Тексты В.А.Солоухина и Л.П.Зрелова на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Дидактический материал для проведения диктантов, изложений и т.д. Предлагаются тексты и к нм задания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диктант

7 класс "Предлог"

Одуванчики

Одуванчики цветут с весны и до осени. В течение целого лета не выберешь дня, когда нельзя было бы увидеть этот цветок. Но все же бывает в мае пора, когда разливается3 по земле их первая, самая дружная, самая яркая волна. Глядя на поляну и видя ее всю золотой, невозможно освободиться от впечатления, что некий художник - гигант окунал свою кисть прямо в солнце и разбрызгивал его по зеленой земле.

Еще больше это похоже на бесчисленные зеркальца, в каждом из которых отражается3 солнце. Сходство дополняется еще и тем, что, когда солнце уходит надолго или на ночь,  одуванчики закрывают свои цветы, гаснут, поляна отражает теперь лишь монотонное небо.

 Впоследствии появится вместо цветка округлая пушистая головка. Кто-то очень красиво и точно сказал: "Одуванчик из солнца превратился в луну". Поднимите пушистый цветок над головой и дуньте на него. Миллиарды веселых белых пушинок полетят по ветру над землей, чтобы бесконечно зажигались на ней все новые и новые цветы, похожие на солнышки.4  

Владимир Солоухин

Задания

Выделить все предлоги, определив их вид (производные, непроизводные).

Выполнить разборы, указанные в тексте.

Диктант.

7 класс.   "Союзы"

Береза

Каждое дерево красиво. Есть деревья красно - бурые и серые, черные и зеленые, узловатые и гладкие, мохнатые и голые.4 Но нет на свете другого  дерева белого, как летнее облако в синеве, как ромашка в зелени луга, как снег, когда он только что выпал и еще не привычен для глаз, смотревших3 до сих пор на черную ненасытную землю. Во всем зеленом царстве оно одно.

Березовый лес хорош во всякую пору. И в марте, когда березы освещает солнце, набирающее3 весеннюю силу. Хорош березовый лес и в те дни, когда разворачиваются на березе изумрудные листочки.

В березовом лесу всегда как-то просторно и далеко видно. Белые березы, сначала редкие, отделенные друг от дружки, вдали становятся для глаза все более частыми и, наконец, сливаются в пестроту. В березовом лесу всегда светлее, чем в дубовом или еловом, как будто березы сами светятся тихим ровным светом и освещают пространство вокруг себя.

 Владимир Солоухин

Задания

Выделить союзы, определить тип и значение каждого из них

1в. - 1 абзац; 2в. - 2,3 абзацы

Выделить причастные обороты;

Диктант.

8 класс. Обособленные члены предложения.

Студеная гора, охваченная подернутыми белесой испариной низинами, через изгибистую горловину испокон веков "перетекала" в широкое плато. И нашла тут себе приют раздольная, как населявшая ее ямщицкая вольница, слобода.

По раннему утру ухоженные лошадки - гнедые, каурые, вороные, буланые - в яркой упряжи залпом вырывались из тесовых ворот, разлетались по городу, подхватывая крылатыми пролетками спешащий безлошадный люд, катили прочные почтовые повозки. Тугие ветры, вездесущие посланники манящих далей, заключали в трепетное объятие плато слободы, закручивали зимою жгучие метели, туманящие и сбивающие долу растерянный девичий взор, а по поздней весне, в сердцевине мая, вьюжили теплыми лепестками отцветающих вишневых садов, вспенивали в поднебесье бело-желтые причудливые облака. Одно, самое приметное облако, пронизанное на багровой заре святым небесным лучом, внезапно опустилось посреди Ямской, и в короткий срок на этом месте поднялся изящно очерченный храм.

В Казанской церкви крестились, венчались, отпевались жители Ямской слободы. Вся человеческая жизнь, бурливая, щедрая на труд и праздники, стекалась в святое место, пока не затягивало его, странника на земле, в глубокую могильную воронку. Малиновый колокольный звон очищал, по-весеннему освежал живые души даже в лютые январи. Сам Александр Иванович Герцен, пресытившийся благополучной владимирской ссылкой, готовый со всего маха ударить в свой "Колокол", привез сюда свою невесту, прекрасную Натали, урожденную Захарьину, и по душевному русскому обычаю обвенчался.

Ямская слобода принимала к себе на постоянное жительство ремесленников, купцов, мелких чиновников, дворянские семьи, по меркам той поры разорившиеся напрочь, но, конечно, бывшие в состоянии выстроиться и зажить без нужды в уютных пятистенках

Леонид Зрелов "На ямской слободе"

Примечание. Казанская церковь стояла на месте, где сейчас находиться кинотеатр "Киномакс"

Задания.

Определить стиль, тип речи. Озаглавить текст.

Найти в тексте а) вводные слова и предложения;

б) обособленные определения, обстоятельства.

в) предложения с однородными членами;

г) сложные предложения.

Диктант.

8 класс. Обособленные члены предложения.

Её звали Чайка. Неслыханное для коровы имя, по-видимому, придумала мама. Действительно, ладная, необычайно быстрая, она умела летать. Когда стадо, гонимое из поймы пастухом, мерно подымалось по пестрой булыжной мостовой, внезапно создавшей впечатление живого цветущего луга, и глухой рокот наполнял легким дрожанием воздух, и хозяйки стекались с окрестных улиц навстречу своим кормильцам, Чайка при первом зове отрывалась от гурта и радостно, стремительно летела к маме на прозрачных крыльях.

-Чайка! Чайка! Чайка!

-Му! Му-у! Му-у-у! - пронзительно откликалась она и тянула  к маме долгую шею.

Мама, в чистом сарафане, протягивала к Чайке руки, давала ей поласкаться и вела корову в просторный бревенчатый сарай-хлев. Бережно доила.

Чайка приносила не слишком много молока, зато удивительно вкусного, сливочно-тягучего. Благодаря  маминым стараниям часть молока превращалась в слоистый с желтыми прожилками творог, сбивалась в крутую нежно-кислящую сметану. В печи-голландке мама варила душистые, подергивающиеся коричневой пенкой каши. Они не остывали до самого вечера.

После вечерней дойки, когда сумерки все теснее сплетали свои узоры, возникал соблазн проведать коровку. Массивная дверь сарая раскрывалась при небольшом усилии, справа в вытянутом окошечке светящимся косяком плыли первые звезды, от сена пахло мягким июньским солнцем, светлыми, чистыми дождями. Из темного угла хлева влажно, лучисто мерцали Чайкины глаза. Стоило ступить поближе, она тут же переставала жевать, клонила голову набок, и теплый шёлк её шерстки стелился под маленькую, копию маминой, ладонь. Чайка в блаженстве как бы повисала в воздухе.

Леонид Зрелов "Летающая корова"

Задания.

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст.

Какова основная мысль текста?

Как выражено отношение автора в тексте?

Найди в тексте эпитеты, метафоры, сравнения.  

Найти предложения с обособленными определениями, объяснить знаки препинания

Объяснительный диктант.

8 класс

Он приоткрыл глаза и увидел странную птицу. Вся с ладонь, покрупнее обычных лесных птах, она посиживала на вытянутой к нему веточке и не спускала с него внимательных и утомленных глаз, обведенных тонкими тёмными, как оправа стародавних очков, кольцами. Незнакомая головастая с широкой спинкой птица была приятного коричнево-буроватого оттенка, и оперенье как-то странно, выступами покрывало её, словно природа нарядила своё творение в костюмную тройку, миниатюрную копию единственной у отца и так и не сношенной им, а в довершении сходства украсила на затылке загнутым, как поля шляпы, хохолком. Внезапная и неслыханная схожесть поразила его до глубины души. Он неотрывно глядел в глаза птице и даже забыл о боли. Иногда она вскрикивала и чуть-чуть взлетала над своей веткой, точно отпугивала от гнезда гадов. И настал момент, когда ему стало так легко, как бывает в детском сне, ничто больше не беспокоило, но только он поднялся - птица вспорхнула и неровно, с подергиванием на правое крыло полетела на северо-запад…

Леонид Зрелов "На двадцать втором…"

Задания

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить  текст. Привести примеры сравнений, указать их роль в тексте.

Найти а) обособленные члены предложения;

б) вводные слова;

в) предложения с однородными членами;

г) сложные предложения

Объяснить написание Н и НН в разных частях речи.

Написать небольшое сочинение-описание.

Диктант.

9 класс. Сложные предложения. Повторение

Лес хотя и захламился в беспризоре, был явно грибной: берёзы, молодые ели, ласковый, проникающий до шёлковой травы солнечный свет. Лютиков разжился палкой-посохом и тихо, словно боясь спугнуть грибы, пробирался вглубь. Шуршали о штормовку еловые лапы, плыли золотистые нити ранней паутины. Он вожделенно ждал первой встречи. Подосиновик на толстой сильной ножке будто бы сам выскочил на грибника и замер под низко нахлобученной тёмно-оранжевой шляпкой. Лютиков завороженно опустился на колени, но прежде, чем срезать гриб, поискал вокруг глазами: нет ли поблизости ещё. Другой, похожий на первый, только чуть поменьше, высовывался из мшистой кочки, за ним выглядывал из-под елки их третий братец. Лютиков обошел елочки, подрезая стоящие грибы. (…)

Среди сосен он нашел несколько моховиков. Потом его повело в сторону блеснувшей опушки. Идя по краю, он обогатился пятком молоденьких белых и не поленился откопать во мху еще один, крохотный, похожий на младенческий пальчик, грибок. (,,,)

Он проламывался через буреломы, ступал в болотца с вечно стоячей бурой водой, задевал тяжелые ветки, обдававшие веером крупных капель, вымок, и, когда присел на валежину, чтобы перекусить, от штормовки  даже запыхал  пар. Солнечные лучи тонкими наклонными стволиками вставали в лесу, и нежное тепло, умиротворение разливалось под шелест листвы. Дремали звери, умолкли птицы.

Леонид Зрелов "Фантом Лютикова"

Задания

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст. Найти в тексте метафоры, олицетворения, сравнение.

   Назвать а) сложные предложения, определить вид, объяснить знаки препинания;

     б) предложения с однородными членами, объяснить знаки препинания;

     в) обособленные определения, обстоятельства, объяснить знаки препинания.

Изложение.

7 класс.

Начинающаяся от плодоносной груши аллея усыпана слежавшимися еловыми иглами. Дорожка пружинит, мы скачем, как подвешенные на резинках шарики. Вершины елей масляные от солнца. Направо от аллеи еще один живой забор из тех же елей, только очень густо посаженных и оттого тощих. У них чуть ли не черные тусклые стволы и мало лап. Солнце почти никогда не ласкает их, и они угрюмы, печальны. Мимо них мы пробираемся к нашему огороду.

Мама уже собрала множество ярких пузырчатых огурцов, они рассыпаны на траве рядом с серым срубом колодца. Среди огурцов попадаются и гиганты. Кожура переливается зеленью всех оттенков - от почти белой на макушках до необычайно темной у вешек.

Колодец фантастически глубок: пока ведро на похрустывающей цепи долетит до темной водяной глади, оно станет маленьким, как кружка. Отец крутит отполированную рукоять барабана, подхватывает ведро. Вода необыкновенно вкусна. Несмотря на ее пронзительный холод, нам с сестрой позволяется напиться - только медленно и маленькими глотками.

Жажда утолена, созерцание великолепных огурцов доставило тихое удовольствие. Наш интерес к огурцу исчерпан. Теперь пора наведаться в удаленные места. Сразу за высоченным забором из живых елей расположен питомник. Отец уже все посмотрел, наметил, проводит рукой по морщинистой коре маньчжурского ореха. Нас привлекает другой уголок. Однако смородина уже общипана, яблони почти обтрясены, только моя любимая "китайка" усыпана маленькими лакированными, похожими на веселые мигающие глазки, плодами. Крепкие и сочные, они хрустят на зубах, имеют тонкий пряный привкус. За яблоней -"китайкой" тянется акациевая аллея. Где-то посреди ее вымахала лиственница с мягкими, как перышки, иголками.

Аллея незаметно обрывается, непосвященному и невдомек, куда же она вела, манила, но мы-то знаем, что чуть в стороне, за пышными травами, лежит чаша маленького пруда - купальни. Чаша вся подернута посверкивающей тиной, она - место единственного нашего разочарования на Вышке, поскольку в таком пруду немыслимо купаться. Зато дальше в лес - россыпь ландышей. Мы собирали их весною. Крохотные белые колокольчики издавали нежный, воспринимаемый единственно внутренним слухом прерывистый звон…  (…)

Наверное, у каждого, не очерствевшего вконец человека есть на примете места или наступают особенные моменты, в которых он как бы растворяет себя. (…) Ах, если бы они сохранились в памятном виде, посылались почаще, тогда ни о каком таянии жизни, об опустошении души не возникло бы и речи.

Леонид Зрелов "Вышка"

Задания.

Вспомнить правило "Правописание Н - НН в различных частях речи", привести примеры из текста.

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст.

Определить, какие приемы художественной  выразительности использует автор, привести примеры.

Как в тексте выражены чувства героя?

Написать сочинение - рассуждение, взяв за основу главную мысль текста.

Изложение.

8 класс (7 класс)

- Ну, Оленька, пора заниматься. Садись, дам диктант. В одном месте обязательно сделаешь ошибку, - говорит бабушка, достает потрепанную тетрадку, надевает любимые очки с потрескавшимся стеклом. Один глаз почти не видит, дремлет под теплым припухшим веком.

Тетрадку и ручку Оля уже приготовила.

 - Будь внимательна, - наказывает бабушка, звенит ложечкой в стакане с чаем - начинается урок.

 -Жаркий летний полдень, - говорит она, - жаркий летний полдень, вся природа спит… даже стрекозелень села и молчит…

"Стрекозелень" Оля пишет, как нарочито диктует бабушка, в одно слово.

Диковинный пейзаж каждый раз рисуется ее воображению благодаря этой, предусмотренной ошибке: некая стрекочущая зелень - трав, листвы, что возможно было бы,  наверно, только в бурю, а вот, пожалуйста, то же - при разморенной спящей природе, в несусветную жару, когда даже стрекозе лень пошелохнуться. Вроде бы странно на первый взгляд, но Оля не видит тут ничего странного, потому что предельный покой - предвестник бури. Еще ничего нет, лишь послан первый импульс, а трава и листва уже во власти невидимого пока движения, и натужено чуткое крыло стрекозы.

Текст диктанта Оля помнит наизусть со школьных лет, в нем содержится еще немало пищи для ее неспокойного ума, Бабушка отрешенно диктует, ей и в голову не придет заглянуть в Олину тетрадку. Оля задумывается и пишет дальше от себя:

"Знаешь, Боря, по-моему, определенные состояния природы могут вызвать у людей вполне определенные поступки. Дело в том, что каждый  совершает поступков куда меньше, чем должен бы. Иногда самый главный так и остается несовершенным, нужны условия, какая-то гармония внутреннего и внешнего.

Мне кажется, вот такая жара стояла в тот очень давний день, когда…

Л.Зрелов "Близнецы"

Задания

Определить стиль, тип речи, ответ аргументировать. Вспомнить правило "Н и НН в разных частях речи", подобрать примеры из текста. Начертить схему диалога

 Закончить письмо героини, рассуждая на предложенную тему.

Изложение

8 класс

Наследовав все повадки кошачьего племени, Казик развивал их на свой лад. Воды, как должно опасался - этих бестелесных, не поддающихся отлову воронок в сливном отверстии ванны, шипучих столбов из отвернутых кранов и вместе с тем испытывал жгучее любопытство, перешедшее в страсть.

Одно время краны в ванной подтекали. Любознательный котенок забирался на раковину умывальника и, походив по кромке, осмотрительно тянул под струйку лапу, встряхивал ею, запускал пониже и начинал водить по тонкому кружку, образующемуся в раковине вокруг водяного столбика. Кружок, вроде, и не ускользал, но и не сдавался. Познавательная игра могла длиться долго. Потом он старательно встряхивал лапами, тщательно протирал сухим по такому поводу язычком. Когда набирали воду в ванную, Казик прерывал любое дело и бежал на соблазнительный плеск. Прохаживался по верху наполняемой лохани, тянул шею, сгорал от желания, но спрыгнуть не решался. Белые пятна на нем самом успели поблекнуть. Видно, сказалась другая тяга - к заповедным уголкам, до коих не добиралась дружественная чистоте тряпка - под буфет, в поддиванную глубинку. И как-то во время его любований бурлящей на сливе водой  я решил, что пора вымыть. Жена хлопотала по дому, но ради такого случая не грех было и отвлечься, что она с охотой и проделала. К нашему удивлению,  он почти не предпринял попыток выцарапаться, однако сердце забилось столь неистово, как будто выскочило прямо на ладонь мне.  Решив погибнуть, он дал себя хорошенько вымыть. Потом вытертого, спеленатого, жена носила его на груди, и дочь ревниво ходила рядом, он слушал их навостренными ушами. О размолвке, разведшей нас по углам, все просто забыли.

Человеку, наверное, надо иметь рядом существо, неспособное разделить его заботы, тяжкий долг, печаль. Не способное не в силу эгоизма, иной системы ценностей, собственной перегруженности жизнью - это отворачивает друг от друга и самых близких людей, а - по причине совершенно несхожих жизненных сфер, не могущих ни слиться, ни взаимно противостоять. Старики и внуки, просто люди и беззащитные звери…

Леонид Зрелов "А утром мы пошли в посадки"

Задания

Определить стиль и тип речи, ответ аргументировать. Озаглавить текст.

Найти предложения с обособленными членами предложения, однородными членами предложения.

Определить микротемы текста, совпадают ли они с абзацами?

Продолжить текст, рассуждая на заданную тему.

 

Материалы к уроку.

7 класс.

Тема "Причастие", "Деепричастие"

Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерешься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. На самый грубый поверхностный взгляд, мир этот состоит только из двух частей: из земли и воды. Но и в воде отражается все та же сплошная зелень.

Владимир Солоухин

8 класс

Однородные члены предложения

А лес и впрямь был прелестный. Шатровые своды то глушили свет, то расступались перед сильным небесным свечением, и свет тогда перевыполнял чаши полян, растекался перламутровыми волнами и зависал ровно только прямо над головой, где рябило в крупинчатых облаках вечно-синее небо.

Леонид Зрелов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока (русский язык, 9 класс) по теме: «Сложноподчиненные предложения и их роль в тексте» (на примере комплексной работы с текстом)

Слово учителя.Молчит река, отражая в себе бесконечность звездного неба. Журчит по ка­мушкам беспечный ручеёк, трепещет рябина на осеннем ветру... Всё это бессло­весный язык природы. И только человек м...

Текст как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы...

Система работы по комплексному анализу текста как условие формирования комму-никативной компетентности старшеклассников на уроках русского языка.

Формирование  коммуникативной компетентности в условиях систематической работы по комплексному анализу текста на уроках русского языка и литературы....

Урок-презентация с конспектом по ФГОС Технологическая карта . Урок русского языка в 5 классе. Текст. Основная мысль текст.

Урок русского языка в 5 классе с презентацией, конспектом и технологической картой на тему "Текст. Основная мысль текста"...