию, пополнить свой языковый запас новыми словами можно, пользуясь словарями.

На этом уроке вы узнаете, где живут слова, которые составляют лексику современного русского языка.  А живут они в словарях, или, если воспользоваться синонимами этого слова, в тезаурусах или глоссариях. Откройте тетрадки и запишите число и тему урока.

3. Знакомство со словарями. Итак, тема урока – «Словари русского языка».

 А как бы вы объяснили значение слова «словарь». Словари заслуженно называю спутниками цивилизации. Их место среди прочих книг на правом фланге. Словари – сокровища национального языка, наши друзья и помощники. Чем раньше человек заведет дружбу с ними, научится ими пользоваться, тем шире будет его кругозор, основательнее знания. Среди всех глоссариев есть один уникальный словарь, который напоминает матрешку и помимо своей основной задачи – разъяснения лексического значения слов – выполняет функции других лингвистических словарей. Это толковый словарь.

В большом доме – толковом словаре – под одной крышей живет много слов. Все они размещены в алфавитном порядке. У каждого своя квартира – словарная статья. О каждом слове сказано, что оно обозначает, как пишется и как правильно произносится, в каких случаях используется в речи.

(Сценка) В класс входит Андрей со стопкой книг. На ходу он листает одну из них. Навстречу ему выходят Ира и Наташа с тетрадкой в руках.

Ира: Андрюха, привет! Что это ты так нагрузился?

Андрей: Да, учительница задание дала – написать творческую работу о словаре Даля.

Ира: Обыкновенный словарь. И чего учительница так восхищалась: «Кладезь мудрости! Кладезь мудрости!»

Андрей: А я вот начал выполнять задание, открыл книгу и увидел, что тут много интересного.

Наташа: Ну что может быть интересного в словаре? Куча обыкновенных слов.

Андрей: Ты не права! Вот послушайте, что я узнал. В этом году исполняется 150 лет этому словарю. Он создан не коллективом ученых, а одним человеком. Владимир Иванович Даль не был профессиональным лингвистом. Он получил образование морского офицера, затем врача, был автором множества сказок, рассказов и очерков. Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. 53 года своей жизни этот человек посвятил работе над словарем. Словарь Даля включает в себя 200000 слов и 30000 пословиц и поговорок, которые приводятся для пояснения значения тех или иных слов.  Даже если их просто выписать столбиком, понадобится 450 школьных тетрадей в линейку. В своем словаре Даль объяснил множество слов, связанных с народными обрядами и обычаями, и описал сами эти обычаи. Так, например, все виды лаптей и способы их изготовления перечислены в словарной статье к слову лапоть. Иноязычные слова Даль называл «чужесловами». Он предлагал заимствованное слово «ГРИМАСА» заменить русскими синонимами «РОЖЕКОРЧА», «ПОЖИМКА», «ИЗЛИЧЬЕ», а вместо иностранного слова «ПСИХОЛОГ» употреблять «ДУШЕСЛОВ» . "Небозём", "насылка", "носохватка", "самотник". Эти слова придумал сам Даль, чтобы нейтрализовать, вывести из употребления иностранные слова.

Учитель:

-Андрей, молодец! Очень интересно рассказал о словаре В. Даля.

Созданием словарей занимаются лексикографы. Все словари подразделяются на два типа: энциклопедические и языковые.

Если мы хотим узнать о лексическом значении слова, его произношении, написании или происхождении, то в этом нам помогут языковые словари.

Совсем другую цель преследуют энциклопедические словари. Из них мы можем получить информацию о разных странах, узнать об известных писателях, художниках, музыкантах, актерах, ученых, политиках, а также о различных явлениях природы. Много сведений можно получить из словарей. О некоторых из них нам расскажут ребята. В тетрадках вы будете выполнять те задания, которые вам будут предложены.

 4. Выступление подготовленных учеников.

 Школьный орфографический словарь – необходимый инструмент для работы на каждом уроке русского языка. Орфографическая зоркость, наблюдательность, запоминание формы слова, самоанализ – вот результаты такой работы. Если вы хотите узнать, как правильно пишется слово винегрет или любое другое, то вам следует обратиться к орфографическому словарю.

Задание:

1. Используя словарь, выберите 10 трудных в орфографическом отношении слов и расположите их в строгом алфавитном порядке. Экспедиция, терраса, оппозиция, иллюминация, транспарант, пессимизм, документ, агрессор, бюллетень, компрометировать, привилегия, авантюра, симметрия.

Если вас интересует, как правильно произносить: «звОнит» или «звонИт», то вам поможет орфоэпический словарь. В нем содержатся сведения о правильной постановке ударения в словах. И правильно будет «звонИт». («Орфоэпический словарь русского языка» под редакцией Р.И. Аванесова, «Русское литературное произношение и ударение» под редакцией Р.И.Аванесова и С.И. Ожегова, «Словарь ударений русского языка» Р.В. Крыловой и другие).

Задание:

1. Игра «Диктор». Расставь ударения, произнеси правильно. Диспансер, хаос, партер, договор, тефтели… .

2.  Орфоэпический диктант: правильное произнесение записанных на доске слов.

3. Поставьте ударения в приводимых ниже словах и проверьте по словарю. Баловать, апостроф, камбала, еретик, коклюш, ломоть, ржаветь, позвонишь.

При чтении журналов, газет, книг каждый из нас часто встречается со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Получить справку о значении незнакомого иностранного слова, а также сведения о его происхождении можно в «Словаре иностранных слов».

Задание:

1.  Игра «Определи словарь!»                                                         

«Мама предложила мне биточки, фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, торт и выпил чашку кофе с сахаром».

2. Найдите в словаре следующие заимствования и обратите внимание на их произношение: музей, турне, детектив, декада … .

3. Определите по словарю род существительных: ранчо, импресарио, алиби, жюри …

 

Известно, что синонимы обогащают нашу речь, дают возможность выразить любой оттенок мысли, избежать повторения одного и того же слова в тексте. Подробная информация об этих языковых явлениях содержится в «Словаре синонимов».

Задание:

 1. Игра «Кто быстрее?»

Выпишите из словаря синонимы к словам доброта, совесть, любовь, авторитет и другие.

2. Образуйте синонимический ряд к слову милосердие. После выполнения задания обратитесь к словарю, чтобы самостоятельно проверить себя, свой активный словарный запас.

Происхождение наиболее употребительных слов русского языка объясняется в этимологическом словаре. Из этимологического словаря вы можете узнать, что слово пельмени состоит из двух финских корней: пель – «ухо» и нянь – «хлеб». В буквальном переводе с финского языка на русский слово пельмени означает «уши из теста». Эти кулинарные изделия названы так по форме уха, которую они имеют.

 О значении и происхождении устойчивых оборотов речи – яблоко раздора, остаться с носом – можно узнать из фразеологического словаря.

Задание:

1. Используя фразеологизмы, ответьте на вопрос: как говорят о ... - кротком, безобидном человеке? (Мухи не обидит.)

- чувстве большой неловкости, стыда? (Готов сквозь землю провалиться.)

- человеке, который пришёл не вовремя, некстати? (Нелёгкая принесла.)

- о том, кто (что) неизменно хуже, несравненно ниже другого в каком-то отношении? (В подмётки не годится.)

2. Подберите синонимические фразеологизмы к словосочетаниям, к фразеологизмам:

1) Усердно трудиться, совсем близко, говорить вздор, очень плохо.

2) Кот наплакал (с гулькин нос), по пальцам пересчитать можно (раз-два и обчёлся), во всю прыть (сломя голову), со всех ног (раз-два и готово). И т.д.

Самым большим толковым словарем является 17-томный «Словарь современного русского литературного языка», который издавался в 50-60-е годы 20 века. В 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» вы не найдете свыше 200000 диалектных слов, то есть слов, употребляемых жителями той или иной местности. Этот словарь не включает в себя научные термины (а их свыше 10000), имена собственные и прозвища (их около 25000), жаргонизмы и устаревшие слова (их насчитывается свыше 30000).

Тогда возникает вопрос: сколько же всего слов в русском языке? Ученые предполагают, что их боле 500000. Как вы думаете, на какую букву в толковом словаре собранно больше всего слов? На букву П. С этой буквы начинается много приставок в русском языке. А при помощи приставок образуется большое количество глаголов. Вот почему в «Современном русском языке» на долю буквы «П» приходится 3 тома.

Известный толковый словарь – «Словарь русского языка» под редакцией Сергея Ивановича Ожегова – переиздавался больше двадцати раз. В нем объясняется лексическое значение свыше 57000 слов. Пользуясь толковым словарем («Словарь русского языка» С.И.Ожегова, четырехтомный «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля, «Школьный толковый словарь русского языка» под редакцией М.С. Лапатухина и других), мы можем узнать, как пишется и как произносится слово, каковы его фонетические и морфологические признаки, какие грамматические формы ему свойственны, какие части речи от него образуются.

Рассмотрим примеры, позволяющие наглядно представить построение словарных статьи.

Милосердие – я, ср. Готовность помочь кому – нибудь, или простить кого – нибудь из сострадания, человеколюбия.

Проявить милосердие.

Нравственность – и, ж. Правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение всех этих правил, поведение.

Высокая нравственность. // прил. нравственный, -ая, -ое.

Особо следует отметить, что школьный толковый словарь ценен не только как справочник, но и как учебное пособие по русскому языку и литературе. Задание:

1. Используя толковый словарь, выпишите значения слов «патриот», «милосердие», «нравственность».

2.  Игра «Эрудит». Раскрой значение выделенных слов.                        

Как музыка звучат сейчас полузабытые слова – милосердие, покаяние, достоинство, совесть.                                                                                        (В.Г. Костомаров).

5. Итог урока

 - Итак, ребята, что нового мы сегодня узнали? Чему научились?

- Пригодятся ли вам эти знания в дальнейшем?

- Где и как вы их будете использовать?

- Самостоятельно сделайте выводы.

Вывод: у каждого словаря своё назначение, и в зависимости от поставленной задачи мы делаем выбор в пользу того или иного словаря. Словари, действительно, необходимы в жизни. К ним, как к друзьям, в трудную минуту можно обратиться за помощью, советом, и чем раньше мы поймет это, чем быстрее научимся ими пользоваться, тем шире будет наш кругозор, богаче и разнообразнее речь, прочнее наши знания. Как был прав русский писатель И.А. Гончаров, который заметил, что все нации должны внести в общую человеческую сокровищницу все лучшее, что у них есть: «А для этого нужно русскому – быть русским, и связывает нас со своей нацией, больше всего, язык». Именно такой сокровищницей национального языка являются словари.

6. Домашнее задание

Напишите сочинение-миниатюру на тему « Наши друзья - словари»

 

Литература

  • А.А. Косолапкова. Обобщающий урок «В гостях у словарей». – Русский язык в школе, 1992,№ 2, с.19-21.
  • Т.М. Кашкарова. Словарная работа на уроках русского языка. - Русский язык в школе, 1991,№ 2, с.41-44.
  • В.В. Рогозинский. Орфографическая зоркость. - Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР, 1991,№ 5. с.49-50.
  • З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь. Лигвинстические словари и работа с ними в школе. – Москва: «Просвещение» , 1987.
  • http://festival.1september.ru/articles/569438/
  • http://nsportal.ru/shkola/russkii-yazyk/library/prezentatsiya-slovari

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Урок литературы в 11 классе дает полное представление об отношении А.А. Ахматовой к поэзии Б. Пастернака....

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе с видео-фрагментом урока

Разработка урока русского языка "Диалектные слова" в 6 классе...

Урок по русскому языку "Устаревшие слова" для 5 класса

Разработка урока по ФГОС для учащихся 5 класса на тему: "Устаревшие слова". Урок построен на работе учащихся в группах и предполагает дифференцированные задания. Целью урока является определение...

презентация к уроку русского языка родственные слова в 4 классе VIII вида

в презентации представлены задания для отработки назыка подбора родственных слов и нахождения общей части в родственных словах...

План урока русского языка "Корень слова" для 5 класса

План урока русского языка "Корень слова" для 5 класса разработан для успешного проведения урока по программе ФГОС...

Исследовательский проект "Англицизмы покоряют русский язык" ученицы Копыльцовой Анастасии 6 класс НПК "Шаг в будущее" 2022 год

Исследовательский проект "Англицизмы покоряют русский язык" ученицы Копыльцовой Анастасии 6 класс НПК "Шаг в будущее" 2022 год....