Урок Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Язинцева Ирина Александровна

Уроу объяснения нового материала с использованием современных информационных технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Мещеринская общеобразовательная средняя школа № 2»

Ступинского муниципального района

Московской области

Урок

Правописание наречий.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Русский язык

7 класс

Автор:

Язинцева Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Тип урока

Объяснение нового материала

Технологии

Игровая технология, дифференцированное обучение, здоровьесберегающая технология, ИКТ.

Цель

Формирование умения правильно ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Организация

пространства

Фронтальная работа, групповая работа

Правописание наречий. Мягкий знак после шипящих на конце наречий

Тип урока: комбинированный с использованием современных информационных технологий.

Методика: адаптивное обучение.

Оборудование: карточки с разноуровневыми заданиями, компьютер, проектор, слайды, составленные учителем для показа на мультимедиа, плакат, электронный учебник-справочник, репродукция картины К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень».

ХОД УРОКА

  1. Проверка домашнего задания

Цель: проверить умение отличать наречия от других частей речи.

Блиц-турнир. Задание было дано заранее. Первая группа задает вопросы, вторая – отвечает на них, затем наоборот, вторая спрашивает, а первая отвечает.

  1. На экране даны слова разных частей речи. Найдите среди них наречия. Укажите признаки наречия, похожие на признаки деепричастия.
  2. Определите синтаксическую роль наречия в данных предложениях. Что общего у наречий с другими частями речи и чем отличаются наречия от них?
  1. Подготовка учащихся  к усвоению новых знаний
  1. Повторение правописания ь в разных частях речи (таблица на экране). Фронтальная работа.

Ь после шипящих

Пишется

Не пишется

Сущ. 3-го скл. (рожь)

Сущ. Не 3-го скл.(карандаш, рощ, дач)

Крат. прил. (могуч)

Глагол 2-го л. ед.ч.

(-ешь/- ишь)

Неопр.ф. (беречь)

Повел. накл. (отрежь)

Наречия:

настежь; вскачь, сплошь, кроме искл.

Наречия, после ж (кроме настежь):

Уж, замуж, невтерпеж – искл.

  1. Создание проблемной ситуации. (Часть таблицы закрыта.)

Учитель. Наш давний знакомый Петя Ошибкин написал слова настежь, вскачь без ь. (На экране высвечиваются слова.) Он рассуждал так: « На конце слов после шипящих не пишется ь, это я точно помню». Прав ли он? (Ребята пока не знают правописания этих слов.)

В словах какой части речи он написал ь? Какой будет тема урока?

(Правописание мягкого знака на конце наречий. На экране – слайд.)

  1. Объяснение нового материала

- После каких шипящих пишется (не пишется) ь? (Ученики формулируют правила.)

Правило первое. На конце наречий после шипящих пишется мягкий знак, кроме трех слов-исключений: уж, замуж, невтерпеж.

Правило второе. На конце наречий мягкий знак после букв ш и ч пишется, в после буквы ж пишется только в одном слове настежь.

Алгоритм рассуждения

  1. Определите, какая это часть речи.
  2. Если это наречие, посмотрите, входит ли оно в состав исключений.
  3. Если не входит в состав исключений, пишите мягкий знак.

  1. Первичная проверка усвоения знаний

Работа с учебником. Читаем материал параграфа. Правило заучиваем наизусть. Организуем парную работу по проверке нового материала. Правило проверяется у двух учеников.

Делаем вывод о написании мягкого знака на конце наречий.

- Теперь поможем Пете Ошибкину в написании слов настежь, вскачь, сплошь. (Ученики объясняют правило.)

  1. Первичное закрепление знаний

Задание. (Выполняется у доски.) Спишите, подчеркните изученную орфограмму. Сделайте вывод о написании мягкого знака после шипящих на конце слов.

  1. Закажи Балде службу,/ Чтоб стало ему невмочь,/ А требуй, чтобы он  её/ Исполнил точь-в-точь. (А.Пушкин)
  2. Шалун уж отморозил пальчик. (А.Пушкин)
  3. Небо было сплошь покрыто тучами. (М.Горький)

  1. Закрепление нового материала

  1. Работа по группам.

Дифференцированные задания

1-я группа

Работа по заданию учебника, упр. 265. Помощь – таблица на слайде. (Проверка консультантами.)

2-я группа

А. Работа на компьютерах. Диктант.

  1. Матушка-рожь кормит всех сплошь. 2) Землю вскачь не пашут. 3) Для дорогого гостя и ворота настежь. 4) Вся пристань была сплошь уставлена подводами. 5) Через открытое настежь окно на пол падает солнечный луч. 6) По дорогам гремят тачанки, эскадроны проходят вскачь. 7) Ребята стремительно и бесшумно умчались прочь. 9) Когда долга эта зимняя ночь, ждать урочного часа невмочь.

Б. Работа по карточке. Вставьте пропущенные буквы.

Упасть навзнич_, ринуться проч_, вернуться заполноч_, ждать невтерпеж_, сплош_ пократься тучами, медленно теч_, копченый лещ_, спряч_тесь от дождя, день хорош_, сделать шалаш_.

(Уровень знаний определяет компьютерная программа.)

3-я группа

Работа на компьютерах

Ученики выполняют тестовые задания по обучающей программе на диске, на мониторе они видят результат своей работы. (Имеется режим выставления оценок.)

Электронные пособия. «Уроки русского языка Кирилла и Мефодия», 7-й класс, РС СО-ОМ.

Делаем вывод о написании мягкого знака на конце наречий.

  1. Дидактическая игра (На экране проектора)

Цель: проверить умение отличать наречие от других частей речи.

Кроссворд

Выберите из цепочек слов наречия и заполните кроссворд по горизонтали

  1. Проучишь, хранилищ, наотмашь, угрожающ;
  2. замуж, тягач, задач, могуч;
  3. прочь, страж, тягуч, льешь;
  4. наследуешь, перережьте, заискивающ, невтерпеж;
  5. училищ, вскачь, толочь, помощь;
  6. молодежь, забудешь, отрежьте, навзничь;
  7. настежь, передач, блестящ, бородач.

1

2

3

4

5

6

7

Где спряталось наречие уж?

Задание. В каждую из 5 строчек таблички впишите существительные, в середине которых встречается буквосочетание уж.

У

Ж

У

Ж

У

Ж

У

Ж

У

Ж

Ключ:

  1. дужка; 2- кружка; 3- пружина; 4-пичужка; 5-подружка.

  1. Работа с разноуровневыми карточками

- Сейчас мы сможем определить, как хорошо вы усвоили тему о правописании мягкого знака после шипящих на конце разных частей речи – существительного, краткого прилагательного, наречия.

Задание для 1-го уровня. Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь. В скобках напишите часть речи этого слова и, кроме того, форму существительного, прилагательного, глагола.

Например, проголодаешься (глагол, 2-е л. ед.ч.).

Задание для 2-го уровня. Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь. В скобках напишите часть речи этого слова.

Например, зелень пастбищ (сущ.).

Задание для 3-го уровня. Поставьте, где нужно, мягкий знак. Выполнив задание, укажите количество слов, где необходим ь.

Вариант 1

  1. зелень пастбищ_;
  2. нужно береч_;
  3. установившаяся тиш_;
  4. взять реванш_;
  5. воздух свеж_;
  6. радость встреч_;
  7. проголодаеш_ся;
  8. открыть настеж_;
  9. голос чарующ_;
  10. быстро учиш_;
  11. интересный репортаж_;
  12. отреж_ кусочек;

Слов с  ь _______?

Вариант 2

  1. отвлеч_  внимание;
  2. множество неудач_;
  3. военная мощ_;
  4. удачный розыгрыш_;
  5. кактус колюч_;
  6. зарево пожарищ_;
  7. сумел увлеч_ся;
  8. быстро унистож_;
  9. среднерусский пейзаж;
  10. мчаться вскач_;
  11. ужасно тощ_;
  12. ничего не помниш_.

Слов с ь______?

  1. Работа с текстом по картине

Учитель. Перед вами репродукция картины Константина Федоровича Юона «Конец зимы. Полдень». Давайте познакомимся с текстом. (На экране высвечивается репродукция картины. Текст на столах учеников.)

Задания для работы с текстом

- Прочитайте текст.

- Определите стиль текста.

- Вставьте пропущенные буквы, расставьте запятые.

- Напишите мини-сочинение на заданную тему.

В конце января выдается удивительный день. Не пряч_тесь от зимы выйдите на улицу. Послушайте как скрипуч_   снег проверьте скорость лыж_.  Из-за туч_  неожиданно проглянул настойчивый солнечный луч_. Ему невтерпеж_    растопить слежавшийся снег на скатах крыш_   и увидеть как бьется из-под земли ключ. Ведь весна уже не мираж_   а реальность. И совсем скоро распахнутся настеж_   окна соседних дач_.   Именно такими мыслями увлекаеш_ся, рассматривая картину Юона «Конец зимы. Полдень».

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

- Давайте подведем итог с помощью сигнальных карточек: глагол, прилагательное, наречие, существительное. На вопрос учителя ученик поднимает карточку с правильным ответом.

- В словах какой части речи после шипящих всегда пишется мягкий знак?

- В словах какой части речи после шипящих никогда  не пишется мягкий знак?

- В словах какой части речи мягкий знак после шипящих  не пишется только в словах-исключениях?

- В словах какой части речи написание мягкого знака после шипящих зависит от рода, числа и падежа?

- К какой части речи относятся слова настежь, навзничь, прочь?

  1. Свободное домашнее задание

  1. Работа с тестами по русскому языку:

- М.Т. Баранова и др., учебник для 7-го класса;

  1. Напишите сочинение-эссе с изученной  орфограммой, используя дополнительную литературу и ресурсы интернета.