Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Левина Елена Николаевна

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные определения и приложения (обобщение и закрепление изученного)". Основная цель урока: обобщить  знания об обособленных определениях и приложениях. Материал урока представлен на основе текстов из произведений Л.Н.Толстого, а также его высказываниях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Конспект урока39.5 КБ
Microsoft Office document icon Приложение 40 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

 открытого урока

по русскому языку,

 проведённого в 8 классе

 учителем русского языка и литературы,

I квалификационной категории

Карасевой Е.Н.

Тема:

Обособленные определения и приложения

 (обобщение и закрепление изученного)

Цели:  

  • обобщить  знания об обособленных определениях и приложениях;
  • определить спектр значений обособленных предложений;
  • правильно ставить знаки препинания при выделении обособленных определений и приложений;
  • исследовать изобразительно-выразительные возможности предложений с обособленными членами.
  • Воспитать чувство уважения к искусству слова, личности Л.Н.Толстого и русскому языку.

Оборудование:

  • Доска, мел, ручки,, карандаши, тетради, учебник, раздаточный материал.

Эпиграф к уроку:

Это для нас, молодых, откровение, целый мир.

Ги де Мопассан

Ход урока

I. Оргмомент

II. Работа с эпиграфом

Это для нас, молодых, откровение, целый мир.

Ги де Мопассан

- О ком это высказывание? (о Л.Н.Толстом)

- Наша работа будет строиться на материале, взятом из наследия Л.Н.Толстого. Целью нашего урока является повторение и обобщение  знания об обособленных определениях и приложениях.

- Что вы можете сказать о данном предложении? (Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным приложением и однородными сказуемыми).

III. Закрепление знаний и навыков

1.  Запись текста по диктовку.

Была самая масленичная погода, был туман, насыщенный водою снег таял на дорогах, и со всех крыш капало. <…>Я прошел наш пустынный переулок и вышел на большую улицу, где стали встречаться и пешеходы, и ломовые с дровами на санях, достававших полозьями до мостовой. И лошади, равномерно покачивающие … мокрыми головами, и покрытые рогожами извозчики, шлепавшие в огромных сапогах подле возов, и дома улицы, казавшиеся в тумане очень высокими, - все было мне особенно мило и значительно.

- Какие члены предложения могут быть обособленными?

(Обособляться могут разные второстепенные члены предложения: согласованные и несогласованные определения, приложения, дополнения, приложения, обстоятельства, а также второстепенные члены, имеющие уточняющее, пояснительное или присоединительное значение)

- Выделите обособленные члены предложения, на каких условиях произошло обособление?

(Определения, выраженные причастными оборотами, стоящие в постпозиции по отношению к определяемому слову)

- Определите роль обособленных членов в данном предложении.

(автор использует обособленные члены предложения, чтобы сделать речь образной яркой, эмоциональной).

- К какому стилю речи относится данный текст? (к художественному)

( Мы помним, какие события предваряет данный пейзаж, он как бы подготавливает нас, к чему-то ужасному и неприятному)

- С какой целью еще могут использоваться обособленные члены предложения?

(Обособленные члены предложения могут использоваться с целью устранения неоправданного повторения).

2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.

Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.

1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре. / Не верить мыслям, родившимся в споре. (Из дневника Л.Н.Толстого)

2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум. / Каждое существо имеет органы,  указывающие ему место в мире. Для человека этот орган есть разум. (Афоризм Л.Н.Толстого)

3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца. / Девочка, любимица отца, вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. («Война и мир» Л.Н.Толстой)

4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда. /В широком плаще, с лицом под густой вуалью, она долгие часы простаивала у подъезда.
3.  Составьте и запишите  предложения по следующим схемам:

1.                    , / определение, выраж.прич.оборотом /, …

2.     / распростр. приложение /,                                   …        

4. Тестирование

1 вариант

1. Укажите предложение с обособленным определением.

А) Люди, стоявшие на дороге, разошлись, и Хаджи Мурат большой иноходью пустился вниз по дороге.

Б) Хаджи Мурат выхватил пистолет из-за пояса, прибавил хода и направил лошадь прямо на заграждавших дорогу людей.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Измученная, мокрая, грязная, она (Катюша) вернулась домой.

А) определение относится к личному местоимению.

Б) определение обособляется всегда.

3. Поставьте правильно знаки препинания: Солнце спускалось за крупный лес (1) и на свете зари берёзки (2)рассыпанные по осиннику (3) отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми (4) готовыми лопнуть (5) почками.

А) 1,2,3,4.

Б) 1,2,3,4,5.

В) 2,3,4,5.

2 вариант

1. Укажите предложение с обособленным определением.

А) Из-за этих звуков послышался приближающийся лошадиный топот и говор.

Б) Позади них щёлкнули два выстрела, просвистели две пули, не задевшие ни его, ни Элдара.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Князь Андрей, невесёлый и озабоченный, подъезжал по аллее сада к дому Ростовых.

А) согласованные нераспространенные однородные определение обособляются всегда.

Б) определение стоит после определяемого существительного.

3. Поставьте правильно знаки препинания: Офицеры (1) в новых сюртуках (2) белых перчатках (3) в блестящих эполетах (4) щеголяли по улицам и бульварам.

А) 1,2,3.

Б) 1,2,3,4.

В) 2,3,4.

5. Творческая работа

- продолжите фразу так, чтобы получилось небольшое сочинение – рассуждение

1 ряд  « Счастье – это…»

2 ряд « Смысл жизни заключается в …»

IY. Подведение итогов

Y. Домашнее задание.

- Найти и выписать из рассказа А.П.Чехова «О любви» предложения с обособленными членами ( не менее 5 предложений).

- упр. 307. параграф 29



Предварительный просмотр:

1 вариант

1. Укажите предложение с обособленным определением.

А) Люди, стоявшие на дороге, разошлись, и Хаджи Мурат большой иноходью пустился вниз по дороге.

Б) Хаджи Мурат выхватил пистолет из-за пояса, прибавил хода и направил лошадь прямо на заграждавших дорогу людей.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Измученная, мокрая, грязная, она (Катюша) вернулась домой.

А) определение относится к личному местоимению.

Б) определение обособляется всегда.

3. Поставьте правильно знаки препинания: Солнце спускалось за крупный лес (1) и на свете зари берёзки (2)рассыпанные по осиннику (3) отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми (4) готовыми лопнуть (5) почками.

А) 1,2,3,4.

Б) 1,2,3,4,5.

В) 2,3,4,5.

-------------------------------------------------------------------------------------

2 вариант

1. Укажите предложение с обособленным определением.

А) Из-за этих звуков послышался приближающийся лошадиный топот и говор.

Б) Позади них щёлкнули два выстрела, просвистели две пули, не задевшие ни его, ни Элдара.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Князь Андрей, невесёлый и озабоченный, подъезжал по аллее сада к дому Ростовых.

А) согласованные нераспространенные однородные определение обособляются всегда.

Б) определение стоит после определяемого существительного.

3. Поставьте правильно знаки препинания: Офицеры (1) в новых сюртуках (2) белых перчатках (3) в блестящих эполетах (4) щеголяли по улицам и бульварам.

А) 1,2,3.

Б) 1,2,3,4.

В) 2,3,4.

1 вариант

1. Укажите предложение с обособленным определением.

А) Люди, стоявшие на дороге, разошлись, и Хаджи Мурат большой иноходью пустился вниз по дороге.

Б) Хаджи Мурат выхватил пистолет из-за пояса, прибавил хода и направил лошадь прямо на заграждавших дорогу людей.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Измученная, мокрая, грязная, она (Катюша) вернулась домой.

А) определение относится к личному местоимению.

Б) определение обособляется всегда.

3. Поставьте правильно знаки препинания: Солнце спускалось за крупный лес (1) и на свете зари берёзки (2)рассыпанные по осиннику (3) отчетливо рисовались своими висящими ветвями с надутыми (4) готовыми лопнуть (5) почками.

А) 1,2,3,4.

Б) 1,2,3,4,5.

В) 2,3,4,5.

-------------------------------------------------------------------------------------

2 вариант

1. Укажите предложение с обособленным определением.

А) Из-за этих звуков послышался приближающийся лошадиный топот и говор.

Б) Позади них щёлкнули два выстрела, просвистели две пули, не задевшие ни его, ни Элдара.

2. Объясните постановку запятых в предложении: Князь Андрей, невесёлый и озабоченный, подъезжал по аллее сада к дому Ростовых.

А) согласованные нераспространенные однородные определение обособляются всегда.

Б) определение стоит после определяемого существительного.

3. Поставьте правильно знаки препинания: Офицеры (1) в новых сюртуках (2) белых перчатках (3) в блестящих эполетах (4) щеголяли по улицам и бульварам.

А) 1,2,3.

Б) 1,2,3,4.

В) 2,3,4.

2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.

Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.

1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре.

2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.

3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца.

4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда.


3.  Составьте и запишите  предложения по следующим схемам:

1.                    , / определение, выраж.прич.оборотом /, …

2.     / распростр. приложение/,                                   …        

--------------------------------------------------------------------------------------

2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.

Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.

1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре.

2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.

3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца.

4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда.


3.  Составьте и запишите  предложения по следующим схемам:

1.                    , / определение, выраж.прич.оборотом /, …

2.     / распростр. приложение/,                                   …        

2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.

Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.

1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре.

2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.

3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца.

4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда.


3.  Составьте и запишите  предложения по следующим схемам:

1.                    , / определение, выраж.прич.оборотом /, …

2.     / распростр. приложение/,                                   …        

--------------------------------------------------------------------------------------

2. Конструирование и запись предложений с разными видами обособления. Составление схем этих предложений.

Из двух предложений составьте одно, осложненное обособленным членом предложения, и вы получите предложение, созданное Л.Н.Толстым.

1. Не верить мыслям. Эти мысли родились в споре.

2. Каждое существо имеет органы. Эти органы указывают ему место в мире. Для человека этот орган есть разум.

3. Девочка вбежала смело, обняла его и смело повисла у него на шее. Девочка была любимицей отца.

4. Она была в широком плаще. Лицо было под густой вуалью. Она долгие часы простаивала у подъезда.


3.  Составьте и запишите  предложения по следующим схемам:

1.                    , / определение, выраж.прич.оборотом /, …

2.     / распростр. приложение/,                                   …        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение"

План-конспект урока по русскому языку по теме "Определение",в коррекционной-школе интернате I,II вида, 5 класс....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Данный материал - конспект урока в 5 классе по русскому языку, который давался в рамках областного семинара «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как резерв повышения качества ...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему: «Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика»

Цели: Знать морфемный состав слова, уметь выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии.  Задачи:- Создать услов...

Конспект урока по русскому языку с применением ИКТ по теме "Обобщение и повторение по теме "Односоставные предложения" (8 класс) с презентацией

Обобщающий урок по теме "ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ". Конспект содержит описание целей учителя и обучающихся на каждом этапе урока, весь набор анализируемого языкового материала с вложенной презентацие...

Конспект урока по русскому языку по теме: «Определенно-личные предложения» 8 класс.

Конспект урока выполнен согласно требованиям ФГОС и включает в себя  все этапы урока, неоходимые для комбинированного урока....

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Обособленные приложения"

Тип урока: открытие новых знанийФормы урока: групповая, индивидуальнаяЦели. 1. Обучающие: познакомить учащихся с основными правилами обособления приложений, способами его выражения; показать особеннос...