Конспект урока по русскому языку на тему: "Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные"
план-конспект занятия по русскому языку (6 класс)

Асельдерова Барият Абухановна

"Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kon._razryad.docx91.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку на тему: "Разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные" (6 г класс)

Дата проведения;13.01.2021г

                                                                                              Провела Асельдерова Б.А.,

        Учитель рус. яз. и   лит-ры.      

Задачи: познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных и их отличительными особенностями; продолжить отрабатывать навыки сравнения, сопоставления прилагательных, учиться распознавать их разряды.

Планируемые результаты:

1.  Предметные: знать разряды прилагательных, их отличительные признаки; уметь различать прилагательные  по значению.

2. Метапредметные:

Познавательные: воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; извлекать информацию из различных источников; давать определения понятиям; объяснять языковые явления; строить рассуждение; приводить примеры в качестве доказательства;

устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные: определять и формулировать цель деятельности; составлять план действий, работать по плану; прогнозировать, корректировать свою деятельность; выдвигать версии решений;

анализировать и оценивать собственную работу.

Коммуникативные: уметь сотрудничать в группе; учитывать различные мнения, сравнивать разные точки зрения; высказывать и отстаивать свою точку зрения; договариваться, задавать вопросы по теме; выступать перед аудиторией.

3Личностные: выражать положительное, осознанное отношение к учению; оценивать собственную учебную деятельность; применять правила сотрудничества в группе.

Ход урока

1.  Орг. момент.

- Ребята, наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать словами М.Пришвина: «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в человеке от солнца, а всё лучшее в жизни от человека и его доброты». Это девиз нашего урока.

2. Фронтальный опрос.

На доске записаны три предложения, в них пропущены слова:

Старый друг ………   новых двух.

……….        пример заразителен.

Все ……….      со временем становится явным.

 1) Каких слов не хватает в тексте?

- Правильно, прилагательных. Давайте восстановим текст, вставим прилагательные на место.

3.Актуализация знаний

На доске слова, от которых нужно образовать степени сравнения, если это возможно.(по вариантам)

Светлый

Яркий

Тонкий

Глубокий

Красный

Широкий

Хороший

Плохой

Тёмный

Чёрный

Узкий

Бедный

. Работа с текстом. 

                                       Сумерки. 

  Хороши  осенние сумерки! Над сырыми берёзовыми рощами подымалась туманная луна. На

вечернем небе виднелись тонкие тени плакучих ветвей. 

 В сизом  воздухе стояли над лесом  прозрачные облака и тлели слабым светом. А потом над

огромной безмолвной землёй воцарялась ночь, до самых краёв налитая прохладным воздухом и

запахом  речной воды.

  - Какие прилагательные, попав в текст, стали эпитетами?  

  - Что мы называем эпитетами? (образное художественное определение) 

 -  Для какого стиля текста характерно употребление эпитетов? 

 -  Определите тип текста. (описание). Озаглавьте текст.  

- Устная синтаксическая минутка. Первое предложение.  

 - Какими членами предложения бывают прилагательные? ( определениями и сказуемыми). 

  - Над какой орфограммой вы работали, вставляя прилагательные в текст? ( Безударные

окончания прилагательных) Прокомментируйте выбор безударных окончаний прилагательных в

первом абзаце.

3. Постановка учебной задачи.

- Ребята, сегодня вы сами будете добывать знания. Но сначала мы должны определить тему и задачи нашего урока.

- Распределите слова по 3 группам:

Смелый, деревянный, мамин, осенний, детский, храбрый, каменный, собачий, злой, лисий.

- Что обозначают слова в первом столбике? ( цвет, размер, качества человека)

- Что обозначают прилагательные во втором столбике?   (место, время, материал)

- В третьем? (принадлежность предмета кому-либо)

- Как выдумаете, почему мы распределили прилагательные в 3 группы?

- Попробуйте теперь сформулировать тему нашего урока. Что мы будем сегодня изучать?

- Значит, что мы должны узнать сегодня на уроке?

4. Объяснение  нового  материала.

- На сколько групп делятся прилагательные по значению?

- По значению три разряда прилагательных-качественные, относительные, притяжательные.

.Объяснение нового материала.

- Как вы думаете, все ли имена прилагательные образуют степени сравнения, краткую форму, сложные прилагательные , сочетаются со словом очень?

Для того чтобы правильно ответить на эти вопросы, проведем небольшое исследование.

- Перед вами слова. 

Добрый (человек) Осенний (дождь)

Ласковый (котёнок), медвежья ( берлога)

Горячий (кофе). степные (животные)

- Докажите, что это имена прилагательные.

Ответы детей: Имена прилагательные употребляются при именах существительных и согласуются с ними, т.е. ставятся в том же роде, числе и падеже, что и определяемое существительное. Согласуясь с существительными, они изменяются по числам, а в единственном числе и по родам; в обоих числах изменяются по падежам

Работа в парах .

1 пара: образуйте краткую форму (Если возможно) имен прилагательных

2 пара: образуйте степени сравнения (простую форму сравнительной степени и простую форму превосходной степени прилагательных (если возможно)

3 пара: образуйте антонимические пары прилагательного (если возможно)

Какие прилагательные оказались лишними?

Почему?

На какой признак (качество) предмета указывают остальные «нелишние» прилагательные?

Добрый (человек) на внутренние качества человека;

Горячий (кофе) на температуру

Ласковый (котенок) на внутренние качества

Вывод:

Эти прилагательные обозначают:

1. различные качества,

2. образуют степени сравнения,

3. сочетаются со словами очень, весьма,

4. образуют антонимические пары;

Качественные прилагательные обозначают признак предмета, который может быть в большей или меньшей степени.

Только качественные прилагательные образуют сравнительную и превосходную степень сравнения.

Качественные прилагательные имеют краткую и полную форму.

Качественные прилагательные могут сочетаться с наречиями очень, чрезвычайно, слишком и другими.

- Чтение теории стр.16

5.Индив.работа (карточкти)

Упражнение для закрепления .

- Выпишите только качественные прилагательные.

6. Физминутка:

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

7.Первичная проверка понимания.

- Работа по учебнику.

- Продолжите ряд качественных прилагательных, дающих положительную оценку названным лицам, предметам.

1.Девочка – отзывчивая,…..

2. Мама - ласковая,….

3.Рассказ – увлекательный,…..

4. Футболист – настойчивый…….

8. Закрепление.

Игра «Найди лишнее».

- Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, если это прилагательное не указывает на качество, т.е. не является качественным, топнуть ногами, если это качественное прилагательное.

Веселый, глупый, березовый, умный, ловкий, деревянный, добрый, холодный, стеклянный, радостный, волчий, стойкий, свежий, осенний.

В названии каких произведений есть качественные имена прилагательные?

  • 1) «Утиная охота» (пьеса А. Вампилова)
  • 2) «Белый пудель» (рассказ А. Куприна)
  • 3) «Абрикосовое варенье» (рассказ А. Солженицына)
  • 4) «Весёлая азбука» ( стихотворение С.Я. Маршака)

9. Творческое задание – упр.341

10. Итог урока.

- С какими грамматическими признаками прилагательных мы познакомились сегодня на уроке?

- На какие разряды делятся прилагательные?

- Расскажите, что вы узнали о качественных прилагательных?

11.Рефлексия.

Я узнал....

Мне было трудно...

У меня получилось...

Мне было интересно...

12. Домашнее задание – выучить правило, упр.340, стр.16.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Употребление в речи имён прилагательных"

Данный материал содержит конспект урока по русскому языку, на котором происходит обобщение знаний об имени прилагательном как части речи и изобразительно-выразительной роли прилагательного в речи...

Конспект урока по русскому языку (ФГОС) на тему: «Повторение темы «Имя прилагательное»», (ФГОС)

Материал данного урока рассчитан на два учебных часа и  предполагает повторение изученного  по теме «Имя прилагательное»...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, ...

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"

План-конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме: "Имя прилагательное как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Сравнительная степень имен прилагательных"

Конспект урока по предмету "Русский язык" 6 класс по теме "Сравнительная степень имен прилагательных" (по программе Ладыженской)...