Урок по теме Синтаксические связи в словосочетаниях 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Тип урока: объяснение нового материала

Данный урок предусмотрен по темам программы «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н .М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2010.

Цель и задачи урока.

образовательные:
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков;
развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tezisy.doc.doc28.5 КБ
Microsoft Office document icon statya.doc.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

                        Урок по теме      Синтаксические связи в словосочетаниях 8 класс

Учитель русского языка и литературы

Матвеенко Татьяна Михайловна   «МОУ СОШ № 98 » г. Барнаул Алтайский край.

Цель и задачи урока.

образовательные: 
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков;
развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.

Тип урока: объяснение нового материала 

Данный урок предусмотрен по темам программы «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5-9 классы», Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н .М. Шанский, Москва, «Просвещение», 2010.

Учебник    8  класс .  Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова, Москва, «Просвещение», 2011.

Учебник допущен Министерством образования и науки  РФ.

  План урока

1.Организационный момент.

2..Опрос по домашнему заданию

3.  Новая тема

4. Закрепление изученного

5. Сообщение учителя

6.Закрепление полученных знаний

7.Рефлексия

8.подведение итогов

9.Домашнеезадание



Предварительный просмотр:

                                   Синтаксические связи в словосочетаниях 8 класс

Учитель русского языка и литературы

Матвеенко Татьяна Михайловна   «МОУ СОШ № 98 » г. Барнаул Алтайский край.

Цель и задачи урока.

 образовательные: 
- систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Словосочетание»,
- формирование знаний о способах связи слов в словосочетании, формирование умений определять способы связи слов в словосочетании;
- развитие орфографических навыков;

развивающая: развивать лингвистическую и коммуникативную компетенцию;
воспитательная: формирование навыков контроля и самоконтроля.

Тип урока: объяснение нового материала 

I.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем работать с вами над изучением словосочетания.

II.Опрос по домашнему заданию

А)-Дать определение словосочетанию

    -Какие типы словосочетаний вы знаете?

    -Как определяется тип словосочетания?

Б) Цифровой диктант (1-словосочетание, 2-предложение, 3-слово)

Светило солнце, около дома, учебный год, русский язык ,лист бумаги, в течение часа, идущий человек, по берегу, дом на берегу, дом стоит

Ключ:2311131312 (записан на доске – ребята проверяют сами свои ответы)

В) Распределительный диктант ( 2 человека работают у доски, остальные учащиеся в тетрадях)

Задание: записать словосочетания в соответствии с типом ( по столбика) именное, глагольное, наречное.

 Правка  текста, косо висела, зеленая трава, бежать быстро, алмазная грань, грамотный человек, ищу человека, читать внимательно, достигнуть цели, веселый ребенок, жить честно.

III.Новая тема

А) Чтение теории параграфа №

Б) беседа

 -что нового вы узнали о словосочетании?

В) составление опорного конспекта

                                                                                   

                                                                                           

  Матвеенко Татьяна Михайловна «МОУ СОШ № 98 » г. Барнаул Алтайский край.

Виды подчинительной связи в словосочетаниях

примыкание

    управление

   согласование

Главное слово выражено:сущ.

Зависимое слово: отвечает на вопрос

Какой? Чей?

Выражено: им.прилаг.,причаст.,

Мест., чмслит.

При изменении главного слова зависимое ставится в том же Р.Ч.П , что и главное

Главное слово выражено:глагол, сущ., прил

Зависимое: сущ, местои

Отвечает на вопросы: косвен.падежей

При изменении главного слова, зависимое остается неизменным  (в определенном падеже)

Главное слово:глагол,наречие,Сущес.,Прилаг.

Зависимое: неизменяемая часть речи-наречие,деепричаст,инфинитив,прилагательное в простой сравнительной степени,притяжательные местоимения её, его, их

Отвечает на вопрос: где? Куда? Как? И т.д.

IV. Закрепление изученного (определить вид связи в словосочетаниях)

Снежные равнины, шел спокойно, красивая девочка, идти в школу, стоять у доски, интересный вопрос, слушать улыбаясь.

V. Сообщение учителя:

- Ребята, в экзаменационных тестах есть интересное задание- заменить словосочетание на синонимичное с другим видом связи. У вас на партах лежат листы - помощники, помогающие понять процесс выполнения такого задания. Изучите внимательно!

( На партах у учащихся лежит распечатанный листок - алгоритм выполнения задания- Приложение №1)

VI. Замените словосочетание на синонимичные, пользуясь листом- помощником.

А) ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ.
1. жалостно посмотрел –
2. смело спрыгнул –
3. устало шагал –
4. осторожно слез –
Б) ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ ПРИМЫКАНИЕ 
1. говорил с тревогой –
2. ждал с напряжением –
3. охранял с заботой –
4. глядел со смущением –

                                                                                     

                                                                                             Матвеенко Татьяна Миихайловна

                                                                                 «МОУ СОШ № 98 » г. Барнаул Алтайский край.

В) ЗАМЕНИТЬ ДАННЫЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ СОГЛАСОВАНИЕ СИНОНИМИЧНЫМИ СО СПОСОБОМ СВЯЗИ УПРАВЛЕНИИ

1. бессонная ночь –
2. подземный переход –
3. алгебраическая задача –
4. школьный портфель -

YII. Рефлексия

- Что нового мы узнали на уроке?

-Какие виды связи  в словосочетании вы знаете?

YIII.Подведение итогов. Выставление оценок. Домашнее задание


                                                                                          Матвеенко Татьяна Миихайловна

                                                                                 «МОУ СОШ № 98 » г. Барнаул Алтайский край.


                                                              Приложение № 1.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн

2. задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?

3. зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.

ИЛИ: стеклянная крыша - крыша (из чего?) из стекла

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:

1. найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря)  главное слово - (что?)  гнездо,  гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо;

2. зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос КАКОЙ? ЧЕЙ? Гнездо (чье? какое?) глухариное

ИЛИ: топот коня - топот (чей?) конский

Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:

1. найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать (как?) внимательно: главное слово - слушать;2. зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи - инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия) наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием

ИЛИ: поехать работать - поехать на работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе по теме:«Словосочетание и типы подчинительной связи в словосочетании»

Цели:                  1.      Образовательные:  повторение и обобщение знаний учащих...

Урок "Ковалентная химическая связь" для 11 класса

Урок по теме "Ковалентная химическая связь" для 11 класса БУП 1 час по программе О.С.Габриелян...

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 10 класса по теме "Синтаксис и культура речи. Словосочетание. Типы связи слов в словосочетаниях"

Урок разработан для учащихся 10 класса (чебник под редакцией А.И. Власенкова). Цели урока: закрепить и углубить знания учащихся по теме «Словосочетание»; отработать умение определять типы связи ...

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ.

Урок- проект: ГЕНЕТИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ ОСНОВНЫМИ КЛАССАМИ НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ. Цели урока: Разработать с  учащимися алгоритм решения  цепочек превращений. Развивать у учащихся нав...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ «СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.ТИПЫ СВЯЗЕЙ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ» (с использованием ИКТ и ЭОР)

ЦЕЛЬ УРОКА: продолжить изучение темы «Словосочетание»; знакомство с типами связей в словосочетании.ЗАДАЧИ УРОКА: образовательные: познакомить учащихся с типами связей в словосочетании; закрепить поня...

Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме «Словосочетание. Связь слов в словосочетании»

Цель урока:  обобщить, систематизировать, закрепить знания о способах связи слов в словосочетании. Задачи урока: Образовательные:1) повторение и обобщение знаний учащихся о способах связи сл...