"Беглые гласные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Открытый урок по русскому языку в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beglye_gl.docx23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Беглые гласные.


 Цели:
Образовательные:

формировать представления о чередующихся согласных и гласных в корне слова;

дать понятие о беглых гласных посредством наблюдения за словами; возможное наличие беглой гласной не только в корне, но и в суффиксе и приставке;

           введение в активный словарь обучающихся термина «беглые  гласные».

Развивающие:

  • развитие орфографической зоркости;
  • развивать интерес к языку и речевому творчеству.

Воспитательные:

         воспитывать бережное отношение к своему здоровью, умение            контролировать себя во время работы (следить за осанкой).

Оборудование: презентация, учебник.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Мотивация к учебной деятельности. Давайте вспомним правила вежливости на уроке.

    1.На уроке будь старательным,

        Будь спокойным и внимательным.

     2.Все пиши, не отставая,

         Слушай, не перебивая.

      3.Говорите четко, внятно,

         Чтобы было все понятно.

      4. Если хочешь отвечать,

           Надо руку поднимать.

           В стране родного языка

           Не все известно нам пока,

           Но путешествовать начнем

           И сами до всего дойдем.

1 . Словарная работа

    Грамотный.

- Дать лексическое значение слова.

-От какого слова оно образовалось? Записать.

 Грамотный- грамота (суф.н).

-Записать и разобрать словосочетание со словом грамотный.

         

  2.Повторение темы «Чередование звуков в корне».

Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

 Какие звуки называются чередующимися?

 Приведите примеры.

Слайд 1 Игра «Найди пару».

    Писать        Мрачный

    Светит                Береговой

    Облако        Освещение

    Мрак        Вещание

    Известие        Пишущий

    Бережок        Орех

    Орешек        Ушки

    Ухо        Облачное

 Найти пары, указать чередование.

 -Являются ли эти слова однокоренными?

- Безусловно, лексическое значение, заключенное в корне - одно, значение корня не меняется. Просто звуки заменяют друг друга по очереди. Чередование - очередь звуков.

3.Работа над темой урока.

А сейчас обратите внимание на следующие слова.

Слайд 2

   день- дня

   сынок- сынка

   вобрать- вбирать

   

    Прочитайте пары слов.

-Являются ли они однокоренными?

- Нет, это формы слова.

- А что происходит?  

-Гласные то появляются, то исчезают.

 -Как называются такие гласные?

 - Это беглые гласные. Это гласные звуки, а не буквы.

 -Таким образом, тема нашего урока :

       «БЕГЛЫЕ  ГЛАСНЫЕ»

Слайд 3

   БЕГЛЫЕ ГЛАСНЫЕ

А как вы понимаете значение слова БЕГЛЫЙ?

Сегодня мы должны ответить на вопросы.

Слайд 4

-Почему гласные убежали?

-Какие гласные могут убегать?

-В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

Рассказ подготовленного ученика «Почему убежали гласные».

 В далекую старину в языке были особые гласные звуки, которые на письме обозначались буквами Ь и Ъ(назывались они ерь и еръ). Они и сейчас есть в русском языке, но они не являются звуками, у них особые функции. В древности они обозначали самостоятельные звуки: ъ- звук,похожий наочень краткое о, а ь – звук, напоминающий краткое е. Писали сънъ, дьнь.

  Прошло много лет, и судьба этих гласных резко изменилась: в одних положениях они выпали, в других заменились гласными о и е.Так из слова сънъ – съна, дьнь- дьня получились сон- сна, день- дня.

 

Обратим внимание на следующие слова:

 Слайд 5

        угол- угла

        молодец- молодца

        подослать- подсылать

-Назовите гласные, которые убегают?

-В каких частях слова можно наблюдать беглость гласных?

-Выделим эти части .Такую особенность имеют только  «круглые» О и Е

-.От чего же зависит беглость гласных?(От изменения формы слова).

-Таким образом, беглыми называются гласные, выпадающие при склонении.

 Повторение .

1.Какие гласные называются беглыми?

 2.Какие это гласные?

 3.В каких морфемах они встречаются?

Физминутка. Я называю слово. Если вы слышите беглую гласную в слове, то поднимаете руки и поднимаетесь на носочки .Если ее нет- приседаете.

 Улыбка, узелок, день, зима, разобрать, бычок.

 5.Закрепление пройденного.

Упражнение 427. Озаглавить стихотворение .

Записать выделенные слова и подобрать к ним однокоренные с беглыми гласными.

Верхушек-

Опушек-

Сучок-

Прыжок-

Устно объяснить пропущенные орфограммы.

6.Синтаксический разбор 2 предложения.

Зашумела у опушек ярко- желтая листва. (С проверкой на доске)

6. Распределительный диктант.

  Учитель диктует слова, учащиеся распределяют их в 2 столбика: 1- с чередующимися звуками, 2- с беглыми гласными.

     Скакать, снег, флажок, пух, дощечка, городок, дружный, чехол, ухо, облако, ветер, угол, блещут, дорога, листок, кашель, перервать.

Выделить корни.

 

7.Итог урока. Домашнее задание: упр.428, 426.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чередование звуков Беглые гласные

Чередование звуковБеглые гласные...

разработка урока русского языка в 5 классе с презентацией на тему "Чередование согласных и беглые гласные"

Данный урок разработан в соответствии с Федеральным стандартом 2004 года. Учитель ставил для себя следующие цели:Образовательные:         -  продолжить фор...

Урок русского языка в 5классе по теме "Беглые гласные"

Вид урока-урок-исследование. Тип урока: объяснение нового материала. Цели: познакомить с понятием "беглость гласных", с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме; научить опознавать чередова...

беглые гласные

урок русского языка в 5 классе...

Урок русского языка в 5 классе на тему: «Чередующиеся звуки. Беглые гласные»

Данный урок  разработан  по новому стандарту и предназначен для методической помощи учителям русского языка в 5 классе. В ходе прописаны все этапы, согласно ФГОС....

Беглые гласные.

Беглые гласные....