Урок русского язык в 6 классе «Ты, как душа у народа, красива» (описание декоративнойигрушки)
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Гончарова Светлана Николаевна

Тема урока: «Ты, как душа у народа, красива» (описание декоративной игрушки)

Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить худо­жественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского и мордовского народа; воспитывать умение видеть прекрасное в ок­ружающем мире, чувствовать красоту слова.

Оборудование: выставка детских рисунков и игрушек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-opisanie_igrushki_6_kl.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов №24»

Урок  русского язык

в 6 классе

«Ты, как душа у народа, красива»

(описание декоративнойигрушки)

                                                                      Подготовила и провела:

                                                                    учитель русского языка и                литературы

Гончарова С.Н.

Саранск 2012

Тема урока: «Ты, как душа у народа, красива» (описание декоративной игрушки)

Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского и мордовского народа; воспитывать умение видеть прекрасное в окружающем мире, чувствовать красоту слова.

Оборудование: выставка детских рисунков и игрушек.

Ход урока

I. Слово учителя.

Сегодня мы познакомимся с народными промыслами, узнаем историю филимоновской, дымковской и мордовской игрушек, определим место игрушек в жизни народа.

Подводя итог всему сказанному, увиденному на уроке, вы напишете сочинение-миниатюру «Ты, как душа у народа, красива». Вам сегодня предстоит стать художниками и писателями одновременно. Как художники вы должны в простом предмете увидеть нечто замечательное, свойственное только ему. Это не очень просто, ведь кроме зорких глаз здесь нужна фантазия. Записать свои впечатления, найти единственно нужное слово тоже непросто. Поэтому давайте учиться.

II. Речевая разминка.

1. Какой предмет спрятался в загадке:

Восемь кукол деревянных,

Круглолицых и румяных,

В разноцветных сарафанах

На столе у нас живут.    

Отгадайте, как зовут?

2. Какие слова помогли вам разгадать загадку?

3.  Прочитайте выразительно загадку, соблюдая паузы, интонацию, логическое ударение.

Учитель. Оказывается, всем хорошо знакомая «девочка в платочке», «кукла в кукле» пришла к нам из Японии, но так хорошо прижилась в России, что считается русской, любимой русской игрушкой, русским сувениром. Самые крупные экземпляры включают до 60 матрешек.

III. Работа с текстами.

Деревенский мастер наградил матрешек чисто русской красотой — соболиными бровями и рдеющим, как угли, румянцем. Их синие глаза он прикрыл такими длинными ресницами, что от одного взмаха должны были вдребезги разбиваться мужские сердца (К. Паустовский).

Матрешка — полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера (словарь С.И. Ожегова).

1. Какой тип речи используется в этих текстах?

2.  Что характерно для описания?

3.  Чем отличаются предложенные описания?

4. Как вы определили стиль этих текстов?

5. Какие языковые приметы художественного стиля вы обнаружили?

6.  В каком стиле вы будете писать свою работу?

Учитель. Для того чтобы ярко, выразительно описать предмет в художественном стиле, необходимо собрать богатый словесный материал. Вы сможете это сделать сегодня, если будете очень внимательными, чуткими, зоркими.

IV.  Выставка игрушек.

Учитель. Посмотрите, сколько интересных игрушек на нашей выставке! Что за чудо-свистулька! Петушок — золотой гребешок! Искусно сделала его мастерица, словно живой он, того и гляди, спрыгнет и запоет. Невольно задаешься вопросами: «Откуда пришло к нам чудо-чудное? Сколько лет игрушке?»

Игрушка пришла к нам из глубокой древности и первоначально имела глубокое значение: женская фигура олицетворяла плодородие, конь считался слугой солнца, птицы предвещали весну и лето. Древние люди верили, что в игрушки вселяются духи, и просили у них плодородия, хорошего урожая, дождя или солнца. Позже игрушки стали делать для забав и утехи, для украшения. Игрушки так же, как сказки и песни, передавали ребенку понятия о добре и зле, о счастье и красоте, издавна развивалось это удивительное рукотворное мастерство.

1.  Ребята, как вы понимаете, что означает слово рукотворный? (Сделанный руками, но корень взят не от слова сделать, а от слова творить.)

2.  Запишите однокоренные слова к слову рукотворный. (Творец, творить, творческий, творчество...)

В 1909г. в Москве впервые состоялась кустарная выставка декоративной игрушки, целью которой было создание интереса к истокам — к волшебной и сказочной, нехитрой и забытой народной игрушке. (Уточняется значение слова кустарный по словарю Ожегова.) В музее были собраны интереснейшие экземпляры: это и деревянные, и глиняные, и тряпичные, и соломенные игрушки. А со временем таких выставок становилось все больше и больше, интерес к ним возрастал. Знаменитый художник и исследователь Н.Д. Бартрам стал основателем единственного в своем роде музея игрушки. Игрушки даже из одного места не похожи здесь друг на друга. Каждая сделана на свой фасон и украшена по-разному. Как правило, о начале изготовления игрушек на их родине существует какая-нибудь легенда, так как по правде-то никто и не помнит, с чего и когда начиналось дело. У нас сегодня тоже своеобразная выставка музея игрушки. Работы учащихся. Предлагаю пройти по его залам. А с его экспонатами вас познакомят мои помощники-экскурсоводы.

Учитель. Когда вы будете проходить по залам музея, ведите дневниковые записи, как настоящие туристы, записывая туда все самое интересное. Таким образом вы накопите материал для будущего сочинения.

I экскурсовод. В игрушки играли и крестьянские дети, и дети царей. Наша хата — утехами богата: расчески-гребешки, свистульки-петушки. Интересными были расписные кони, свистульки, волчки, кораблики, барышни. В народе считалось, если дети небрежно обращаются с,             игрушкой — быть беде, верили, что игрушки охраняют жизнь и тех; кто играет в них. Игрушки делали из того, что было под рукой: из глины, лоскутков, дерева, соломки. На протяжении долгих лет игрушка не претерпела сколько-нибудь резких изменений. В то же время в каждой местности, в каждом промысле складывались свои традиции, приемы росписи, исполнения.

Учитель. Почему современная игрушка мало отличается от древней?

Сейчас второй экскурсовод проведет вас по залу дымковской игрушки.

II экскурсовод. Вот перед вами дымковская игрушка. Дымково — слобода Вятки, где зародился и расцвел игрушечный промысел. Рассказывают, что давным-давно, в глубокой древности, под Вяткой была страшная битва, в ней сразились два войска. С тех пор по погибшим каждую весну справляли тризну. Позже это печальное событие забылось, и народ на этом месте стал устраивать весенние гуляния, праздник Свистуньи. На празднике свистели в глиняные свистульки, кидались расписными глиняными шариками. Спрос на подобные изделия, особенно весной, был огромный. Затем стали делать и другие глиняные игрушки: барышень, козликов, собак, кошек и др. В слободе Дымково были отличные глины и речной песок. Летом крестьянки заготавливали глину, а зимой, отдохнув от осенних забот, замачивали ее в глубоких деревянных корытах и долгими морозными вечерами лепили свистульки. Игрушки сажали в печь, раскаляли докрасна и оставляли там же остывать. Затем покрывали белилами и наносили радужный узор. Художники использовали в росписи до десяти различных цветов: оранжевый, зеленый, золотой, красный, малиновый... Эти игрушки вывозили на ярмарку и продавали, чтобы заработать себе на жизнь. Обратите внимание на дымковскую барышню — ярко расписанная фигурка отражает быт и моду Х1Хв. Такие наряды носили барыни в прошлом.

Учитель. В чем особенность дымковской игрушки?

Следующий экскурсовод познакомит нас с историей филимоновской игрушки.

III экскурсовод. Перед вами глиняная игрушка, зародившаяся в Тульской области, в деревне Филимоново. Почти все филимоновские игрушки — это свистульки. И «барыне», и «кавалеру» полагается держать птичку-свистульку. Животные тоже часто имеют вместо хвоста свисток. Деревня Филимоново стала широко известна своими глиняными игрушками сравнительно недавно, около ста лет назад. В росписи использовали четыре цвета: белое всегда сочеталось с малиновым или ярко-красным, зеленым, лимонно-желтым. Игрушки сначала покрывались желтой краской, и по ней выполнялся радужный узор. Животные и птицы всегда раскрашивались по определенной схеме: поперек туловища и шеи рисовались, чередуясь, разноцветные узоры — полоски, елочки. Все фигурки игрушек имеют вытянутую форму, что отличает их от игрушек других промыслов. Особенно интересны фигурки барышень, одетых в яркий наряд: малиновые кофты, зеленые шляпки, пестрые юбки. Филимоновские игрушки служили украшением и не были предназначены для игры.

Учитель. А сейчас экскурсоводы познакомят нас с мордовской игрушкой.

IV экскурсовод. Игрушки создавали и мордовские мастера. Широко известны глиняные игрушки. На потеху ребятишкам гончары-промысловики делали игрушку-свистульку, в которой использовались традиционные мотивы русской народной игрушки: всадники, птицы, барышни. Игрушкой занимались и именитые мастера, и их  дети. Умение лепить игрушку прибавляло мастеру авторитет в глазах людей.

V экскурсовод. Далеко за пределами Мордовии известна тавлинская резная деревянная игрушка. Ее изготовлением занимались во многих селениях. Плотники, столяры, просто мастеровые делали на потеху ребятишкам деревянные коняшки, солонки, ложки. А в эрзянском селе Подлесная Тавла эта забава переросла в промысел. Начинался промысел с экспериментальной художественной школы, которую основал Николай Иванович Мастин. Он был отменным мастером-резчиком, замечательным педагогом.

Учитель. Что интересного запомнилось?

Ребята, а какие, записи сделали вы в своих дневниках?

V. Воображаемое посещение ярмарки XIX в.

Учитель. Вот такие красивые игрушки, как вы видели на выставке, везли на ярмарку. А зазывали шутками 'и прибаутками, приглашали полюбоваться игрушками. Ведь не каждый может увидеть мир глазами сказочника и раскрыть его красоту людям, а только настоящий художник и поэт. Народные мастера как раз и обладают таким удивительным даром. Ребята, а ведь вы тоже выступили в роли народных умельцев, удивительных сказочников, и подтверждение тому — ваши работы.

А сейчас у меня к вам интересное предложение — отправиться в путешествие по воображению. На уроках изобразительного искусства мы учимся фантазировать и развивать творческое воображение. Фантазия пригодится вам и сейчас. Предлагаю на мгновение представить, что мы на ярмарке ХТХ в. и вы пришли сюда со своими поделками. Каждый хочет продать свое изделие.

Учитель. На ярмарке не зевайте. Будьте внимательны. Не проходите мимо ярких слов, словосочетаний, записывайте их в свои дневники.

(Далее ребята представляют ярмарочную сценку.)

Зазывалы.

Ярмарка! Ярмарка!

Торопись, народ,

Чудо-ярмарка идет!    

                                                                   

Веселая, забавная,

Громкая, нарядная!

Здесь игрушки хороши

Для забавы и души!

Подходи, не скупись,

Эй, народ, торопись!

Есть прехитрые штуки,

Позабавьтеся от скуки!

А вот игрушки славные,

Занятные, забавные.

Полюбуйтесь, да только не торгуйтесь!

Хоть игрушка и детская забава,

А вам придется по нраву.

Ребята представляют свои работы (три—четыре ученика).

Словесное описание игрушки (на основании дневниковых записей).

Учитель (обращаясь к классу). Вы прекрасно поработали в роли народных мастеров, а теперь поделитесь тем, что вы записали во время своего путешествия.

VI. Беседа об игрушках, выполненных народными мастерами.

Учитель. Да, хороши у нас игрушки! Куколки и петушки. А знаете, из чего они сделаны?

Из таланта и терпенья!

Из народного уменья!

Не плотники-сапожники,

А мастера-художники

Игрушки создавали,

Лепили, рисовали.

Яркие, нарядные.

Игрушкам очень рады мы.

Ребята, а кому мы обязаны такими прекрасными игрушками? Кто их сделал? Конечно, мастер.

1.  А как вы понимаете слово мастер?

2. Подберите к нему синонимы. (Творец, создатель...). Да, много удивительного умеют народные умельцы, да и вы молодцы, вон какие рисунки нарисовали. А знаете ли вы традиции народных мастеров? Сейчас я это и проверю.

Много, ребята, вы говорили об игрушках, о дымковских и филимоновских. Что связывает изделия этих двух промыслов?

А что интересного вы узнали о мордовской игрушке?

Учитель. Сколько прекрасных слов, выражений собрали вы сегодня! Какое многообразие эпитетов, сравнений, метафор вы можете использовать в своих работах! Как богат русский язык! Именно он поможет вам описать народную игрушку.

VII. Составление плана сочинения-миниатюры.

Учитель. А каким может быть план вашего сочинения?

Составление плана сочинения (запись в тетради, на доске).

Домашнее задание. Написание сочинения-миниатюры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения "Я душу посвятил народу своему"к 90-летию со дня рождения Д.Н.Кугультинова

Урок посвящен 90-летию со дня рождения народного поэта Калмыкии Д.Н.Кугультинова.Сопровождается электронной презентацией.Применяются здоровьесберегающие технологии....

Урок литературы в 10 классе на тему "Душа народа русского" (по поэме Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо?")

Данный урок представляет собой учебный диалог и проектную деятельность учащихся....

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ И ИЗО В 5 КЛАССЕ НА ТЕМУ "ТЫ, КАК ДУША У НАРОДА, КРАСИВА,,,(ОПИСАНИЕ ИГРУШКИ)"

Цели урока: развивать устную и письменную речь учащихся, учить художественному видению окружающего мира; создать целостное представление о роли игрушки в жизни русского народа; закрепить знания, получ...

Мастер - класс "Русский танец - душа народа"

Значительные возможности для приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества предоставляет хореографическое образование и, в частности, народно - сценический танец, к...

Мастер - класс "Русский танец - душа народа"

Значительные возможности для приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества предоставляет хореографическое образование и, в частности, народно - сценический танец, к...

Мастер - класс "Русский танец - душа народа"

Значительные возможности для приобщения учащихся к богатству танцевального и музыкального народного творчества предоставляет хореографическое образование и, в частности, народно - сценический танец, к...