Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Татьяна Владимировна Баженова

 

ЦЕЛИ:

 

  • познакомить учащихся с историей письма;
  • показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности;
  • познакомить учащихся с правилами переписки;
  • показать значение переписки в жизни людей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchimsya_pisat_pisma.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

              « НАПИШИ МНЕ ПИСЬМО …»

                               ( уроки русского языка в 5 классе)

ЦЕЛИ:

  • познакомить учащихся с историей письма;
  • показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности;
  • познакомить учащихся с правилами переписки;
  • показать значение переписки в жизни людей.

     

                1 УРОК

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение цели урока.

 

  • Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску. Прочитайте слова, которые на ней написаны.

        ТЕЛЕФОН, ИНТЕРНЕТ, ПИСЬМО, ЭЛЕКТРОННАЯ ПОЧТА, МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН.

   

  • Что объединяет эти слова? ( Это средства общения на расстоянии).
  • Какое из этих средств общения вы предпочитаете? Почему?

              ( дискуссия с перемещением)

      1 группа                                                   2 группа

Телефон, интернет, электронная        Письмо

почта, мобильный телефон

( можно быстро позвонить и)                      (1. письмо- живое общение,

  поговорить                                                    можно поделиться своими

                                                                        чувствами, мыслями, впечат-

                                                                        лениями;

                                                                         2. можно написать много и

                                                                                     недорого.

                                                                         З. проявление уважения, иск-

                                                                          ренности, любви, заботы.

- Сейчас письмо как жанр становится менее актуальным: появились другие средства общения на расстоянии. Люди стали писать значительно меньше.

Вы любите получать письма? Нужно ли отвечать на полученные письма? Сегодня на уроке мы будем учиться писать письма.

  • Ребята, кто приносит нам письма? (почтальон). А как почтальон узнает, кому какое письмо написано? ( по адресу).

                             СЛОВАРНАЯ РАБОТА

 АДРЕСАТ – лицо, которому адресовано почтовое отправление.

 АДРЕСАНТ – лицо, адресующее кому-нибудь почтовое отправление; отправитель.

  1. – Сейчас у нас не возникает трудностей с общением на расстоянии. Мы можем позвонить, написать письмо. А знаете ли вы, как общались наши предки?  С историей возникновения письма вас познакомят ваши товарищи.

                     ИЗ ИСТОРИИ ПИСЬМА

           ( рассказ учащихся сопровождается показом слайдов)

 1 ученик. Сначала люди придумали предметное письмо (слайд № 1). В качестве средств общения использовались предметы. Однажды лутзу (народность Тибета) послали китайцам в знак объявления войны деревяшку с зарубками, прикрепив к ней перо, кусок обожженного дерева и рыбу. Зарубки на деревяшке обозначали большое количество воинов, которые примут участие в походе; перо – быстроту, с которой осуществится это нападение; обожженное дерево – нападающие все опустошат на своем пути; рыба – противники будут утоплены. Например, поднесение хлеба и соли и сейчас - знак приветствия и дружбы. В знак благодарности артистам дарят цветы.

       Если взять предмет и договориться о том, что он будет обозначать, предмет становится условным знаком. Валуны, могильные кресты, холм – символ захоронения, памяти; ограды – символ собственности.

  Но предметное письмо было неудобным. Одно и то же послание можно понять, истолковать по-разному, а в общении между людьми необходима точная, однозначная передача информации. Кроме того, не всегда можно найти такой предмет, который бы символизировал именно то, что человек хочет выразить.

2 ученик. Наши предки искали более совершенные средства общения, и в результате этих поисков на смену предметному письму пришло узелковое письмо ( слайды № 2, № 3 ) . У разных народов мира существовало узелковое письмо. У славян было принято завязывание узелков, чтобы вспомнить о чем-то. Многие до сих пор для памяти завязывают узелки на носовых платках. Узелковое письмо инков – кипу - представляет собой палку или веревку, к которой привязаны разноцветные шнуры разной длины; на шнурах завязаны узлы – в разном количестве и различной формы, простой и сложной, на разном расстоянии друг от друга. ( инки- индейцы, жившие на территории современной Республики Перу в 12-16 в.в.). Зеленый цвет означал растение, хлеб; белый – мир; простой узел – 10, двойной – 100 и т.д. Письмо североамериканских индейцев – вампум. Вампумы – это шнуры с нанизанными на них раковинами разного цвета или пояса, сплетенные из таких шнуров. Например, одна раковина обозначала упорство и отказ; две, обращенные «лицом» друг к другу, - родство; обращенные в разные стороны,– вражду.

3 ученик  На смену узелковому письму пришло письмо пиктографическое ( слайд № 4).

Название письма происходит от латинских «пиктус»-рисунок, «графо»-пишу. Рисунок в пиктографическом письме называется пиктограммой. Рисунок – пиктограмма может обозначать одно слово, словосочетание, предложение, несколько предложений, т.е. целое высказывание. Но этот вид письма был неудобным, потому что одну и ту же пиктограмму можно «прочитать» по-разному. Кроме того, не все с помощью рисунка можно передать; многое зависит от таланта того, кто рисует, и от смекалки того, кто это рисуночное письмо «читает», расшифровывает. Представьте себе, что люди и сейчас пользуются пиктографией. Самые распространенные пиктограммы – дорожные знаки ( вспомните, например, знак «подземный переход»).

4ученик Пиктографическое письмо – это переход к более совершенному – начертательному письму ( слайды № 5, № 6 ). Начертательное письмо связано с начертание, т.е. с графическим изображением элементов речи. Начертанием можно передать слово, слог, звук. Для обозначения звуков речи наши предки изобрели специальные значки- буквы. Такое письмо получило название звуко-буквенное. Буквы, расположенные в определенном порядке, называются алфавитом. Славянский алфавит создали братья Кирилл и Мефодий; проповедники христианства, они впервые перевели с греческого языка на славянский несколько богослужебных книг. Славянская азбука после многочисленных изменений стала нашим современным алфавитом. В нашем русском алфавите 33 буквы, 10 из них обозначают гласные звуки, 21- согласные; 2 (Ъ и Ь) не обозначают звуков. 33 буквы позволяют нам передавать на письме безграничное количество слов.

  В настоящее время все цивилизованные народы мира используют начертательное письмо.

                                      ФИЗМИНУТКА

        

4.– ЭПИСТОЛЯРНЫЙ жанр ( греч. «эпистола» - письмо, послание) – был особенно популярен в 18 веке.

  • Какими бывают письма?

                           Классификация писем (слайд)

Деловые                      официальные                                 личные

(определяется             ( поздравление, благодар-            ( письма близким,

производственная       ность, соболезнование и т.п.)      родным, знакомым,

проблема)                                                                            друзьям)

  • Перед вами письма, давайте их прочитаем.

1 письмо. Н.А.Островского к матери. ( письмо есть в учебнике).

        Милая мама!

        Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьезно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное – береги себя.

        Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши . Все будет сделано так, как хочешь ты.

        Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица.

2 письмо. В Профессиональный Союз Писателей

        ( Москва, до 17 декабря 1918 г.)

В Профессиональный Союз Писателей

                                      Сергея Александровича Есенина

                               заявление.

    Прошу зачислить меня в Союз писателей. Имею вышедших четыре книги: «Радуница», «Голубень», «Преображение» и «Сельский часослов».

                                                                 

                                                                              Сергей Есенин

1-й Тверской Комиссариат.

Крестовоздвиженский, 2, кв. 18.

  • К какому типу писем вы отнесете эти письма? Чем они отличаются друг от друга?

( 1 письмо- частное, автор пишет матери, Островский проявляет заботу и внимание к дорогому ему человеку, письмо наполнено любовью. Автор называет свою маму «милая», «моя родная», «мамочка», «моя славная труженица».

  2 письмо – деловое, автор письма обращается в Союз Писателей с просьбой .Особое оформление письма- название организации – адресата, обращение, изложение основного содержания, дата, подпись).

5. Подведение итогов урока. Домашнее задание. – Что нового о письме вы сегодня узнали?  Вспомните построение письма; сходите на почту и познакомьтесь, как правильно подписать конверт.

                         

                                              2 УРОК

     1. Организационный момент

2. Знакомство со структурой письма. - От кого вы получаете письма? Кому пишете? (частные письма).

  • Давайте с вами вспомним, как правильно оформить письмо: с чего начать письмо, о чем можно написать, как закончить).

                               Работа в группах

1 группа. Обращение. Начальная фраза о состоянии переписки. (другу или подруге, учителю, бабушке, дедушке, родителям).

2 группа. Основное содержание письма, сообщение о новостях.

3 группа. Вопросы адресату (родителям, друзьям, учителю). Благодарность. Просьбы. Приветы.

4 группа. Прощание. Подпись. Дата и место написания (можно указать в начале письма в правом верхнем углу).

   ( по ходу беседы на экране демонстрируется таблица)

Схема текста письма             Речевые формулы        

1. Обращение.                          Дорогие мама и папа; здравствуй-

 Начальная  фраза                    те, уважаемый Иван Петрович; привет, милая

 о состоянии пере-                   Женя.

 писки.                                      Получила ваше письмо; извини, что так

                                                  редко тебе пишу; сегодня я получил Ваше

                                                  письмо.              

 2.Основное содержа-             У нас много новостей…; живем мы весело..;

  ние письма.        к нам приезжали гости…; хочу рассказать тебе.

3. Вопросы адресату .           Ну, как ты поживаешь? Думаешь ли опять при-

 Благодарность. Прось-          ехать…? Нам необходимо с тобою увидеться.

 бы, приветы.                          Дай мне, пожалуйста, адрес… Передай привет…

4. Прощание. Подпись.         До свидания. Любящий тебя твой друг…

 Дата и место написания.      Целую. Всего доброго. Обнимаю. Еще раз спа-

        сибо тебе за поздравление. С уважением,…

        16 августа 2007 года. Москва.

  • В письме может быть использован постскриптум- дополнение в конце письма. ( Р.S. Забыла сказать, скоро приеду к тебе в гости).

  • Письмо начинается с обращения. Как выделяется обращение на письме?

                               СЛОВАРНАЯ РАБОТА

  • Давайте вспомним, как пишутся слова:  ЗДРАВСТВУЙТЕ, ПРИВЕТ,  СВИДАНИЯ.

                                     ФИЗМИНУТКА

  1. Итак, теперь мы с вами умеем правильно писать письма. Но обязательно надо знать ПРАВИЛА ЭТИКЕТА при написании писем. В этом нам помогут воспоминания Ариадны Эфрон, дочери поэта Марины Цветаевой ( перед учащимися текст).

           Ариадна Эфрон, дочь поэта Марины Цветаевой, вспоминала о своей матери: « Прежде чем взяться за работу над большой вещью, она до предела конкретизировала ее замысел, строила план, от которого не давала себе отходить, чтобы вещь не увлекла ее по своему течению, превратясь в неуправляемую.

      Писала  своеобразным круглым, мелким, четким почерком. Характер почерка определился рано, еще в детстве. Вообще же небрежность в почерке считала проявлением оскорбительного невнимания пишущего к тому, кто будет читать: к любому адресату, редактору, наборщику. Поэтому письма писала особенно разборчиво, а рукописи, отправляемые в типографию, от руки перебеливала печатными буквами.

     На письма отвечала, не мешкая. Если получала письмо с утренней почтой, зачастую набрасывала черновик ответа тут же, в тетради, как бы включая его в творческий поток этого дня. К письмам своим относилась так же творчески и почти так же взыскательно, как к рукописям.

  Талант трудоспособности и внутренней организованности был у нее равен поэтическому дару».

  • Как относилась Марина Цветаева к написанию писем?

 Какие советы поэта нам пригодятся?

  1. Личные письма составлять от руки ( подчеркивается искренность, доверительность, выражается личное отношение).
  2. Отвечать на письма надо как можно быстрее (не позднее 3-5 дней).
  3. Писать четким почерком, аккуратно.
  4. Продумывать текст письма (раньше писали на черновике).

  • Дополните, пожалуйста, эти правила своими правилами.

  1. Если письмо на нескольких страницах, то их нужно пронумеровать.
  2. Бумага, на которой пишется письмо, должна быть чистой.
  3. Складывают послание текстом внутрь.
  4. Полученное письмо может распечатать и прочитать только тот, кому оно адресовано.

6.- Чтобы письмо дошло до адресата, надо правильно подписать конверт.

 Перед вами лежит чистый конверт. Рассмотрите его.

  • Что мы пишем в правом верхнем углу ? ( указываем, от кого письмо ( фамилия, имя, отчество), пишем свой адрес,  индекс места отправления).
  • Что мы пишем в левом нижнем углу ? ( пишем, кому адресовано письмо (фамилия, имя, отчество); адрес, индекс места назначения.

  • Из почтового ящика письма отвозят на почту. Там их сортируют, чтобы доставить в определенное место. Сейчас эту работу выполняют машины.

  • Ребята, как вы думаете, почему на конвертах обязательно надо писать индекс? ( Машины-сортировщики читают только почтовый индекс, который находится в левом нижнем углу конверта, а не весь адрес).

  • Сколько цифр в индексе? Почему ? ( В индексе - 6 цифр. Первые три цифры обозначают область, город. Три другие – почтовое отделение.

Наш индекс – 164650, 164- Архангельская область, 650 – номер нашего почтового отделения),

- Подпишите, пожалуйста, конверт.

 

7. Подведение итогов урока

 

  • С каким жанром мы познакомились сегодня на уроке? ( с эпистолярным жанром). – Что нового вы узнали об этом жанре? – Изменилось ли ваше мнение о письме?  
  • Этот жанр был чрезвычайно популярен в прошлом веке. Романы в стихах, стихотворные послания мы читаем у А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова. Сейчас телефон, Интернет , телефакс вытеснили письма. Но не следует забывать об этом способе общения людей.

  • Домашнее задание.

Напишите письмо на одну из номинаций:

1. «Письмо ветерану»                 4. «Письмо губернатору»

2.«Письмо моей семье»              5. « Письмо другу»

    3. «Письмо Президенту»             6. «Мой учитель»

      7. « Хочу рассказать тебе о своем родном крае».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"

В процессе урока ребята знакомятся со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....

Урок русского языка в 5 классе "Письмо - одно из средств коммуникативного общения"

Данный урок знакомит ребят со структурой письма, правилами эпистолярного этикета....

Урок русского языка в 5 классе "Учимся писать письма"

Цель: Обучение правильному написанию письма. Дать начальные сведения об эпистолярном жанре....

Разработка урока русского языка. "Учимся писать письма"

Данная разработка содержит конпсект урока и презентацию. Урок показывает необходимость возрождения эпистолярного жанра, содержит разнообразные методы и приемы с целью заинтересовать ученика, а также с...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Письмо"

Презентация предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Письмо"...

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"

Аннотация и пояснения к уроку: Преподавание ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский   язык. 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А...

Развитие критического мышления на уроках русского языка через чтение и письмо.Подготовка к ОГЭ.

Данный материал может использоваться на уроке русского языка в 9 классе при подготовке Основного Государственного Экзамена.Работа с текстом....