викторина по русскому языку для старшеклассников "Его Величество русский язык"
учебно-методический материал по русскому языку (10 класс) по теме

Архипова Надежда Борисовна

Дан полный сценарий викторины по русскому языку для 1-2 курсов среднего профессионального образования. Материал расчитан на 40-45 минут. По отзывам моих ребят проведенное внеклассное мероприятие им очень понравилось, т.к. застасвляло задуматься над некоторыми заданиями; гордились тем, что одно из заданий было придумано самими обучающимися; вызывали задания и улыбку, и смех, и любознательность, и сообразительность. Всю игру присутствовал дух соревнования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина

по русскому языку

«Его Величество русский язык»

Цели игры:

  1. углубление и систематизирование знаний по русскому языку;
  2. развитие памяти, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, их логического мышления и быстроты реакции;
  3. воспитание у учащихся любви и уважения к родному языку.

Эпиграф: «О великий, могучий, правдивый и свободный русский язык»

                                                                                  И.С.Тургенев

Х О Д         В И К Т О Р И Н Ы

1. Вступление. Слово преподавателя.

    Всемирный конгресс лингвистов установил, что люди разговаривают примерно на 3000 языках. На одних языках говорят миллионы, на других – десятки людей.
«Великими языками принято называть китайский, индийский, английский языки – ими пользуется наибольшее количество людей. За ними следует немецкий, французский, испанский, португальский, японский, арабский, и, конечно же, русский».
Родной язык – это не просто набор слов и фраз, не только свод грамматических правил! Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем … Это еще и музыка, источник эстетического наслаждения… золотой ключик к познанию истории, народной мудрости…

На сегодняшней викторине жюри посмотрит, как распоряжаются учащиеся этим достоянием, доставшимся нам по наследству.

Представление членов жюри

2. Задания викторины

А) составить название команды ( в конвертах буквы, из которых нужно составить слово, оно и будет названием команды  СЛОВАРЬ – БУКВАРЬ) Кто составит первым?    ( 1 балл)

Б) не все ребята дружат с русским языком. Многие из вас делают  часто ошибки при образовании родительного падежа множественного числа существительных. Следующий конкурс называется «Исправь ошибку».

Образуйте  существительные множественного числа родительного падежа от слов:

Баржи – барж                                        будни – будней

Плечи – плеч                                         дыни – дынь

Простыни – простынь                          полотенца – полотенец ( 1 балл)

В) Конкурс капитанов

Многие знакомы с игрой ФОРД   БАЯРД. В ней старец Фура представителям команд загадывает загадку. Пусть и наши капитаны попробуют отгадать шарады:

Два коротких первых слога

Вы, как штык, наверняка

Не найдете у бульдога,

Но найдете у быка.

Третий слог глядит с портрета,

Все же вместе слово это –

Хлебобулочный продукт.

РОГАЛИК

           Вот еще одна шарада,

В трех буквах пыль и грязь.

Увидеть надо .

Потом - река в трех буквах разместится.

А там уж – без труда – найдется птица

СОР – ОКА                      ( по 1 баллу за каждый правильный ответ)

Г) « Мозговой штурм»

1. Виды сложных предложений, которые связываются по смыслу и интонационно? (бессоюзные)

2. Стихотворение И. С. Тургенева в прозе о языке? («Русский язык»)

3. Фамилия известного автора-составителя словаря? (В. И. Даль)

4.  Раздел науки о языке, изучающий части речи? (морфология)

5.   Вид работы по русскому языку, в которой учащийся имеет возможность изложить свои мысли? (сочинение)

6.   Как называются слова, пришедшие в русский язык из других языков? (заимствованные)

7.  Каких звуков больше в русском языке? (согласных)

8.  Из чего состоят гласные звуки? (из голоса)

9.  Как называется разговор двух или более лиц? (диалог)

10. Какими признаками обладают глаголы с постфиксом –ся? (возвратностью)

11.Слова одинаковые по звучанию, но разные по значению? (омонимы)

12. Как звали братьев-монахов, которые в 9 веке создали славянский алфавит? (Кирилл и Мефодий)

13. Сколько букв в русском алфавите? (33)

14.  Как в современном языке звучит древнерусское слово «град»? (город)

15. Что означает фразеологизм «дамоклов меч»? (кара, возмездие и т.д.)

16.Какие знаки препинания ставятся в конце повествовательных предложений? (точка и восклицательный знак)

17.Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

18.Как называется часть речи, обозначающая признак предмета по действию? (причастие)

19.Какое местоимение нужно прибавить к другому, чтобы получить овощи? (ты к вы)

20.Как называются по отношению друг к другу слова «слабый» и «сильный»? (антонимы)

21.Сколько «а» в слове «сорока»? (сорок «а»)

22. Буквами какой азбуки являются «аз», «буки», «веди»? (кириллицы)

23. Сколько склонений в русском языке? (три)

24.  К какой части речи относятся слова «уж», «замуж», «невтерпеж»? (наречия)

25. Как называется служебная часть речи, служащая для соединения слов в предложении? (предлог)

26. Как называется раздел науки о языке, который изучает строение слов? (морфемика)

27.  Как пишется частица «не» с глаголами, употребляемыми без нее? (раздельно)

28.  Какая приставка в слове «прекрасный»? (пре)

29.   Как пишутся со словами частицы «то», «либо», «кое», «нибудь»? (через дефис)

30.   Как в русском языке называется буква, которая составляет трудность в написании? (орфограмма)

31.   Как изменяются наречия? (не изменяются)

32.   Какой звук обозначает «Ь»? (не обозначает звука)

33.   Какой раздел науки о языке изучает звуки? (фонетика)

34.   Какая первая буква пишется в слове «интеллигенция»? (и)

  1.   Найдите четвертое лишнее в группе слов: Существительное, наречие, сказуемое, глагол… (сказуемое)

( за каждый правильный ответ 1 балл)

Д) Задание называется «Фразеологический зоопарк»

На листах учащиеся дописывают только животных ( кто больше за 1 мин. – 1 балл)

Голоден как ________________

Хитёр ка ___________________

Труслив как ________________

Изворотлив как _____________

Здоров как _________________

Надут как __________________

Нем как ___________________

Грязён как _________________

Упрям как _________________

Колюч как _________________

Болтлив как ________________

Е) конкурс для зрителей

 Составьте слово, переставив буквы:

КЛЕРОЗА ( зеркало), БАДУСЬ (судьба), РВАНЬЯ (январь), ЛАУЦИ (улица)

Ё) Конкурс «Закончи пословицу»

На листах начало пословицы, нужно дописать вторую её половину:

Весна красна цветами, а  (осень плодами)

Декабрь год кончает, а (январь начинает)

Нет милее дружка, чем (родная матушка)

Сначала подумай, а (потом отвечай)

Делу время, а ( потехе час)

Семь раз отмерь, а ( один раз отрежь)

Что посеешь, то (и пожнешь)

Труд человека кормит, а (лень портит)

Чтобы рыбку съесть, надо (в воду лезть)

Кончил дело – (гуляй смело)

Кто рано встаёт, тому (Бог даёт)

Скучен день до вечера, коли (делать нечего)

Не сиди сложа руки, так  (и не будет скуки)

У лодыря Егорки (всегда отговорки)

Звону много, а ( толку мало)

Не спеши языком, а (торопись делом)

(За каждую правильно законченную пословицу 1\2 балла)

Ж) Следующий конкурс называется «ПИРАМИДА»

Командам нужно на одну и ту же начальную букву составить  слово, прибавляя каждый раз к новому слову одну букву ( только существительные единственного числа именительного падежа)

 Например П

По

Пол

Пола

Полка

Полька

Полотно

Парагвай

Проволока

Пунктуация

Пиктограмма и т д .

З) А эти конкурсы придумал один из вас. Он заменил каждую букву своего имени порядковым  номером этой буквы в русском алфавите, получилось число 1136            Угадайте имя юноши. (Александр, 1 балл)

 

Сколько ошибок в предложении ЦИГАН КУПИЛ КРАСОФКИ?              

                                              ( 4 ошибки, 1 балл)

И) Конкурс «Что в шкатулке?»

В шкатулке лежит то, что индейцы майя называли чикле.

Они делали это из тягучего вкусного сока дерева сапподила. Одни это очень любят, а другие - терпеть не могут. А в Сингапуре продажа этого даже запрещена, и это отпускается только по рецепту врача.

В конце XIX века один американский коммерсант Вильям Ригли провёл рекламную акцию. Он давал это бесплатно при покупке мыла и муки. И вскоре, это стало популярней, чем основной продукт. С тех пор коммерсант перешёл на производство только этого.

Вопрос: Что в шкатулке? (жевательная резинка) (1 балл)

К) Один учёный лингвист из слова ЛЕКАРСТВО за 1 минуту составил 180 слов. А сколько слов сможет составить ваша команда из букв слова

 Л Е К А Р С Т В О

Л) Игра со зрителями

Все мы с детства любим сказки. Отгадайте сказочного героя

Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

Назовите героиню русской народной сказки, которая была сельскохозяйственным продуктом? (Репка)

Кто из сказочных героев очень любил поговорку "Одна голова хорошо, а две лучше"?  (Змей Горыныч)

В какой русской народной сказке решаются проблемы жилья или, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства? (Теремок)

В какой русской народной сказке брат не послушался сестру, один раз нарушил санитарно-гигиенические правила и жестоко за это поплатился?  ("Аленушка и братец Иванушка". Попил из лужи - превратился в козленка)

Назовите героиню французской сказки, которая занималась неквалифицированным трудом, чистила печки и убиралась в доме. Как ее за это прозвали? (Золушка)

Назовите героиню французской сказки, которая получила свое прозвище благодаря головному убору. (Красная Шапочка)

Какой герой французской сказки очень любил обувь и как его за это прозвали? (Кот в сапогах)

Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным способом? Какие слова он при этом произносил? (Волк, опустив хвост в прорубь, говорил: "Ловись рыбка, большая и маленькая")

Назовите имя героя английской народной сказки: он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Наф-Наф, "Три поросенка")

Какой вид энергии использовала Баба-Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)

Назовите героя известной сказки русского поэта, который в конце получает черепно-мозговую травму, теряет дар речи м сходит с ума. (Поп в сказке "Сказка о попе и о работнике его Балде", А.С. Пушкин)

 С первого щелка

 Прыгнул поп до потолка,

 Со второго щелка

 Лишился поп языка,

 А с третьего щелка

 Вышибло ум у старика.

Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастит сказочное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)

К семейству каких домашних птиц принадлежит героиня русской народной сказки, которая несла для хозяев изделия из драгоценных металлов? Как ее звали? (Курочка Ряба)

М) Последний конкурс «Отзыв». Жюри оценит его самым высоким баллом. Все еще можно исправить. Чей же  отзыв об игре интереснее?

                                               ( 5 баллов)

3. Заключительное слово преподавателя

Подошла к концу наша игра .Жюри подводит последние итоги, определяет победителя. Но неделя русского языка продолжается

И завтра вас ждут другие конкурсы, игры, задания. Я уверена, что  мы встретимся с вами вновь, потому что только  каждый из нас может сделать так, что

Будет жить язык наш русский вечно
И не сможет, верю, умереть!


                                 



Предварительный просмотр:

Задания по русскому языку

для дифференцированного зачета за 1 курс

Тест состоит из 20 заданий. В каждом задании один правильный ответ. Номер выбранного Вами ответа запишите в графе «Ответ».

Ф. И_________________________________________

 

Группа_________

Вопросы

Ответ

Баллы

1

В каком ряду все слова имеют корни с чередующимися гласными?

1) осн…щение, прор…стать, с…мволика, загл…дение

2) оп…лить, з…рница, з…ведующий, перегр…ваться

3) пол…сатый, хв…стун, хл…потливый, пл…вец

4) ср…стить, приг…реть, скл…нение, спл…влять

2

В каком слове все согласные звуки мягкие?

1) ощутить  2) нижний  3) обтереть  4) пережили

3

Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) заботливый  2) выигрывая  3) рассказанный  4) накладка

4

Какое из перечисленных слов имеет значение « политика усиления военной мощи, наращивания вооружений и активизации военных приготовлений»?

1) реваншизм  2) национализм  3) рассказанный  

4) милитаризм

5

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) с устоявш…мся представлении…м, о вибрирующ..м аппарат…

2) интереснейш..й зате..й, о дразнящ..м запах…

3) о сущ..м вздор.., домашн..м воспитании…м

4) в выцветш..й футболк…, о назревш..й необходимост…

6

В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?

1) зажеч..ся, глуш…, напиток шипуч…

2) подготовит..ся, локал…ный, калач…

3) изнемоч…, измел…чить, желч…

4) уйти проч…, сибир…ский, лож…

7

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) выт..рать, р…гламент, приз…мляясь

2) бл…стевший, фест…валь, л…леять

3) заст…лая, фраз…оологический, п…рила

4) усер…ствовать ( на уроках), наез…ник, оса…ка (фундамента)

8

В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) и…щипанный, Ра…грести, Ра…кошелиться

2) от…двинуть, пр…мывать, поз…растали

3) в…ездная, подош…ют, раз…единить

4) пр…пираться, пр…глубокий, пр…вратности (судьбы)

9

В каком ряду в обоих случаях на месте пропуска пишется буква И?

1) дела..шь чертеж, сопровожда…мый в порт корабль

2) верт…шь колесо, завис…мый от обстоятельств

3) подавля…мый бунт, ое клее..т

4) меша…шь работать, охотник вытоп..т жир

10

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А) заво…вать  б) надоедл…вый в) затраг…вать  Г)  государ…вый

1) А, Б,Г     2) А,Б,В    ) В,Г    4) Б,В

11

В каком ряду во всех словах нужно вставить одну и ту же букву?

1) нед…четы, не…знакомленный, з…рождаться

2) пр…вращение, пр…образовать, пр…искусный

3) ра…хаживать, и…вержение, ди…пропорция

4) дез…нформация, про…нформировать, небез….звестный.

12

В каком ряду во всех словах пишется буква ё?

1) упавший ж…лудь, умелый ж…нглер, моч…ные яблоки

2) затяжной прыж…к, ож…г руку, тонкая беч…вка

3) кумач…вый флаг, отч…тливый силуэт, точный расч…т

 4) золоч…ный орех, счастливые молодож…ны, едкая щ…лочь.

13

В каком ряду во всех словах пишется Ь?

1) посоветоват…ся с бетон…щиками, назнач…те несколько встреч…

2) заблудиш…ся, спряч…те, стереч… стадо

3) брен…чит ключ…, нян…чить внуч…ку, извлеч… корень

4) несеш… меч… ,необыч…ная вещ…, ударить наотмаш…

14

В каком ряду во всех словах пишется НН?

1) необоснова…ый вывод, доставле…ые газеты, документы подписа…ы

2) разочарова…ый путник, организацио…ые вопросы, кипяче…ое молоко

3) бракова…ый товар, тренирова…ый юноша, скоше…ая трава

4) патентова…ые изделия, автоматизирова…ый, водя…ая баня.

15

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (воздухо)плавание, (поп)музыка, потому(что)

2) (по)дилетантски, (пол)листа, (российско)американский

3) (крово)обращение, мальчик(паинька), (из)под

4) (вице)губернатор, (на)лево, (кое)что.

16

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) Все так к нему привыкли, что его присутствие переносили как (не)избежное зло.

2) Он (не)только не получал никакого определенного представления об этой рукописи, но и не мог понять, в чем же ее очарование.

3) Писатели не могут ни на минуту сдаться перед (не)взгодами.

4) Мне (не)когда зайти к вам.

17

Укажите верное объяснение написания выделенного слова.

Берега Онежского озера  были освое…ы еще в III тысячелетии до нашей эры.

  1. Две буквы НН, так как это прилагательное образовано  от местоимения СВОЙ с помощью суффикса -ЕНН-.
  2.  Одна буква Н, так как это краткая форма причастия, образованного от глагола ОСВОИТЬ.
  3.  Одна буква Н, так как это причастие без пояснительных слов.
  4.  Две буквы НН, так как это прилагательное, а не причастие; в кратком прилагательном сохраняется написание –НН-.

18

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (КАК)БУДТО занимается заря, но время ВСЕ(ТАКИ) раннее.

2) (НЕ)ТОЛЬКО низины, но и холмы ТО(ЖЕ) замело снегом.

3) Солнце палило ТАК(ЖЕ) как и вчера, и ТАК(ЖЕ) небо огромной чашей синело над лугами.

4) Люди очень устали ,лошади ТО(ЖЕ) нуждались в отдыхе, и ПО(ЭТОМУ) мы решили заночевать.

19

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

 Однажды (1) Лизавета Ивановна (2) сидя под окошком за пяльцами (3) нечаянно взглянула на улицу и увидела молодого инженера (4) стоящего неподвижно (5) и (6) устремившего глаза к ее окошку.

1) 1, 2, 3, 4     2) 2, 3, 4      3) 2, 3, 4, 5        4) 2, 3, 4, 5, 6

20

В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

  1. Воды прилива шумели (не) умолкая.
  2. Ветер колеблет стебелек с еще (не)высохшей росой.
  3. 3) Справа (не)мигающая звезда сияла над лесистыми холмами.
  4. Забор до сих пор (не)покрашен.



Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 91 МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ __________________________________________________________________

наименование образовательного учреждения

Комплект

контрольно-оценочных  средств

учебной дисциплине

РУССКИЙ ЯЗЫК

основной образовательной программы (ОПОП)

по направлению подготовки (специальности)

190631.01 Автомеханик 

код и наименование

 г. п. Львовский 2013

населенный пункт


1. Общие положения

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины  РУССКИЙ ЯЗЫК

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме[1] зачета и дифференцированного зачета.

КОС разработаны на основании положений:

основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки ВПО (специальности СПО) автомеханик; мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка;

программы учебной дисциплины РУССКИЙ ЯЗЫК.

2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)[2]

В результате изучения учебной дисциплины «Русский язык» обучающийся должен:

знать/понимать

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;
  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;
  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
  • развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  • увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  • совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  • самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Наименование элемента умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

У 1 -  осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

 У 2 - анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  У 3  - проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

 У 4 - использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

 У 5 - извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

 У 6 - создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

 У 7 - применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

 У 8 - соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

 У 9 - соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

 У 10 - использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

 З 1 -  связь языка и истории, культуры русского и других народов;

 З 2 - смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

З 3 - основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

 

 З 4 - орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

тестовые задания; устный опрос

самостоятельная работа по карточкам

устный опрос,

творческие работы

выразительное чтение

работа со словарями, с Интернет-ресурсами, со СМИ

практическое задание «Интервьюирование своего сверстника»;

 игра « Я - диктор»

Индивидуальные задания.

Срезы, тесты

Диктанты с ошибками

реферат

Выполнение упражнений

Тестовый контроль, устный опрос, контрольные работы

Грамматический разбор, срезы, тесты, выполнение упражнений

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений.

Содержание

учебного материала

по программе УД

Тип контрольного задания[3]

З1

З2

З3

З4

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

У8

У9

У10

Раздел 1. Тема 1.1.Введение

реферат

выполнение упр

устный опрос

Игра «Я-диктор»

Раздел 1. Тема 1.2. Язык и речь. Функциональные стили реи.

выполнение упр

тест

грамм. разбор

работа по карточкам

выполнение упр

Раздел 1. Тема 1.3.Лексика и фразеология.

устный опрос

выполнение упр

устный опрос

Раздел 2. Тема 2.1.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография.

устный опрос

индивид. задания

работа по карточкам

работа со словаре м

интервью

срез

диктант с ошибками

Раздел 2. Тема 2.2.Морфемика, словообразование, орфография.

тест

устный опрос

выполнение упр

работа по карточкам

устный опрос

Раздел 2. Тема 2.3.Морфология и орфография.

устный опрос

тестовый контроль

индивид. задания

работа с раздаточным материалом

работа со словарем

выполнение упр

диктант

Раздел 2. Тема 2.4. Служебные части речи

работа со словарем

письмо по памяти

выраз. чтение

устный опрос

изложение

Раздел 3. Тема 3.1. Синтаксис и пунктуация

устный опрос

тест

выполнение упр на компьютере

индивид. задания

Раздел 4. Тема4.1.. Повторение

работа со словарем

устный опрос

тест

зачет

выполнение упр

диктант

5. Распределение типов и количества контрольных заданий по элементам знаний и умений, контролируемых на промежуточной аттестации.

Содержание

учебного материала

по программе ПМ

Тип контрольного задания

З1

З2

З3

З4

У1

У2

У3

У4

У5

У6

У7

У8

У9

У10

Раздел 1. Тема 11 Введение

+

+

+

+

Раздел 1. Тема 1.2.. Язык и речь. Функциональные стили реи

+

+

+

+

+

Раздел 1. Тема 1.3. Лексика и фразеология

+

+

Раздел 2. Тема 2.1.Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

+

+

+

+

+

Раздел 2. Тема 2.2.Морфемика, словообразование, орфография

+

+

+

+

+

Раздел 2. Тема 2.3.Морфология и орфография  

+

+

+

+

+

+

Раздел 2. Тема 2.4. Служебные части речи

+

+

+

+

Раздел 3. Тема 3.1. Синтаксис и пунктуация

+

+

+

Раздел 4. Тема 4.1.Повторение

+

+

+

+

+

6. Структура контрольного задания

6.1.  Организация текущего контроля в виде контрольного диктанта

6.1.1. Диктант

Задание:

1) Найдите конструкции, осложняющие простое предложение. Охарактеризуйте их.

2) Выполните синтаксический разбор предложений ( 1 в. – 1 предл.; 2 в. – 6 предл.)

Лев Толстой – наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», смело можно сказать, - одна из самых замечательных книг нашего времени. Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нем частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века изображена рукой подлинного мастера. Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными фигурами (рассказ начинается незадолго до Аустерлицкого сражения и доходит до сражения под Москвой), встает целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежавших ко всем слоям общества. Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколь и своеобразен; это не метод Вальтера Скотта, само собою разумеется, также не манера Александра Дюма. Граф Толстой – русский писатель до мозга костей, и те французские писатели, кого не оттолкнут немногие длинноты и оригинальность некоторых суждений, будут вправе сказать себе, что «Война и мир» дала им более непосредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа и о русской жизни вообще, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории. Здесь есть целые главы, в которых никогда не придется ничего менять; здесь исторические лица (как Кутузов, Растопчин и другие), чьи черты установлены навеки. Это – непреходящее…Это великое произведение великого писателя, - и это подлинная Россия. ( 200 слов) (И.С.Тургенев)

6. 1. 2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка ____1_____ мин.;

выполнение ___ часа __38___ мин.;

оформление и сдача__1___ мин.;

всего______ часа___40___ мин.

6. 1.3.  Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З.3 понимать основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

-Верно понимает основные  единицы и уровни языка

Верно \неверно

понимает

З.4  знать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

-Знает орфографические и пунктуационные нормы русского языка;

-Знает и выделяет конструкции, осложняющие простое предложение

Знает \не знает

Выделяет / не выделяет

У.8. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.

Верно соблюдает в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского языка

Верно / неверно

6.1.4.Критерии оценки диктанта

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;
2) на правила, которые не включены в школьную программу;
3) на еще не изученные правила;
4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
5) в передаче авторской пунктуации.


Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: "рапотает" (вместо работает), "дулпо" (вместо дупло), "мемля" (вместо земля).


При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т.е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчёте ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
1) в исключениях из правил;
2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
4) в случаях слитного и раздельного написания не с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
5) в написании ы и и после приставок;
6) в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной, как; ничто иное не, не что иное,  как и др.);
7) в собственных именах нерусского происхождения;
8) в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
9) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок.

 

Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки  на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.


П р и м е ч а н и е. Если в одном слове с непроверяемыми орфограммами допущены 2 ошибки и более, то все они считаются за одну ошибку.
Диктант оценивается одной отметкой.


О т м е т к а "5" выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической, 1 негрубой пунктуационной или 1 негрубой грамматической ошибки.


О т м е т к а "4" выставляется при наличии в диктанте 2 орфографических и 2 пунктуационных, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок. Отметка "4" может выставляться при трёх орфографических ошибках, если среди них есть однотипные. Также допускаются 2 грамматические ошибки.


О т м е т к а "3" выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление отметки "3" за диктант при 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибках. Отметка "3" может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки. Допускается  до 4 грамматических ошибок.


О т м е т к а "2" выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок. Кроме этого,  допущено более 4 грамматических ошибок.


При большем количестве ошибок диктант оценивается б а л л о м "1" .
В контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются две оценки за каждый вид работы.


При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
О т м е т к а "5" ставится, если ученик выполнил все задания верно.
О т м е т к а "4" ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.
О т м е т к а "3" ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
О т м е т к а "2" ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
О т м е т к а "1" ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
П р и м е ч а н и е. Орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении отметки за диктант.

6. 2.  Организация текущего контроля в виде устного опроса

6.2.1. Вопрос: расскажите о лексике активного и пассивного употребления

6.2.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка ____2_____ мин.;

выполнение ___ часа __8___ мин.;

всего______ часа___10___ мин.

6.2.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З.2. знает смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык и языковая  норма, культура речи.

- Определяет соответствие высказываний нормам речи;

- предлагает свои варианты решений

- определяет / не определяет

- предлагает / не предлагает

З.4  знает орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

-Знает в полном объеме теоретический материал

- Умение приводить примеры на соответствующую орфограмму

Знает / не знает

Умеет / не умеет

6.2.4.Оценка устных ответов обучающихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.


При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка "4" ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки "5", но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка "3" ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка "2" ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

6. 2.  Организация текущего контроля в виде самостоятельной работы по раздаточному дидактическому материалу

6.3.1. Карточка – задание:

Внимательно прочитайте задание. Перепишите, раскройте скобки, поставив существительные в нужном падеже единственного числа.

  1. 1)Сообщить о (постановка) (пьеса). Говорить о (пьеса) и времени ее (постановка). 2) Быть на (открытие) (выставка). Рассказать о (выставка) и ее (открытие). 3) Присутствовать при (беседа) (участница) (экспедиция). Обратиться к ( участница) (экспедиция) с вопросом. 4)Подниматься по (лестница) (башня). Побывать в (башня) (крепость). 5)Подойти к (окраина) (деревня). Гостить в (деревня). 6) Жить в (гостиница). Читать на (веранда) (гостиница). Уйти с (веранда). 7) Лечиться в (амбулатория) при (больница). Выписаться из (больница). 8) Встретиться на (лекция) в (музей). Возвратиться с (лекция).
  2. 1) Деревья в легком (иней). 2)Бродить по (отмель), видеть корабли на (рейд), вернуться из (гавань). 3) Присутствовать на научной ( конференция), посвященной современной (живопись) и (архитектура). 4) Рассказывать о (трагедия) и (эпопея). 5) Отметить в (резолюция), (постановление) и (отчет).

6.3.2. Время на подготовку и выполнение:

подготовка ____2____ мин.;

выполнение ___ часа __35___ мин.;

оформление и сдача__3___ мин.;

всего______ часа___40___ мин.

6.3.3. Перечень объектов контроля и оценки

Наименование объектов контроля и оценки

Основные показатели оценки результата

Оценка

З.2 знает  смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи

З.3 понимает основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

З.4  знает орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

-безошибочно выделяет компоненты языковой нормы и культуры речи

-верно понимает основные  единицы и уровни языка

- знает грамматические нормы

- верно / неверно

- верно \неверно

понимает

- знает  не знает

У.1 -  осуществляет речевой самоконтроль, оценивает устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач:

У 8 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

У. 10 использует основные приемы  информационной переработки устного и письменного текста

- выделяет и обсуждает ошибки речи;

- употребляет в речи необходимые термины

-  не допускает орфографических ошибок при выполнении  задания

-располагает нормами грамотной устной речи;

- выделяет / не выделяет.

- обсуждает / не обсуждает,

- употребляет / не употребляет

- допускает / не допускает

- располагает / не располагает

6.3.4. Критерии оценки самостоятельного задания по раздаточному дидактическому материалу

Оценка

5 -  Если текст задания записан без ошибок, и с правильной каллиграфией (допускается один недочет). Правильно выполнено задание, данное преподавателем.

4 – выставляется при 1-2 орфографических ошибках + 1 исправлении. Или замечены неточности в выполнении задания.

3 –выставляется при 3-5 орфографических ошибках + 1 пунктуационной или 2 орфографической ошибке + 3-4 исправления;

2 – ставится если в тексте задания более 6 ошибок или более 8 недочетов, не выполнение/ не правильное выполнение всего задания.

6.4. Перечень материалов, оборудования и информационных источников, используемых в аттестации

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.

Оборудование учебного кабинета:

- 30 рабочих мест для обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплекты таблиц по русскому языку.

Технические средства обучения:

- телевизор;

- видеомагнитофон с DVD проигрывателем;

- мультимедиа комплекс 1 С: Репетитор Русский язык;

- мультимедиа Виртуальная школа Кирилла и Мефодия Репетитор по русскому языку;

- Т.Н.Шмуренко. Петродиск по русскому языку в 4 –х частях. INTERACT, 2005, М.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

 Основные источники:

  1. Бабайцева В.В. Русский язык. 10-11 кл.: учеб. для общеобразоват. Учреждений филол. Профиля, 3-е изд., стереотип.- М.: Дрофа, 2006.- 447, [1]с
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 432 с.
  3. Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах средней школы / В.Ф.Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. – 38 изд. – М.: Просвещение, 2006. – 256 с.
  4. Власенков А.И. Русский язык : грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. Учреждений/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 383 с.
  5. Соловейчик М.С. Сборник упражнений по русскому языку для средних профессионально-технических училищ: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. – М., Высшая школа, 1980. – 151 с. (Профтехобразование. Рус.яз.)

Дополнительные источники:

  1. Розенталь Д.Э. Русский язык. Для поступающих в вузы: Учеб. пособие. – М.: Дрофа, 2005. – 288 с.
  2. Примерные билеты и ответы по русскому языку для подготовки к устной итоговой аттестации выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. В.А.Федорова. – М. : Дрофа, 2005. – 92, [4] с.
  3. Русский язык: Примерные вопросы и ответы для подготовки к выпускному  экзамену. 11 кл. / Авт.-сост.: Н.А.Пестрякова, И.В.Ткаченко. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. – 48 с.
  4. Малюшкин А.Б. Русский язык. Комплексный анализ текста. Новые билеты. Ключи. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 160 с.
  5. Розенталь Д.Э., И.Б.Голуб. Секреты стилистики. – М.: Рольф, Айрис-пресс, 2007. – 208 с. – (Домашний репетитор).
  6. Поповцев И.Ю. Толковый словарь для школьников. – Москва: ООО  «ПродТерминал», 2009. – 512 стр.
  7. Штудинер, М.А. Словарь образцового русского ударения / М.А.Штудинер. – 5-е изд., испр. И доп. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 576 с.
  8. Новейший словарь иностранных слов / [ авт.-сост. Е.А.Окунцова]. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 512 с.


[1] Зачет, дифференцированный зачет, экзамен.

[2] Умения и знания из программы учебной дисциплины.

[3] Указывается тип задания, предпочтительный для проверки данного результата, например, расчетное, графическое, проектное, исследовательское, тестовое, устный ответ и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа по русскому языку по теме «Ее величество фразеология»

Проект «Ее величество фразеология» – это работа о фразеологизмах в русском языке. Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и образной. Чем богаче словарный запас человека, тем интерес...

Викторина по русскому языку "Язык мой - друг мой!" (Неделя русского языка)

Внеклассное мероприятие на неделе русского языка для обучающихся 6-8 классов....

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Внеклассное занятие по русскому языку "Его величество русский язык" 8 класс

Внеклассное занятие по русскому языку для 8 класса. Работа с эпическим, лирическим и драматическим текстом, выявление его  языковых особенностей и содержания....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Его величество Русский язык"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов «Его величество Русский язык» разработано с целью освоения культурных ценностей русского народа, привития учащимся чувства патриотического ...

Приказ о создании рабочей группы по разработке программ учебных предметов по обязательным предметным областям «Родной язык и литературное чтение на родном языке» (1-4 классы) и «Родной язык и родная литература» (5-9 классы)

Данные программы конкретирзируют содержание Стандарта, дают распределение часов по разделам курсов, определяют последовательность  изучения тем и разделов с учетом  межпредметных связей, воз...