Конспект урока русского языка в 9 классе «Тире в БСП»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Бодрягина Мария Юрьевна

 Конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bsp.docx52.88 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 9 классе

 «Тире в БСП»

Цели  урока: 

1. Выявить условия постановки тире в бессоюзном сложном предложении.

 2. Развить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .

3. Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями.

 4. Совершенствовать умение разграничивать сложные бессоюзные предложения, разделенные тире, и другие конструкции, в которых встречается тот же пунктуационный знак

5.Повторить орфограммы, встречающиеся в упражнениях.

 

6.Воспитать аккуратность, ответственность, уважение друг к другу.

Оборудование: учебник, тетрадь, информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения, раздаточный материал, компьютерная презентация.

План урока:

Этап урока

Содержание ( цель) этапа

Время

1.

Организационный

момент

Нацелить учащихся на урок

1 мин.

2.

Языковая разминка

Актуализация знаний учащихся о постановке тире в простом и сложном предложении

3 мин.

3.

Проверка домашнего задания

Проверить правописные навыки учащихся, оценить умение учащихся синтаксически анализировать бессоюзные сложные предложения.

4 мин.

4.

Объяснение нового материала      

Объяснить условия постановки тире в бессоюзных сложных предложениях, составить алгоритм применения теоретических знаний при выборе знака препинания в бессоюзном сложном предложении.

10 мин.

5.

Пауза

6.

Практическая работа №1

Отработать умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .

4мин.

7.

Практическая работа № 2

. Развить умение заменять сложноподчиненные и сложносочиненные предложения синонимичными им бессоюзными конструкциями.

5 мин.

8.

пауза

9.

Самостоятельная работа

 Оценить умение ставить тире между частями бессоюзного сложного предложения и обосновывать выбор данного знака .

10 мин.

10.

Подведение итогов урока

Обобщить теоретические сведения , полученные на уроке.

2 мин.

10.

Сообщение домашнего задания

Разъяснить содержание Д/З

2 мин.

Ход урока:

  1. Оргмомент
  2. Взаимопроверка домашнего задания

Учащиеся обмениваются дом заданиями ,вставляют пропущенные буквы и необходимые знаки препинания.

Затем выполненное задание возвращается для проверки(ученик сверяет ее с записью в тетради).

После взаимопроверки возможна корректировка с помощью компьютера (дается вариант с правильно расставленными знаками).

2. Работа со “слепой схемой”.

–  Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.

–  Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?

- Какое предложение мы называем бессоюзным?

-какое основное средство связи в БСП?

III.           Языковая разминка

На доске записаны предложения (спроецированы на доску с помощью компьютера)

            Повторенье – мать ученья.

            Азбука – к мудрости ступенька.

 

           

            Хлеб питает тело, а книга – разум.

               Кончил дело – гуляй смело.

            За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

            Семь бед – один ответ.

 

Задания.

        Что объединяет эти предложения? (это пословицы)

Что такое пословица?

  • пословица — Меткое, образное изречение, обобщающее различные явления жизни и имеющее обычно назидательный смысл.

        Что еще у них общего? (во всех предложениях есть тире)

        Есть ли различия в записанных группах слов? (есть, для каждой группы – свои правила постановки тире)

        Какие же основания для постановки тире в 1-й группе слов? (подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в И.п.)

        Назовите условие постановки тире во 2-й группе слов (неполное предложение, в котором опущено сказуемое)

        Какие смысловые отрезки разделяются тире в 3-й группе? (части бессоюзного сложного предложения)

        Вспомните, в каких еще случаях ставится тире (в предложениям с прямой речью и при обобщающем слове после однородных членов предложения). Приведите примеры на эти правила

        Назовите орфограммы в глаголах и устно объясните условия их выбора

  1. Объяснение нового материала

1)  Введение в тему

На основе материала для языковой разминки предположите, какая будет тема урока. Учащиеся формулируют тему «Тире в бессоюзном сложном предложении» и записывают ее в тетрадях.

Цель: осознать личные трудности по теме урока.

Задание:

  • заполни таблицу только в колонке “Начало урока”;
  • Подними руку, как только завершишь работу.

Пожалуйста, будь честен перед собой и товарищами! Это очень важно: самому осознавать свои трудности.

      умения

Начало урока

Конец урока

Я знаю условия , при которых ставится двоеточие  , запятая , точка с запятой в Бессоюзном сложном предложении..

Я знаю условия  , при которых ставится  тире в Бессоюзном сложном предложении..

 

 

Я умею видеть на письме границы простых предложений в БСП

 

 

Я умею читать БСП с правильной интонацией.

 

 

Я умею ставить правильный знак в БСП

 

 

Контроль: индивидуальный.

2)               Открытие нового знания

1.     Для установки и решения учебной проблемы используется побуждающий диалог.

Учащиеся записывают в тетрадях примеры бессоюзных сложных предложений из языковой разминки.

Кончил дело – гуляй смело.

            За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

            Семь бед – один ответ.

Учитель

Ученики

Подумайте, почему в бессоюзных сложных предложениях из языковой разминки становится тире

 

Какие у вас будут версии?

Нужно определить смысловые отношения между частями

Согласны?

Да

Что вам поможет в этом?

Можно подставить какие-то союзы, превратив бессоюзное предложение в союзное

Попытайтесь. Что получилось?

В первое предложение можно подставить союз когда перед 1-й частью, во второе – союз если также перед 1-й частью, а в третье – союз а перед 2-й частью

Сделайте вывод, при каких условиях в бессоюзном сложном предложении ставится тире

Тире ставится, если 1-я часть называет время или условие того, о чем говорится во 2-й части, или содержание 2-й части сложного предложения противопоставляется содержанию 1-й части

Откройте учебник на с.145 и прочитайте текст упр.216

Найдите в упражнении примеры, которые соответствуют указанные вами условиям

 

 

Читают предложения, которые соответствуют названным положением

Попробуйте определить другие виды смысловых отношений и сформулировать, при каких еще условиях между участями бессоюзного сложного предложения ставится тире

Выявляют смысловые отношения следствия, сравнения, быстрой смены событий (если затрудняются, учитель может дать подсказку – «союз») и формулируют правило полностью

 

3.  работа с учебником    Сравнение собственных выводов учащихся с правилом в рамке учебника на с.145-146

        Прочитайте текст в рамке

        Все ли условия вы назвали?

        Какой способ проверки предлагается для установления смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения? (замена синонимичными союзными конструкциями – сложноподчиненными или сложносочиненными предложениями)

        Назовите ключевые слова темы (тире в бессоюзном сложном предложении, смысловые отношения времени, условия, следствия, сравнения, противопоставления, быстрой смены событий)

        На основе пунктов правила и ключевых слов подготовьте краткое сообщение о постановке тире между частями бессоюзного сложного предложения и расскажите текст соседу по парте 

Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.

Знак препинания в бессоюзном сложном предложении в значительной мере зависит от интонации, с которой прочитано оно.

Задание: послушай чтение предложений, отличающихся только знаком препинания. Попробуй свои силы.

Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.

Бабушка сердилась, внучка не слушалась.

Бабушка сердилась: внучка не слушалась.

Бабушка сердилась – внучка не слушалась.

VI Практическая работа №1

Упр.217 (устно) – по цепочке.

Цель: развить умение находить части бессоюзного сложного предложения, между которыми нужно поставить тире, объяснять условие его постановки

Образец рассуждения:

Лето припасает - зима поедает.

(Можно заменить бессоюзное предложение сложносочиненным с союзом А):

Лето припасает, а зима поедает.

( смысловые отношения - противопоставление;)

       2.                      Упр. (письменно) – развивается умение постановки тире в бессоюзном сложном предложении, части которого (или одна из частей) являются односоставными предложениями, а также умение объяснить условие выбора знака

 3.    Практическая работа №2

                  Упр.– развивается умение находить в тексте и заменять сложные союзные конструкции сложными бессоюзными, оформлять  их пунктуационно, объяснять условие выбора тире в бессоюзных предложениях (работу можно провести  выборочно: записать только измененные варианты, а не весь текст)

 

 8. ПАУЗА

9. Самостоятельная работа

Инструктаж

Цель: применить знание понятий на практике, правильно прочитать предложения с БСП.

Задание: выполни задание, выбрав его уровень, помни, что следующий уровень, можно выполнять, только преодолев предыдущий.

Совет: в случае затруднений обратись к опорным таблицам на стендах.

I уровень 

. Выдели грамматические основы, поставь знаки препинания.

  1. Из дому выходить не хочется            грязь страшная.
  2. Любишь кататься       люби и саночки возить.
  3. Около дома водились ласточки ,вившие гнёзда в кровле     в саду и в роще водились малиновки иволги чижи и щеглы.
  4. Сомнений не было                кто-то осторожно пробирался к нам через заросли.

.

Информационная карта по теории бессоюзного сложного предложения

Понятие сложного бессоюзного предложения

Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении

1. Запятая ставится, если его части тесно связаны по смыслу и обозначают события,

происходящие последовательно друг за другом или одновременно.

[ ] , [ ].

2. Точка с запятой ставится, если части менее связаны по смыслу и более распространены (особенно если внутри их есть дополнительные знаки препинания).

[ ]; [ ].

3. Двоеточие ставится:

1) [ ] : [ причина ]. (потому что, так как)

2) [ ] : [ пояснение ]. (а именно)

3) [ ] : [ дополнение ]. (видеть, слышать, знать, чувствовать)

4. Тире ставится:

1) [ ] - [ быстрая смена событий, неожиданный результат ]. (и)

2) [ ] - [ противопоставление ]. (а, но)

3) [ время ] – [ ]. (когда)

[ условие ] – [ ]. (если)

4) [ ] – [ сравнение ]. (как, как будто, словно, что)

5) [ ] – [ результат, вывод ]. (так что, поэтому)

10. Подведение итога урока. (2 мин.)

- Что мы сегодня вспомнили на уроке?

- Ребята, какова была цель нашего урока? (Обобщить, систематизировать и углубить пунктуационные навыки в сложном бессоюзном предложении.)

- Что нужно сделать для того, чтобы правильно выбрать нужный знак препинания? (Чтобы правильно выбрать нужный знак препинания, необходимо
1) установить смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения;
2) применить прием синонимичной замены СБП сложносочиненным или сложноподчиненным.)

11. Выставление оценок. (2 мин.)

Цели: 

  • Повторить основные сведения о видах сложных предложений и развивать умения в применении теоретических сведений на практике;
  • формировать умения и навыки постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении;
  • развивать орфографическую зоркость учащихся;
  • развивать монологическую речь через элементы развивающего обучения;
  • обучать элементам исследования при изучении данной темы.

Оборудование: 

  • учебник, схемы, таблицы, алгоритмы, карточки.

Ход урока

I. Актуализация знаний.

1. Лингвистическая разминка.

–  Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).

–  Назовите корень, приставку. На какой согласной оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы. (Детям предлагается словарный диктант на повторение орфограммы “буквы з и с на конце приставок”). (Приложение 1)

Взаимопроверка.

Грамматическое задание: выполнить морфемный и словообразовательный разбор двух слов по выбору учащихся.

2. Работа со “слепой схемой”.

–  Восполните недостающие компоненты схемы. Прочитайте полученные записи.

–  Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят?

–  Выполним синтаксический разбор предложения.

(Во двор того дома, откуда пропала коза и где жила бабка, которая поколотила бойкую девчонку Нюрку, привезли два воза дров. (А. Гайдар)).

Один учащийся работает у доски, остальные в тетрадях.

II. Реализация темы урока.

1. Разминка.

–  Дать определение бессоюзному предложению. Сказать, какие пунктуационные знаки мы используем при записи сложносочиненного и сложноподчиненного предложений.

–  Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

–  В чем возникает трудность в этом вопросе?

–  Сформулируйте проблему, которая появляется при выборе нужного знака препинания в БСП.

Проблема: при каких условиях ставится двоеточие в БСП?

Исследование в группах.

Работа с таблицей по алгоритму

а) Сколько простых предложений в составе БСП?

б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение?

в) Прочитать предложение, подставляя союзы, указанные в таблице.

г) Посмотреть, как изменилось данное предложение. Обратить внимание на придаточную часть, назвать вид придаточного.

Материал для наблюдения

(Приложение 2)

III. Выступления представителей групп.

Представитель каждой группы объясняет постановку двоеточия в БСП, доказывая свой выбор, чертит схему и указывает опознавательный признак БСП.

IV. Рефлексия.

  1. Задание по карточкам, с использованием таблицы. (Приложение 3). 
  2. Объяснительный диктант.

Записать предложения, объясняя постановку знаков препинания. Обратить внимание на авторов, записанных предложений. Сделать вывод, где чаще всего встречаются БСП, в которых ставится двоеточие.

Я думаю: неужели цивилизация противоречит поэзии? (В. Белов).

Скоро послышались громкие голоса: это была партия железнодорожных инженеров, делавшие изыскание пути для новой линии железной дороги. (Д. Мамин – Сибиряк).

Фаина была занята своими мыслями и своим делом: она перед дверным

зеркалом накручивала себе на голову тюрбан из марли. (В. Панова).

Я прямо заявляю: или эта проклятая кобыла в хозяйстве, или я. (М. Зощенко).

V. Итог урока.

–  При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП?

–  Какие союзы можно поставить межу частями БСП?

Цели урока: 

  • обобщить и систематизировать изученное;
  • закрепить навык постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;
  • развивать речь учащихся.

ХОД УРОКА

I. Повторение по таблице-схеме.

II. Разминка.

Таким друзьям на свете (н..)страшно (н..)чего один за всех в ответе и все за одного.

- Начертить схему к предложению, указать смысловые связи между частями.

- Выписать слова с пропусками, объяснить правописание.

- Произвести разбор: 1 вар. все1; 2 вар. страшно2.

III. Тестирование. (см. приложение)

IV. Самопроверка.

V. Игра-аукцион.

- Записать как можно больше пословиц, в которых ставится тире.

- Не трудиться – так и хлеба не добиться.

- Будешь трудиться – будешь и кормиться.

- Ноги носят – руки кормят.

- Напишешь пером – не вырубишь топором.

- Любишь кататься – люби и саночки возить.

- Молвит слово – соловьём поёт.

- Лето припасает – зима поедает.

- Недруг поддакивает – друг спорит.

- Не спеши языком – торопись делом.

- Волков бояться – в лес не ходить.

- Поспешишь – людей насмешишь и тд.

VI. Развитие речи.

- Записать предложения, соответствующие схемам.

1 в. [ ], [перечисл]. 4 в. [время] – [ ].

       [ ]: [причина]. [ ]: [пояснен.].

2 в. [ ]; [перечисл]. 5 в. [ ], [ ], [ ].

        [–>] – [<–]. [ ]: [причина].

3 в.  [ ]: [дополн.]. 6 в. [ ] – [быстро].

         [ ] – [вывод ]. [ ]: [и увидел].

VI. Графический слуховой диктант.

- Начертить схемы предложений текста.

Хороши хлеба – душа спокойна: будут все сыты.

[ ] – [ ]: [ ].

Плохи хлеба – горя не миновать. [ ] – [ ].

Так было исстари. [– = ].

Так и теперь. [ – ].

Хлеб – всему венец. [ ] – [ ].

И мы умели беречь хлеб, знали ему цену. [– =, = ].

Знали, что стоит получить полновесный тяжёлый колос.

[ ],(что ).

Знали: кем бы ты ни был – тебе нужен хлеб.

[ ]: [ ] – [ ].

VII. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

Урок русского языка в 8 классе по программе М.Т. Баранова (Учебник:  Русский язык. 8 класс / Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская, А.Д. Дейкина, О.М. Александрова; науч.ред. Н.М. Шанский. - М.: Про...

технологическая карта урока русского языка 5 класс "тире между подлежащим и сказуемым"

Какие требования выдвигает новый ФГОС? Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Как построить урок в соответствии с требованиями Стандарта второго поколения? В качестве примера привож...

Презентация к уроку русского языка. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым".

Целью данного урока является формирование умения и навыка правильной постановки тире между главными членами предложения; отработка навыка. Так же учащимся предлагается повторить знанаия по синтак...

Урок по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"

Конспект урока по русскому языку 5 класс " Тире между подлежащим и сказуемым"...

План-конспект урока русского языка в 8 классе "Тире между подлежащим и сказуемым"

План- конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Тире между подлежащим и сказуемым» разработан по программе М.Т. Баранова , Т.А. Ладыженской и др. Урок изучения и первичного закрепления знаний...

Русский язык. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым" Конспект урока.

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"...

Русский язык. 5 класс. "Тире между подлежащим и сказуемым". Презентация к уроку.

Цель урока - объяснение нового материала, закрепление пройденного, воспитание любви к природе....