Фонетика. Согласные звонкие и глухие.
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) по теме

Малюлина Ольга Владимировна

Урок русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonetika_soglasnye.rar1.18 МБ

Подписи к слайдам:

В поле, в лесу, в роще звенели птичьи голоса.Ветерок поиграл с кленом и полетел дальше.Тут ее тоска взяла, и царица умерла.В наших пресных водах обитают различные виды рыб: щука, карась, окунь, пескарь.Учебник, задачник и карта не любят без дела лежать.Чуть зашумел ветерок, и зашелестела на деревьях листва.Весело, радостно играют у высокой сосны белки.Красив, наряден русский лес.
Согласныезвонкие и глухие
Беседа
С каким разделом науки о языке вы познакомились на прошлом уроке?Что изучает фонетика? Как ученые называют звуки речи?Чем отличаются звуки речи от звуков природы?С какими другими разделами науки о языке связана фонетика?Что изучают эти разделы науки о языке?
Работа над темой урока
На какие две группы делятся звуки речи? Звуки речи гласные согласные
Гласные звуки
В сложном мире звуков речи гласным «живется» легче, так как, образуясь, они на своем пути не встречают никаких преград – воздух свободно идет через рот. Гласных звуков 6 : [а], [о], [э], [и], [ы], [у]. Задание. Произнесите каждый гласный звук в отдельности. Проверьте правильность высказывания С.Маршака «дыхание свободно в каждой гласной».
Согласные звуки
В отличие от гласных, при образовании на своем пути встречают препятствия : губы, зубы, язык. При произношении согласного нужно хоть чуть-чуть приоткрыть рот, из-за чего получается шум. Задание. В лесу, если вы заблудились, кричите «Ау». Попробуйте прокричать, используя только согласные звуки [ф], [п], [р], [к]. Почему не получилось? Чтобы кричать, нужен голос, а у согласных его почти нет, один шум имеется.
Прочитайте четверостишие. Найдите гласные звуки, определите их роль. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя, То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. (А.С.Пушкин)
Повторяющиеся гласные звуки [а], [о], [и] передают напевность стихов.Как называется это явление фонетическое средство изобразительности?ассонас

Итак, если гласные «даны для пенья» (С.Маршак), то согласные – «шелестят, шипят, скрипят, жужжат». Это свойство согласных звуков: передавать звуки окружающего мира – используют поэты и писатели для образной передачи явлений природы: шума леса, плеска воды, раскатов грома… Прочитайте текст. Вслушайтесь в его звуковое оформление. Найдите согласные, которые автор использовал как средство выразительности. …Васька Кот в углу,Припав за уксусным бочонком,Мурлыча и ворча, трудится над курчонком.(«Кот и повар» И.А.Крылов)
Люблю грозу в начале мая, Когда весенний первый гроКак бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. (Ф.И.Тютчев) аллитерация
Повторяющиеся согласные звуки [р, р’, л, л’] помогают передать содержание текстов.
Парные звонкие и глухие согласные.
Б
В
Г
Д
Ж
З
П
Ф
К
Т
Ш
С
Дуб –Пруд –Кружка –Сказка –Ходьба –Прут –Косьба –Молотьба –Крошка –
дубыпрудыкружексказокходитьпрутикКоситьмолотитькрошить
грядка тетрадказубкишубки снежки пирожки
Все напишем правильноИ запомним правило: Парный в слове проверяй,Рядом гласный подставляй.Парные согласныеСамые опасные.
Если слышишь парный звук,Будь внимательным, мой друг.Парный сразу проверяй,Слово смело изменяй.Зуб – на зубы, лед – на льды Будешь грамотным и ты.
Жалоба.Дядя прашу тебя, памагиТвоей плимяннице Оли,А то небудет ее нагиВ этой пративной школе.Мне вчера за дектант на словаУчитель паставил два,А сам сказал, что маю работуДаже несмок прочитать.Попраси его дядя исправить двойкуИ паставить мне пять.
Жалоба.Дядя, прошу тебя, помогиТвоей племяннице Оле,А то не будет ее ногиВ этой противной школе.Мне вчера за диктант на словаУчитель поставил два,А сам сказал, что мою работуДаже не смог прочитать.Попроси его, дядя, исправить двойкуИ поставить мне пять.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Согласные звонкие и глухие"

Урок русского языка в 5 классе...

Тема урока: "Согласные звонкие и глухие"5 класс.

Цели:; (Слайд2) -  различать звук и букву, гласные и согласные звуки; - владеть приёмами проверки согласных фонем в слабой и сильной позиции ....

Согласные звонкие и глухие

Раздел "Фонетика". Тема урока: "Согласные звонкие и глухие". 5 класс...

конспект урока Согласные звонкие и глухие

Цели :1) дать понятие об особенностях образования звонких и глухих согласных;2) показать особенности звуковой организации русской речи, познакомить с аллитерацией как фонетическим средством выра...

Урок письма "Согласные звонкие и глухие (Г - К)" в 3 классе.

Обучение фонетически правильному письму в специальной (коррекционной) школе VIII вида приходится на второй класс. Наибольшие затруднения у учащихся вызывает тема «Звонкие и глухие согласные». Работа п...

Конспект+презентация.Согласные звонкие и глухие [д] и [т], школа 8 вида.

Тема: Согласные звонкие и глухие [д] и  [т] (второй урок). Цель: Научить детей различать звуки [д] и  [т] и правильно обозначать их в письменной речи....

Согласные твердые и мягкие/ Согласные звонкие и глухие

План-коспект урока по русскому языку ( 5 класс) на тему:Согласные твёрдые и мягкие / Согласные звонкие и глухие...