Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода".
план-конспект урока (7 класс) по теме

Папка содержит конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе, также презентацию к уроку, карточки, картинки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_7_klass.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             казенное  специальное

(коррекционное) образовательное учреждение

Ханты-Мансийского округа - Югры

для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья

«Радужнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа  VIII вида».

Конспект открытого  урока

по русскому языку в 7 классе на тему:

«Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода».

Учитель: Гусенова Л.Ш.

г. Радужный

2013г.

Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

Тип урока: формирование и закрепление знаний.

Цель: закреплять умения определять род, число, падеж имён прилагательных;
обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода.
Задачи:  

  1. закреплять умения проверять родовые и падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода;
  2. развивать орфографическую зоркость;
  3. коррекция и развитие познавательных процессов;
  4. выработка у учащихся потребности в контроле и оценивании своей учебной деятельности;
  5. расширять и обогащать словарный запас.
  6. Воспитывать любовь и интерес к языку.

Оборудование: компьютер, презентация, карточки, задания для работы в группах

Методы, применяемые на уроке:

  1. словесные;
  2. наглядные;
  3. практические;
  4. поисковые;

     5.метод самостоятельной работы

Ход урока.

I Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!
Эмоциональный настрой.

Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу.

Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными, активными и дружелюбными.

II Актуализация знаний.

Найдите пару
(у учащихся карточки с именами существительными, на доске карточки с именами прилагательными; дети подходят к доске и прикрепляют карточки так, чтобы получилось словосочетание, определяют падеж)
Холодное утро, по лесной дорожке, белоснежное одеяло, на пушистом снегу, зимним вечером
из снежных сугробов , по узкой тропинке, зимнее солнышко

III Сообщение темы урока.

- Сегодня мы поговорим об имени прилагательном, закрепим навыки склонения имен прилагательных мужского рода  и среднего рода, правильного написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
- Сегодня тема урока «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода»(
слайд 1)
-Что такое прилагательное? (
слайд 2)
-Как  изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам) (слайд 3)
-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (
слайд 4)
IV Обобщение материала.

Мы проведём урок на «Опушке леса», увидим красоту зимнего леса ( слайд5)
1)Отгадайте загадку: (
Слайд 6)
Кто, угадай - ка,
Седая хозяйка:
Тряхнёт перинки,
Над миром –пушинки? ? Зима.
Какая часть речи поможет точнее и красочнее описать красоту зимнего леса?
зима какая? (называют признаки).

Посмотрите, как много слов вы сказали, и все они похожи. Чем?( имена прилагательные)

2)Работа в тетрадях «Украшение текста прилагательными»(слайд 7)

- Нужно украсить текст прилагательными. Вставить в текст подходящие прилагательные (дифференцированная работа)

                                                 Зима в лесу.
……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.
3)Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке. (Снежинки.) (
слайд 8)
-Вот мы и понаблюдаем за снежинками. (слайд 9)
- Что вам напомнили эти снежинки? Догадайся, что это такое? - ий, - ое, - ый, -ее, -ая, -яя, -ой
(Окончания прилагательных м. р., ж. р., ср. р.)

- На сколько групп можно разделить эти окончания?
м.р. ср.р.  ж.р
- ий - ое   -ая
- ый - ее  -яя
- ой

4). Динамическая пауза.
Называю словосочетание - дети определяют род: м.р. -  хлопают мальчики,
ж.р.-  хлопают девочки, ср. р –тишина.
лыжный поход, зимнее утро , хорошая погода, морозный возду, крепкий лед, небо голубое, снежная зима, красивый снеговик, большая сосулька.


5).-От чего зависят окончания имён прилагательных? (от вопроса)
-Как правильно написать окончание имён прилагательных? (что в вопросе, то в ответе)- Только нужно помнить, что после твёрдых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы, а после мягких- И или Е.
- Изменение окончаний по падежам как называется? ( склонением)
- Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.) - А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)

-Давайте вспомним, как мы определяем падеж  имен прилагательных.

- Какие шаги мы должны сделать?
1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным     (
слайд 10)(На покрывале (каком?) снежном)
2 шаг – определить падеж у имени существительного                                (
слайд 11) На (чём?) на покрывале – предложный падеж.)
3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного(
слайд 12)

Мы хорошо потрудились, пора отдохнуть.


V.
Физминутка. Зимой (слайд 13)

Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Как интересно нам зимой! (
показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (
имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (
показывают большим пальцем вверх)

Работа в группах. Игра «Горка».

- Сейчас каждый ряд получит по одной карточке.

Какая зима обходится без катания с горки? (Слайд 14 )

-На «горке» имя прилагательное, предлагаю просклонять прилагательное вместе с существительным подберите к нему окончание, запишите, выделите окончание
И.п.  бел….. снег               бел… покрывало      
Р.п.   бел…. снег…            бел…покрывал…
Д.п.   бел…. снег…            бел…покрывал…
В.п    бел…… снег…         бел…покрывало
Т.п.   бел…..снег…            бел…покрывал…
П.п о бел….. снег…          о бел…покрывал…

-Заполнение карточек «Окончания прилагательных муж. и ср. рода.»

Работают по таблице.

И.п. - ОЙ, -ЫЙ -ое , ее
Р.п. -ОГО -его
Д.п. ОМУ
В.п. -ОЙ, -ЫЙ -ое, -ее
Т.п. -ИМ , -ЫМ
П.п. -ОМ, -ОМ

Понаблюдай и сделай вывод (Слайд 15 )
Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
Озвучивают памятку.

Когда есть прилагательное (Слайд 16)
И нужно обязательно
Узнать про окончание –
Внимание, внимание!
Правил легче нет на свете:
Что в вопросе – то в ответе!
После твердых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы.
После мягких согласных и шипящих пишем И или Е.

8)Работа с учебником. стр. 114 правило
упражнение 144 стр. 113(
слайд 17)
-Понаблюдаем за окончаниями прилагательных и сделаем вывод.(
слайды 18-19)

Домашнее задание. Стр. 119, упр.152(слайд 20)

VI. Подведение итогов. (слайд 21)
Игра «Или нет, или да, а не знаешь – не беда».
Имя прилагательное –часть речи?
Имена прилагательные склоняются?
В русском языке есть 7 падежей?
У прилагательных м.р. и ср.р. в родительном падеже окончание -ого, -его?
Определить род прилагательного можно по вопросу?
- Как проверить правильность написания окончаний имен прилагательных?
по вопросам(надо найти существительное, к которому относится прилагательное, от него поставить вопрос к прилагательному и по нему определить, какое окончание следует писать)

VII.Выставление оценок.


VIII. Рефлексия
Учащиеся с помощью карточек с изображением смайликов (весёлого, задумчивого) оценивают свою работу на уроке, поднимают:
-весёлого, если на уроке было интересно, всё поняли;
-задумчивого, если иногда были трудности, сомнения.

 Спасибо за урок. (слайд 21)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

Конспект урока по теме"Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа."...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме ""Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа....

урок русского языка Тема: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

тренировочные упражнения по закреплению правописаний окончаний имен прилагательных....

Конспект урока.Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 6 класс

Урок в коррекционной школеЦель: учить правописанию имен прилагательных мужского и среднего родаЗадачи:-Образовательная:    формирование навыков правописания окончаний имён прилагательны...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"

Конспект урока по русскому языку 5 класс школа 8 вида на тему "Окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода"...