Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Шефер Лилия Павловна

 

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

( § 44 учебника Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. )

Скачать:


Предварительный просмотр:

Шефер Лилия Павловна

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

( § 44 учебника Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова и др. для 7 класса.

  Цели урока:  1) познакомить учащихся с правилом написания мягкого знака после

    шипящих на конце наречий, сформировать умение правильно писа

  слова с данной орфограммой; повторить правописание мягкого знака

  после шипящих в других частях речи (существительных   прилагательных, глаголах);

                               2) продолжить работу по развитию  лингвистической

                                  речеведческой компетентности учащихся, образного и логического  

                                  мышления, их познавательной активности и творческих способностей,

                                  обогатить активный словарь учащихся;

                               3) воспитывать любовь к родному языку, показывая его богатство и

                                   выразительность, прививая интерес к его познанию.

Ход урока

I. Организационный момент

1. Положительный эмоциональный настрой: «Улыбнитесь!» (Как поётся в детской песенке, «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся»

2. Запись числа, классной работы.

а) – Итак, начнем. Давайте вспомним, какой раздел науки о языке мы сейчас изучаем?

МОРФОЛОГИЯ.      

- Что изучает морфология? (Слова как части речи).

- Какую часть речи в этом разделе мы изучаем?

Наречие        

- Точнее, заканчиваем изучать, ведь сегодня последняя тема, связанная с этой частью речи. Вы её сами сформулируете, но чуть позже.

III. Подводящий к теме диалог.

 На доске записана загадка:

На лугу живет скрипач(?),

Носит фрак и ходит вскач(?)

Отгадайте загадку. (Кузнечик)

 -Какие слова в загадке рифмуются? (Скрипач и вскачь).

- Чем они похожи (что у них общего)? (На конце – шипящие «ч»).

- Давайте вспомним, какие согласные являются шипящими. На доске представлены магнитные буквы: Р, Ч, Х, Ш, З, Т, Щ, Ф, Ж.   Оставьте только те, которые обозначают шипящие звуки, а лишние уберите ( Ж, Ш, Щ, Ч). Назовите эти буквы правильно.

- В каком ещё слове загадки есть орфограмма, связанная с шипящим? (Живёт: жи-ши пиши с буквой И).

- А что обозначают (?) в словах «скрипач(?)» и «вскач(?)» ?

- Можете ли вы точно определить, нужен или не нужен Ь в слове «скрипач(?)» ?

-Что это за часть речи? От чего зависит правописание Ь после шипящих на конце существительных?

 Какого склонения существительное «скрипач»?

 Сделайте вывод.

- Спишите в тетрадь первую строчку загадки, обозначив эту орфограмму. (Один ученик – у доски)

- А как писать «вскач(?)» ?

 Что это за часть речи? Докажите.

Что обозначает? На какой вопрос отвечает?

 Изменяется или не изменяется?)

- Спишите вторую строчку загадки, предположив, нужен или не нужен Ь в слове «вскач(?)». Не бойтесь ошибиться, ведь мы ещё только учимся.

- Мнения разделились.

- Сформулируйте вопрос сегодняшнего урока (чего мы не знаем, чтобы точно сказать, как писать слово «вскач(?)»? ) и выразите его в теме урока. (Уточнить: на конце наречий + после шипящих)

- Запишите тему урока в тетрадь. (Тема записывается и на доске.)

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте его цели. Для этого используйте опорные слова:

Знать: правило… (написания Ь после шипящих на конце наречий)

Уметь: правильно… (писать наречия с шипящими на конце)

Повторить: правописание…(Ь после шипящих в других частях речи).

IV. «Открытие» нового знания.

1. – Обратимся к первой цели. Новое правило вы сформулируете сами, когда прочитаете стихотворение Якова Козловского «Исключение из правил» на с. 120 учебника. Только уговор: в правило не подглядывать, а лучше вообще закрыть его рукой!

(Читают сначала про себя, затем один - вслух)

- Итак, давайте проверим, как вы поняли смысл этого стихотворения.

- Найдите в первом предложении ответ на вопрос: пишется или не пишется Ь после шипящих на конце наречий? (Пишется).

- Какие примеры приводит поэт во 2-ом и 3-ем предложении? (Сплошь, навзничь). Как они пишутся? (с Ь).

- Есть ли из этого правила исключения? Найдите их в последнем предложении. (Уж, замуж, невтерпёж).

2. -Сформулируйте теперь правило целиком.

 Подсказка: начните с конца названия темы: На конце наречий… Исключения:…

 3. -Исправьте (у кого есть) ошибку в тетради (написать Ь в слове вскачь), обозначьте орфограмму. (Один ученик – у доски.)

4. - Объясните постановку запятой в загадке, вычертите схему.

V. Закрепление знаний.

1. – Теперь приступим к реализации второй цели: потренируемся правильно писать наречия с шипящим на конце. Упражнение № 263 выполним на доске и в тетрадях в виде командного соревнования «Кто грамотнее?»: по одному человеку от каждой команды выходит к доске, пишет словосочетание, обозначает изучаемую орфограмму. Все остальные – в тетрадях. Начнём со 2-го словосочетания.

 ( Открывается настежь, сплошь усыпано, выйти замуж (искл.), уйти прочь, ударить наотмашь, упасть навзничь.)

2. Словарная работа.

– Значения каких наречий вам не понятно? Где можно найти толкования непонятных слов?

(Используя «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой,

выясняем значения непонятных слов:

Настежь – распахнуть совсем, до конца.

Сплошь – без промежутков, по всей поверхности, целиком.

Замуж (выйти) – стать чьей-то женой.

Прочь – в сторону, дальше от кого или чего-нибудь, долой.

Наотмашь – сильно размахнувшись.

Навзничь – опрокинувшись на спину, вверх лицом.)

- А как сказать, если упал вниз лицом? (Ничком, ниц (книжн.)).

- Запомнили разницу в значениях слов «навзничь», «ничком» и «ниц

4. Составьте с двумя любыми словосочетаниями из упражнения № 263 предложения и запишите их в тетрадь (работа выполняется самостоятельно, потом – устная выборочная проверка).

1. Теперь обратимся к третьей цели нашего урока и внесём недостающую запись в «Справочные материалы» (ОК № 4, п. II (3)). Куда мы отнесём наречия: в колонку «Ь пишется» или «Ь не пишется»? (Записываем: в) в наречиях (искл.: уж, замуж, невтерпёж) ( Правило звучит второй раз).

2. Поиграем в игру «Третий лишний»:

а) Увидиш(?), молодёж(?), уж(?).

б) Мяч(?), вскач(?), моч(?).

- Спишите в тетрадь эти слова, решив предварительно, как писать: с Ь или без. Потом без труда найдёте «Третье лишнее» и подчеркнёте его.

3. – Составьте из этих слов предложение. Кто-то использует два слова, а кто-то сможет и больше. Форму слова можно менять. Удачи!

4. – А теперь небольшая самостоятельная работа (работа в тетрадях)

1. С грамотой вскач(?), без грамоты хоть плач(?).

2. Тот хорош(?), у кого поспеет рож(?).

3. Ласковым словом и камень растопиш(?).

4. Повинную голову меч(?) не сечёт.

5. Воду в ступе толоч(?)  – вода и буде

т- Что объединяет эти 5 предложений? (Это пословицы) Все ли они вам понятны?

Мягкий знак после шипящей

Пишется

Не пишется

        В левую сторону ь знак пишу, а в правый -  ь знак не пишу

     

   - Подобное задание вас ожидает и в домашней работе

VII. Сообщение домашнего задания.

-Упражнение вы можете выполнить по-разному: можно списать слова со (?) подряд, обозначая орфограммы, а можно, предварительно распределив их на группы в зависимости от части речи и тоже обозначить орфограммы. А может, кто-то выберет задание составить диктовку не менее, чем из 15-20 слов с Ь после шипящих в разных частях речи. Выбирайте, кому как проще и интересн

VIII. Подведение итогов урока.

1. Обратимся к целям, которые мы поставили в начале урока:

Знать: правило…                          узнали? (Третий раз звучит правило)

Уметь: правильно…                    научились?

Повторить: правописание…     повторили?

2. –Оцените сами урок: понравилось вам или нет?

3. Оценивание учителем работы учеников на уроке.

- Улыбнитесь!

4. Запись домашнего задания в дневники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Работа представляет собой конспект урока, проводимого в форме презентации. На уроке использованы игровые технологии как средства, обеспечивающие высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенче...

Разработка урока русского языка "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Разработка урока по русскому языку на тему:«Мягкий знак после шипящих на конце наречий».Разработка урока предполагает изучение материала по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце ...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Конспект урока русского языка в 7 классе по обучению правописанию мягкого знака после шипящих на конце наречий....

Презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"

Обучающая презентация к уроку русского языка в 7 классе "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"...

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий...

Мягкий знак после шипящих на конце наречия

Мною представлена подробная разработка урока русского языка в 6 классе по теме "Мягкий знак после шипящих на конце наречий"....

Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий....