Рабочая программа по курсу "Живое слово"
учебно-методический материал по литературе (5 класс) по теме

Шамсутдинова Светлана Николаевна

Рабочая програма по предмету "Живое слово",  5 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_zhivoe_slovo_5_klass.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

 муниципальное  бюджетное  общеобразовательное  учреждение  средняя  общеобразовательная школа п. Нивенское

 

                                                                                                                                                                   Утверждаю

                                                                                                                                   Директор школы                                                        

                                                                                                                                                                        _________________ Г.Г. Граховская

                                                                                                                                                                             «  __  »__________2014 г.

                                                                               РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

                                                                                               КУРСА  

                                                                                   « ЖИВОЕ СЛОВО»

                                                                                               5  класс

                                                                                               35 часов

      Рабочая программа разработана учителем русского языка и литературы Шамсутдиновой Светланой Николаевной на основе  регионального компонента государственного стандарта  основного общего образования.

     Используется УМК: «Живое слово»: Методическое пособие для учителей (Русская словесность. 5 – 6 классы) / под общ. Ред. Л. Г. Дорофеевой. – Калининград: Изд-во «НЭТ», 2007; «Живое слово»: Хрестоматия по курсу регионального компонента: Русская словесность. 5 – 6 классы / Сост. Л. Г. Дорофеева. – Калининград: ООО «Новые электронные технологии», 2008.

                                                                                                                                                            Рассмотрено на заседании МО                                                                        
                                                                                                                                              Руководитель МО______________  С.Н. Шамсутдинова

                                                                                                                                                                 «___ »  августа 2014 года                                                                                                                              

                             

                                 Согласовано

Зам.директора  по УВР____________ Т.А. Корнева

 «____ »  августа 2014 г.

2014-2015

Пояснительная записка

       Курс «Живое слово» является составной частью проекта регионального компонента. Используется УМК: «Живое слово»: Методическое пособие для учителей (Русская словесность. 5 – 6 классы) / под общ. Ред. Л. Г. Дорофеевой. – Калининград: Изд-во «НЭТ», 2007; «Живое слово»: Хрестоматия по курсу регионального компонента: Русская словесность. 5 – 6 классы / Сост. Л. Г. Дорофеева. – Калининград: ООО «Новые электронные технологии», 2008.

         Концепция и обоснованность  программы

     В соответствии с разработанной и утвержденной Правительством РФ Концепцией модернизации российского образования и Национальной доктриной российского образования была утверждена в Калининградской области концепция регионального компонента, суть которой заключается в углубленном изучении российской национальной культурно-исторической традиции.

Главным в построении курса русской словесности «Живое слово» является принцип историзма, позволяющий рассматривать произведения в историко-культурном контексте каждого периода с учетом всех его составляющих: веры, уклада жизни, системы духовно-нравственных ценностей, особенностей национального мироощущения, выразившегося в особом характере поэтики произведений.

Вера, душа, духовность, смысл жизни, честь, любовь, совесть, милосердие, память, Отчизна, семья – это основные концептуальные понятия всей русской литературы.

    Возможности уроков литературы в превращении этих аксиологических понятий в личностные ценностные ориентиры ученика очень широки: нужно помогают подростку увидеть в произведениях художественной литературы их общий человеческий смысл, вечные проблемы, закономерности самой жизни, постичь нравственные, философские идеи. Особенно остро проблема национальной идентификации стоит перед населением Калининградской области, территориально не связанной с Россией. Будучи россиянами (русские, белорусы, украинцы составили костяк населения области – более 90 % всего населения, при этом ныне население пополняется и переселенцами, принадлежащими к различным культурам, национальностям, вероисповеданиям), жители области в современных условиях не имеют возможности поддерживать тесные контакты с «материковой Россией». Подрастающее поколение гораздо чаще выезжает вПольшу, Германию, Прибалтику. Отсюда бóльшая для калининградской молодежи, по сравнению с российскими подростками и юношеством, опасность ориентации на ценности прозападной культуры. Думается, в этих условиях проблема сохранения русской традиционной культуры оказывается особенно актуальной. Решить ее может лишь система мер, направленных на создание единого пространства с русской национальной доминантой, предпринимаемых как на уровне государства и общества, так и на уровне отдельной семьи, школы, человека.

     Этому призвана служить и программа курса «Живое слово», основной задачей которого является изучение национальной традиции, явившей себя в лучших произведениях отечественной словесности, в русской классической литературе. 
      К сожалению, в современных программах просматривается тенденция сокращения часов русской литературы, умаляется состав произведений русской классики, недостаточно представлена древнерусская литература, современные проза и поэзия, отражающие духовно-нравственный поиск, фольклорные произведения, хранящие представления народа о жизни, мироустройстве, добре и зле, изучаются бессистемно. Именно поэтому введение регионального компонента по литературе своевременно и актуально.

    «Живое слово» представляет собой базовый ориентирующий материал по курсу русской литературы в 5 – 8 классах, могущий служить учителю-словеснику основой для работы над произведениями русской литературы, транслирующими безусловные национальные культурно-исторические и духовно-нравственные ценности.

Цели учебного курса 

  • усвоение школьниками традиций и ценностей русской национальной культуры, истории, быта;
  • воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего историю и культуру своего отечества;
  • воспитание уважения к прошлому своего народа, восстановление исторической памяти;
  • нравственное развитие подростков на основе традиционных для России ценностей, помощь учащимся в национальной идентификации;
  • формирование у подростков нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурных ценностей;
  • воспитание любви к родному слову, обогащение и развитие речевой культуры школьников;

Достижение этих целей возможно путем решения следующих задач:

- чтение и анализ ряда художественных произведений русских писателей и поэтов, произведений древнерусской литературы и устного народного творчества, отвечающих целям курса;

- раскрытие, уяснение и интериоризация духовных, нравственных и культурно-исторических ценностей, отраженных в этих произведениях;

- создание у подростков устойчивого представления о русском национальном характере;

анализ и уяснение особенностей авторского восприятия Руси, России, русского человека в произведениях курса;

- анализ художественного и языкового своеобразия изучаемых произведений.

     

Специфика и уровень подготовки класса

Характеристика класса

  В 5а и 5б классе  по 26 учащихся, успеваемость -  низкая. Основная группа  учащихся не владеет нормами русского литературного языка, неохотно читает, не умеет строить собственное высказывание,  не владеет навыками пересказа и начальными элементами анализа.  Имеется  в каждом классе  по 5 детей с ограниченными возможностями здоровья.  Вторая группа учащихся  может  составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; делать выводы.

     

  Специфика работы с учениками ОВЗ 7 вида. 

- Поэтапное разъяснение заданий.

- Последовательное выполнение заданий.  

- Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.

- Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.

- Близость к учащимся во время объяснения задания.

- Перемена видов деятельности.

- Подготовка учащихся к перемене вида деятельности.      

- Предоставление дополнительного времени для завершения задания.

    - Упрощенные задания на дом.

- Предоставление дополнительного времени для сдачи домашнего задания.

- Использование карточек с упражнениями, которые требуют минимального заполнения.

- Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ

- .Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями.

- Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки. Разрешение переделать задание, с которым он не справился.

- Оценка переделанных работ.

- Использование системы оценок достижений учащихся на их личном примере

Сроки  реализации программы: Курс «Живое слово»  рассчитан на 4 года обучения (140 часов; 1 час в неделю).

Количество учебных часов в 5 классе: в год –  35 часов,  в неделю – 1 час.

   

    Требования к знаниям и умениям ученика: 

Знать:

  • традиции и ценности русской национальной культуры, истории, быта;
  • прошлое своего народа, восстановление исторической памяти.

Уметь приобрести такие важные качества, как:

  • чувство собственной ценности;
  • уверенность в поддержке;
  • доверие к оценке, отношениям, чувствам (школьник готов высказать свое мнение по разным вопросам);
  • способность к сопереживанию;
  • способность к сотрудничеству.

   Содержание   учебного курса.

Программа 5 класса включает 4 раздела:

I – «Истоки русской культуры: от язычества к христианству», посвященный изучению истории перехода от  языческой к христианской Руси, выбору духовно-нравственных ценностей, отразившихся в устном народном творчестве.

II – «Мир фольклора и русская словесность», включающий обрядовую и календарную поэзию, связанную с Рождеством, Масленицей и Пасхой, загадки, пословицы и поговорки, народные предания и легенды, и, конечно же, русские народные сказки;

III – «Литературная притча в русской словесности»

IV – «Литературная сказка: освоение народной традиции».

Система мер здоровьесберегающего характера

  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • дозированные домашние задания;
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • диалоговая форма обучения;
  • создание ситуации успеха;
  • зарядки-релаксации (не более 3 минут);
  • гимнастика для глаз (на уроках с повышенной нагрузкой на глаза). 

Список литературы и учебно-методическое обеспечение

 

     Литература для учителя

 1. Дронь М.Н., Дронь Е.Н. Методическое пособие по русской литературе «Диво дивное ,чудо чудесное, сказка русская…»

 Калининград, 2007.

 2. Методическое пособие для учителей (Русская словесность. 5 – 6 классы) / под общ. Ред. Л. Г. Дорофеевой. –  
Калининград: Изд-во «НЭТ», 2008;

   Литература для ученика

1. «Живое слово»: Хрестоматия по курсу регионального компонента: Русская словесность. 5 – 6 классы / Сост. Л. Г. Дорофеева. – Калининград: ООО «Новые электронные технологии», 2008.

    Оборудование

  1. персональный  компьютер
  2. проектор
  3. портреты писателей и репродукции картин художников

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока, формы и виды работ

 Формы и методы контроля

 Сроки

           Примечания

           (оборудование)

1

Вводный

1

Работа в парах, упр. «Ассоциации»

Мини-сочинение о возможностях слова

Макет солнышка, лит. Тексты

1. Истоки русской культуры: от язычества к христианству. Выбор Древней Руси (4 ч.)

2

«Повесть временных лет» о древних славянах – язычниках

1

Комбинированныйбеседа

Ответы на вопросы

Отрывки из ПВЛ, изображение двора и дома славянина

3

От язычества к христианству: выбор Древней Руси

1

лекция

По тезисам пересказ

Отрывок из главы «Про Перуна – бога и Илью –пророка

4 – 5

Древнерусская летопись «ПВЛ» о принятии Русью христианства

2

КомбинированныйИнсценирование эпизодов, рассказ учителя

Мини-сочинение «Почему крестилась Русь?», инд. Отрывки из произведений о князе Владимире

Картина В. М. Васнецова «Крещение Руси»

2.Мир фольклора и русская словесность (18)

                Русский крестьянский мир и народное творчество (2ч.) 

6

Крестьянский уклад жизни и народное творчество

1

беседа

Учить народные песни

Картины о крестьянской жизни

7

Русская народная песня

1

   Комбинированный урок

 инсценирование

Фронтальный опрос Сопоставление  песни «Степь» с рассказом С. Т. Аксакова «Буран»

Народные музыкальные инструменты, аудиозаписи

От Рождества до Пасхи. Народная духовная поэзия и стихи русских поэтов (5 ч.)

8

«Днесь Христово Рождество» (тема Рождества в русском фольклоре)

1

Работа в группах

Нарисовать символы Рождества

Худ. Тексты колядок, тропаря

9

Рождество в русской поэзии

1

 Урок-презентация  анализ иллюстративного ряда

Контроль чтения наизусть одного  стих.

Рождественские открытки, картины «Поклонение волхвов», икона Рождества Христова

10

Масленица в народной поэзии и русской литературе

1

Рассказ учителя, работа в группах

Мини-сочинение «Просить прощения – зачем?»

Репродукция В. И. Сурикова «Взятие снежного городка», макет солнышка

11

Поэзия пасхального цикла: Страстная седмица

1

Работа в парах

 Наизусть  1 стих.

Репродукция эскиза «росписи для Владимирского собора в Киеве «Распятый Иисус Христос», «Плащаницы» В.М. Васнецова

12

Пасха в русской словесности

1

Анализ волочебных песен, самост. работа

Оценка написанной стилизации под народное предание (взяв за основу идею преданий «Чудо на мельнице», «Христос – странник»)

А. Иванов «Воскресение», аудиозапись

                                    Духовно-нравственные идеалы в русской народной сказке и былине  (4 ч.)

13

Сказка «Бой на Калиновом мосту»

1

Урок-презентация  Работа в группах, словесное рисование

Оценка задания «Придумать продолжение сказки»

К. Васильев «Бой Добрыни со Змием»

14

Первый бой Ильи Муромца. Тема татаро-монгольского нашествия в былинном творчестве

1

Урок-презентация  беседа

Инд. Сообщение ученика о сказителях. Ответ на вопрос: «Какие черты характера мне нравятся в Илье Муромце и почему?»

Иллюстрации с изображением родных просторов, православных храмов, модель щита

15

Русская народная сказка «Иван Бесталанный и Елена Премудрая»

1

Творческий урок Иллюстрирование фрагментов

Пересказ отрывка

Репродукции

16

«Сказка о Василисе, золотой косе…»

1

Творческий урок

Инсценирование отрывков Выразительное чтение по ролям

Рисунки учеников

Идеалы народной несказочной прозы. Предания, сказания, легенды (7 ч.)

17

Народное предание и тема русской истории

1

Комбинированный

Работа в группах

контроль подготовки семей-ного предания  или  чтение выбранного самостоятельно исторического предания

Карточки с заданиями

18

Образ русского царя в исторических преданиях. Царь Петр I

1

Инд. рассказ учащегося, чтение преданий

Оценка подготовленных рас-сказов о Петре I из дополни-тельных  источников

Лит. тексты

19

«Чудо – богатырь» земли Русской. Народное предание о А. В. Суворове

1

Работа в группах

Оценка  подготовленных сообщений о Суворове

Портрет А. В. Суворова

20 – 21

«Чудо – вождь» земли Русской (жизнь и подвиги А. В. Суворова)

2

Комбинированный Беседа, составление таблицы, работа в группах

Контроль работы по выяснению значения слова «легенда»

Репродукции картин в. И. Сурикова «Портрет Суворова», «переход через Альпы»

22

Духовно – нравственные ценности в христианских народных легендах

1

Беседа. Заполнение таблицы

 Чтение и анализ  легенды «Повесть о царе Аггее»

Лит. материал

23

Духовно – нравственные ценности в христианской народной легенде «Повесть о царе Аггее…»

1

Аналитическая беседа

Мини-сочинение «Что такое мудрость?»

Карточка – словарь

3. Литературная притча в русской словесности (6 ч.)

24

«Чтобы познать мудрость и наставление»: притчи царя Соломона.

1

Рассказ учителя, работа в группах, работа со словарем

Написание  своей притчу о душе, радости

Иллюстрации к Библии, изображение храма царя Соломона

25

Евангельские притчи

1

Рассказ учителя об Иисусе, заполнение таблицы, работа в группах

 Написание притчи об отношении детей и родителей

Икона Иисуса Христа, изображение виноградной лозы

26

Притча о блудном сыне

1

Аналитическая беседа, работа с репродукциями

Контроль и оценивания работы по описанию случая, который содержит идею притчи

Репродукция картины  Рембрандта «Возвращение блудного сына»

27

«Кто мой ближний?» (тема милосердия)

1

Работа со словарем, эвристическая беседа, работа в парах

Ответ на вопрос «Может ли возникнуть ситуация, когда вы не станете человеку помогать?»

Иллюстрации Г. Доре к Библии

28

«Будьте милосердны…»

1

Работа со словаре, анализ стихов

Определение  идеи стих. И. Тургенева «Христос»

И. Репин «Странник»

29

«Что такое счастье и где его искать?»

1

Работа в группах

Мини-сочинение «Я счастлив(а)» или «Что мешает мне быть счастливым?»

Макеты фигурок человечков с шариками

  1. Литературные сказки: освоение народной традиции (5 ч.)

30

Чему учат сказки

 А. С. Пушкина

1

Работа в группах, заполнение таблицы

Письменный ответ «Кого их героев сказок можно назвать счастливым? Почему?»

Портрет А. С. Пушкина, фрагменты фильмов к сказкам

31

П. П. Ершов «Конек – Горбунок»

1

Беседа, иллюстрирование фрагментов

Худ. пересказ эпизода

Портрет П.П. Ершова, иллюстрации к сказке

32

С. Т .Аксаков «Аленький цветочек»

1

Чтение по ролям

Иллюстрации к сказке

Выставка работ

33

Сказки Степана Григорьевича Писахова

1

Комбинированный

Рассказ учителя

Опрос пройденного материала, кроссворд

Сборник сказок

С.Г. Писахова, мультфильм «Морожены песни»

34

Обобщение изученного по курсу «Живое слово»

1

Комбинированный урок.  Беседа

  кроссворд, вопросы

35

Заключительный урок

1

Работа в группах

        Викторина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка " Живое слово"

Программа внеурочной деятельности по русскому языку,  предназначена для учащихся 6 класса,  имеет пояснительную записку , УУД и ожидаемые результаты, содержание и тематический план....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Слово о словах, или занимательная этимология"

Рабочая программа внеурочной деятельности содержит познавательный и занимательный материал по этимологии, раскрывающий загадки топонимики и ономастики; способствует повышению уровня языковой и коммуни...

Рабочая программа кружка "Русское слово"

  Программа курса составлена в соответствии с программой по русскому языку: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М.:Просвеще...

Рабочая программа кружка "Русское слово" для учащихся 9 класса

Программа кружка «Русское слово» предназначена для учащихся 9 класса.  Программа опирается на те знания, умения и навыки, которые были получены учащимися в процессе изучения базового курса ...

Рабочая программа курса "Золотое слово"

Рабочая программа "Золотое слово» разработана по направлению «духовно-нравственная  деятельность» в 7 классе....

Рабочая программа курса "Золотое слово"

Рабочая программа курса "Золотое слово" разработана по направлению "духовно-нравственная деятельность" для 6 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ СЛОВО» для учащихся 5-7 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА  «ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ  СЛОВО»для учащихся 5-7 классов...