Главные вкладки

    Конспект урока по русскому языку в 7 классе по теме: "Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода".
    план-конспект урока (7 класс) по теме

    Гусенова Людмила Шахназовна

    Папка содержит конспект открытого урока по русскому языку в 7 классе, также презентацию к уроку, карточки, картинки.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_7_klass.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                 казенное  специальное

    (коррекционное) образовательное учреждение

    Ханты-Мансийского округа - Югры

    для обучающихся, воспитанников

    с ограниченными возможностями здоровья

    «Радужнинская специальная (коррекционная) общеобразовательная

    школа  VIII вида».

    Конспект открытого  урока

    по русскому языку в 7 классе на тему:

    «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода».

    Учитель: Гусенова Л.Ш.

    г. Радужный

    2013г.

    Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

    Тип урока: формирование и закрепление знаний.

    Цель: закреплять умения определять род, число, падеж имён прилагательных;
    обобщить знания учащихся о склонении имён прилагательных мужского и среднего рода.
    Задачи:  

    1. закреплять умения проверять родовые и падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода;
    2. развивать орфографическую зоркость;
    3. коррекция и развитие познавательных процессов;
    4. выработка у учащихся потребности в контроле и оценивании своей учебной деятельности;
    5. расширять и обогащать словарный запас.
    6. Воспитывать любовь и интерес к языку.

    Оборудование: компьютер, презентация, карточки, задания для работы в группах

    Методы, применяемые на уроке:

    1. словесные;
    2. наглядные;
    3. практические;
    4. поисковые;

         5.метод самостоятельной работы

    Ход урока.

    I Организационный момент.

    Здравствуйте, ребята! Я рада вновь приветствовать вас!
    Эмоциональный настрой.

    Сядьте ровно, посмотрите на меня. Улыбнёмся друг другу.

    Урок сегодня особенный. У нас сегодня гости. Постарайтесь быть внимательными, активными и дружелюбными.

    II Актуализация знаний.

    Найдите пару
    (у учащихся карточки с именами существительными, на доске карточки с именами прилагательными; дети подходят к доске и прикрепляют карточки так, чтобы получилось словосочетание, определяют падеж)
    Холодное утро, по лесной дорожке, белоснежное одеяло, на пушистом снегу, зимним вечером
    из снежных сугробов , по узкой тропинке, зимнее солнышко

    III Сообщение темы урока.

    - Сегодня мы поговорим об имени прилагательном, закрепим навыки склонения имен прилагательных мужского рода  и среднего рода, правильного написания окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
    - Сегодня тема урока «Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода»(
    слайд 1)
    -Что такое прилагательное? (
    слайд 2)
    -Как  изменяются имена прилагательные? (по числам, родам и падежам) (слайд 3)
    -На какие вопросы отвечают имена прилагательные? (
    слайд 4)
    IV Обобщение материала.

    Мы проведём урок на «Опушке леса», увидим красоту зимнего леса ( слайд5)
    1)Отгадайте загадку: (
    Слайд 6)
    Кто, угадай - ка,
    Седая хозяйка:
    Тряхнёт перинки,
    Над миром –пушинки? ? Зима.
    Какая часть речи поможет точнее и красочнее описать красоту зимнего леса?
    зима какая? (называют признаки).

    Посмотрите, как много слов вы сказали, и все они похожи. Чем?( имена прилагательные)

    2)Работа в тетрадях «Украшение текста прилагательными»(слайд 7)

    - Нужно украсить текст прилагательными. Вставить в текст подходящие прилагательные (дифференцированная работа)

                                                     Зима в лесу.
    ……….день. ……. шубки надели сосны. …………снег на ветках . Как хорошо дышать ……….воздухом.
    3)Что за звездочки сквозные
    На пальто и на платке?
    Все сквозные, вырезные,
    А возьмешь — вода в руке. (Снежинки.) (
    слайд 8)
    -Вот мы и понаблюдаем за снежинками. (слайд 9)
    - Что вам напомнили эти снежинки? Догадайся, что это такое? - ий, - ое, - ый, -ее, -ая, -яя, -ой
    (Окончания прилагательных м. р., ж. р., ср. р.)

    - На сколько групп можно разделить эти окончания?
    м.р. ср.р.  ж.р
    - ий - ое   -ая
    - ый - ее  -яя
    - ой

    4). Динамическая пауза.
    Называю словосочетание - дети определяют род: м.р. -  хлопают мальчики,
    ж.р.-  хлопают девочки, ср. р –тишина.
    лыжный поход, зимнее утро , хорошая погода, морозный возду, крепкий лед, небо голубое, снежная зима, красивый снеговик, большая сосулька.


    5).-От чего зависят окончания имён прилагательных? (от вопроса)
    -Как правильно написать окончание имён прилагательных? (что в вопросе, то в ответе)- Только нужно помнить, что после твёрдых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы, а после мягких- И или Е.
    - Изменение окончаний по падежам как называется? ( склонением)
    - Можно ли определить падеж по окончанию? (Нет, т.к. окончания встречаются одинаковые.) - А как можно определить падеж у прилагательного? ( Прилагательное неразрывно связано с именем существительным, поэтому можно определить падеж по имени существительному.)

    -Давайте вспомним, как мы определяем падеж  имен прилагательных.

    - Какие шаги мы должны сделать?
    1 шаг – найти существительное, связанное с именем прилагательным     (
    слайд 10)(На покрывале (каком?) снежном)
    2 шаг – определить падеж у имени существительного                                (
    слайд 11) На (чём?) на покрывале – предложный падеж.)
    3 шаг – по падежу существительного определить падеж прилагательного(
    слайд 12)

    Мы хорошо потрудились, пора отдохнуть.


    V.
    Физминутка. Зимой (слайд 13)

    Произносится текст стихотворения и одновременно выполняются сопровождающие движения.
    Как интересно нам зимой! (
    показывают большим пальцем вверх)
    На санках едем мы гурьбой, (
    имитируют катание на санках)
    Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
    Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
    Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
    Зимой веселые деньки! (
    показывают большим пальцем вверх)

    Работа в группах. Игра «Горка».

    - Сейчас каждый ряд получит по одной карточке.

    Какая зима обходится без катания с горки? (Слайд 14 )

    -На «горке» имя прилагательное, предлагаю просклонять прилагательное вместе с существительным подберите к нему окончание, запишите, выделите окончание
    И.п.  бел….. снег               бел… покрывало      
    Р.п.   бел…. снег…            бел…покрывал…
    Д.п.   бел…. снег…            бел…покрывал…
    В.п    бел…… снег…         бел…покрывало
    Т.п.   бел…..снег…            бел…покрывал…
    П.п о бел….. снег…          о бел…покрывал…

    -Заполнение карточек «Окончания прилагательных муж. и ср. рода.»

    Работают по таблице.

    И.п. - ОЙ, -ЫЙ -ое , ее
    Р.п. -ОГО -его
    Д.п. ОМУ
    В.п. -ОЙ, -ЫЙ -ое, -ее
    Т.п. -ИМ , -ЫМ
    П.п. -ОМ, -ОМ

    Понаблюдай и сделай вывод (Слайд 15 )
    Правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода.
    Озвучивают памятку.

    Когда есть прилагательное (Слайд 16)
    И нужно обязательно
    Узнать про окончание –
    Внимание, внимание!
    Правил легче нет на свете:
    Что в вопросе – то в ответе!
    После твердых согласных в окончаниях прилагательных пишем О или Ы.
    После мягких согласных и шипящих пишем И или Е.

    8)Работа с учебником. стр. 114 правило
    упражнение 144 стр. 113(
    слайд 17)
    -Понаблюдаем за окончаниями прилагательных и сделаем вывод.(
    слайды 18-19)

    Домашнее задание. Стр. 119, упр.152(слайд 20)

    VI. Подведение итогов. (слайд 21)
    Игра «Или нет, или да, а не знаешь – не беда».
    Имя прилагательное –часть речи?
    Имена прилагательные склоняются?
    В русском языке есть 7 падежей?
    У прилагательных м.р. и ср.р. в родительном падеже окончание -ого, -его?
    Определить род прилагательного можно по вопросу?
    - Как проверить правильность написания окончаний имен прилагательных?
    по вопросам(надо найти существительное, к которому относится прилагательное, от него поставить вопрос к прилагательному и по нему определить, какое окончание следует писать)

    VII.Выставление оценок.


    VIII. Рефлексия
    Учащиеся с помощью карточек с изображением смайликов (весёлого, задумчивого) оценивают свою работу на уроке, поднимают:
    -весёлого, если на уроке было интересно, всё поняли;
    -задумчивого, если иногда были трудности, сомнения.

     Спасибо за урок. (слайд 21)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

    Конспект урока по теме"Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа."...

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа.""

    Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме ""Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода Т. п. единственного числа....

    урок русского языка Тема: Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

    тренировочные упражнения по закреплению правописаний окончаний имен прилагательных....

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.

    Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний....

    Конспект урока.Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода 6 класс

    Урок в коррекционной школеЦель: учить правописанию имен прилагательных мужского и среднего родаЗадачи:-Образовательная:    формирование навыков правописания окончаний имён прилагательны...

    Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока " Имя прилагательное. Интересная часть речи"

    Конспект урока  по повторению темы: имя прилагательное. в 5 классе с целями и задачами, творческим материалом и карточками  для  индивидуальной работты....

    Конспект урока по русскому языку- 6 класс ( коррекционная педагогика) по теме:" Склонение имен прилагательных женского рода в ед. числе. Знакомство со словарным словом – ярмарка."

    Конспект урока по русскому языку- 6 класс ( коррекционная педагогика) по теме:" Склонение имен прилагательных женского рода  в ед. числе. Знакомство со словарным словом – ярмарка."...