Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение по теме «Имя прилагательное»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Марченкова Елена Олеговна

Данный материал - конспект урока в 5 классе по русскому языку, который давался в рамках областного семинара «Здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения как резерв повышения качества образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_otkrytyy_urok_5_klass.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе

по теме «Обобщение по теме «Имя прилагательное»

Цели: 1) познавательная – обобщение и систематизация знаний об имени прилагательном;

2) практическая – закрепление умения отграничивать прилагательное от других частей речи, разбирать слово морфологически, умения логически рассуждать на грамматическую тему;

3) воспитывающая – воспитание интереса к русскому языку.

Форма: дидактическая игра.

Ход урока.

Учитель: Ребята, наш урок мы начнём как всегда с определения настроения. Поднимите, пожалуйста, одну из карточек, соответствующих вашему настроению.

Учитель: Начнем нашу работу на уроке с загадки. Отгадав её, вы сможете определить, о чём пойдет речь на нашем уроке.

                Со мною ваша речь красива и точна,

                Когда же нет меня – она, увы, бедна.

                Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую

                Соцветьем дивных слов легко определю я!

Учитель: Вы узнали, о чем пойдет речь  на нашем уроке?

Дети: Речь на нашем уроке пойдет об имени прилагательном.

               

Учитель: Сегодня мы совершим путешествие в город, который называется «Имя прилагательное». Цель нашего путешествия – площадь Прилагательного. Будет много приключений, но справиться с трудностями нам помогут знания о прилагательном, которые вы получили в 5 классе на уроках русского языка, то есть мы с вами обобщим сегодня всё, что узнали об этой части речи. Запишем число, классную работу и тему «Обобщение по теме «Имя прилагательное».

Учитель: Но прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, что такое имя прилагательное как часть речи. Эту работу мы выполним по рядам. Учащиеся 1 ряда последовательно, логически зададут вопросы по теме, учащиеся 2 ряда ответят на них, учащиеся 3 ряда приведут примеры. Потом ряды поменяются заданиями: вопросы будут задавать учащиеся 2 ряда, отвечать – третьего, приводить примеры – первого и так далее.

Ответы.

Учитель: Итак, в путь!

Мы с вами приближаемся к цветочной поляне. Я сочинила рассказ об этих цветах. Только цветы на этой поляне растут какие-то невзрачные, бесцветные. Как же так получилось? Может, вы мне поможете? Прочитаем текст.

На карточке текст – читают.

Учитель: Ребята, вам понравился этот рассказ?

Ученики предлагают дополнить текст прилагательными.

Учитель: Подберите и надпишите над существительными прилагательные, чтобы получился яркий и красочный текст. А помогут вам фотографии, где изображены эти цветы (медуница, мать-и-мачеха, подснежники).

Работа с карточками и чтение текстов (2 чел.)

Учитель: Ребята, посмотрите, как изменилась наша поляна! Прилагательные-волшебники разукрасили поляну, сделали её красочной и яркой.

Учитель: Что ж, идём дальше!  Сейчас мы прослушаем стихотворение, в котором автор ещё раз напоминает нам, как скучна и однообразна была бы наша жизнь без прилагательных, которые обозначают разные цвета.

Ученик читает стихотворение.

Учитель: Да уж, каждому свой цвет: зелёными пусть будут трава на лугу, листья на деревьях, а небо должно быть голубым, моря – синими, маки - красными. Согласны?

Учитель: Но путь наш лежит через необычное озеро – Золотое.

                 Ветерок спросил, пролетая:

                 «Отчего ты, рожь, золотая?»

                 А в ответ колоски шелестят:

                 «Золотые руки нас растят!»

В.: - Как вы понимаете выражение «золотая рожь», «золотые руки»?

      - В каком значении употреблены в них прилагательные?

      - Как называется этот приём языковой выразительности в литературе?

      - Кто ещё знает выражения, где слово золотой употреблено в переносном значении? (золотое сердце, золотые слова, золотая осень, золотой человек).

А мы продолжаем путь.

Шум дождя

Учитель: Ой, дождь! Мы входим в зону осадков. А в это время … отправляется вперёд к доске и разбирает преграды, чтобы мы могли пройти дальше, делает синтаксический разбор предложения. А нам нужны зонтики – наши карточки с буквами О и Е, потому что осадки будут необычными – слова с орфограммой «О-Е после шипящих в окончании прилагательных». А ещё нам нужно вооружиться знаниями. Давайте вспомним это правило.

Большой дом,  на свежем воздухе,  чужого мальчика,  лежачего камня, стоячей воды,  пригожему молодцу,  чужой человек,  в колючем кустарнике,  большого дела.

В лесу весенний воздух свеж(?) и прохлад(?)н.

В.(к ученику у доски после проверки):

- Как ты определил, что прилагательные «свеж, прохладен» краткие?

- О какой грамматической особенности кратких прилагательных мы должны помнить?

- Какой вывод мы сможем сделать о синтаксической роли прилагательных?

Классу:

- Какие орфографические правила мы встретили при написании кратких прилагательных в этом предложении? (отсутствие Ь, беглая гласная у прилагательных мужского рода).

Физ. минутка: Ну вот и опять солнышко! Ребята! А что обязательно должны сделать путники, когда они во время долгого пути устали и утомились? (сделать привал).А если мы находимся на уроке, то традиционно проводим физминутку или зарядку. (Звучит музыка несколько секунд) Кто хочет быть инструктором?

Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!

В прятки с зайкой поиграем,
Под кустом поприседаем.
Ручки, солнышко, давай,
И как зайка приседай!

Сели — спрятались! Ку-ку!
Встали — снова наверху!
Сели-встали, сели-встали,
Вот как в прятки мы играли!

Упираем руки в бок
И лягушкой скок да скок!
Мы подпрыгнем высоко,
Лес увидим далеко.

Мы шагаем, мы шагаем!
Выше ножки поднимаем!
Через камушки и кочки,
Через ямки и пенечки!

Раз-два, три-четыре,
Мы в лесу, а не в квартире!

Учитель: Спасибо нашему инструктору. А я хочу спросить у всех: « Вы готовы к продолжению путешествия?» (Все громко: «Да!»). Тогда – в путь!

Учитель: Вот уже показались стены нашего города. Ой, а у нас поломка! Надо её исправить. Перед вами текст. Надо поставить прилагательные в нужную форму, определить  и выделить окончания. Но сначала вспомним алгоритм рассуждения по определению окончаний прилагательных.

С древних времен люди знали о полезн… действии растений. Из огромн… количества трав они выбирали только те, которые лечили человека и укрепляли его здоровье. Их называли лекарственными.
Из растений делали отвар
. Это значит, их варили. А также делали настой, то есть их заваривали как чай. Лекарствен… растения богаты витаминами, поэтому их использовали в качестве профилактическ… средства. И сейчас лекарственные растения применяют в современн… медицине.

Учитель: Вот и город, но висит замок. А ключ – морфологический разбор прилагательного ОГРОМНОГО.

Ученик делает на доске, ученики в тетрадях морфологический разбор прилагательного.

Учитель: Входим в город. Но что это? Чтобы добраться до площади Прилагательного, нужно узнать дорогу! А для этого требуется открыть карту. В этом нам помогут подсказки. Своё высказывание начинаем со слов: «Имя прилагательное…».

Дети фронтально отвечают.

Учитель: Вот и конец нашего путешествия – площадь прилагательного. А нашего урока, используя подсказки расскажем всё, что мы знаем о прилагательном.

Ученики рассказывают.

Учитель: Каждый путешественник, возвращаясь из путешествия, пишет о своих приключениях. Вот и вы дома выполните домашнее задание.

Откройте дневники, запишите домашнее задание: повторить параграфы102- 106, выполнить упр. 602. Это задание поможет вам подготовиться к контрольному диктанту.

Учитель: А теперь мы с вами дадим оценку тому, как все вместе поработали на уроке.

Рефлексия.

Учитель: Ребята, с каким же настроением мы заканчиваем наш урок? Поднимите карточку, соответствующую вашему настроению.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Маршрутный лист

Задание №1.

Пробудились цветочки. Днем на проталинке появились головки мать-и-мачехи.

Умылись водой и засияли улыбкой весны. Поднялась с земли и расцвела медуница.

Тянутся к солнцу стебельки с цветами. Колокольчики-капельки подснежников поник

ли над подтаявшим снегом.

Задание №2.

Ветерок спросил, пролетая:

«Отчего ты, рожь, золотая?»

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки нас растят!».

Задание №3.

С древних времен люди знали о полезн… действии растений. Из огромн… количества трав они выбирали только те, которые лечили человека и укрепляли его здоровье. Их называли лекарственными.
Из растений делали
отвар. Это значит, их варили. А также делали настой, то есть их заваривали как чай. Лекарствен… растения богаты витаминами, поэтому их использовали в качестве профилактическ… средства. И сейчас лекарственные растения применяют в современн… медицине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-игра "Взятие башни" по русскому языку в 6 классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"

Урок предназначен для обобщения изученного по теме "Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка,  позволяет разнообразить учебный пр...

Конспект урока по русскому языку в 9 классе Обобщение и систематизация изученного по теме «Сложносочинённое предложение»

Обобщение и систематизация знаний по теме "Сложносочинённые предложения" в 9 классе. Работа в группах...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

Конспект урока по русскому языку на тему "Урок-обобщение по теме «Имя прилагательное» с применением ИКТ (5 класс).

Применяемая технология:  Развитие креативного мышления с применением ИКТ технологий.Приемы: Индивидуальная работа учащихся на уроке, были применены структуры Токин Мэт, Финкин Баддис, Стё зе...

Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)

Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и  предполагает повторение изученного  по теме «Имя прилагательное»...