Экая великая загадка!
план-конспект урока по русскому языку (11 класс) по теме

Урок, направленный на подготовку к написанию сочинения при подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл обучение сочинению31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме: «Экая великая загадка!» (Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (Часть С))

Класс: 11.

Дата проведения: 17 мая 2010 года.

Цели урока: 1. Совершенствовать знания учащихся о тексте-рассуждении, навыки работы с текстом, готовить к сдаче ЕГЭ, к написанию сочинения-рассуждения.

                   2. Развивать речь, образное мышление, орфографическую зоркость, чувство языка.

                    3. Воспитывать уважение к семье, нравственность.

Оборудование:  презентация, карточки с текстом, раздаточный материал «Структура сочинения части С».

 

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Языковая разминка.

А) Орфоэпическая разминка.

- Прочитайте текст, соблюдая правильную интонацию:

        Как-то раз августовским тёплым вечером к нам в гости пришли все родственники, даже двоюродная сестра со своим новорожденным сыном и мой названый брат Алексей с другом подросткового возраста. Так уж исстари повелось в нашей семье, что все проблемы решались сообща. Сообща обсуждалась кандидатура будущего мужа или жены, решался вопрос о приданом, о вероисповедании малышей, о поминовении умерших. Опека семьи – это было обеспечение стабильности для каждого из нас.

        (Как-то раз августовским тёплым вечером к нам в гости пришли все родственники, даже двоюродная сестра со своим новорождённым сыном и мой названый брат Алексей с другом подросткового возраста. Так уж исстари повелось в нашей семье, что все проблемы решались сообща. Сообща обсуждалась кандидатура будущего мужа или жены, решался вопрос о приданом, о вероисповедании малышей, о поминовении умерших. Опека семьи – это было обеспечение стабильности для каждого из нас.)

         - Орфоэпическая разминка сегодня напрямую связана с темой урока. Прочитайте текст ещё раз, вычлените идею текста. Скажите, о какой великой загадке пойдёт речь на этом уроке.

        -Правильно, сегодня мы будем говорить о семье. Но кроме того мы продолжим работу по совершенствованию ваших навыков в написании сочинения. Запишите тему урока и эпиграф: «Семья – опора счастья» (Пословица).

Б) Разминка перед работой с текстом.

- Сегодня мы будем работать с текстом. Но перед тем как приступить к этой работе, давайте немного разомнёмся. Вспомните:

1)Автором проблема может быть:

  • Поставлена
  • Написана
  • Рассмотрена
  • Изложена
  • Прочитана
  • Открыта
  • Исследована ?
  •  (Автором проблема может быть:
  • Поставлена
  • Написана
  • Рассмотрена
  • Изложена
  • Прочитана
  • Открыта
  • Исследована)

2) Соотнесите проблему и художественное произведение. 

  • Проблема
  • 1. Экологии
  • 2. Взаимоотношения поколений
  • 3. Нравственного выбора
  • 4. Преступления и наказания
  • 5. Подвига.

  • 1.А. И. С. Тургенев «Отцы и дети»
  • 2. Л. Н. Толстой «Война и мир»
  • 3. Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • 4. М. Шолохов «Тихий Дон»
  • 5. В. Астафьев «Печальный детектив»
  • 6. Н. С. Лесков «Очарованный странник»
  • 7. В. Астафьев «Людочка»

3) Подумайте, аргументом к какой проблеме может служить пословица. 

  • Любишь кататься – люби и саночки возить.
  • С миру по нитке – голому рубаха.
  • Один в поле не воин.
  • Красна птица перьем, а человек – ученьем.
  • Муж да жена – одна сатана.
  1. Чтение текста.

- Наша разминка подошла к концу. Напоминаю вам, что наш урок посвящён  «великой загадке» - семье. Познакомьтесь с текстом из произведения В. Астафьева (учащиеся самостоятельно читают текст):

(1)Муж и жена. (2)Мужчина и женщина. (3)Сошлись. (4)Живут. (5)Хлеб жуют. (6)Нужду и болезни превозмогают. (7)Детей, а нынче вот дитя растят. (8)Одного, но с большой натугой, пока вырастят, себя и его замают. (9)Плутавшие по земле, среди множества себе подобных, он и она объединились по случаю судьбы или всемогущему закону жизни. (10)Муж с женою. (11) Женщина с мужчиной, совершенно не знавшие друг друга, не подозревавшие даже о существовании живых пылинок, вращающихся вместе с Землею вокруг своей оси в непостижимо-громадном пространстве мироздания, соединились, чтоб стать родней родни, пережив родителей, самим испытать родительскую долю, продолжая себя и их.

(12)Не самец и самка, по велению природы совокупляющиеся, чтобы продлиться в природе, а человек с человеком, соединенные для того, чтоб помочь друг другу и обществу, в котором они живут, усовершенствоваться, из сердца в сердце перелить кровь свою и вместе с кровью все, что в них есть хорошее. (13)Ведь от родителей они были переданы друг дружке всяк со своей жизнью, привычками и характерами — и вот из разнородного сырья нужно создать строительный материал, слепить ячейку во многовековом здании под названием Семья, как бы вновь народиться на свет и, вместе дойдя до могилы, оторвать себя друг от дружки с неповторимым, никому не ведомым страданием и болью.

(14)Экая великая загадка! (15)На постижение ее убуханы тысячелетия, но так же, как и смерть, загадка семьи не понята, не разрешена. (16)Династии, общества, империи обращались в прах, если в них начинала рушиться семья, если он и она блудили, не находя друг друга. (17)Династии, общества, империи, не создавшие семьи или порушившие ее устои, начинали хвалиться достигнутым прогрессом, бряцать оружием; в династиях, империях, обществах вместе с развалом семьи разваливалось согласие, зло начинало одолевать добро, земля разверзалась под ногами, чтобы поглотить сброд, уже безо всяких на то оснований именующий себя людьми.

(В. П. Астафьев)

  1. Беседа по тексту.

- Какова тема данного текста?

- Какова его основная мысль?

- Какие произведения В. Астафьева вы читали? Предположите, из какого произведения взят этот отрывок. (Отрывок взят из повести «Печальный детектив»).

- Определите стиль и тип речи данного текста.

- Чем интересны предложения 1 – 8? С какой целью автор строит их именно так?

- Обратите внимание на то, что в тексте много слов разговорного стиля, просторечий и в то же время встречаются слова высокого стиля. Назовите эти слова. С какой целью автор использует слова разных стилей в данном тексте?

- Почему в предложении 13 слово «семья» написано с большой буквы?

     5. Реализация индивидуального задания.

- К сегодняшнему уроку было дано индивидуальное задание. Я предложила выяснить лексическое значение предложенных мною слов и объяснить их значение в контексте. Были предложены слова: превозмогать, мироздание, ячейка, династия, империя, прогресс.

(Сильный учащийся объясняет лексическое значение слов, стилистические особенности употребления, показывает слова в контексте.)

- По данному тексту вам необходимо написать сочинение-рассуждение. Давайте вспомним, какие требования выдвигаются при написании сочинения части С при сдаче ЕГЭ. Обратимся к таблице, предложенной вам ранее.

6. Работа с таблицей. Подбор рабочего материала.

        - Самостоятельно заполните графы таблицы К1 – К 3. По критерию К 4 приведите примеры произведений художественной литературы, которые могут пригодиться вам при подборе аргументов.

Структура сочинения части С. (150 – 200 слов)

Критерий оценивания

Объём

Содержание сочинения

Текст

Примечание

Вступление

2 – 4 предл.

К 1. Формулировка проблем исходного текста.

2 -3 предл.

К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3 – 4 предл.

К 3. Отражение позиции автора исходного текста.

1 – 3 предл.

Собственное мнение по проблеме.

1 – 2 предло-жения

К 4. Аргументация собственного мнения по проблеме.

2 предл.

6 – 10 предл.

А. 1.

А. 2.

К 5. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения.

Логика, абзацное членение.

К 6. Точность и выразительность речи.

К 11. Этические нормы.

К 12. Фактологическая точность фонового материала.

Заключение

2 – 3 предл.

- Проверим, что у вас получилось.

Критерий оценивания

Объём

Содержание сочинения

Текст

Примечание

Вступление

2 – 4 предл.

К 1. Формулировка проблем исходного текста.

2 -3 предл.

Рассматривается проблема семьи

К 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

3 – 4 предл.

Затрагивает вечную тему, данная проблема злободневна и т. д.

К 3. Отражение позиции автора исходного текста.

1 – 3 предл.

Предложение 16

К 4. Аргументация собственного мнения по проблеме.

2 предл.

Согласен/не согласен с мнением автора

6 – 10 предл.

А. 1.

Л. Н. Толстой «Война и мир», А. П. Чехов «Он и она»

А. 2. В. Распутин «Живи и помни», М. Шолохов «Тихий Дон» и т.д.

К 5. Смысловая цельность, речевая связность, последовательность изложения.

Логика, абзацное членение.

К 6. Точность и выразительность речи.

К 11. Этические нормы.

К 12. Фактологическая точность фонового материала.

Заключение

2 – 3 предл.

7.Работа над вступлением.

- Рабочие материалы мы подобрали. Теперь приступим непосредственно к созданию текста. Давайте вспомним, как можно начать сочинение. (Размышление об авторе, лирическое размышление по проблеме текста, ряд риторических вопросов, цитата и т. д.)

- Сегодня я предлагаю вам создать вступление к данному тексту не произвольно, а в той форме, в какой попрошу вас я. Первый вариант  напишет вступление в форме лирического размышления по проблеме текста, второй вариант – в вопросно-ответной форме, третий вариант –  в форме ряда риторических вопросов.

     8. Работа над вступлением.

     9. Чтение и обсуждение вступлений. Выявление наиболее удачной              формы.

      10. Домашнее задание.

        - Дома я предлагаю вам написать сочинение-рассуждение по данному тексту. Но прошу вас создать другое вступление, начав сочинение с цитаты или поговорки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факультативный курс по географии "Великие открытия и путешествия 20 века. Загадки природы и необычные явления"

Основные вопросы курса: Поиски Северного полюса, изучение Арктики, открытие Южного полюса, штурм горных вершин и пр....

Методический материал к урокам математики "Великие достижения. Великие люди. Великие награды"

Филдсовская премия (и медаль) являются самой престижной наградой в математике. По этой причине, а также потому, что Нобелевская премия математикам не вручается, Филдсовскую премию часто называют...

Экологический фотокросс "Экая логика", 2013 г.

Фотокросс – это гонка фотографов в условиях временных и тематических рамок, возраст участников и уровень используемой техники не ограничивается....

Додатковий позаурочний матеріал з математики з теми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».

Додатковий  позаурочний  матеріал з математики зтеми: «Великі досягнення. Великі люди. Великі нагороди».Мета:1.Навчальна:·         додати нову інформа...

ЗАГАДКИ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА (РАБОТА ПОСВЯЩАЕТСЯ 125-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОГО РУССКОГО УЧЕНОГО)

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЗАГАДКИ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ С.И.ОЖЕГОВА" МОЖЕТ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ НА УРОКАХ  РУССКОГО ЯЗЫКА В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ "СЛОВАРИ" В 5-11 КЛАССЕ...

Загадки. Логические загадки с подвохом

Загадки. Логические загадки с подвохом...

Загадки Великой Отечественной войны

Конкурсное задание «Мастер-класс».Познакомить с приёмами работы с историческим фотоматериалом, способствующим формированию универсальных учебных действий....