Урок-игра "Взятие башни" по русскому языку в 6 классе "Обобщение по теме "Имя прилагательное"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Гафурова Илона Ивановна

Урок предназначен для обобщения изученного по теме "Имя прилагательное". Построен в игровой форме, что поддерживает интерес учащихся к изучению русского языка,  позволяет разнообразить учебный процесс. Соревнование между командами помогает вовлечь слабых учащихся. Участие в игре, победа , прикрепление "своего" флага к башне - все это положительно настраивает учащихся к урокам русского языка. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по

русскому языку в 6 классе

«Обобщение по теме «Имя прилагательное». Урок-игра «Взятие башни»

Тема:  Обобщение по теме «Имя прилагательное». Урок-игра «Взятие башни»

Цель: углубить представления: о роли прилагательных в речи; о делении прилагательных на разряды; о синтаксической функции имен прилагательных; отрабатывать умение определять разряд имен прилагательных; развитие орфографических, коммуникативных навыков.

Тип урока: урок-игра

Оборудование: плакат с изображением башни, конверты, карточки с предложениями, карточки с окончаниями имен прилагательных, жетоны, эмблемы команд, торжественная музыка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  1. Вступительное слово учителя.

- Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня нам с вами предстоит побороться за башню Имен Прилагательных. И в борьбу вступают команды…

Представление команд: Качественные, Относительные, Притяжательные

     3. «Посвящение в рыцари»

- В борьбе могут участвовать только настоящие рыцари. Стать рыцарями вы сумеете, только если сможете рассказать об особенностях своего разряда имен прилагательных.

Учащиеся рассказывают об имени прилагательном, о разрядах имени прилагательного.

За ответы в каждом конкурсе учитель вручает жетоны.

  1. «Первая ступень»

- Предлагаю приступить к «взятию башни». Распределите данные предложения по конвертам.

Работа с карточками. Распределение предложений в три конверта: Качественные, Притяжательные, Относительные.

1)У этого рыцаря заячье сердце. 2)Дама носила на счастье заячью лапку. 3) Лорду Пэлтроу подарили заячий тулуп. 4) Для леди сшили лисью шубу. 5)На воротник пошел лисий хвост. 6)Она заметила его лисий взгляд. 7)Гости с волчьим аппетитом набросились на еду. 8)Охотники наткнулись на волчье логово. 9)Оруженосец потерял где-то свою волчью шапку.

Учитель проверяет конверты с вложенными предложениями. Объявляет результат.

  1. «Вторая ступень»

- Молодцы, справились  с этим заданием. Впереди еще преграда.

На доске вывешены окончания имен прилагательных. Для каждой команды свое окончание.

-УЮ                        -ОГО                   -ЫМИ 

- Что же это? Правильно, окончания.  Вам необходимо по окончаниям определит род, число, падеж имен прилагательных. Подобрать имя прилагательное и составить словосочетание по схеме имя прил. + имя сущ.

Учитель объявляет результаты.

  1. «Третье испытание»

- Вот перед нами новое испытание. Ох непросто, покорить эту башню!

Над доске слов: ЗАМОК, БАШНЯ, НЕБО.

- Это испытание называется «Кто больше?» Подберите как можно больше имен прилагательных, называющих признаки данного предмета.

Задание на время. Длительность по усмотрению учителя. Команды читают свои ответы, учитель подсчитывает.

  1. «Четвертая высота»

- Посмотрите, что еще нам нужно преодолеть.

На доске загадка:

Эта рыжая плутовка

И коварна и хитра.

Быстрых зайцев ловит ловко,

Кур ворует со двора

И мышами поживиться

Любит шустрая.

- Кто же это? (Лиса) Да, легко отгадали, а что же вам помогло так быстро ее узнать? (Имена прилагательные)

Далее учащиеся выполняют ряд заданий по этой загадке.

- Найти в тексте имена прилагательные.

- Сделать синтаксический разбор первого предложения.

В этих заданиях побеждает та команда, которая выполнит все верно и быстрее остальных.

- А какова же синтаксическая роль прилагательных в речи.?

Стоит обратить внимание на слово шустрая.

Учитель подводит итоги этого этапа.

  1. «Пятая ступень»

- В этом задании вам нужно быть внимательными и наблюдательными. Нужно найти «Четвертое лишнее».

Учащиеся работают по карточкам. После объясняют свой выбор.

  1. Ледя…ой, стекля…ый, гуси…ый, кожа…ый.
  2. Торжестве…ый, авиацио…ый, ветре…ый, искусстве…ый.
  3. (Средне)вековый замок, (ярко)желтый тюльпан, (темно)зеленая листва, (русско)английский словарь.

Учитель объявляет результаты

  1. «Вершина»

- Совсем немного осталось до вершины башни Имен Прилагательных, скоро она нам покорится. Предстоит самое сложное – объяснительный диктант.

Незримый жаворонок поет заздравный гимн весне. (Е. Баратынский)

В нашем озере рыба водится не крупная, а мелкая.

На дворе стояла ненастная погода.

Учитель объявляет результаты.

10 . «Победа»

Подводятся итоги игры. Команда, набравшая наибольшее количество жетонов, объявляется победителем. Победители под торжественную музыку прикрепляет заранее приготовленный флаг к вершине башни.

- Молодцы, поздравляю! Все вы достойно боролись за право первыми одолеть Имена Прилагательные. До свидания!

Литература: Занимательные материалы по русскому языку. Арсирий А.Т. 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по русскому языку по теме "Не с прилагательными"

Данный урок-проект был проведен в 6 классе согласно рабочей программе (3 четверть)Основная цель урока: Познакомить учащихся с написанием частицы НЕ с именем прилагательным, совершенствовать учеб...

Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Предложенный учебный материал состоит из плана урока и методических рекомендаций к нему....

Урок русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи.

Конспект урока русского языка в 6 классе. Имя прилагательное как часть речи....

Урок русского языка в 5 классе «Имя прилагательное как часть речи»

цель урока: показать роль прилагательного в тексте, повторить морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении, научить правильно употреблять прилагательное в речи....

Урок русского языка в 6 классе " Имя прилагательное. Повторение изученного в 5 классе"

Данный урок рекомендуется проводить в 6 классе в самом начале изучения темы " Имя прилагательное"....