Урок русского языка в 5классе ЦЫ-ЦИ
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Костенко Наталья Михайловна

Урок русского языка в 5классе ЦЫ-ЦИ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_5_kl.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ СОШ №9 Белоглинского района с. Белая Глина                                                                                  учитель КостенкоН.М,Собакина Е.Н.

Урок русского языка 5 класс

Тема: Правописание буквосочетаний ЦЫ и ЦИ.

Цели урока: сформировать правильный способ выбора написания сочетаний ци и цы с учётом структуры слова и значения морфем.

 Создать условия для усвоения темы, развития готовности мышления к  осознанию и усвоению    новых способов деятельности, обучение индивидуальной     рефлексии достижения цели, создание ситуации успеха.

Задачи урока:

  1. Образовательные:
  • развить умение формулировать определение понятий;
  • развить умение находить изучаемую орфограмму   в тексте;
  •  изучить алгоритм правописания буквосочетаний ЦЫ иЦИ;
  • повторить морфемный разбор слов;
  • формировать умение использовать слова с буквосочетаниями ЦИ и ЦЫ  в речи;
  • развить умение находить орфограмму в тексте;
  • обогащать словарный запас учащихся;

             совершенствовать орфографические знания и  умения. 

  1. Развивающие:
  • осуществление системно-деятельностного подхода;
  • развитие критического мышления;
  • развитие внимания;
  • формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
  • развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
  • развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
  • развивать умение применять новые знания;
  • развитие творческих, речевых способностей учащихся;
  • формирование логических умений;
  • развитие умения опираться на изученный материал;

             развитие умения групповой и парной работы. 

  1. Воспитательные:
  • воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
  • воспитание ценностного отношения к слову;
  • развитие коммуникативных УУД;
  • создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
  • взаимодействие учащихся в групповой и парной работе: развитие уважения друг к другу.

Планируемые образовательные результаты

Предметные:

     ♦ Нахождение слов с буквосочетаниями ЦЫ и ЦИ, применение  алгоритма, нахождение необходимой информации в тексте

  Метапредметные:

       формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в группе .

  Личностные

              воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально и в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия

Оборудование:

             ПК;

  • мультимедийный проектор;
  • мультимедийная презентация к уроку;

Структура урока:

  1. Организационный этап.
  2. Актуализация знаний.
  3. Проблемное объяснение нового знания.
  4. Физ. минутка.
  5. Первичное закрепление изученного материала.
  6. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
  7. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

УУД

  1. Организационный момент

Цель этапа : мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; 

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Подготовка класса к работе.

Добрый день, ребята. Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь .

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.

Познавательные УУД

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Работа у доски (3 человека работают с карточками)

1) Словарный диктант.

-1 ученик обозначает орфограммы приставок, 2 – корня, 3 – корня. Объясните правописание. Определите, от каких условий зависит выбор написания. (от места в морфеме).

*  Прилетел, пришкольный, преумный, преграда.

* Растение, выросли, изложение, предлагать.

* Касается, коснулся, прикоснется, касание  

Лингвистическая разминка.

 Слайд № 2.

Полил сильный дождь, и земля быстро намокла.

(Самопроверка)

Б) Разбор слова «полил» по составу.   

Слайд № 3.

А) - В каком слове есть согласный, глухой, непарный, твердый, непарный звук?

        1) щебет, 2) циркуль, 3) живее, 4) чугун    (циркуль - [ц]).    

Ответы на вопросы учителя.

 

Выделение изученных орфограмм в разных морфемах, определение верного написания слов.

А) - Запишите предложение, выделите грамматическую основу, начертите схему  предложения.

Отгадывание фонетической загадки

– Какие шипящие звуки вы здесь встретили? (ч  щ ж ц). Какой шипящий звук отсутствует? (ш)

– Какими буквами обозначаются звуки? («че» «ща» «цэ»  «жэ»)

– Какие орфограммы написания с этими буквами вы знаете?

(ЖИ – ШИ пишу с гласной И; ЧА – ЩА пишу с гласной А; ЧУ – ЩУ пишу с гласной У)

– А что знаем про орфограмму с Ц? (ничего)

- Как вы думаете, почему я выделила этот звук?

Какой слышится звук после Ц?

 - Этот звук особый, он будет сегодня гостем нашего урока.

Познавательные ( логические – анализ объектов с целью выделения признаков), коммуникативные (планирование учебного сотрудничества).

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

Умение слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

III. Проблемное объяснение нового знания

  • Цель этапа: организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется алгоритм правописания И-Ы после Ц;
  • сформулировать тему урока;
  • обозначить логическую необходимость изучения этой темы.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

 Изучение нового материала

   А) Создание проблемной ситуации.

Слайд №4.

Дета отвечают.

Наша задача - разобраться, когда после ц нужно писать ы , а когда - и.

 («Правописание буквосочетаний ЦЫ и ЦИ»). Слайд № 5.

Запись темы урока (учитель записывает тему на доске, дети – в тетрадях).

В) Работа в парах.

Работа в парах:

         1.   Прочитайте:
Умельцы, цирк,  циркуль, певцы,

 цитрус,  Куницын, скворцы, акация,  Лисицын, секция.  

- Выделите морфемы, в которых встречается данная орфограмма .
– Разбейте на  группы, запишите.

– Когда пишется цы с буквой ы?
– Когда пишется
ци с буквой и?
– Сделайте вывод.

2. Заполните таблицу.

I гр.

Работа со статьей учебника  (стр.41), нахождение правильных ответов на вопросы.

б) Проверка

(слова с орф. ЦЫ с буквой Ы

слова с орф. ЦИ с буквой И)

в) дети читают слова.

ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

Дети делают вывод.

ВЫВОД:  Когда пишется ЦЫ с буквой Ы (пишется в окончании и суффиксе слова)

– Когда пишется ЦИ с буквой И (пишется в корне слова и в словах на -ция)                            Слайд № 6,7

ФИЗМИНУТКА 

А теперь все дружно встали, передышку себе дали.

Если в слове пишем «ы»,  нужно нам подпрыгнуть,

Ну а если букву «и» - тянемся мы выше.

И- тянемся вверх.
Ы- подпрыгнуть.

         Умницы, цилиндр, ресницы, птицы, лекция, циркач, синицы, репетиция.

 Запись на доске. Слайд №8

Дети читают слова цепочкой.

 (ЦЫ – в середине слова, а такого не может быть)

–  в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

Слайд № 9.

Цыган встал на цыпочки  и сказал  цыпленку: «Цыц!».

– Произнесём все вместе.

ИТОГ: Молодцы! Запомните написания этих слов, чтобы не допустить ошибки. Добавьте себе в таблицу слова – исключения..

Слайд № 10.

 

Составление алгоритма рассуждения.

Алгоритм Слайд № 11.

(Дети  проговаривают алгоритм)

Обобщение теоретического материала.

                                                                                                И после Ц

 1)   в корне (цирк);                                         1) в окончании;

2)    в словах на – ция (станция);

Ы после Ц  

1) в окончаниях слов                    

 2) в суффиксах прилагательных                                                                                 3) в словах-исключениях: цыган,                                                                     цыпочки, цыпленок, цыц.

Слайд11

Ученик читает:

  В существительных на –ция

  Мы всегда напишем –ия.

  Да и в корне, посмотри,

  Тоже пишем букву –и.

  А в концовках –цын, -цый, -цы

  Пишем только букву ы.

Исключение: цыган, на цыпочках, цыпленок, цыкнуть, цыц.

Учитель задает вопросы:

Б)  - Какие звуки после Ц слышатся в словах цирк, акация, улицы, цыплёнок? ([цы])

- А какие же буквы пишутся в этих словах? (ы, и)

 Какая задача стоит перед нами?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Запись слов на доске и в тетрадях, определение орфограммы.

Определение темы урока и постановка цели урока.

 

 

 

 

 а) – Возьмите карточку.

– Прочитайте задание. Выделите морфемы, в которых встречается данная орфограмма .

– Что непонятно? Работаем.

 

 

 

 

 - Ребята, чтобы разобраться, где пишут цы, а где ци, давайте просмотрим таблицу в учебнике на стр. 41 - § 48.

Б) Проверка

– На какие две группы вы разбили слова?

в) Перечитайте слова по группам

ИТОГ: Молодцы! Правильно нашли орфограмму и доказали её.

Учитель спрашивает.

Исполнение физминутки и анализ слов с данной орфограммой

Открывает запись на доске. Слайд №8

– Прочитайте

– Что интересного вы заметили?

– Ребята, оказывается, в русском языке есть слова, которые не подходят под орфограмму. Написание этих слов надо запомнить. Эти слова – слова исключения. СЛОВА-ИСКЛЮЧЕНИЯ

– Чтобы легче запомнить слова, есть стишок, который поможет. (проговариваю)

Где еще можно узнать о правописании этих слов?  Найдите эти слова в учебнике. Допишите себе эти слова в таблицу.

- Ребята, правило, которое мы сегодня изучаем, сложное, правило-инструкция, поэтому нам необходимо составить алгоритм, схему рассуждения.

Прослушайте стихотворение. Вставьте и объясните правописание слов.

Учитель читает стихотворение:

(дети работают устно)

 Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал,

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где пишут ци, где цы.

-  Опираясь на рифмованный алгоритм, расскажите о написании ы, и  после ц.

-Итак, какой самый первый вопрос вы зададите себе, если надо писать слово с (ЦЫ)?   /в какой части слова находится орфограмма/.

Познавательные (общеучебные – поиск  и выделение информации , логические – построение логической цепи рассуждений), коммуникативные ( постановка вопросов), регулятивные

( планирование, прогнозирование)

Познавательные УУД

1. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, таблицу).

Познавательные УУД

1. Анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.).

2. Строить логические рассуждения.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговорить новый способ действия во внешней речи;

  • установить состоятельность этого способа.

1)– Выполнение задания новым способом.

Дети записывают и комментируют.

  Рац_я, цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.

2)Работа с толковым словарем.

Работа с толковым словарем, выполнение транскрипции слова.

Комментированное письмо. Запись слов с объяснением способа действия.

 – Выполним задание новым способом, при этом проговорим новый способ действия  Вставим пропущенные буквы и объясним, почему именно эту букву вставили.

  Рац_я, цариц_но, афганц_, ц_гейка, мультипликац_я, взять под узц_.

- Используя толковый словарик, прочтите , что  означает слово «цитата». Почему в этом слове пишется буква И?  Запишите транскрипцию слова.

Регулятивные ( контроль, оценка , коррекция), познавательные( общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных  способов решения задач), коммуникативные(умение выражать свои мысли).

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цель этапа: тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

  • проверить свое умение применять изученный способ;
  • развивать умение самостоятельной проверки по эталону.

Работа с учебником, запись словосочетаний, выделение орфограмм, взаимопроверка работ.

Познавательные(обще-учебные- поиск информации), регулятивные (контроль, оценка, коррекция), коммуникативные (умение выражать свои мысли).

Работа с учебником, запись словосочетаний, выделение орфограмм, взаимопроверка работ

1) Работа с упражнением в тетради из №488 запишите первые две строчки. Выделите орфограмму.

 Слайд № 12

  1. Устная работа. Какие слова спрятались на рисунке?  (Цирк, циркуль)

- Обменяйтесь тетрадями для взаимопроверки.

Объясните товарищу ошибки.

Все согласны с замечаниями товарища? Были ли разногласия?

Коммуникативные УУД

1. Строить связное монологическое высказывание.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Работать в паре, договариваться и приходить к общему решению.

4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль

VI. Итог урока. Рефлексия.

Цель этапа: оценить результаты собственной деятельности;

  • повторить способ нового знания;
  • сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание.

Слайд 13        

2.Тестовый контроль.

     1. Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:

           А) ц..рк;   Б) делегац..я;  В) ц..ганочка;  Г) ц..фра.

     2.  Укажите слово, в котором в корне пишем И:

           А) ц..кнуть;                        Б) ц..новка;

           В) ц..плёночек;                  Г) ц…ган

     3. В какой группе слов пишется И:

          А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.

          Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .

  V. Подведение итогов 

Дети отвечают.

Слайд № 14,15

Домашнее задание:

 выучить правило о написании И-Ы после Ц, знать исключения из правила, выполнить № 489 ; объяснить значение слов цикада, корпорация.

- Что нового вы узнали на уроке?

 

 

 

 

 - С какой орфограммой мы познакомились на уроке?

- Что нужно знать, чтобы правильно написать буквы и - ы после ц?

– Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?

– Оцените свою работу на уроке.

– Продолжите предложение:

  • Мне было интересно…
  • Мне захотелось…
  • Я узнал, что ….
  • У меня получилось…

Запись домашнего задания.

Коммуникативные( умение с достаточной точность выражать свои мысли), познавательные (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности),личностные

( смыслообразование).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Регулятивные УУД

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5классе по теме "Беглые гласные"

Вид урока-урок-исследование. Тип урока: объяснение нового материала. Цели: познакомить с понятием "беглость гласных", с чередованием с нулём звука в одной и той же морфеме; научить опознавать чередова...

Урок русского языка в 5классе по теме «Второстепенные члены предложения»

Цели:1.Создать условия для развития положительной мотивации к...

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

Урок русского языка в 5классе ЦЫ-ЦИ

Урок русского языка в 5классе ЦЫ-ЦИ...

конспект урока русского языка в 5классе на тему "Особенности написания приставок на З//С

Данный урок содержит разработку открытого урока по русскому языку(с презентацией)...

Урок русского языка в 5классе

Тема урока:  «Лексика. Фразеологизмы и их место в языке»...