Урок русского языка в 5классе по теме "Беглые гласные"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме

Вид урока-урок-исследование. Тип урока: объяснение нового материала. Цели: познакомить с понятием "беглость гласных", с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме; научить опознавать чередование гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными о,е в разных морфемах, воспитывать любовь к русскому языку через работу с различными словарями. Урок позволяет использовать разные  методы работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_5klasse-24.01.13g.rar339.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока в 5классе

Автор:  Белова Е.А. учитель МОУ Плоскошская СОШ Тверская область, Торопецкий район.

Тема: Беглые гласные.

Вид урока: урок- исследование.

Тип урока: объяснение нового материала.

Цели: познакомить с понятием «беглость гласных», с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме; научить опознавать чередования гласных и согласных звуков при образовании и изменении слов в корне; опознавать слова с беглыми гласными о, е в разных морфемах; подбирать слова с беглыми гласными по образцу; прививать  любовь к русскому языку через работу с толковыми и орфографическими словарями .

Оборудование:  компьютер, презентация к уроку, доска, карточки, учебник русского языка, словари (Толковый словарь С.И.Ожегова, Толковый словарь Д.Н.Ушакова, Новый орфографический словарь-справочник под редакцией В.В.Бурцева),  дополнительный материал (историческая справка о « беглых гласных»).

Ход урока.

1.Орг.момент.(3мин.)

Учитель: Сегодня мы с вами побываем в роли исследователей. Исследователи - это люди, которые делают разные открытия. Лингвистика-  наука о языке. Ученые лингвисты сделали много открытий. Портреты ученых висят перед нами. Назовите авторов словарей, которыми часто мы пользуемся? (Ожегов, Ушаков,  Даль).  Прежде чем стать исследователями, мне  необходимо проверить  вашу теоритическую подготовку по русскому языку.

Тема урока записана на доске и скрыта от учеников.

2.Проверка домашнего материала(7-10мин.)

Класс делится на 3группы.

1гр.выполняет задание по карточкам. Выполнив задание ученики меняются карточками и проверяют работы друг друга, выставляют оценки за проверенные работы.  Работают в парах все ученики 2ряда. Обязательна проверка. Правильный вариант высвечивается на доске.

2гр.пишет словарный диктант с дополнительными заданиями  на доске и в тетрадях.(обязательна проверка)

Дополнительные вопросы:

1.Что мы называем морфемой? (Наименьшая значимая часть слова)

2.Перечислите все морфемы в слове?

3.Что такое приставка, суффикс, корень, окончание?

4.Что мы называем чередованием? (Это мена звуков в одной и той же морфеме.)

3гр.несколько учеников:   работают с текстом «Историческая справка о появлении беглых гласных» + готовят ответ на вопрос: Что  мы понимаем под словом «ноль »или «нуль» ( См. Новый орфографический словарь-справочник русского языка с.342.)

3.Объяснение нового материала (исследование вместе с детьми).

На доске написаны слова: (с двух сторон:1вариант с выделенными морфемами, другой-нет)

1.Лоб-лба, сон-сна. беру-брать, день-дня.

2.Сынок-сынка, кубанец-кубанца.

3.Вобрать -вбирать.( учебник  c. 169)

Учитель:  ваша задача определить тему урока через наблюдение за словами.

1.Выделите морфемы в словах и подчеркните гласные о, е (1строчка- уч-ся 1гр.выделяюткорень,2строчяка- уч-ся 2гр выделяют суффикс,3строчка- уч-сяч3гр.выделячют приставку.)

2.Что необычного вы заметили в словах?

(гласные исчезают, становятся беглыми).

3.Определите в каких частях слова бывают беглые гласные?

4.Вывод уч-ся: гласные о, е отсутствуют, т.е. чередуются с нулем звука.

Учитель: 1.Как вы думаете,  как называется тема сегодняшнего урока? (Беглые гласные -запишем в тетрадь.)

2.Как вы думаете,  когда и как появились  «беглые гласные»  в русском языке?

(отвечает 3гр.уч-ся)

4.Закрепление.(15мин.)

Учебник с.169.упр.410.Записать слова с беглыми гласными по образцам. Выборочное задание 3гр.: Словарная работа. Найти значение слов в Толковых словарях

(Вихор-клочок торчащих вверх волос  с.79.; купец-лицо, ведущее торговлю с.392 Толковый словарь Д.Н. Ушакова;

 Чехол-покрышка из мягкого материала( с.884 Словарь С.И. Ожегова)  Значение слов высветить, используя   презентацию.

Физкультминутка для глаз-1мин. (отрывок из мультфильма «Кот Леопольд»)

Можно записать слова из мультфильма с чередованием звуков: дружба/ друзья/ друг.

Дополнительное задание:

1.Выделить все морфемы в слове

«Исследователи».

2.Указать чередование в словах: бег-бежать (г/ж )

 3.Какое слово неверно разобрано по составу?

-направо(+)

-прыжок

-растут

-растоплю

5.Рефлексия(3мин.)

6.Д/з.(3мин.)

П.79.упр.413.Списать, к выделенным словам подобрать слова с чередованием согласных.

7.Итог урока.(3мин.)

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Урок русского языка в 5классе ЦЫ-ЦИ

Урок русского языка в 5классе ЦЫ-ЦИ...

Урок русского языка в 5классе ЦЫ-ЦИ

Урок русского языка в 5классе ЦЫ-ЦИ...

конспект урока русского языка в 5классе на тему "Особенности написания приставок на З//С

Данный урок содержит разработку открытого урока по русскому языку(с презентацией)...

Урок русского языка в 5классе

Тема урока:  «Лексика. Фразеологизмы и их место в языке»...