Экспрессивная роль назывных предложений
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Бодрягина Мария Юрьевна

Конспект урока+презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока33.95 КБ
Office presentation icon Презентация1.98 МБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПРЕССИВНАЯ РОЛЬ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ.

Цель урока: 

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации к предмету на примере темы «ЭКСПРЕССИВНАЯ РОЛЬ НАЗЫВНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ», организация деятельности обучающихся для достижения ими следующих результатов:

Личностные:

  • осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию; достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение:
    адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
  • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов;
  • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации;
  • способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения;
  • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо:  способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
  • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

Предметные:

  • представление об экспрессивной роли назывных предложений в тексте;
  • понимания  особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка в тексте;
  • овладение основными стилистическими ресурсами синтаксиса русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Задачи.

Обучающие:  

  • дать понятие о назывных предложениях, способе выражения главного члена в них;
  • показать  выразительную роль назывных предложений в тексте;
  • закрепить у учащихся умение находить назывные предложения в тексте;
  • проверить умение отличать назывные предложения от других односоставных предложений, умение выполнять синтаксический разбор назывных предложений;
  • обогащать словарный запас учащихся;
  • совершенствовать орфографические и умения.

Развивающие:

  • развитие критического мышления обучающихся;
  • развитие внимания обучающихся ;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
  • развитие умения формулировать проблему;
  • развитие умения групповой и парной работы.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Тип урока: 

урок-практикум с элементами учебно-исследовательской работы.

Формы. работы учащихся:

индивидуальная фронтальная, групповая.

Необходимое техническое оборудование:

ПК, мультимедийный проектор, CD плеер, наушники.

Пять основных этапов урока.

1. Начало урока: разминка

2. Контрольно-подготовительный этап:  проверка домашнего задания, опрос по предыдущим темам.

3. Постановка учебной цели: «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

4. Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников.

5. Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, участие в разработке домашнего задания.

Ход урока

1. Начало урока: разминка.

Приветствие, запись даты урока .

(Необходимо создать эмоциональный настрой на совместную работу).

  На экране появляется запись:

Швед, русский, - колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть, и ад со всех сторон.

(А.С. Пушкин).

- определите стиль текста;

(Художественный)

-назовите грамматические основы, тип односоставных предложений;

- определите роль назывных предложений.

(лаконично и вместе с тем емко передают динамику стремительно протекающих событий.)

2. Контрольно-подготовительный этап:

 1) проверка домашнего задания ( учащиеся проверяют правильность выполнения задания по образцу, спроецированному на экране, исправляют ошибки карандашом, выставляют оценки, опираясь на нормы:

0 орф .- 0 пункт. -  «5»

1 орф. - 1 пункт. -  «4»

2 орф. - 2 пункт. -  «3»

Более 2 орф. и 2 пункт. - «2»

2)опрос по предыдущим темам.

Учитель проводит опрос по параграфу №24.

Теоретический материал

1. (слайд 5)Что такое назывные предложения и чем выражены главные члены назывных предложений?

Назывные (номинативные) предложения – это такие односоставные предложения, в которых есть только один главный член – подлежащее. Они сообщают о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. В них утверждается наличие предметов или явления:

«Зима. Вот и снег. Какой сильный мороз!»

 

(слайд6)С какой интонацией произносятся назывные предложения?

Назывные предложения очень кратки (лаконичны). Они произносятся с интонацией сообщения, что какой-то предмет или явление есть в настоящем. Называя предметы, указывая место или время, назывные предложения сразу же вводят читателя в обстановку действия:

 

(слайд7)Чем выражен главный член в назывных предложениях?

Форма главного члена в назывных предложениях имеет сходство с подлежащим.

Главный член назывных предложений выражен формой именительного падежа существительного и словосочетанием, которое включает именительный падеж. При отсутствии глагола назывные ОСП не располагают грамматическими показателями значений реальности, но их соотнесение с настоящим временем предполагает реальность описываемого.

3) опрос учащегося по индивидуальной карточке.

Определить вид предложений. Подчеркнуть главные члены.

1. Бездонный воздух. Тишина и свет. Снега и небо, оторваться трудно (В. Инбер). 2. Нет безобразья в природе (Н. Некрасов). 3. Тихая, теплая ночь. Пахнет сухим сеном (М. Пришвин). 4. Покатилось лето под гору. Тихие деньки. Подложив туманы под голову, сонно бродят родники 

3. Постановка учебной цели: «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний.

Деятельность учителя.

Называет тему урока, просит сформулировать его цель, корректирует ее при необходимости.

-Поэзия, по выражению А.А. Потебни, «есть одна из форм познания при помощи слова».

И мы сегодня будем изучать с помощью «самого богатого, меткого, могучего и поистине волшебного русского языка» роль назывных предложений в произведениях наших поэтов.

Деятельность ученика.

На основе темы урока формулируют цель

      

4. Этап «сотворчество»: сведение воедино усилий всех участников.

1.)Анализ художественного текста( тексты на слайде).

-Назывные предложения в художественной литературе  – это своеобразные средства выразительности. Они либо рисуют неподвижную картину, либо передают движение чего-либо или кого-либо.

 

Неподвижные картины (слайд 8)

    Мелколесье, степь и дали.

   Свет луны во все концы.

   Вот опять вдруг зарыдали

   Разливные бубенцы. (С. Есенин).

- Найдите назывные предложения в стихотворенииС. Есенина.

- Для чего поэт использует этот синтаксический прием?

 

Создавая неподвижную картину, поэт обращается к назывным предложениям.

Это стихотворение – блистательный образец того, как синтаксическими средствами автор способен передать свой замысел.

 Первая строчка– бессоюзное сложное предложение, состоящее из трех назывных. Состоят только из существительных, лишённых определений, дана только констатация предметов вещного мира. Так возникает картина мёртвой неподвижности.

 

 2.группа.

 Картины в движении (слайд9)

 

Поворот, усадьба Горки,

Сад, подворье, белый дом.

 

Для создания какого эффекта автор использует в своем тексте назывные предложения?

Назывными предложениями передаётся движение. Именно такой момент встречается в стихотворении Твардовского «Ленин и печник»:

Это бессоюзное сложное предложение, состоящее из пяти назывных, также указывает на движение. Кажется, будто ты на повороте проезжаешь мимо усадьбы «Горки», затем мимо сада и подворья, и вот, наконец, доезжаешь до белого дома.

 

2)Промежуточный контроль.

-Каковы особенности назывных предложений? (слайд 10)

Назывное предложение имеет следующие особенности:

1. Экспрессивность, фрагментарность, одновременно большая емкость содержания;

2. Создаёт образную, зримую картину природы, состояния героя;

3. Запечатлевает одно мгновение, один кадр. Фиксирует только настоящее время;

4. Дает возможность читателю додумать, представить общую картину;

5. Используется чаще в начале предложения или главы, при записи в личных дневниках, письмах, записных книжках, при создании сценариев.

 

3)Творческая работа (работа в группах).

 -Назывные предложения могут быть использованы и в художественном тексте, и в разговорной речи, чаще всего в описаниях, а в литературном произведении еще и в авторских ремарках. Назывные предложения широко используются в тех жанрах литературных произведений, которым свойственна непосредственность изложения мыслей, быстрота фиксации основных, главных деталей. Назывные предложения сообщают о существовании (бытии) какого-либо предмета, явления в настоящем. Они часто употребляются в художественной литературе.

 

 Закрепление материала, выявление  экспрессивной роли назывных предложений

Учитель предлагает в группах проанализировать стихи русских поэтов ХХ века, выявить, какое впечатление оно производит, роль односоставных назывных  предложений в создании определенного настроя стихотворения.

 Учитель выслушивает каждую группу, просит назвать назывные предложения в них, просит оценить эти работы других учеников.(слайды № 11-15)

 

4)Самостоятельная работа.

Инструктаж:

- Итак, чтобы проверить, как вы усвоили новую  тему, вам предлагается выполнить задание : написать начало сочинения – миниатюры о Коломне, используя назывные предложения.(4-5 предложений)

Проведение работы.

Индивидуальная работа (сочинения – миниатюры) : Составляют тексты – описания на основе иллюстраций, используя, по возможности,  назывные предложения. 

Проверка.

2-3 ученика читают свои сочинения, указывают назывные предложения, способ выражения главного члена в них,  другие ученики оценивают их.

1ученик выполняет разбор у доски, затем 1-2 ученика устно разбирают предложения  из своих сочинений.

5) Сообщение домашнего задания.

1. Повторить  §20-24

2. Творческое задание : продолжить сочинение – миниатюру, опираясь на написанное вами начало.

5.Рефлексия (слайд17)

Закончи фразу

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

У меня получилось …

Я попробую…

Меня удивило…

Мне захотелось…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Назывные предложения. Урок русского языка в 8 классе.

Цель урока:Дать понятие назывного предложения, формирование умений: 1) находить назывные предложения; 2) определять роль назывных предложений в художественной литературе, в газетных и журнальных очерк...

Назывные предложения

Урок русского языка в 8 классе с презентацией....

«Назывные предложения и их роль в художественном тексте».

Урок-исследование по теме «Назывные предложения и их роль в художественном тексте». 8 класс...

Урок для 8 класса по теме "Односоставные предложения. Назывное предложение".

Открытый урок по русскому языку с использованием ИКТ...

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...