Конспект урока: Обособление определений и приложений
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Колодченко Валентина Васильевна

 

ТЕМА: Обособление определений и приложений

Цели:

1. Создать условия для закрепления умения правильного пунктуационного оформления обособленных определений.

2. Диагностика усвоения темы, коррекция пробелов в знаниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_kl_obobshch_opred_obosobl.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Обособление определений и приложений

Цели:

1. Создать условия для закрепления умения правильного пунктуационного оформления обособленных определений.

2. Диагностика усвоения темы, коррекция пробелов в знаниях.

Ход урока

I. Лингвистическая разминка

  1. Фонетическая разминка.

1-й ряд. В каком слове произносится гласный [э]?

Бежать, шестой, жёлтый, целый. 

2-й ряд. В каком слове произносится гласный [ы]?

Тихий, жизнь, чисто, щи.

  1. Орфоэпическая разминка.

В каком слове ударение падает на первый слог?

Щекотно, досуг, торты, лыжня.

  1. Проверьте себя, выберите вариант, где слова для переноса разделены   правильно:

а) кос-мос; б) кос-мо-на-вт; в) съе-зд; г) ал-ый;

д) охот-ник; е) ра-спи-сать; ж) рас-сы-пать.

  1. Состав слова

Назвать слово, соответствующее схеме:  

Местность, исписала, безбрежный, разговор.

  1. Работа в парах.
  1. Буквы е-и в корнях слов:

бл…стать                                                                      раст…реть                            

зам…реть                                                                      сд…раю

прот…рать                                                                    приб…ру

зап…рать                                                                      расст…лить

соб…ру                                                                         бл…стит

выт…рать                                                                     сд…рёт                                    

уд…рать                                                                        подж…гать

  1. Выделить грамматическую основу, начертить схему предложения, указать части речи.

Полил сильный дождь и земля быстро намокла.

(Самопроверка по ключу, выставление оценки)

II. Закрепление изученного.

1. Устно.

- Назовите номера предложений, где есть пунктуационные ошибки.

Предложения на доске или через проектор.

1) Впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, рисовались на бледном небосклоне.

2) Густой туман, нахлынувший волнами из ущелий покрывал долину.

3) Дым, выталкиваемый ветром из отверстия в крыше расстилался вокруг густой пеленой.

4) Из угла комнаты на неё смотрели два других глаза, неподвижные, огромные.

5) В глазах Веры выражались недоверчивость и что-то, похожее на упрёк.

6) Направо висели над нашими головами груды снега, готовые при первом порыве ветра, сорваться в ущелье.

Допущены ошибки в предложениях 2, 3, 6. Записать с правильной пунктуацией.

2. Самостоятельная работа.

Аналогичное задание. Внимательно читайте требование:

1-й и 3-й варианты — номера предложений, где есть пунктуационные ошибки; 2-й и 4-й варианты — номера предложений, где нет пунктуационных ошибок.

1-й и 2-й варианты

1) Снеговая белая туча, огромная, как небо, обтянула весь небосвод.

2) Усталые и продрогшие мы вяло тянулись по раскисшей дороге.

3) Взволнованные встречей, засыпали они.

4) Ему нужна была, полученная от брата, телеграмма.

5) В воздухе высились какие-то бугры, темнеющие налево от дороги.

6) И мальчишки, приходившие в гости к Ане тоже должны были выслушивать эти разговоры.

3-й и 4-й варианты

1) Нет слаще покоя, покупаемого трудом.

2) Науки, чуждые музыке постыли мне.

3) Ум, направленный на одно отрицание, бледнеет, сохнет.

4) Юный лес в зелёный дым одетый тёплых гроз нетерпеливо ждёт.

5) Холодный ветер, резкий и упорный кидает нас и тяжело идти.

6) Усталый, лёг я отдохнуть под большим кедром.

Взаимопроверка. Если в работах 1-го и 2-го, 3-го и 4-го вариантов есть одинаковые номера предложений или пропущены какие-либо, объяснить друг другу причину. В случае несогласия помощь учителя.

3. Проверочный диктант.

Задание: записать предложения под диктовку.

1)Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Сметает пыль с гранитных  плит.

 (Обособленное приложение после определяемого слова.)

2) . . .Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах.

(Относится к личному местоимению.)

3) Где порой

В глубокой скважине стены,

Дитя неведомой страны,

Прижавшись, голубь молодой,

Сидит, испуганный грозой?

 (Приложение, причастный оборот после определяемого слова)

4) Ты хочешь знать, что видел я

На воле? — Пышные поля,

Холмы, покрытые венцом

Дерев, разросшихся кругом...

(Два последних причастных оборота.)

5) Я видел горные хребты,

Причудливые, как мечты.

6) Мне слышался вечерний гул

Домой бегущих табунов.

7) И вот дорогою прямой

Пустился, робкий и немой.

- Откуда эти отрывки? (Из «Мцыри» М Ю. Лермонтова.)

III. Домашнее задание: § 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить  знания об обособленных определениях и прил...

План конспект урока «Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них»

Приводится план-конспект урока русского языка в 8 классе. Тип урока: урок закрепления знаний и способов деятельности...

План-конспект урока русского языка по теме "Обособленные определения и приложения"

P { margin-bottom: 0.21cm; } Урок русского языка по теме «Обособленные определения и приложения»(урок обобщающего повторения)план-конспект урока русского языка (8класс)...

Открытый урок в 8 «А» классе Тема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)

Открытый урок в 8 «А» классеТема урока: « Обособление определений и приложений. Урок-практикум». (2 урока)...