Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_narechiy._myagkiy_znak_posle_shipyashchih_na_kontse_narechiy.docx | 27.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа № 2»
Ступинского муниципального района
Московской области
Урок
Правописание наречий.
Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Русский язык
7 класс
Автор:
Язинцева Ирина Александровна,
учитель русского языка и литературы
Тип урока | Объяснение нового материала |
Технологии | Игровая технология, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая технология, ИКТ. |
Цель | Формирование умения правильно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. |
Организация пространства | Фронтальная работа, групповая работа |
Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий
Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий.
Методика: адаптивное обучение.
Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, плакат, электронный учебник-справочник, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».
ХОД УРОКА
- Проверка домашнего задания
Цель: проверить умение отличать наречия от других частей речи.
Блиц-турнир. Задание было дано заранее. Первая группа задает вопросы, вторая – отвечает на них, затем наоборот, вторая спрашивает, а первая отвечает.
- На экране даны слова разных частей речи. Найдите среди них наречия. Укажите признаки наречия, похожие на признаки деепричастия.
- Определите синтаксическую роль наречия в данных предложениях. Что общего у наречий с другими частями речи и чем отличаются наречия от них?
- Подготовка учащихся к усвоению новых знаний
- Повторение правописания ь в разных частях речи (таблица на экране). Фронтальная работа.
Ь после шипящих
Пишется | Не пишется |
Сущ. 3-го скл. (рожь) | Сущ. Не 3-го скл.(карандаш, рощ, дач) |
Крат. прил. (могуч) | |
Глагол 2-го л. ед.ч. (-ешь/- ишь) Неопр.ф. (беречь) Повел. накл. (отрежь) | |
Наречия: настежь; вскачь, сплошь, кроме искл. | Наречия, после ж (кроме настежь): Уж, замуж, невтерпеж – искл. |
- Создание проблемной ситуации. (Часть таблицы закрыта.)
Учитель. Наш давний знакомый Петя Ошибкин написал слова настежь, вскачь без ь. (На экране высвечиваются слова.) Он рассуждал так: « На конце слов после шипящих не пишется ь, это я точно помню». Прав ли он? (Ребята пока не знают правописания этих слов.)
В словах какой части речи он написал ь? Какой будет тема урока?
(Правописание мягкого знака на конце наречий. На экране – слайд.)
- Объяснение нового материала
- После каких шипящих пишется (не пишется) ь? (Ученики формулируют правила.)
Правило первое. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж.
Правило второе. На конце наречий мягкий знак после букв ш и ч пишется, в после буквы ж пишется только в одном слове настежь.
Алгоритм рассуждения
- Определите, какая это часть речи.
- Если это наречие, посмотрите, входит ли оно в состав исключений.
- Если не входит в состав исключений, пишите мягкий знак.
- Первичная проверка усвоения знаний
Работа с учебником. Читаем материал параграфа. Правило заучиваем наизусть. Организуем парную работу по проверке нового материала. Правило проверяется у двух учеников.
Делаем вывод о написании мягкого знака на конце наречий.
- Теперь поможем Пете Ошибкину в написании слов настежь, вскачь, сплошь. (Ученики объясняют правило.)
- Первичное закрепление знаний
Задание. (Выполняется у доски.) Спишите, подчеркните изученную орфограмму. Сделайте вывод о написании мягкого знака после шипящих на конце слов.
- Закажи Балде службу,/ Чтоб стало ему невмочь,/ А требуй, чтобы он её/ Исполнил точь-в-точь. (А.Пушкин)
- Шалун уж отморозил пальчик. (А.Пушкин)
- Небо было сплошь покрыто тучами. (М.Горький)
- Закрепление нового материала
- Работа по группам.
Дифференцированные задания
1-я группа
Работа по заданию учебника, упр. 265. Помощь – таблица на слайде. (Проверка консультантами.)
2-я группа
А. Работа на компьютерах. Диктант.
- Матушка-рожь кормит всех сплошь. 2) Землю вскачь не пашут. 3) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. 5) Через открытое настежь окно на пол падает солнечный луч. 6) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь. 7) Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь. 9) Когда долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.
Б. Работа по карточке. Вставьте пропущенные буквы.
Упасть навзнич_, ринуться проч_, вернуться заполноч_, ждать невтерпеж_, сплош_ пократься тучами, медленно теч_, копченый лещ_, спряч_тесь от дождя, день хорош_, сделать шалаш_.
(Уровень знаний определяет компьютерная программа.)
3-я группа
Работа на компьютерах
Ученики выполняют тестовые задания по обучающей программе на диске, на мониторе они видят результат своей работы. (Имеется режим выставления оценок.)
Электронные пособия. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 7-й класс, РС СО-ОМ.
Делаем вывод о написании мягкого знака на конце наречий.
- Дидактическая игра (На экране проектора)
Цель: проверить умение отличать наречие от других частей речи.
Кроссворд
Выберите из цепочек слов наречия и заполните кроссворд по горизонтали
- Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
- замуж, тягач, задач, могуч;
- прочь, страж, тягуч, льешь;
- наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;
- училищ, вскачь, толочь, помощь;
- молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;
- настежь, передач, блестящ, бородач.
1 | ||||||||||||
2 | ||||||||||||
3 | ||||||||||||
4 | ||||||||||||
5 | ||||||||||||
6 | ||||||||||||
7 |
Где спряталось наречие уж?
Задание. В каждую из 5 строчек таблички впишите существительные, в середине которых встречается буквосочетание уж.
У | Ж | |||||||
У | Ж | |||||||
У | Ж | |||||||
У | Ж | |||||||
У | Ж |
Ключ:
- дужка; 2- кружка; 3- пружина; 4-пичужка; 5-подружка.
- Работа с разноуровневыми карточками
- Сейчас мы сможем определить, как хорошо вы усвоили тему о правописании мягкого знака после шипящих на конце разных частей речи – существительного, краткого прилагательного, наречия.
Задание для 1-го уровня. Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь. В скобках напишите часть речи этого слова и, кроме того, форму существительного, прилагательного, глагола.
Например, проголодаешься (глагол, 2-е л. ед.ч.).
Задание для 2-го уровня. Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь. В скобках напишите часть речи этого слова.
Например, зелень пастбищ (сущ.).
Задание для 3-го уровня. Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь.
Вариант 1
- зелень пастбищ_;
- нужно береч_;
- установившаяся тиш_;
- взять реванш_;
- воздух свеж_;
- радость встреч_;
- проголодаеш_ся;
- открыть настеж_;
- голос чарующ_;
- быстро учиш_;
- интересный репортаж_;
- отреж_ кусочек;
Слов с ь _______?
Вариант 2
- отвлеч_ внимание;
- множество неудач_;
- военная мощ_;
- удачный розыгрыш_;
- кактус колюч_;
- зарево пожарищ_;
- сумел увлеч_ся;
- быстро унистож_;
- среднерусский пейзаж;
- мчаться вскач_;
- ужасно тощ_;
- ничего не помниш_.
Слов с ь______?
- Работа с текстом по картине
Учитель. Перед вами репродукция картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Давайте познакомимся с текстом. (На экране высвечивается репродукция картины. Текст на столах учеников.)
Задания для работы с текстом
- Прочитайте текст.
- Определите стиль текста.
- Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.
- Напишите мини-сочинение на заданную тему.
В конце января выдается удивительный день. Не пряч_тесь от зимы выйдите на улицу. Послушайте как скрипуч_ снег проверьте скорость лыж_. Из-за туч_ неожиданно проглянул настойчивый солнечный луч_. Ему невтерпеж_ растопить слежавшийся снег на скатах крыш_ и увидеть как бьется из-под земли ключ. Ведь весна уже не мираж_ а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_ окна соседних дач_. Именно такими мыслями увлекаеш_ся, рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень».
- Рефлексия. Подведение итогов урока
- Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек: глагол, прилагательное, наречие, существительное. На вопрос учителя ученик поднимает карточку с правильным ответом.
- В словах какой части речи после шипящих всегда пишется мягкий знак?
- В словах какой части речи после шипящих никогда не пишется мягкий знак?
- В словах какой части речи мягкий знак после шипящих не пишется только в словах-исключениях?
- В словах какой части речи написание мягкого знака после шипящих зависит от рода, числа и падежа?
- К какой части речи относятся слова настежь, навзничь, прочь?
- Свободное домашнее задание
- Работа с тестами по русскому языку:
- М.Т. Баранова и др., учебник для 7-го класса;
- Напишите сочинение-эссе с изученной орфограммой, используя дополнительную литературу и ресурсы интернета.